продолжение к "РодинаСлоновЪ и крейсерская война":
1. Эпоха парусов и дерева.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html2. Новая эпоха - железа и пара.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html 3. Эпоха железа и пара - Франция.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html 4. Эпоха железа и пара - Англия.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html5. Немцы и РуссскийЪ ПримерЪ.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182605.html6. Россия против Англии. Планы и дела (1863-1896).
https://alan-a-skaz.livejournal.com/183315.html7. Матчасть (1863-1905).
https://alan-a-skaz.livejournal.com/183666.html8. Полумирные полурейдеры.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html 9. подвиги ВОК под микроскопом.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184501.html 10. Осадные орудия и Муму: есть разница?
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184654.html11. ВОК без микроскопа
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184957.html (этот пост)
+ про спасение утопающих.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182866.html + Вдогонку к теме ВОК. Подробное описание попаданий по японцам.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/186054.html Позже по теме
https://alan-a-skaz.livejournal.com/278603.html РусскиеЪ приоритеты в крейсерской войне
https://alan-a-skaz.livejournal.com/278955.html РусскиеЪ приоритетЪы, Виктория Луиза и Кайзерина Августа.
56. Разбивка темы подвигов ВОК на два и даже три сообщения не то чтоб совсем не имела смысл, но она у меня получилась не по плану. Просто слишком утомительно было для предыдущей (9) части выискивать сведения на всякую мелочь ровно ради того, чтобы показать, что эта мелочь такого внимания не стоила. А ведь эта мелочь - 2/3 списка "славных побед" ВОК!
Для сравнения, во время блокады Порт-Артура японцы задержали
около 60 пароходов, в т.ч. 32 под английским флагом. Также они в 1904 г. захватили 23 торговых судна, пытавшихся прорвать блокаду Владивостока, в том числе 13 русских. Позднее, в январе-марте 1905 г., когда японцы окончательно взяли под контроль все проливы, соединяющие Японское море с Тихим океаном, им удалось захватить еще 22 иностранных торговых судна с грузами для Владивостока. Японская блокада оказалась многократно более эффективной, чем "русская крейсерская война, первая в мире(ТМЪ)". Those who live in glass houses should not throw stones. Итого, японцы задержали или захватили более сотни (105) кораблей с русскими грузами для Порт-Артура и Владивостока. Это в 7,5 раз больше заявленного ВОК списка его "побед" по "транспортам", и в не менее чем 20 раз больше реального списка того, что стоило вспомнить из добычи ВОК, стоило хотя бы потраченного на него времени, угля и боеприпасов. И где паника на мировых биржах по этому поводу, заоблачные цены на фрахт грузов для России, и т.п.? ;-))))
Английский флаг на более чем половине задержанных японцами судов отмечу особо. Для РИ Англия стала такой же любимой отмазкой плохого танцора, как для нынешней путинской РФии Госдеп, Украина и прочие марсиане. Вечное "англичанка гадит" для объяснения всех случаев, когда кто-то ;-) снова нагадил Российской империи в галифе, - и к этой же "англичанке" обращение чуть что за помощью, особенно в исправлении столь же вечной царской технической отсталости.
57. Разберемся теперь с тем, что должно быть видно без микроскопа. Вправду великие победы ВОК наконец-то отметим, да? ;-)
Первый поход (27января (9 февраля) - 1 (14) февраля 1904 г.) был практически безрезультатным (весь результат - один каботажник на 1 тыс.т., а потом орудия оказались забиты льдом), второй абсолютно безрезультатный ("помешать действиям японцев в разведанном районе невозможно, поскольку никаких морских перевозок здесь не ведется"), итого 2,5 месяцев бездействия или вроде как действий, но безрезультатных.
В это время японцы провели безответную бомбардировку Владивостока: (об этом отдельно см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/186115.html) 22 февраля (6 марта) 1904 г., в течение почти часа (50 минут) 4 крейсера Камимуры выпустили по городу около 200 снарядов
- неприцельно и практически безрезультатно, т.к. сам город их не волновал, а целью похода была демонстрация своей наглости и вызов ВОК на бой. И вроде были удачные для ВОК условия: под прикрытием своих береговых батарей и с возможностью вернуться в базу, если что-то пойдет не так.
