Енисейская Одиссея-2010. Лестница в небо. День 1

Feb 06, 2011 21:28




Одно из самых загадочных мест в Горном Алтае лежит на границе России, Казахстана, Монголии и Китая на высоте более 2000 метров - дикое плато Укок, название которого звучит как "Слушай небеса!". Этой земле древние люди доверяли тела своих предков, отправляя их в последний путь с великими почестями; с великими жертвами просили богов о милости. Здесь всегда ждали посланцев небес, сигнализируя им о месте прибытия гигантскими рисунками на земле. Стройные ряды облаков в витиеватом порыве образуют над плато лестницу в небо. Свободные ветра гуляют по плоскогорью, склоняя полынь в низком поклоне перед местом последнего пристанища на земле Принцессы Алтая, прародительницы Кыдым, как зовут ее алтайцы. Укок - безмолвные камни и степь, словно завороженные ледяным взглядом пяти святых гор Табын-Богдо-Ола, зеркальные озера с лебедями и быстрые реки с белой водой. Реки, опасные для тех, кто отважится путешествовать по ним на лодке, и слагающие камни в мосты тем, кто готов отправиться в долгий путь, лежащий через горные болота, к теплому Белому озеру. Таинственным и священным смыслом наполнены петроглифы бертекской писаницы. Скальный коридор ведет к скале Кызыл-Тас, тысячи лет хранящей изображения бегущих оленей с ветвистыми рогами и других, не менее грациозных животных, козерогов и верблюдов, стремящихся к небесным пастбищам.

Отчет о краеведческой экспедиции "Лестница в небо" серии "Енисейская Одиссея" клуба ВездеходOFF.
Текст: Антон Ратушняк, Евгений Акулов.

Утро прошло в предэкспедиционной суете. Хотя вроде-бы все было сложено-уложено загодя, но всегда что-то забывается, вылетает из головы. И вспоминаешь об этом в последний момент, когда уже через 10 минут нужно быть на старте. Так было и в этот раз. В итоге на общий сбор на площадь Революции мы подъехали последними - вся колонна уже дожидалась нас. Шел небольшой моросящий дождик, проезжающие мимо неохотно обращали на нас внимание - вообщем все было тихо, без фанфар.





Дни: [ 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 - 15 - 16 ]

В главных ролях в походе участвовали следующие подозрительные лица:
Шевики (Уаз Патриот) - Денис и Ольга, с Мишкой-предводителем на борту;
Буханка (Уаз Буханка - ну не знаю я как оно правильно называется с циферками) - Саша и Лена;
Бегемот (LR Discovery) - Женя, Ваня и Влад;
Террано (Nissan Terrano) - Тема и Дима;
Красный (Chevy Tracker) - Денис и Вика;
Мистраль (Nissan Mistral) - Леха и Алена;
Чирок (Уаз Буханка) - Олег, Олег2 и Вера;
Патрол (Nissan Patrol) - Рома, Юра, Наташа и Лена.
Ну и мы - Нива (Нива:)) - Андрей и Антон.



Мне тут пришло в голову что экспедиция в том понимании этого слова, какой представляем ее мы, начинается задолго до выезда на маршрут, как такового. Выезду предшествуют дни и недели, проведенные в гараже для подготовки машины и шмурдяка; чтение этих ваших интернетов на предмет заимствования опытов людей, которые уже бывали в тех местах, куда нас собирается занести; разглядывание карт, гугл ерфов и самое главное это какое-то внутреннее напряжение, по крайней мере у меня - ложишься спать и встаешь с одними и теми же мыслями - о предстоящем путешествии.

Выкатили из города в направлении Зеледеево, дождь по дороге то успокаивался, то усиливался пока не превратился в настоящий ливень на перевалах за Бирюсой. Колонна двигается спокойно, размеренно - в эфире весело и живо, особенно с фирменным "к-о-лл-о-о-нна вышла (повернула, закончила обгон - нужное подчеркнуть)" нашего нового замыкающего - Патруля.
Едем не быстро - ну может 70-80, но не больше. В зеркало замечаю Мазду Трибьют, которая как-то слишком лихо выходит на обгон в закрытом повороте. Ливень стеной. Тут водила не справляется с машинкой, его боком тащит вначале на встречную обочину, потом тут же обратно, на обочину другую - акробатика чистой воды - чудом ловит ее и уходит вперед. На трибьюте кстати резина МТ! Кхе-кхе. Обсудили по рации умственные способности этого чудика. Повезло ему, вобщем.

