Енисейская Одиссея-2010. Лестница в небо. День 12

Mar 12, 2012 07:17



Итак, обещанный экшн и кровопролитные боевые действия, которые происходили на двенадцатый день нашей экспедиции.



Телепортация в это утро у большинства экспедиционеров прошла успешно. А лично у меня - с некоторыми трудностями. Ночью меня в палатке придавило отрицательной температурой за бортом, мои палатка и спальник оказались не приспособленными к этому, я заматывался в разные тряпки и жег баллоны в газовой печке. Три баллона спалил, замерз, но таки дождался утреннего солнца, вылез на свет, и стал отогреваться.



Дни: [ 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 - 15 - 16 ]

Утром стало распогаживаться™, вокруг - красота.



Озеро Кальджин-Коль-Бас встречает гостей:



И вот чем угощает:



Начинаем дорогу домой. На одном из пригорков остановились, чтобы сделать общее фото на фоне Тава́н-Бо́гдо-У́ла или Табын-Богдо-Ола, Танну-Богдо-Ола (монг. Таван Богд уул - «пять божественных гор») - горного массива на юго-востоке Алтая, расположенного в области схождения границ России, Монголии и Китая.



Едем дальше. Навстречу показались несколько человек на лошадях. Как оказалось - пограничники с калашами, и направляются прямиком к нам. Ружья мы спрятали, сети смотали, трупы закопали.  У нас с документами все в порядке, все разрешения есть, мы не беспокоимся.

Первый пограничник подъехал к нам, спешился, заглянул в окно, и сказал:
- Привет, а где Олег?
- Какой Олег? - растерялись мы.
- Коренев Олег где?

Тут раздался грохот, горы пошатнулись, кое-где начали образовываться лавины, вулканический пепел стал подниматься в воздух. Это все от наших упавших челюстей. Ну я не знаю, как еще описать степень нашего офигения. Олег - это пилот экипажа "Чирок", который едет следом за нами вторым номером в колонне.

То есть ситуация такая - мы едем где-то на краю света, плотность населения примерно один человек на сто квадратных километров, и тут к нам подъезжает на коне незнакомый человек с автоматом, и просто так спрашивает: "О, привет, а где Олег?"

Оказалось приятель Олега служит на границе. Не успел встретиться с ним, когда мы заезжали на погранзаставу регистрироваться, вот сейчас решил догнать, поприветствовать.

Я все думал, хорошо ли работать на такой погранзаставе. Тепло, сухо и мухи не кусают целый месяц в году. ;)
Правда показания у рассказчиков расходятся, одни говорят, что казахи постоянно норовят нелегально проскочить границу, приходится постоянно патрулировать, а другие говорят, что на смотровую вышку ставят соломенное чучело в форме погранца, и когда через месяцок его случайно перевернет ветром вверх ногами, то еще месяцок этого никто не замечает, потому что тишь, благодать и спокойствие.



Пока суть да дело, разговорчики в строю, главный навигатор воюет с навигацией.



Дальнейшая дорога. Ничего нового:



Почти каждый немного прилип, пара минут и мы едем дальше:



Возле Бертека решаем повернуть в сторону и двигаемся вдоль реки Ак-Алахи. Вы думали "белая река" это метафора? А вот фиг:



Трава зеленая, река белая, все честно.



На противоположном берегу какие-то живописные развалины:



Журавль-красава!



А вот таким образом в молочную реку впадает ручей с обычной прозрачной водой. Так и текут некоторое время два параллельных потока, один белый, другой прозрачный:



По предварительному сговору планировалось перебродить Ак-Алаху и выезжать с плато другим путем, нежели приехали. На первом же этапе возникли сложности - брода не видать. Юра и Андрей запрыгнули в забродни и пошли прощупывать дно.



За нашими действиями пристально наблюдали сурки. Подходящий брод мы так и не нашли, то слишком глубоко, то скалы и валуны на дне, то выезда на берег нет. Было принято решение возвращаться тем же путем, что и приехали, то бишь через перевал Теплый ключ.



Предстояло пару сотен километров по степи. Наша матчасть видимо достигла точки терпения, потому что машины в колонне стали сыпаться одна за одной. Колонна, конечно, растянулась. Своих не бросаем, кто-то чинится, кто-то помогает, остальные спят.



Долго ли, коротко ли, добрались до перевала Теплый ключ. Незадолго до этого у Мистраля потек радиатор, течь не смертельная, но быстро устранить ее в полевых условиях не получится, поэтому было решено взять его на буксир, чтобы не мучать мотор, и не выплевывать ценный антифриз.

И вот - подъем в Теплый ключ. Построение такое - в голове колонны едет Патриот "Шевиков", на штурманском месте которого восседает жопой на сиденье ваш непокорный слуга. В пассажирской части фюзеляжа едет Оля, супруга Дениса, который, соответственно, за рулем.