Но береговые батареи молчали: внезапно оказалось, что они были нацелены непонятно куда, и уж точно не на корабли наглого противника. Знаменитые РусскиеЪ Минные заграждения, ЛучшиеЪвЪмире(ТМЪ), тоже были почему-то поставлены совсем не там, где нужно.
При всей безрезультатности обстрела, которую у нас не забывают ехидно подчеркивать (одна женщина убита, 5 матросов ранены, разрушена часть домов, в которых на тот момент никого не было), бомбардировка заставила многих офицеров и гражданских лиц отправить свои семьи в более безопасные места, хотя конечно-конечно, ничего ;-) эти японцы сделать нам не могли. Началось бегство жителей из города. 25 февраля (9 марта) на железнодорожном вокзале скопилась масса народу, и единственный поезд в Россию ушел переполненным.
РусскиеЪ крейсераЪ гордились всю зиму тем, что находились постоянно в боевой готовности и под парами, не жалея на это угля; уголь исправно выделялся и списывался. Выход из бухты постоянно ЯКОБЫ чистил ледокол, специально на то включенный в состав отряда. Но внезапно, когда враг сам оказался под боком, на крейсерах ВОК почему-то не было пара. Вот не было, и всё тут!
Разведение паров в штатно выделенное на это время, и даже в кратно большее, произвести так и не удалось. Напомню, что котлы крейсеров ВОК никак не должны были находиться в исходно холодном состоянии, но даже из холодного состояния их было реально прогреть за такое время С БОЛЬШИМ ЗАПАСОМ; что их скорость разогрева у "России" и "Громобоя" особенно хвалили перед РЯВ; что кроме 55 минут обстрела, отряд Камимуры находился в поле зрения наблюдателей Владивостока еще неск. часов на подходе, и столько же на отходе.
И лед почему-то препятствовал выходу ероевЪ на бой - несмотря на штатный ледокол, - настолько, что на проход 10 миль потребовалось 1 ч 15 минут - так спешили, так спешили! ;-)))
Ну зима ж, погодные условия не те, и море не той системы.))
Только когда отряд Камимуры уже неспешно и трусливо ;-) скрывался за горизонтом, отважные РусскиеЪ моряки смогли храбро, бесстрашно, отважно помахать кулаками вслед удирающим от них японцам. )))
На следующее утро, перед окончательным уходом домой, японцы снова покрасовались перед Владивостоком, - и снова отважные царские моряки не посмели высунуть нос из гавани.
16(29) апреля вице-адмирал Камимура снова появился со своей эскадрой вблизи Владивостока, и снова был презрительно проигнорирован гордыми противниками. Миноносцы-истребители «Сиракумо», «Асасиво», «Акацуки», «Асагири» поставили три минных банки (75 мин) у входа в бухту Золотой Рог. Хотя это делалось открыто, почти демонстративно, траление мин было организовано очень плохо. В результате 4 (17) июля 1904 г. в Уссурийском заливе миноносец № 208 подорвался на мине и затонул. Потом и "Громобой" подорвался там же, а без него весь остальной ВОК ("Россия", "Лена" и еще не загубленные миноносцы) ну никак не мог выйти в море хотя бы ненадолго. Впрочем, после разгрома отряда в Корейском проливе, даже при нормальном техническом состоянии, его моральный дух совсем не способствовал боевым выходам с базы.