Заскочили в Жемчужный, это возле озера Шира, искали там то-ли ведро для готовки еды на всю эту кодлу, то-ли поварешку - вообщем, я не понял. Всего этого там не оказалось, в наличии был лишь сприптиз-ночной клуб и куча больших и маленьких кемпингов с домами-скворечниками, выросшими там как грибы после дождя за последние годы.

Дорога до Жемчужного не была отмечена какими-либо событиями, кроме сумасшедшей мазды, остальное вроде все было ровно. Штурманы Бегемота по дороге осваивали Озик, погода не радовала - дождик шел вместе с нами.





Погнали дальше - в сам поселок Шира, который по какой-то злой случайности находиться вообще в другой стороне и довольно далеко от одноименного озера. Там с кухонной утварью все было нормально. Затарились по полной, включая какую-то готическую вазу, которую экипажу Чирка непременно захотелось купить тут. Ну я не знаю, может хотели цветы на стол в ней поставить, кофеварка же у них на столе в машине есть ;-)

В Жемчужном и далее в деревне Шира колонна задерживалась в надежде приобрести три важных, но забытых дома предмета: Поварёшку для общего котла, Ведро для бани и Половник для бани. В конце-концов купили в Ширинском хозмаге половник, поварёшку и Подойник из нержавейки (он заменил ведро).







Двинули дальше мимо деревеньки Туим, знаменитой своим "Туимским провалом", а также мальчишками с большим картонками с надписями "покажу дорогу на провал". По причине дождливой погоды мальчишек вдоль дороги не было, на автобусной остановке и в других удобных местах валялись те самые таблички - правильно зачем их домой таскать, когда завтра опять на работу ;-)

Однако, мы все таки джиперы и экспедиция у нас не по асфальту. Посему сворачиваем в поля на раскисшую после дождя грунтовку, чтобы срезать асфальтовые километры до Большой Ербы. А-а-а! Испачкали машинку. Дорога веселенькая, мотает нас изрядно, лепешки говнолина во все стороны - класс!!! Буханка расположилась в удобной канавке, толи хабы были OFF, толи просто стащило туда.

Не доезжая Туима, мы свернули с асфальта и повернули по просёлку на юг, планируя добраться до района Абакана по грунтовым дорогам, не выезжая на асфальт. Состояние дорог - полевая грязь различной степени густоты и глубины.

На одном из подъёмов водитель засадил таки Бегемота в колею, и, не смотря на все включенные блокировки, движение вперед не получалось - сели на передний мост. В это время сбоку, по травке нас грациозно и с лёгкостью обошёл Красный, а затем и Нива. В процессе борьбы с колеёй Бегемот самостоятельно задним ходом из неё выбрался (правда потеряв левый клык с заднего бампера) и тропой Красного взобрался в подъём. Позднее, экипаж Террано вручил нам потерянную часть бампера, которую они нашли в колее.





Дернули, движемся дальше. У меня начало что-то подозрительно скрипеть на крыше. Мысля - надо остановиться глянуть, что там к чему. Ну вон щас до того более-менее сухого места дотяну и гляну. Тут в рацию "нива, у вас кажись багажник верхний отвалился что-ли!". Во дела! Вылезаю и точно - лежит, бедненький, на крыше, болтами своими пытается нам дырку в потолке сделать для вентиляции салона. Пригрузил я его на экспедицию конечно изрядно - тут и запаска 29", и полуось в сборе и шрусы на обе стороны лежат. Тяги ЗМ, запас воды и маслотосола, а также две пустые 20 литровые канистры. По весу, конечно, не так много, но все равно груз. В итоге килограмм 80 на нем болталось. Вот и не выдержали хлипенькие российско-китайские крепления, сложились все 4 по одному борту.



Тут надо сделать лирическое отступление, для тех кто не знает. Нива, по сути своей, уникальный автомобиль с веселым набором качеств. Чтобы ездить на ней на дальняк по сложным дорогам, необходимо иметь с собой как запас вещей и продуктов для жизнедеятельности, так и запчасти для самой машины. Потому что все равно что-нибудь, да отвалится. А теперь представили себе, что экспедиция на 16 дней, да еще по сути в разных климатических условиях (от льдов арктики до песчаных пустынь - шучу) - короче вещей и всякого барахла много. Разместить это все в салоне не представляется возможным даже такому заядлому нивомерчендайзеру как я, в итоге без экпедиционника на крыше никак. Почесали репу по поводу того, чего с этим всем добром дальше делать и в какие кусты запуливать багажник, и приняли единственно верное в данной ситуации решение - корзину со всем скарбом, включая крепления привязать поверх другой такой же, но пустой корзины, на нашем старшем брате-терранчике. Сказано-сделано, и наша "лысая" теперь нива, понеслась дальше галопом, скинув с себя тяжелую ношу, а террано дополнительные килограммы похоже и не почувствовал даже.



