Отчет о краеведческой экспедиции "Лестница в небо" серии "Енисейская Одиссея" клуба ВездеходOFF.
Текст: Антон Ратушняк, Евгений Акулов.
Утро следующего дня выдалось мокро-туманным.
Дни: [
0 |
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]
Быстро поднявшись и взбодрившись кофе со вчерашним шашлыком, сворачиваемся и выдвигаемся в путь.
Сегодня нам предстоит пройти участок Аскиз-Междуреченск, то бишь оказаться уже в Кемеровской области. Дорога нам незнакомая, тем более в районе Майзаса, необходимо форсировать небольшую речушку - Томь. Паводковая ситуация в этом году подкинула нам немало вопросов, и споры, идти или нет на прохождение этого участка дороги шли до самого последнего собрания. Дело в том, что переправы через Томь, как таковой, в Майзасе нет. По разным агентурным сведениям, каждое лето, жители деревни устанавливают временный понтонный мост для сообщения с внешним миром, а пока моста нет, единственный способ перебраться на ту сторону - машина типа Урал, либо подобная ей. Характеристики брода примерно такие - глубина до 1.2 метра, протяженность - два куска по 150-200 метров через остров посередине, дно- галька, течение слабое, одна быстрина с сильным течением. Так вот. В этом году моста небыло и не ожидалось. Оказывается, еще прошлой осенью, мост смыло и раскидало-повредило понтоны. Понтонов нет, трелевочник, нужный для установки моста сломан, тракторист в запое и тд, вобщем чуда, что мост возьмет и появится ждать неоткуда. Проходить такой брод в самом начале экспедиции своими силами было как минимум неразумно, ведь малейшая случайность и заглохшая посреди брода машина могла превратиться в долгое мероприятие по ее эвакуации, с неизвестными последствиями, ломался весь график экспедиции и все летело в тар-тарары. Единственный вариант - переправа в кузове большегрузного грузовика, который как будет видно из дальнейшего рассказа тоже имел свои нюансы. При неудаче, пришлось бы разворачивать колонну и пилить назад не хилую петлю по асфальту примерно в 1500 км.
Спорили-спорили, но в итоге жажда неизведанного победила и решили этот участок из плана экспедиции не исключать.
Накануне вечером, пока люди были заняты установкой лагеря, Красный успел раскидать переднюю подвеску и вытащить на свет сломанную стойку. Покрутили-повертели ее в руках и придумали как ее починить. Народ притащил запасы своих болтов-гаек-шайб, из которых Денис выбрал пару самых больших и крепких, и водрузил все это хозяйство на место. Стойка починена.
На Чирке-буханке с утра ни с того ни с сего спустило колесо, поставили запаску и выдвинулись. Пошел дождь. Полевые дороги еще со вчерашнего дня были мокрыми, а под припустившим ливнем превратились в атракцион "пройди этот поворот в дрифте". Срезаем направления по забытым полевым дорожкам, проезжаем мимо "заколдованного" озера, возле которого у участников первой экспедиции в 2008 году произошло сразу несколько поломок. В этот раз колдовство не действовало или магия под гнетом лет ослабла :-)
На подъезде к Заколдованному озеру (Кызын-Куль) солнце, радовавшее с утра, сменилось облачностью и дождём, пыль ушла, но грунтовка стала скользкой. Миновав пару-тройку кошар, готовившихся к летнему сезону, мы выбрались на асфальт дороги А-161, в районе Катанова, заправились, сменили построение колонны (перед Буханкой встал Чирок) и двинулись по асфальту в строну Аскиза. В Аскизе колонна блуждала в поисках работающей шиномонтажки для Чирка и з/ч на УАЗ т.к. Буханка по дороге от Буланкуля до Катанова потеряла один тормозной контур. Работающий шиномонтаж не нашли, запчасти тоже, закупились в местном торговом центре налобными фонариками, там-же пополнили запасы воды и двинулись по хорошей асфальтовой дороге, проложенной в долине реки, в сторону Вешины Теи.