57.1. Во время третьего уже (!) похода ВОК был наконец-то правду потоплен 13(26) апреля вправду войсковой транспорт "Кинсю-мару"(Kinshu-Maru) (3 853 т) с отрядом солдат. Аж целая рота... не, даже не целая, примерно половина штатного состава:
"с 9‑й ротой (3 офицера, 1 фельдфебель, 120 нижних чинов, 1 переводчик)", остальные - некомбатанты: "на «Киншю‑Мару» было, кроме войск и посредника, 72 человека судового состава, морской ревизор и подведомственные ему 17 человек команды, 77 рабочих и 3 купца". Поскольку на судне не было достаточно шлюпок, была запрошена отсрочка на высадку людей, но отсрочку не дали. В первую очередь японцы спасали некомбатантов. Часть людей приняли на русские корабли, 209 человек в сумме. По прошествию небольшого времени по пароходу была выпущена торпеда и открыт огонь. Цитата из "Описание действий на море...", в общем, "Мэйдзи 38":
"Оставшиеся на «Киншю‑Мару» люди спокойно ожидали в каютах решения своей судьбы. Почти одновременно с тем, как неприятельский офицер покинул пароход, с неприятельского военного судна была выпущена мина, которая попала в «Киншю‑Мару». Это было в 1 час 30 минут ночи 13 (26) апреля. Вода заполнила жилые помещения парохода. Часть команды при этом окончила жизнь самоубийством, остальные, взяв ружья, вышли на верхнюю палубу и начали стрелять по неприятельским судам, которые также открыли жестокий огонь. Около 2 часов вторая выпущенная мина взорвалась у борта, и «Киншю‑Мару» стал тонуть; наши солдаты, не сдаваясь, продолжали отчаянно сопротивляться, и частью были перебиты, а частью покончили с собой, почти все разделив участь судна. Неприятель, когда судно затонуло, прекратил огонь и отошел. Из 45 человек наших солдат, спасавшихся на 2 шлюпках, добралась до берега едва лишь десятая часть.".
Вообще-то это было военное преступление. Японцы, с их спокойным отношением к смерти в бою, не заостряли внимание на таких моментах; русские не относились к японцам, как к таким же людям; поэтому такие события при действиях ВОК были нормой. А вот если русских моряков в уже теплое время года аж целый час не подбирали с воды, по причине более спешных и важных дел у японцев, это было да, ужос-ужос-ужос.
см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182866.htmlЗато исключительно забота о находящихся на борту пленных ;-) в очередной раз помешала отважным морякам ВОК произвести намеченный по плану для этого похода обстрел Хакодате.
2(15) мая контр-адмирал Иессен нанес первое в истории ВОК серьезное повреждение боевому кораблю,
даже крупному... увы, собственному: своим произволом и самодурством привел к посадке на камни "Богатырь" водоизмещением в пару таких "Кинсю-мару" и стоимостью на порядок с лишним больше. До конца войны крейсер в строй уже не вернулся, только чудом не потонул и не был добит или захвачен японцами, слишком занятыми событиями под Порт-Артуром.
После 3-го похода было еще полтора месяца бездействия, если не считать вывод из строя "Богатыря", некоторые кадровые перестановки и переименование отряда, в общем - очередная "перестановка кроватей". Некто Матвей Лаптев писал родным: «в море не бывали после того, как ходили первый раз [имеется в виду апрельский поход к Гензану], так как опасно." Так как опасно, ага. Война войной, а безопасность превыше всего.
4-й поход (30 мая (12 июня) - 7 (20) июня 1904 г.) начался с того, что русская разведка, лучшая в мире (ТМЪ), решила, что противник все свои силы сосредоточил у Порт-Артура, и отряда Камимуры отважным морякам ВОК можно не бояться.
57.2. и 57.3. В этом походе снова были реально потоплены реальные транспорта, аж целых два. Сведения по грузу Idzuma-Maru (3229т) и Hitachi-Maru (6175т) расходятся. .
Агапов (Агапов В. Л. Операции Владивостокского отряда крейсеров в русско-японскую войну 1904 -1905 гг.) утверждает, что "Идзума-мару" возвращался порожняком во Внутреннее море, а осадные орудия вместе с людьми и лошадьми размещались на "Хитачи-мару". Японцы в "38 Мэйдзи" подтверждают, что транспорт именно что возвращался, и о грузе на нем, порожнем, не пишут. Но об орудиях на хоть каком из транспортов не пишут вообще, так что их там наличие может быть очередной самохвальной выдумкой... и НЕ может быть ничем иным, см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184654.html . Некоторые авторы считают, что осадные орудия числом 18 были как раз на "Идзума-мару", а на "Хитачи-мару" были только люди (1095 человек солдат и офицеров, не считая команду судна) и лошади (этих 320). Но раз этих орудий там реально не было вообще, и быть не могло, то какая разница?
