Итак, мы двинули на Ираклион, город Гермеса. Дорога на восток существеннее ровнее по сравнению с западной частью. Более того, она не двуполосная, как в западной части острова, а до шести полос (по 3 в каждую сторону), с хорошей разделительной частью. Так что меньше шансов, что тебе на встречу выскочит какой-нибудь ненормальный таксист. Туристы преимущественно едут по достаточно широкой обочине, не мешая другим участникам дорожного движения. Сказать честно, я наслаждалась дорогой и в какой-то момент поймала себя на мысли, что держу стандартные МКАДовские 110 км/ч. Странно, что пыжик даже не ворчал о каких-либо перегрузках, работая на 4-ой передаче.
Машин в Ираклионе действительно много, но не больше, чем в Москве в выходной день. Долго искали парковку, минут так 40, если не больше. Если и находились небольшие дырки, так исключительно под знаком "остановка запрещена". Уже потом, гуляя по центру Ираклиона, обратила внимание на относительно не самые запруженные припаркованными машинами улицы города. Через какое-то время поняла почему: это была пешеходная зона. Вдруг, намотав уже 6 круг, увидели перед окном "Rent a car" дырку. Под взглядом флегматичного хозяина поставили машину, удивились, не услышав привычное "No parking!", потусили на всякий случай еще пару минут и ушли. Волею судеб, место для машины мы нашли неподалеку от Археологического музея Ираклиона (АМИ). В АМИ собраны сокровища минойской культуры, а также произведения искусства микенского периода, классики и периода эллинизма. Считается, что лишь Афинский археологический музей по богатству собрания превосходит АМИ. Раскопки на острове проводили многочисленные иностранные экспедиции: англичане работали в Кноссе и в Зевсовых пещерах, американцы - в Гурнии, итальянцы - в Фесте, французы - в Малии. Однако благодаря тому, что правительство Крита и Греции впоследствии сопротивлялось вывозу археологичеких находок за рубеж, сегодня можно увидеть наиболее полную, уникальную и по объему, и по содержанию коллекцию находок минойского периода. Сам АМИ находится на реставрации, но особо интересные экспонаты выставлены в одном небольшом помещении, доступном для осмотра. Сказать честно, я не очень люблю ходить по музеям. Но АМИ меня искренне порадовал. Рассматривая все эти экспонаты, я не могла не удивиться и не восхититься уровню развития гончарного мастерства древних времен, фантазии мастеров.
Искусно изготовленые ритоны разнообразнейших форм. Ритоны -это священные сосуды, при помощи которых совершались минойские обряды. Голова быка ниже - один из самых известных, 16-15 в до н.э., Кносский дворец. Голова быка изготовлена из зеленого стеатита с инкрустацией горного хрусталя, яшмы и кусочков кожи. Рога были сделаны из дерева, а потом позолочены. В пасти у животного проделано небольшое отверстие, из которого во время церемонии сочилась священная жидкость.
Фреска, изображающая прыжок через быка. 15-14 в до н.э., конец дворцового периода, Кносс.
Знаменитый Фестский диск, который до сих пор не удалось разгадать. 16-15 в до н.э., Фест. Изготовлен из глины, с тиснением разного рисунка на каждой стороне. Различить можно изображения человека, птицы, лодки, различных животных и т.д.
Фреска "Голубая обезьяна", 16 век до н.э., Кносс. Раньше ее называли "Сборщиком крокусов": Эванс, нашедший фреску, так расположил сохранившиеся фрагменты, что они действительно представляли мужчину, собирающего цветки. Уже позже греческий археолог Платон сложил фрагменты фрески по-другому, и оказалось, что древний художник изобразил не мужчину, а обезьяну.
Другие работы. Поразило внимание к деталям, уровень мастерства. Некоторые работы улыбают (я про женщин с прыщиками, изображающие грудь, и с висящими на веревочках ногами).
Глиняные изображения жилища в минойский период.
Изображения животных :)
Мраморные скульптуры, изображающие древнегреческих богов.
Насладившись искусством, мы пошли гулять по городу. Собственно, типичный набор туристического древнего городка. Живые скульптуры,
многочисленные кафешки и сувенирные магазинчики. Кафешки соревнуются за своих посетителей, украшая вход и веранду цветами.
Гуляя улицами Ираклиона, несложно встретить вот такие чудо-машинки. Потом мы их много где встречали, преимущественно в курортной зоне, но в Ираклионе они нас искренне позабавили.