Сзади к нам привязана веревка, на другом конце которой едет Мистраль с заглушенным двигателем. То есть ни тормоза, ни руль у него толком не работают.

Дорога, напоминаю, вот такая. Справа склон уходящий в небо, слева - уходящий в бездну. Склоны пологие, но высота дикая, вниз метров 500.



Далее попробую описать свои впечатления в хронологическом порядке.
В какой-то момент на тропе перед нами появился камень, который нужно было пропустить промеж колес. Не такой уж и большой камень, честно говоря, клиренса бы наверняка хватило, но мы забрали правее - на склон, чтобы обрулить его. Кто-то, кажется, подумал вслух, что неплохо бы Лехе (пилоту Мистраля) не обруливать камень, ибо у него не работает усилитель руля, и мы стали пристально наблюдать за ним в зеркала.

Далее замедленная съемка - Мистраль поворачивает на склон, принимает левый крен, левое переднее колесо притирается к камню справа, подклинивает, не давая рулевому вывернуть колеса обратно влево.

Мы наблюдаем в зеркала, как натягивается наша веревка, дает импульс привязанному к ней Мистралю, и тот плавно поднимает в воздух сначала заднее правое колесо, а потом начинает медленный кувырок через левое переднее колесо, которое уперлось боковиной в камень и стоит поперек курса.

Кувырок в сторону склона вниз. В этот момент Денис зажал педаль тормоза с такой силой, что чуть не отломил ее. Ведь если Мистраль будет кувыркаться вниз, то он потащит за собой на веревке и Патриот.

Я вижу это все в зеркало, подрываюсь, выбегаю, справа под ногами пологий скользкий склон. Еле удержавшись на ногах бегу к Мистралю, кажется, что в момент опрокидывания я уже бегу к ним, но думаю это невозможно, не могли же они так долго падать. На ходу кричу в рацию, которая у меня всегда в специальном кармане на плече, мол, у нас "уши", вся мужская сила срочно в голову колонны! Бегу и слышу как орет дикими голосами испуганный экипаж Мистраля. Понимаю, что если он покатится вниз, то я его один не удержу, но все равно добегаю и упираюсь руками в крышу. Мистраль качнулся еще пару раз и остановился в шатком равновесии на боку.

Прибежал Денис. Ольга, выскакивая наружу, укатилась по скользкому склону аккурат под машину в полный рост. Подбегают Олег и Саша из буханок, которые идут следом за нами. Все вместе держим машину.



Пытаемся придумать способ, как извлечь экипаж, на глаза попадается люк в крыше. Чтобы его открыть, нужно включить зажигание, которое Леха инстинктивно выключил в момент переворота. Он изворачивается в кабине, поворачивает ключ, нажимает кнопку на потолке и люк начинает ме-е-едленно открываться. Конечно, мы его перед экспедицией тщательно проклеили, чтобы не брякал, поэтому он стал таким флегматичным. Вдавливаем люк руками, вытаскиваем людей. Экипаж в истерике. У Алены рассечена ладонь и обильное кровотечение. Она оперлась рукой о стекло двери, которое в момент переворота выдавило и раскрошило. Женщины из других экипажей уже бегут на помощь с аптечкой.



Грубая мужская сила продолжает поддерживать автомобиль, который находится в шатком равновесии:



Навалились и попытались поставить его на колеса. Однако, поднять его можно только в то положение, из которого он кувыркнулся, так что стоять он не может. На фото отчетливо видно, что произошло с левым передним колесом, и как оно взаимодействовало с камнем.



Привязали веревку, оттащили чуть назад, и машина встала на колеса. А вот обещанная в прошлой части отчета кровища, хы-хы:



Различные болтающиеся элементы зафиксировали скотчем, привязали машину к буксиру, посадили за руль меня, который вторую неделю овощем и уже готов схватиться за любой завалящий руль, лишь бы порулить.



Протянули еще несколько километров за Джумалинские ключи, чтобы не вставать опять в этом недружелюбном месте. Остановились в какой-то ложбинке уже затемно, где нас и накрыло дождем. Дорулил я на буксируемом Мистрале нормально, без проблем, под музыку даже. Не работающие усилители руля и тормозов это не такая уж великая проблема, к которой не привыкли нежные японоводы. ;)



Тут я хотел написать большой роман о разгильдяйстве на маршруте, о поведении в коллективе, об персональном отношении к экспедиции, следствием чего стали вышеописанные неприятности. Второй год меня беспокоит эта тема, однако, кто мог - выводы уже сделал, а кто не смог - тот и не сможет.

Стэй тюнд, как говорится, впереди еще несколько дней сурового экспедиционного экшена.

Дни: [ 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 - 15 - 16 ]

Previous post Next post
Up