Шереметьево-Д сверкнул
своей красотой,
с небольшой заминкой мы взлетели и через каких-то 3 часа лета оказались в греческих краях, а если быть точным, на Крите. Быстрый трансфер, и вот мы разместились в отеле. Нам повезло: пентхаус, так шутили мы, называя наш номер на самом верхнем этаже с прекрасным видом на море, каждое время суток прекрасное по-своему.
Мы остановили свой выбор на Sofia Mythos Beach, в деревеньке Бали посередине между Ретимноном и Ираклионом. Сразу отмечу, что Бали оказался очень удобным с точки зрения логистики, а также здесь (сколько мы не катались по острову) все-таки один из лучших пляжей: крупный песок, хороший заход в воду и, как правило, спокойная вода (даже когда в других городах штормило, в нашей бухте волна была невысокой). Практика также показала, что самые качественные, интересные и недорогие сувениры продавались именно в нашей деревне. А самые откормленные коты в окрестностях Бали жили при ресторане нашего отеля.
Первое, что мы почувствовали, поднимаясь по лестнице в свой пентхаус, это был обалденный пьянящий запах цветов. Вдоль лестницы в 64 ступеньки росли гранаты, мандарины, лимоны, апельсины, жгучие перцы и что-то еще.
Разместившись под безостановочные комментарии хостесса на англо-русско-греческом языке, пошли перекусить в местный ресторанчик. Там познакомились с девушками из Архангельска, потом встретили еще одну интересную пару, а потом к нам присоединилась большая дружная семья. Беседа с каждым из них состоялась с малым исключением примерно следующей:
- Ну как тут?
- О, круто! Главное, берите машину!
И уже потом мы здоровались, знакомились и обсуждали детали. И хотя у меня накануне были сомнения, справлюсь ли я, решили все-таки брать машину и не заморачиваться с общественным транспортом. И сразу после ужина пошли смотреть предложения местных фирм. Предложений на нашу деревню оказалось много, и как только я увидела в шестом или седьмом киоске справедливую (именно она запомнилась по итогам прочтения форумов) цену в 210 евро на неделю (стартовая была от 360), то остановились и не стали дергаться дальше. Само собой, мы выбрали самый недорогой в наличии вариант: Пежо 107 (я просила Тойоту Айго, но та была занята, и меня заверили, что Пежо даже лучше), нам показали, что в этой машине да как. Правда, увидев на одометре 122 тыс км с хвостиком, я напряглась, к тому же страстей-мордастей в Интернете про поломки на дорогах немало, но цена была явно неплохой, и я решила не преувеличивать. Подписали документы, расстались с нашими кровными и с утреца пораньше мы бодренько выехали. Хотя бодренько - это громко сказано: машина незнакомая, дорога тоже, в основном вверх. Поэтому аккуратненько, спокойненько выжимая скорости, поползли…
Кстати, почему на 7 дней? Как всегда, сработала моя жадность расчетливость финансиста: на 3 дня - 105 евро, на 7 - 210, т.о. 7 дней = 2 раза по 3 дня + 1 бонусный, которым мы можем не пользоваться и чувствовать себя комфортно и свободным. А уж 2 раза по 3 дня мы бы точно откатались бы. Само собой, бонусным днем мы не стали пользоваться. А на большее количество дней я как-то побоялась брать: бог ведает, какой на этом острове серпантин…
Кстати, международные права с меня не спросили, но я все равно для успокоения души таскала их с собой, мало ли что случится на дороге. Из прочих деталей: бензин на Крите от 1.589 евро за литр (если повезет, а в среднем 1.64 и выше), на заправках тебя заправляют на круглую сумму денег (до 1 евро, без центов), а не по количеству литров, что мне было в новинку. Заправки, кстати, работают, преимущественно, в светлое время суток. Ночью многие закрыты, и есть риск не доехать до отеля, оставшись сухим. Самыми недорогими заправками, как ни странно, оказались ВР и Shell.