Ещё чуть позже колонна встала из-за первой серьёзной неисправности одной из машин - Нива практически потеряла багажник, отвалились его крепления. Неоценимую помощь Ниве оказал Терранчик - взяв на себя транспортировку багажника Нивы вместе со всем что на нём было, прикрутив его грузовыми стяжками поверх своего. Головная часть колонны воспользовалась паузой для смены городской обуви на ногах, на более внедорожную.



Выбрались к Ербе, где встретились с еще одними так скажем "временными" участниками нашей вечеринки-экспедиции Земи (Уаз Патриот) - Алексеем и Оксаной.





Опять полями-огородами уходим от цивилизации в сторону Салбыка - глазеть на первую достопримечательность в нашем путешествии - Большой Салбыкский курган.



Курганом это можно назвать с большой натяжкой, так как вместо кургана там почему-то ямка-ямища, которую чудики археологи выкопали в начале 30-х годов прошлого века, когда вели там раскопки. Но размеры, конечно, поражают. И эти огромные камни посреди голой степи неизвестно откуда кем и когда притащенные.

И я так подозреваю ради одного человека, когда-то захороненного там. На старых фото запечатлена эта громадина еще до раскопок - внушает.














Местный хранитель живет там возле кургана в юрте - охраняет чтобы не пакостили, но вроде местное население уважительно относиться к своей истории и делать ничего подобного не собирается, а наоборот наведывается туда и даже производит рядом какие-то обряды на специально отведенном для этого месте.






У красного какие-то проблемы в подвеске - вылез нехороший стук. Вскоре выясняется, что у него оторвало верхнее крепление передней стойки от кузова, нужна сварка.



Выбравшись на сухую дорогу (дождик отстал) мы посетили остатки Большого Салбыкского кургана в Долине царей. Осмотрев результаты ударной работы ленинградских археологов по вывозу древностей с периферии в центр, мы свернули в степь и по сухой степи мчались до Чаркова, а затем свернули к Уйбатскому чаатасу. Осмотрели и обфотографировали остатки надгробных курганов местного населения, как говорят самым старым из них около полутора тысяч лет.

Решаем двигаться с осторожностью до вечерней стоянки на которой уже и разбираться со стойкой. Едем дальше на памятник культуры с веселым названием Уйбатский Чаатас.


Ну Уйбатский так Уйбатский, просто деревня с таким названием рядом. По дороге у меня почему-то заканчиваеться бензинус в баке:) Заправок в полях давненько не было. Отбираем канистру у Шевиков, и мы снова на ходу.











На Чаатасе красивые камни столбики - фотаемся тут в известной нам манере хуман гопник



И дальше к месту нашей сегодняшней ночевки - озеру Балынкуль.

После чаатаса был длинный прогон по сухим, пыльным грунтовым дорогам до озера Буланкуль, на берегу которого мы и разбили лагерь, по соседству от группы местных байкеров. Экипаж Красного немедленно принялся за ремонт автомобиля - причиной стука в подвеске оказалась развалившаяся верхняя резинометаллическая опора амортизатора. Краткий консилиум определил методику ремонта - надо зажать остатки опоры на штоке амортизатора с помощью двух ТОЛСТЫХ шайб. Только где их взять? Однако энергичный поиск в ящиках, рундуках и сумках разных экипажей дал результат - подходящие шайбы, а заодно и болт крепления поворотного кулака, были обнаружены - и установлены водителем Красного при свете фонарика. Трудолюбивые женщины (огромное им спасибо за роскошное ежедневное питание в суровых экспедиционных условиях) готовили первый в этой поездке совместный ужин, а специалисты жарили шашлык, коего было взято с собой значительно больше нужного. Наш Бегемот в этот вечер служил люстрой для лагеря - освещал территорию и столы, за которыми экипажи поглощали антистрессовку, заедая её двумя-тремя видами салата и ДВУМЯ горячими блюдами (надо отметить что, несмотря на все надежды, похудеть водителю Бегемота во время экспедиции не удалось). Ночью пришёл Лесник (в виде местного экипажа ДПС) и утихомирил наших соседей байкеров - выжимавших как можно более громкие звуки из своих потрёпаных железных коней.





Вообще-то, хотели сегодня уехать дальше километров на 60, но уже темнеет и все вымотаны долгим переездом - что-то около 700 км. Наивные... Теперь так будет почти каждый день.

Дни: [ 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 - 15 - 16 ]
Previous post Next post
Up