В любом случае, с "Идзума-Мару" 105 человек команды были приняты со шлюпок на "Громобой", а с "Хитачи-мару" спасение не производилось. "Солдаты, согласно завещанию командира полка, раздевались и бросались в море. Из них спаслись лишь немногие, кто будучи подобран рыбачьими лодками, кто держась за плавающие предметы; таким образом было спасено: сухопутных нижних чинов 133, морских 1, команды парохода 18, а всего 152 человека. Около 3 часов дня машинное отделение и кормовая часть «Хитачи‑Мару», зажженные неприятельскими снарядами, представляли из себя море пламени, и пароход, наконец, затонул кормой. К тонувшему пароходу, несмотря на сильное волнение, ветер и дождь, подошла рыбачья лодка, побросала в воду весь свой груз и приняла к себе 37 человек"
Очередное военное преступление, вообще-то. У нас этим гордятся. Но если ситуация поворачивается обратной стороной, хотя бы отчасти - сразу вопль: "а нас-то за шо?!!"
В это время "Россия" и "Рюрик" вместе гнались за еще одним транспортом "Садо-Мару", где тоже находилось свыше 1000 чел. военнослужащих, и потом рапортовали о его потоплении, - которого в реальности не было, несмотря на длительный интенсивный артобстрел и пару торпед с "Рюрика". "Хотя на «Садо‑Мару» от минных пробоин вода быстро прибывала, однако, к счастью, он избежал затопления; все работали над выкачиванием воды и пароход был на плаву, когда в 13 милях на OSO от Окиносима к нему подошли «Накахино‑Мару» и «Исе‑Мару» для оказания помощи. ... 16 (29) июня пароход был уже способен к переходу и, так как ремонт было решено производить в Нагасаки, то около полудня 17 (30) июня его взяли на буксир «Такасаго‑Мару» и № 2 «Урага‑Мару» и повели в Нагасаки, куда и благополучно прибыли после полудня 19 июня (2 июля)."".
Что касается военного значения этого эпизода... В армии генерала Ноги перед первым штурмом Порт-Артура было 51 тыс. человек, после сдачи крепости и города 97 тыс. человек, 1-2% этого числа совсем не делали погоду. А всего японцы перевезли со своих островов на материк более 500 тыс. военнослужащих, среди которых эта неполная 1 тыс. вовсе не смотрится чем-то достойным внимания.
А теперь, забегая вперед - внимание: эти 3(ТРИ) названных выше войсковых транспорта - это ВСЕ перехваченные ероями ВОК военные транспорта японцев. ВСЕ. Аж целых 3 штуки из называемых везде 14. Аж целых 21,4% списка транспортов, якобы потопленных (10) и захваченных (4) ероями из ВОК. И еще один - зачтенный ошибочно, а в реальности уцелевший, и даже потом возвращенный в строй.
Тоннаж этих 3 великих побед достиг размера 3853+3229+6175=13257, аж целых 24,3% водоизмещения боевых кораблей ВОК или 12,6% добычи одного маленького "Эмдена", и наконец-то превысил размер 1(одного!) крейсера ВОК. А вместе с каботажной мелочью достиг около 15,5 тыс.т и порядка 2,5% предвоенного торгового флота Японии. Ура!!! ;-)
На обратном пути ВОК повезло разминуться с отрядом Камимуры, а еще был захвачен английский пароход «Allanton» с грузом 6500 тонн угля, который был объявлен военной контрабандой, пароход арестован и доставлен во Владивосток. Но не спешите пополнять список побед ВОК, как делают на этом месте наши патридиотЪы: бредовое обвинение было опротестовано, 10 (22) октября Высший призовой суд в Санкт-Петербурге постановил «пароход и груз возвратить владельцу». [Сборник решений Высшего призового суда по делам русско-японской войны. СПб.: Издано по решению Морского Министерства, 1913. С. 3-4. цит. по
https://istorja.ru/articles.html/russia/vladivostok-cruiser-squadron/] Почти одновременно вернулся из набега отряд миноносцев, о микроскопических успехах которого (изрядно им же преувеличенных) см. выше
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184501.html Пятый (15 (28) июня - 20 июня (3 июля) 1904 г.) поход ВОК стал в его истории успешным ровно в том смысле, что удалось удрать от вполне ожидаемой гибели. В налете на Гензан приняли участие, кроме крейсеров, еще "Дама с собачками" - вспомогательный крейсер "Лена" с миноносцами, при этом был потоплен не только мелкий каботажник и очередная шхуна, но и вправдашний боевой корабль... опять собственный: миноносец №204 получил повреждение от неудачного маневрирования, и был затоплен.