В высокой траве успеваю различить очертания бетонного столба лежащего прямо на моем пути, нацелен на меня. Тормозной путь на сметаноподобной глине стремиться к бесконечности и все-таки утыкаюсь в него балкой, сдвигая столб на несколько сантиметров. Выругался в эфир типа куда смотрит ведущий, почему не предупредили. Оказывается ведущий сам двумя минутами раньше висел на этом столбике и в эфир сообщал. Ну чтож, бывает, пропустил мимо ушей - сам виноват. Чуть не получилась нива "на шпажке".
Выходим на асфальт в Аскиз, таримся бензином, кто-то в особо нескромных количествах.
Заскочили на пару шиномонтажек, починить колесо Чирка, но на обоих никого нет - закрыто. Дальнейший путь уводит нас на населенный пункт с фантасмагорическим названием Вершина Теи, есть что-то тут из Толкиена, что-то напоминает, только не могу понять что :-)
По дороге попадаются деревни со странными рыжими крышами. По рации пытаемся обсуждать, что это. Были две основные версии - что это такой специфический мох, и то что это из-за высокого содержания железа в осадках. В итоге, чтобы и вашим и нашим, сошлись на том, что это все-таки такой мох, но который жить не может без высокого содержания в осадках железа :-)
Философы блин...
Пилоты экспедиционеры.
Чирок - два Олега:
Ведущий колонну "Шевик":
Брутальный тру-нивовод Антон, автор большей части этого текста:
Мистраль:
Дорога начинает забираться на высокий крутой перевал. Асфальт кончился, началась очень приличная и широкая грунтовка. Поднимаемся километров 8 к ряду, пока не выходим к руднику. Здесь добывают железную руду. Виды мчащихся рядом с тобой Белазов и горы отработанной породы впечатляют.
В колонну незаметно встроился Белазик:
Немножко поплутали в поисках нужного направления на Балыксу. Дорога все время отличная укатанная широкая грунтовка, по дороге кое где строительная техника, дорогу делают, такое ощущение что еще год-два и ее закатают в асфальт. Попадается много большегрузных грузовиков-самосвалов, начиная камазами, китайцами, заканчивая вольво. Все, как ни странно, с новосибирскими номерами.
Но вот дорога на Балыксу уходит резко направо, нам же в другую сторону - на Усть-Веселый. Самого Усть-Веселого я так понял давно уже нет в помине, остались лишь горы отработки по берегам текущей здесь речушки. Здесь когда-то работали золотодобытчики.
Дорога становится сразу намного хуже. Видно, что ей пользуются достаточно редко, заросшая, множество ручьев, огромных луж, бродов и бродиков. Везде крупный гравий, местами преходящий в острый щебень, но особых засад нет.
Дорога прямо по ручью:
Террано с прилипшим к нему навсегда багажником от нивы:
Проносимся через бродики, позируем фотоаппарату. Добрались до брода через Ортон, воды не очень много, проходим спокойно. Сразу за рекой большая каменистая полянка, останавливаемся - на буханке оторвался глушитель, Сашка подвязывает его проволокой. Встречаемся с местным, спрашиваем о дороге - проедем ли? В ответ пожимает плечами и со словами "там наверху на перевале Краз встрял, иду оттуда за подмогой" испаряется восвояси.
Дальнейший путь происходил по берегам реки, порядочно уничтоженной старанием золотопромышленников. Дорога петляла, переходила множество ручейков, пугала промоинами и камнями но вывела нас без происшествий, мимо нескольких брошенных и сожженных поселений, в окрестности д. Большой Ортон и первому в экспедиции броду. Брод через Ортон удостоен отдельного упоминания только благодаря тому, что он был первый в этой экспедиции (ручьи и глубокие лужи мы ведь не считаем?) - так как несмотря на его значительную ширину, глубина его не превышала 60-70 см, а скорость течения была незначительной.
После брода нам попался местный, спустившийся с гор в бутылкой из под молока в руках, и сообщивший нам приятное известие - на подъеме на перевал встал КРАз и, по его, местного словам, до этого места мы сможем добраться а дальше - увы. Ну не разворачиваться же, решили посмотреть - что там за дорога, что КРАзы вязнут.
Обычное положение в пространстве штурмана-фотографа:
Эффектные лужи:
Реклама информационных спонсоров:
Нам наверх. Вокруг остатки бывшей бурной человеческой деятельности, развалившиеся строения, детали каких-то машин - разруха. Подьем на перевал достаточно долгий и крутой, местами крупные валуны, аккуратно на цыпочках карабкаюсь наверх.