Отъехав от отеля пару километров, я увидела очередной подъем. Машинка ехала бодренько, 30 км/ч, подъем становился все круче, пыжик вдруг напрягся, и я почувствовала, что он не тянет. Добавила газу, не помогло: пыжик пыркнул, мыркнул и заглох. «Вот новость», - подумала я. Завелась, выжала сцепление и поняла, что машинка едет не вперед, а назад. Тут за мной уже выстроился хвост, впереди тоже остановилось две машины, давая мне спокойно подняться. Я была полна спокойствия: ну с кем не бывает. «Так, сейчас будем действовать как учили в автошколе», - решила я. Сцепление, ручник, тахометр, тахометр, где тахометр?… А тахометра нет! И как же в горку без тахометра? Я не умею ездить без тахометра! Попыталась - сцепление горит, я чувствую, но машина на склоне где-то 45 градусов ехала не вперед, а назад… За спиной уже начали бибикать, хвост выстроился серьезным. Подошел англичанин: «Проблема?», я расстроено молчу, мог бы и сам догадаться. Подошел немец, закурил и стал смотреть, как я краснею и пытаюсь справиться с дрожью в ногах. Мимо проезжал грек на мотороллере, глянул на процессию, молча поменялся со мной местами, поднял Пыжа на горку и уехал. Мы же в свою очередь помолчали 5 минут, после чего я тут же поменяла планы: рановато соваться внутрь острова, пусть даже и недалеко от нашего отеля, и мы поехали до Ретимни / Ретимнона или Рефимно, как зовут его местные.
Уже вечером я увидела, что в конторе при нашем отеле также предлагаются машины в аренду, в т.ч. какая-то авешка. Да, она дороже, но все же своя, родная. Мы решили узнать, свободна она или нет и если да, отказаться от пыжа в пользу шевроле. И уже другой вопрос, как объясняться с нашей конторой. Когда мы рассказали хостессу о наших приключениях, тот вдруг начал громко смеяться: оказывается, вся греческая часть нашей немаленькой деревни была уже в курсе про двух девчонок, заглохших на выезде на Националку. Я было позеленела от расстройства и злости, но услышав, что я увижу авео через полчаса, успокоилась. Мы решили, что зайдем к нему через 20 минут, но тот напрягся и предложил посидеть у него в ресторане, перекусить арбузом. Через 40 минут он налил добрую порцию вина (так я же за рулем? - так ты пей аккуратно, не быстро), а еще через час принес шоколадки. Короче говоря, после двух часов посиделок без дела, мы разозлились, помахали ручкой хостесу Михалесу (тот кивнул, но даже не обратил на нас внимания, от чего мы, хоть и не подали виду, но разозлились еще больше) и пошли по своим делам. Не успели провести и 5 минут в сувенирном магазине напротив, как нас схватил под руки Михалес и повел смотреть машину. Но вместо Авео на нас смотрела Сузуки Свифт. Да простят меня сузуководы, но я не считаю Сузуки безопасной: уж больно обзор у него плохой, сколько раз я видела, что те из-за большой слепой зоны частенько создают аварийную ситуацию на дороге. И хоть нам ее готовы были отдать ее за те же 210 евро за неделю при стоимости в 350, мы отказались. Расстроенные, мы пришли к арендодателю нашего Пежо: дайте нам более мощную лошадку, мы доплатим. Оказалось, что все было раскуплено на 2 недели вперед. На вопрос, чем нас эта не устроила, я объяснила про отсутствие тахометра и рассказала нашу печальную историю. Те напряглись, сели в машину и стали мне, как блондинке, объяснять: 10, 20, 30 км/ч. Короче говоря, у меня так и не получилось объяснить разницу между спидометром и тахометром. Махнули рукой, решили еще один день покататься на этой. И поехали в сторону Ираклиона и Кносса. Но поскольку мы еще не до конца освоились с дорогами и поворотами, то выехали опять в сторону Ретимнона. Пыжик как если бы чувствовал обиду на себя, и в этот раз на том же самом месте уже не подвел. Однако ближайший поворот на Ираклион был через съезд на Мелидони, пещеру Талоса (о ней я расскажу чуть позже), как раз туда, куда мы не попали в первый день. Мы решили, что это знак и решили попробовать доехать, цитирую наших отельных русских, «по серпантину, у которого даже по краям ограждений нет, а местами с автобусом не разъехаться». Когда мы прибыли на место, я даже не поняла, что уже все случилось. Дорога показалась простой и совсем уж не страшной. Осмотрев достопримечательность, двинули на Ираклион. Пыжик, чувствуя, что в нем до сих пор не уверены, вел себя на редкость безупречно, а под вечер мы с ним подружились окончательно и решили его пока не менять. Короче говоря, у страха глаза велики. В конце концов, если архангельские девушки смогли, то почему же я не могу справиться, решила я. Сказалось также, что когда я вечером, находясь еще под впечатлением, в ожидании отельного гида рассказала о случившемся прибывшим со мной русским, то услышала смех в свой адрес: «Так надо было со второй на первую переключить!». Но через 10 минут «опытные» автолюбители начали скупать массово автобусные туры, и ни один из них не арендовал машину. Собственно, это меня и успокоило: в стране советов всегда много умных, гораздо умнее тебя, в т.ч. и тех, кто имеет к делу непосредственно наименьшее отношение.
Забегая вперед, отмечу, что много купаться у нас не получилось. Ну не могу я валяться без дела на пляже. Женька, с которой я поехала «на море», поначалу зудела, что ей хотелось бы в море покупаться да на солнышке поваляться, позагорать, а то все горы да ущелья, море она большей частью только из окошка машины да и видела, потом разошлась и заявила: «Оказывается, я не люблю лежачий отдых. Я люблю горы, ущелья и яркие впечатления». После чего уже сама стала во всю участвовать в планировании поездок предстоящего дня. Посему, когда закончились оплаченные 7 дней, мы пришли к нашему арендодателю и попросили еще 3 дня. По прайсу, напомню, 105 евро, арендодатель насчитал нам 90 (210/7*3=90), я объяснила, что должно быть не более 70… Через 10 минут споров, грек согласился на 85, я достала из кошелька 80 и посмотрела ему в глаза: «Ок?». Тот усмехнулся и взял 80: «Ок». Все остались довольны, каждый из нас подзаработал на мороженое :).
Дороги на Крите большей частью отличные, особенно учитывая тот факт, в каких условиях они строятся. За одним из строительств серпантина, кстати, нам удалось наблюдать.
Националка (Национальная дорога) ровная, с небольшими поворотами, маловыраженными подъемами и спусками. В дневное время суток легко средняя скорость потока - 100-110 км/час. Много машин едут и больше, но, как правило, это либо таксисты, либо те, у кого денег много. На каждом более-менее опасном участке стоят знаки «Просохни!», означающие «Внимание! Скрытая камера». Сфотографировать это замечательное слово у меня получилось только с собакой на щите.
Что касается серпантина, то он преодолевается при средней скорости в 30-40 км/час. Итого выходит, что средняя скорость передвижения по Криту не превышает и 60 км/ч. Исходя из чего и планировали свое время. В т.ч. одно из ограничивающих и обязательных условий было возвращение в отель (или хотя бы выезд на Националку) до наступления темноты. Даже по, казалось бы, по прямой Националке в темное время суток было очень тяжело ехать: из-за поворотов постоянно казалось, что встречка едет именно по твоей полосе, а из-за спусков и подъемов постоянно кто-то слепил встречным светом, как если бы ехал с дальним. Хотя, сказать честно, многие и ехали с дальним светом, от чего глаза уставали очень быстро.
Самый высокохудожественный серпантин встретился уже под конец пребывания на Крите неподалеку от Хора-Сфакион. По трудности он оказался одним из самых приятных. Хотя на карте Крита он выглядит так, что руки начинают дрожать, а тело норовит упасть в обморок.