Город и порт были обстреляны - еще намного безрезультатнее, чем Владивосток.
"повреждение получило здание японского консульства, легко ранены два японца и два корейца"."Дама с собачками" отправились домой, крейсера отважно двинулись исполнять приказ попугать японцев в Желтом море... но вместо этого испугались сами, встретив отряд Камимуры в Корейском проливе.
Сначала были услышаны близкие радиопереговоры японцев. Тут вся отвага испарилась, приказ оказался забыт, герои дали дёру со всей своей обычной геройской удалью, их спасла своевременная ретирада и наступившая темнота, а также отправка в помощь кочегарам всех свободных матросов. Не сразу отставшие японские миноносцы были обстреляны, и якобы два из них потоплены "у всехЪ на глазахЪ"(С)Руднев, или "Адмирал Безобразов полагает, что нашим огнем потоплено 2 миноносца"- о чем японцы даже не догадывались, как обычно: "обе эскадры пошли одним курсом и расстояние до неприятеля почти не менялось, к тому же и отставший «Рюрик» как будто бы вошел в строй. Наша эскадра опять увеличила скорость, но и неприятель, по‑видимому, дал полный ход, и расстояние не уменьшалось. К 8 часам вечера оно держалось в 12―13.000 или 14―15.000 метров. Но в это время солнце зашло, стало темно, и очертания неприятельских судов почти потерялись из вида. Еще до этого, справа по носу были обнаружены суда, похожие на наши миноносцы, и, видя, что они идут на Ost, казалось, что они подкрадываются к неприятелю. В 8 часов 17 минут неприятель вдруг открыл огонь из орудий и затем начал светить во все стороны прожекторами, благодаря чему 2‑й боевой отряд получил возможность выяснить место неприятеля и, чтобы не упустить его, пользуясь темнотой, повернул в западный пролив, пошел полным ходом, имея неприятеля по правому борту. Однако, в 8 часов 50 минут неприятель совершенно закрыл боевое освещение и, в конце концов, снова потерялся в темноте. Адмирал Камимура, рассчитывая, что так как ранее при атаке наших миноносцев неприятель светил прожекторами и открывал сильную стрельбу, то и теперь если миноносцы догонят его, он снова откроет освещение, шел вслед за ним по‑прежнему, но неприятель не давал о себе никаких признаков и место его так и не узнали. Тогда адмирал Камимура изменил курс на NO и потом снова почти на SW, идя все время полным ходом, однако, неприятеля не обнаружили."
57.4. На обратном пути был 19 июня захвачен пароход «Cheltenham» на 5,5 тыс.т, с грузом для строительства ж/д, который был объявлен контрабандным. Протест англичан не был удовлетворен. Позже пароход был переименован в "Тобол", входил в состав Доброфлота и был потоплен в 1917 г. германской подлодкой.
Итого на 5 походов 4 великих победы, 13257+5500=18757 т. .
57.5. 6-й поход (4 (17) июля - 19 июля (1 августа) 1904 г.) считается успешным и нашумевшим. Крейсера неожиданно для всех (для них самих такой приказ был тоже неожиданным, но приказы не обсуждаются, приказы выполняются) прошли Сангарский пролив и единственный (!) раз вправду (!) достигли морских путей, по которым велась внешняя торговля Японии. Поэтому были, в первый и последний раз за историю ВОК, задержаны не мелкие каботажники и шхуны, а аж целых 4 (четыре) крупных иностранных парохода с грузом, который сразу объявили контрабандным: германские «Arabia» (или Arabiya, у нас почему-то часто именуется английским) и «Thea» (или Tea), английские «Knight Commander» (или Night Commander) и «Calchas»(или Kalhas).