Добрались до Краза. "Пожилой десептикон на пенсии", - сказал мой штурман Андрюха, объезжаем его с краю, по кустам.
Вид у него полуразложившийся, как оно вообще ездит. Еще немного и мы на вершине перевала.
Дорога, где встал КРАз, оказалась узким, прорубленным в тайге, каменистым подъемом, с крупными камнями на дороге и по бокам . Слева - стена, справа - склон. На наше счастье дорога в беде КРАза была неповинна, он не завяз (там и завязнуть негде- грязи нет одни камни) - он просто сломался. После небольшой рекогносцировки выяснилось что грузовик встал достаточно удачно - есть возможность с небольшой долей авто-акробатики обойти КРАз по склону справа. Шевик идёт на пролом, опасно маневрируя между большим камнем и КРАзом, и благополучно обходит пожилого десептикона (так КРАз обозвал Андрей, штурман Нивы). После удачного прохода Шевика камень усилиями нескольких человек был убран с дороги и остальные экипажи проходили это место почти с комфортом.
Спуск вниз не такой выраженный, зато полно глубоких промоин и нагромождений камней. Добираемся до какого-то безымянного ручейка, дорога прямо по нему - лавируя меджду валунов в полутриальном режиме немного раскорячиваемся и благополучно вылазим на берег.
Постепенно дорога превратилась в узкий желоб, со стенками высотой до полутора метров (возможности разъехаться нет) и если бы КРАз встал чуть дальше, пришлось бы нам копать и копать и еще пилить и пилить... но нам повезло. Местами, на заболоченных местах, видны следы того, что когда-то за дорогой ухаживали - на дороге выложены гати поперечными деревянными плахами. Следующее запомнившееся место - участок дороги, метров пятьдесят, по руслу крупно каменистого ручья с крутым выездом из него.
Нива с нереальным клиренсом:
Горная ли Шория?
Дальше все проще, направление потихоньку начинает приобретать очертание дороги, едем вдоль Ортона, здесь очень сильно напоминающего
Шинду, пока за поворотом не увидели дымок. Рация хрюкнула - "О, да здесь девчонки в бикини!", думали злая шутка - ан нет, действительно три девчонки и парень загорают на солнышке жарят шашлычок :-)
Через несколько километров въехали в поселок Трехречье. Оттуда через КПП - ведь рядом с Трехречьем Ортон - зона-поселение, начинаеться пыльная трясучая грунтовка до Майнзаса - около 80 км.
Нам надо поспешать, чтобы не переправляться через Томь в темноте, придавливаем гашетки и стиснув зубы несемся по этой дороге в режиме "главное, чтобы ничего не отвалилось". Про грейдер здесь наверное вообще не слышали - состояние грунтовки от среднего к плохому. Ловлю машину на каждой яме - кидает и переставляет страшно, но что сделаешь, надо ехать в темпе колонны, иначе эти 80 км вообще никогда не кончаться. Виды с дороги открываются достаточно красивые - мощные перевалы, бездна тайги вокруг. Чувствуется близость Горной Шории.
От зубодробильной тряски у меня вываливается резинка, через которую стабилизатор крепиться к кузову - начинается жуткий долбеж. Останавливаемся - минут десять упражнений с ключами под сенью раскаленного глушителя и резинка на месте. Дальше еду все-же аккуратней.
"Каменная река":
Говядина в кустах при Майзасе:
И вот мы наконец в Майзасе, на берегу Томи. Подъехали, посмотрели на брод вживую. Ну примерно все как и предполагали.
Мишка набрал нашему виртуальному знакомому из Междуреченска Герману, который перед поездкой сообщал нам ситуацию и обещал помочь с организацией переправы. И вправду, минут через 15 появился Урал и мы помчались грузиться. Тут надо описать этот процесс более подробно.
Урал подъезжает задом к удобному холмику в деревне, стелятся доски-сходни и по ним автомобиль забирается в кузов. Первым пробует разместиться в кузове ведущий Патриот Шевиков... и сразу заминка.