Были, конечно, и неприятные моменты, но большей частью нам везло: Крит, как будто записал нас в свою автошколу. И каждая поездка была построена по принципу от легкого к сложному. Сначала несложные подъемы, потом подъемы были покруче, повороты с меньшим обзором, конечные точки все дальше и малодоступнее, потом Крит заставил научиться протискиваться в щелки между домами задним ходом (причем с наклоном вверх), чтобы на дороге, где сможет проехать только 1 автобус хитропопейшим способом разъехалось два… Вождению в столь экстремальных условиях помогало осознание того факта, что у машины была полная страховка и я не сильно переживала на тот случай, если поцарапаю или задену другого участника дорожного движения. Забавно, что за все 10 дней ее аренды мы не оставили ни одной новой царапинки.
Как бы смешно не звучало, но на Крите мы стали бояться прямых дорог: после двух случаев, когда нам довелось по советам навигатора поехать не по широкому относительно плоскому серпантину, а по узкому крутчайшему подъему наверх (что с точки зрения GPS казалось вполне логичным), в результате чего мы чуть не сожгли в обоих случаях сцепление, мы стали стараться ехать более долгими, но относительно спокойными дорогами. Кстати, в одном из указанных выше двух случаев я оказалась уже на третий день. Поднимаясь в горку под углом где-то в 50 с лишним градусов, я вдруг увидела, что дорога расходится в 3 направлениях, какое мне нужно, я не знала и на свою беду затормозила… Однако, к машине я уже привыкла и, разобравшись, куда мне повернуть, даже не заглохла. Хотя подъем адреналина испытала, да.
Многие на форумах и в отеле с ужасом в глазах говорили про ужасное движение в городах Ханьи, Ретимнона и Ираклиона: запутанное, суматошное, слишком много машин. Я этот факт не разделяю. Имея очень небольшой опыт вождения в Москве (год с небольшим, да и то исключительно в спокойные выходные дни), мне было далеко не сложно сориентироваться. В городах достаточно много указателей, движение (в отличие от московского) спокойное, сориентироваться времени достаточно. После Крита, например, мне было гораздо сложнее снова привыкать к дорогам Москвы. Однако во всех городах была проблема парковки: знаки «остановка запрещена», «работает эвакуатор» стоят каждые 30 метров. В целом все плевали на эти знаки и на перегонки ставили машины под освобождающиеся места ровно под знаками. Но экспериментировать с ПДД в Греции мне совсем не хотелось. На платных же паркингах машины стоят как на пароме: даже если ты поставишь свою машину на площадку, то вероятность того, что через полчаса ее не запрут наглухо, и ты сможешь выехать, очень низка.
Ну вот, собственно, и все подробности про особенности нашей аренды машины на Крите. Если есть вопросы, обращайтесь.
Греция. Сен.10
Крит. Часть 1, организационная. Наверное, самая скучная, но полезная. Крит. Часть 2, день 1, адаптационный. Ретимнон, крепость Фортецца. Крит. Часть 3, день 2. Мелидони Крит. Часть 4, день 2. Ираклион, АМИ. Крит. Часть 5, день 2. Кносский дворец, Херсониссос. Крит. Часть 6, день 3. Ханья Крит. Часть 7, день 3. Акротири Крит. Часть 8, день 4. Малия Крит. Часть 9, день 4. Homo Sapiens museum Крит. Часть 10, день 4. Диктеон-Андрон Крит. Часть 11, день 4. Ущелье Розас Крит. Часть 12, день 5. Путешествие на Олений остров Крит. Часть 13, день 5. Музей вина Крит, часть 14, день 6. Гортина (Гортис) Крит, часть 15, день 6. Фестос - ущелье Агиофаранго - Спили Крит, часть 16, день 7. Сфендони - Идеон-Антрон Крит, часть 17, день 8. Аптера. Озеро Курнас. Крит, часть 18, день 8. Монастырь Аркади Крит, часть 19, день 9. Хора-Сфакион - Франкокастелло Крит, часть 20, день 9. Превели Крит, часть 21, день 10. Мохлос - Водопад Рихтис Крит, часть 22, день 10. Монастырь Топлу - пляж Вай. Прочие рассказы с поездок