«Knight Commander» и «Thea» после снятия команды были уничтожены. Остальные захвачены. При этом, потопление «Thea» было позже признано незаконным, и за него пришлось платить полную компенсацию. Выяснилось, что русские офицеры, проводившие опрос и принимавшие решение, по немецки говорили и понимали еще хуже, чем немцы по русски, но заботиться о переводчике не сочли нужным - а поэтому допустили еще ряд грубейших ошибок. Угля на пароходе хватало до Южного Сахалина, и даже до Владивостока - если сжигать вместе с углем наличный в избытке рыбий жир, так что топить пароход из-за нехватки топлива не было никакой нужды. Заказчиком рейса выступала японская частная компания, а не правительство. Грузом был тот самый рыбий жир и тук, а не готовые к употреблению пищевые продукты, - т.е. никаким боком приплести военную контрабанду туда было нельзя, даже при всех обычных притягиваниях за уши вроде "а вдруг они той рыбой собираются кормить солдат". Призовой суд был вынужден признать необоснованность потопления, и полную правомочность претензий владельцев судна и груза.
Пароход «Calchas» (груз: мука, хлопок, бревна, почта) тоже опротестовал свое задержание, и легко выиграл дело в призовом суде, так что был отпущен. Эти две позиции сразу вычеркиваем. Вычеркиваем и третью: "Призовой суд Владивостокского порта, учтя, что контрабанда составляла менее ½ от всего груза «Arabia», постановила освободить судно, конфисковав только грузы, направлявшиеся в Японию. Это решение принято 20 июля (2 августа) 1904 г. Жалоба на него была подана через поверенного капитаном, и касалась только части конфискованного груза.
Предметом иска были 5500 мешков муки: 500 были адресованы в Кобэ на имя братьев Кэстль, а 5000 - в Кобэ на имя «Додвель и Ко». То есть они направлялись в Японию, но принадлежали нейтральным фирмам, и поэтому не могли считаться военной контрабандой. Владивостокский призовой суд ответил в том смысле, что провоз груза к неприятелю - это доставка в его страну, независимо от лиц, которым он адресован. С этим согласны также и английская призовая практика и законодательство.
Протест в Высший призовой суд в С-Петербурге направил присяжный поверенный Шефтель. Он доказывал, что 5000 мешков муки марки «Pagoda» были приобретены «Додвель и Ко» у компании Портлендских мукомольных мельниц из Портленда (в штате Орегон). Господа «Додвель и Ко» регулярно торгуют мукой в Кобэ, снабжая ей частные местные пекарни.
Основным вопросом для Высшего призового суда было: к какому виду контрабанды - безусловной или условной - нужно отнести съестные припасы (муку). Суд принял решение считать их условной контрабандой, да и то если только она перевозится неприятельскому правительству. Поскольку данная мука предназначалась нейтральным торговым фирмам, 20 ноября 1904 г. суд постановил удовлетворить апелляцию в обжалованной части, во всех прочих частях решение Владивостокского призового суда оставить в силе."
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4662Еще цитата про этот поход из Мельникова
https://www.rulit.me/books/krejser-i-ranga-rossiya-1895-1922-read-369772-52.html, где цитируются воспоминания членов экипажа крейсера "Россия": "12 июля. Когда рассвело, оказалось, что пароход, остановленный нами, был немецкий "Тен" (*прим. в других местах именуется Tea) с рыбным грузом, зафрахтованный Японией. Поручили "Рюрику" его утопить, что он и исполнил, стреляя в него долее 4 часов; вообще, "Рюрик" отличается какой-то необыкновенной медлительностью: на потопление этого парохода истратил около 200 снарядов.
Между тем, мы увидели и остановили английский пароход "Кэлас"(*прим. в других местах именуется "Калхас"), громадных размеров судно с массой гребных судов и, по-видимому, приспособленный под транспорт. Хотя груза на нём было совсем мало, а контрабандного меньше половины, решили его заарестовать и отвести во Владивосток: пусть наше правительство его купит, чем японское; а пароход новый, водоизмещением до 10000 тонн, ход до 12 узлов.
Команду на пароход отправили с "Рюрика". Последний опять отличился: когда поднимали баркас, отвозивший команду на пароход, стали лагом к волнам, баркас треснулся о борт, поломался и сорвался с талей; людей спасли, а баркас бросили."