Во-первых, пол кузова Урала уже изрядно прогнил и проломился под тяжелым Патриотом, во-вторых, Патриоту места в кузове реально мало, он чуть не трется своим кузовом о кузов Урала. Если первую проблему удалось решить с помощью свежих досок и бензопилы минут за 10, то вторая проблема более серьезная. Ведь при переправе Урал так или иначе будет раскачиваться, а значит контакт с кузовом неминуем.
В какой-то момент, дорога стала вполне проезжей, а ближе к перевалу и через него - даже свеже-проложенной вполне качественной (но очень пыльной) грунтовкой. Из за пыли и подъема колонна значительно растянулась. Ближе в 18:00 воскресенья мы прибыли на берег Томи в поселок Майзас. Анализ ситуации на месте выявил, что понтонный мост через Томь отсутствовал на положенном мете, ширина, скорость течения реки и её полноводность (уровень еще не упал после весеннего паводка) сделали невозможной переправу на наших машинах своим ходом. И хотя экипаж Патруля еще надеялся преодолеть реку самостоятельно, для других единственной возможностью переправится, была поездка через Томь в кузове УРАЛа. После небольших поисков УРАЛ был найден, но благодаря установленным (намертво приваренным) коникам (стойкам для перевозки леса) ширина его кузова позволяла загнать полноразмерный внедорожник только со сложенными! зеркалами. Шевик отважно, как лидер, решился пробовать первый: УРАЛ подогнали к склону, поставили доски, но Патриот при попытке заехать в кузов проломил правым передним колесом гнилое дно кузова и слегка провалился... Патриот выгоняем, хозяин УРАЛа едет за досками для ремонта кузова. Силами наших экипажей и хозяина УРАЛа кузов был починен.
Стоят девчонки, стоят в сторонке, детишек в руках теребят и наблюдают за погрузкой:
Сгоняем Патриот, в кузов залазит более узкий Мистраль.
Бандероль к отправке готова:
Первый пошел! Едем на берег смотреть переправу. Ну чтож, местами довольно глубоко, но для Урала вполне нормально. Начинают подтягиваться деревенские. Кто-то более трезвый, кто-то менее. Советы, вопросы, почем договорились, залихватское - да я тут, да я там, да я на ниве туда-сюда по десять раз в день. Правда не сейчас, а уже к концу лета, когда Томь мелеет. Сейчас вода высокая.
В ожидании погрузки:
В этот момент рисуется из ниоткуда абсолютно стоковая Киа Карнавал, с экипажем из мужика с женой и дочкой, который, по словам мужика, попал сюда из Саяногорска, двигаясь по авто-навигатору! А наши следы, которые он видел, поддерживали в нём уверенность что дорога проходима.
Откуда ни возьмись появляется новосибирская Киа Соренто со степенным мужичком средних лет за рулем, женой и дочкой. И начинает нас спрашивать как перебраться на ту сторону! Вот так да! А откуда вы собственно взялись?
Оказывается, новосибирцы, были где-то толи в Туве, то-ли в Хакасии у родственников-знакомых, и вот, когда пришло время ехать назад, глава семейства запускает небезызвестную сусанинку Тамару на Навител Навигаторе, и та, не моргнув бровью, просчитывает ему маршрут домой через Аскиз-Междуреченск, типа тут и ближе и домой быстрее окажешься ;-)
Нуну. Спрашиваем - дак там же броды, камни великие, как ехал то? Мужичок хоть и на стандартной Соренте был, но видимо опыт есть, аккуратно потихоньку помаленьку выбрался к Трехречью, а дальше уже все было делом техники и времени. С поворота на Усть-Веселый, рассказывает, конечно было немножко страшновато соваться не пойми куда, но вышел из машины увидел свежие мокрые следы (наши) и решил что здесь все спокойно ездят, потелепал за нами, а потом уж и разворачиваться было поздно и обидно. Вот так-то. Дела...
Сказать что мы были удивлены его бесшабашностью - это ничего не сказать. Обозрев нашу колонну мужчина, по русской привычке, попытался пролезть вперед, был вежливо послан и удалился на поиски другого средства переправы через Томь. Которое он в скорости и привёл: это оказался обычный МАЗ (одна ведущая ось) с экипажем из двух молодых парней.