Появились вывески "Шубы" на русском языке. Я очень хотела купить пару хороших книжек про Крит по наводке своей подруги и посему активно заходила в книжные лавки. Греки, завидев туристов, бросали свои занятия и тут же неслись тебе на помощь, оставаясь при этом абсолютно ненавязчивым, что меня искренне удивляло и радовало. А еще мне, будучи истинной собачницей, было искренне приятна любовь греков к собакам. И собаки у них, в основном, такие мохнатые, плюшевые... Не меньше греков дружелюбные и, завидев тебя, активно машут хвостом в поисках твоей дружбы.
Я так и не поняла, как греки, не услышав от нас ни слова, угадывали, что мы из России, и радовались как дети тому, что оказались правы. Хотя, вполне возможно, что только потому, что русских туристов на Крите - преимущественное большинство, где-то 70-80%. Постоянно слышалась русская речь, и слава богу, что культурная, не матерная. Немцев, французов и англичан было практически не видно и не слышно. Уже потом я не выдержала и спросила нашего хостесса, неужели тут одни русские? "Да ты что!" - ответил он мне. - "Русских тут мало, не больше 15-20%, просто немцы и англичане сидят в отеле, пьют пиво и никуда не ездят. Разница между ними в том, что немцы сидят на берегу моря, а англичане - у бассейна, даже не спускаясь к воде." Удивительно, но я от этих слов испытала гордость за соотечественников. Площадь Венизелоса с венецианским Львиным фонтаном посередине.
Венецианская лоджия, служившая венецианцам местным клубом. Внутри лоджии сейчас не так интересно.
Церковь Св.Тита, 961 г. н.э.. Во времена господства турков церковь стала мечетью Везирь-джами в честь Великого Визиря Киопрули. После ухода турков мечеть снова стала православной церковью. Хотя следы турецкой мечети в архитектуре церкви прослеживаются достаточно четко.
Здесь находится главная святыня острова - мощи (святой лик) Св. Тита. Св.Тит - небесный покровитель Крита, основал самую первую христианскую общину на Крите, был первым епископом. На исторической сцене появляется впервые около 49 г после Рождества Христова как сопровождающий Апостола Павла и Варнавы во время апостольского синода в Иерусалиме. С тех пор следует за Павлом как верный и преданный ученик, совершая апостольские поездки по Азии и Африке. Павел упоминает о Тите в выражениях, которые свидетельствуют об их тесной дружбе. В 62 Павел предпринял попытку христианизации Крита, однако вскоре он поручил работу Титу. Уже будучи епископом, Тит основал на Крите 9 епархий: в Кноссосе, Иератине, Кидонии, Херсонисе, Елевтерне, Лаби, Кисамо, Кантано и Гортине.
На центральных улицах Крита нередко встречаются граффити.
На набережной Ираклиона встретили вот такое чудо. Лишь неделю спустя я поняла, что это ствол древней оливки.
Выпив напоследок вкусный кофе, мы вернулись к машине и поехали в Кносский дворец. Продолжение следует. Греция. Сен.10
Крит. Часть 1, организационная. Наверное, самая скучная, но полезная. Крит. Часть 2, день 1, адаптационный. Ретимнон, крепость Фортецца. Крит. Часть 3, день 2. Мелидони Крит. Часть 4, день 2. Ираклион, АМИ. Крит. Часть 5, день 2. Кносский дворец, Херсониссос. Крит. Часть 6, день 3. Ханья Крит. Часть 7, день 3. Акротири Крит. Часть 8, день 4. Малия Крит. Часть 9, день 4. Homo Sapiens museum Крит. Часть 10, день 4. Диктеон-Андрон Крит. Часть 11, день 4. Ущелье Розас Крит. Часть 12, день 5. Путешествие на Олений остров Крит. Часть 13, день 5. Музей вина Крит, часть 14, день 6. Гортина (Гортис) Крит, часть 15, день 6. Фестос - ущелье Агиофаранго - Спили Крит, часть 16, день 7. Сфендони - Идеон-Антрон Крит, часть 17, день 8. Аптера. Озеро Курнас. Крит, часть 18, день 8. Монастырь Аркади Крит, часть 19, день 9. Хора-Сфакион - Франкокастелло Крит, часть 20, день 9. Превели Крит, часть 21, день 10. Мохлос - Водопад Рихтис Крит, часть 22, день 10. Монастырь Топлу - пляж Вай. Прочие рассказы с поездок