Это насчет этики, интеллекта, профессионально-морской и боевой подготовки в РИФ вообще, в ВОК и на броненосном крейсере "Рюрик" в частности.
«Knight Commander» вез груз для строительства ж/д в Корее, результат которого очевидно не мог успеть оказать влияние на ход военных действий, - но тем не менее это было признано военной контрабандой. Так что еще победу и еще 4300 т брутто-водоизмещения можно записать в успехи ВОК.
18757+4300=23057, и это ВСЁ, что можно считать 5 (пятью) победами ВОК над войсковыми транспортами Японии и приравненными к ним ;-) крупными безоружными пароходами нейтральных стран. Это гораздо менее половины из заявленных 14 (четырнадцати!), 5/14=35,7%.
Список пароходов нейтральных стран, захват или потопление которых силами ВОК были признаны законными: "Cheltenham" и "Knight Commander".
И это - ВСЁ.
Паника на мировой бирже, ага, запредельные ставки страховок и взлетевшая до небес стоимость фрахта...
Здравствуй, фантастический мир мечтаний каплея Горковенко. ;-)))))
Даже если приплюсовать к этому великому ;-))) итогу всю мелочь, составляющую 2/3 списка "побед" ВОК и 4,1 тыс.т по суммарному водоизмещению, эти 27,16 тыс.т до половины водоизмещения ВОК чуток недотягивают.
Список фальстартов, т.е. незаконных задержаний, после которых пришлось задержанные суда освободить, а потопленное оплачивать компенсацией: "Allanton", "Calchas", "Тhеа", "Arabia". Также незачетным является якобы-потопление транспорта "Садо-Мару", 5 незачетов на заявленный список из 14 побед, 35,7%. Хотя кого-то из них в списке на 14 побед, очевидно, не считали, - ну допустим, признали непотопление "Садо-мару", вопреки обычаям наших любителей мухляжа с историей. В любом случае, тогда в том списке 3 реальных вправду-транспорта (21,4%), из которых прилично загруженным был только 1(один!); 5 реальных, но очень мелких каботажников (35,7%); 2 реальных более-менее немелких иностранных парохода (14,3%); в сумме 10 (ДЕСЯТЬ) реальных результатов, и 4 незачета (28,6%), а кто именно из 5 претендентов в число тех 4 незачетов входит, какая разница?.
По сравнению с торговым флотом Японии... по данным журнала «Соно Симпо» * за март 1905 г., общий тоннаж японских пароходов (в т.ч. применявшихся как военные транспорта), потопленных владивостокским отрядом, составил 15 280 т (что совпадает с нашими тутошними подсчетами весьма точно, кто бы удивился), и это 2,6 % от всего довоенного тоннажа японского парового торгового флота. Почти столько же (13 312 т) за год войны было потеряно из-за аварий без малейшего участия ВОК! ;-))))) [* Русское судоходство. 1905. №3 (275). С. 126. цит. по
https://istorja.ru/articles.html/russia/vladivostok-cruiser-squadron/]Кто после знакомства с этим списком поверит в бредни про якобы разгромное значение рейдов ВОК для войскового снабжения и морской внешней торговли Японии?
И это было ПОСЛЕДНИМ хоть как-то результативным походом ВОК. Следующий поход стал его разгромом, практически безответным.
По подсчетам доктора Я. И. Кефели, вся русская эскадра потеряла в бою 14 офицеров, 1 кондуктора, 328 нижних чинов убитыми (343 вместе), 28 офицеров, 6 кондукторов и 635 нижних чинов (669 вместе) ранеными, контужеными и обожженными. Потери японского флота составили только 2 офицера и 42 нижних чина убитыми (44 вместе), 4 офицера и 78 нижних чинов были ранены (82 вместе). И почти все эти потери - заслуга одного "Рюрика", который удрать уже не мог, и потому был вынужден воевать всерьёз.
После этого - трусливое отсиживание побитых горе-вояк на базе, с которой пару раз удалось выпнуть в море крейсера и миноносцы уже только весной 1905 г., результаты - еще несколько рыбацких шхун, а также очередные повреждения и ремонты "Громобоя". ;-))))