Пока суть да дело Соренто куда-то наруливает по деревне и возвращается с родным братом пожилого десептикона из леса - полуразвалившимся Мазом. Прыг к нему в кузов и на ту сторону.
Однако все сразу пошло как-то не так. Толи водитель Маза был сильно пьян, толи деньги за переправу затмили его рассудок, вообщем он не рассчитав возможности своего не полноприводного старичка ринулся через Томь не как перевозивший нас Урал, а напрямую, через самую глубину. Естественно встал. Естественно закопался и в итоге еще и заглох. Шоу, невольными свидетелями которого стали мы начиналось!
Вид на причал с борта отплывающего Мистраля:
УРАЛ, да и МАЗ с Киа, двинулись через Томь. Брод через Томь напротив Майзаса разделен двумя островами, и по словам водителя УРАЛа до этого года брод был достаточно прост и прямолинеен: сначала на берег любого из островов, затем через пролив между ними - на другой берег Томи. Но в этом году, из за сильного половодья, старый брод оказался непроходим, и УРАЛ двинулся сложным путём - спустившись в Томь и отъехав метров пятнадцать от берега УРАЛ двигался вдоль берега Томи, постепенно отклоняясь к левому острову на середине реки. А вот МАЗ, с Киа в кузове, рванул напрямую - и на наших глазах встал ровно посредине протоки между берегом и островом (одна ведущая ось!). После пятнадцати минут прошедших в попытках вырваться - МАЗ заглох окончательно и больше не смог завестись. В этом положении ему пришлось провести часа два, что творилось в салоне Киа - мы можем только догадываться.
Следующим на тот берег переправился на Урале я, на Ниве. Встретились с Германом, познакомились лично, поговорили о нашем путешествии, поблагодарили его.
Надо было как-то выручать чудаков на Мазе. Наш водитель оказался вполне порядочным, деньги за переправу деньгами, но нужно и помочь. В следующий рейс съездил за мощным стальным тросом в деревню и предложил мазовцу его вытащить. Однако, тот видимо еще не осознал полностью ситуацию и отказался - щас приедет мой знакомый погрузчик и меня вытащит. Ну как знаешь.
Мазоводы пошлепали за подмогой:
Переправа наша шла своим чередом. Чирок, Буханка, Красный. Все по очереди оказывались на нужном берегу.
Появился еще один местный Урал. С кузовом чуть побольше, чем первый и перевез Патриот Земи чрез брод. Но и там мужики были еле стоящими на ногах, и на выгрузке устроили такой цирк, что если бы не наше вмешательство, у Патрика могли быть кузовные повреждения. Радируем на тот берег - что угодно только не в терновый куст. Т.е. ищите любую возможность, но не езжайте на этом Урале.
Солнце постепенно двигалось к закату, а переправа силами одного УРАЛа происходила крайне медленно, да и не все наши машины могли к нему в кузов без повреждений (ох уж эти несъёмные коники!). Перед экипажем Патруля вообще маячила необходимость смены больших колёс на чьи- нибудь поменьше, только для того что-бы заехать в кузов. Но один из местных, видя как водитель УРАЛа зарабатывает кучу денег (с машины 1000р), пригнал второй УРАЛ, с откидывающимися стойками, но с очень коротким кузовом. Первый это средство переправы пробовал Земи - центр задних колёс его Патриота был в десяти сантиметрах от заднего края кузова УРАЛа. Но перспектива ночной переправы была ещё страшней и он рискнул быть первым. Водитель короткого УРАЛа оказался более осторожным - его брод был значительно более протяженным, и вероятно поэтому, также вполне проходимым.
А на противоположном берегу оставалась еще одна проблема - Патруль. Он при всем желании не влез бы в любой грузовик из арсенала имевшихся в Майзасе из-за своих габаритов. Рома с Юрой уже пытались найти для себя направление взятия брода самостоятельно. Для этого проехали во время переправы одной из машин в кузове, чтобы оценить брод.
И вот, решились. Патруль пробует воду:
Рация сообщила что они же на островке, разделявшем Томь на два русла. Но второй брод сложнее, там есть хорошая стремнина, по массе Патруль все-таки сильно уступает Уралу, могло получиться нехорошо. Долго бродили в поисках подходящей траектории, но в итоге решили сильно не рисковать и подстраховаться привязавшись к Уралу.
И это у них получилось! В итоге весь брод они прошли сами, лишь для страховки привязанными к Уралу. Тащить их не пришлось. Молодцы! Однако, хоть Патрол и был самой большой и подготовленной машиной в нашей колонне, водичка немного налилась к ним в салон и подмочила вещи.
Пока остальные автомобили постепенно перебирались в кузовах УРАЛов на другой берег, экипаж Патруля проводил время в разведке берегов и наблюдении за маршрутами УРАЛов через Томь. И наконец время Ч настало - Патруль прицепился стропой к узкому УРАЛу, перевозившему очередной автомобиль, и рискнул пойти через Томь своими колёсами, но на привязи. Протоку до острова Патруль прошел на верёвке за УРАЛом, а вторую протоку прошёл САМ! Из приключений - слегка замоченные вещи в салоне и прорыв волны в приоткрытые окна.
Маз все еще курит бамбук посреди реки:
Наши машины одна за другой оказывались на нужном берегу, а шоу с Сорентой продолжалось.
Погрузчик действительно приехал, вытолкал Маза на остров. Мазоводу похоже урока было мало, и через второй брод он полез опять напрямик. Зарюхался опять. Погрузчиком его сдвигали с места - вперед, назад, пока ковшом не оторвали бак с солярой. Японамать! Бак плывет по Томи, бравые ребята из погрузчика догоняют, ловят его. Один сидит в ковше и пытаеться поймать бак. Поймал таки.
Герман снял на видео как толкали Маз:
Click to view
Маз совершенно обездвижен. Стоит на хорошей глубине, погрузчиком его толкали через всю Томь, пока у него не начали отваливаться борта. В итоге, полуразвалившегося вытолкали. Но немного не туда. Там где разгружались мы был хороший удобный холмик для съезда. Маз с Сорентой же оказались просто на ровном берегу. Хоть прыгай на машине из кузова. Но водитель Соренты видимо был другого мнения и поэтому пришлось Маз погрузчиком вновь заталкивать в Томь и выруливать к "правильной пристани".
В итоге, все закончилось благополучно. Но надо было видеть глаза дочки новосибирца когда они оказались на нужном берегу. В глазах было все. Типа какого хрена... ну и далее по тексту.
Где-то в это-же время, для эвакуации МАЗа из брода, прибыл К-700 с погрузочным ковшом, коим он и толкал МАЗ с Киа в кузове по броду, в процессе чего оторвал ему один из баков и, по свидетельству очевидцев, приуморительно гонялся за ним по реке и ловил его своим ковшом... После выгрузки Киа на противоположном берегу, К-700 притолкал МАЗ к нашему берегу и водитель МАЗа с энтузиазмом предложил: грузитесь, кто следующий, трактор нас перевезёт ... немая сцена... желающих не нашлось.
Террано прибывает на второй причал первого пирса:
Бегемот переправлялся предпоследним в кузове короткого УРАЛа, для нас кузов оказался совсем короток и наше заднее колесо наполовину висело в воздухе, водитель давил на тормоз до онемения ноги, Бегемот при качке бился бампером об передний борт... но всё обошлось.
Последний оставшийся на берегу экипаж Шеви применил смекалку. Раздобыв где-то в деревне тракторную телегу, забрались в нее и прицепив телегу к Уралу успешно и без потерь переправились.
Патриот Шевика, брод он преодолел в кузове тракторного прицепа, прицепленном к узкому УРАЛу. Широкий прицеп стал дипломатическим достижением Дениса в переговорах с хозяином УРАЛа.
Заход на разгрузочную горку. Пилот продавливает сквозь пол педаль тормоза и всю дорогу непроизвольно подруливает:
Все. На этом переправа была закончена и мы с чувством выполненного долга устроили лагерь и заночевали неподалеку от места переправы, тем более, что уже темнело...
Место для лагеря было выбрано на поляне на берегу реки Томь, метрах в стах от брода.
Вот таким трудным и интересным на события оказался второй день экспедиции...
Хороший человек - водитель первого Урала. Здоровья ему и благополучия:
Видеоролик о событиях этого дня:
You can watch this video on www.livejournal.com
Дни: [
0 |
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]