Енисейская Одиссея-2010. Лестница в небо. День 8

Sep 28, 2011 08:00

Вот еще кусок отчета подоспел о экспедиции по Алтаю:



Отчет о краеведческой экспедиции "Лестница в небо" серии "Енисейская Одиссея" клуба ВездеходOFF.
Текст: Антон Ратушняк, экипаж "Нива"

Не, ребята. Вы не расслабляйтесь... Солнышко им там вчера засветило. Ага, щас. Что у нас сегодня на первое? Из зала робкие возгласы: "Оффсянка?"

Нет, на первое у нас сегодня как вы уже догадались противный, моросящий дождик. Ну, раз так, то нечего тут и задерживаться - быстро собираемся, и в путь. По мостику-жвачке, вверх в гору, посмотреть на слияние двух таких разных алтайских речек - Чуи и Катуни.



Сливаются? Сливаются конечно. Одна ярко-бирюзовая, другая грязно-глинистая, но в итоге все-равно получается бирюзовая :) Побродили, зафотали, промокли и понеслись дальше.



Следующим номером программы значились древние наскальные рисунки урочища Калбак-Таш. Завернули, разместились на стоянке, провели переговоры с местным экскурсоводом и отправились впитывать в себя древнюю историю. Несмотря на дождь, экскурсия по этим петроглифам получилась настолько интересной и захватывающей, что пробродили там больше часа, многое узнали и впечатлились этим "эрмитажем" под открытым небом. Экскурсовод очень интересно и самобытно про все рассказывал.











Горы все выше, горы все круче... По отрогам ползет туман, а мы тем временем заезжаем на водопад Ширлак, который многие почему-то автоматически прозвали "Доширак"- сказывается специфика путешествия... К водопаду ведет бесчисленное количество тропок, на подъеме в гору срастающихся в одну. Склон горы достаточно крутой, местные деревья растут на нем под каким-то нереальным углом. Сам водопад очень красивый, величественный, горная вода в нем холоднющая, что, впрочем, не помешало особо отчаянным залезть под струю.







Прибыли в Акташ. Атаковали местное кафе в поисках съестного. А так как общепит обычно не готов к наплыву желающих отобедать в количестве 20-30 человек одновременно, то проторчали там довольно значительное время, заодно скупив оптом все готовые пирожки и другие ватрушки.

Тем временем, не все в порядке с техникой. На Патруле начал серьезно завывать полуосевой подшипник. Сместились немного поодаль от деревни и под растянутой между патрулем и ближайшим деревом палаткой устроили полевой ремонт. Подшипник был мертв. С собой подшипников не было. Зато был штангенциркуль и соответствующая литература. С помощью несложных измерений- вычислений выяснилось, что подшипник Патруля имеет практически одинаковые размеры с тем же самым подшипником УАЗа.

А у опытных уазоводов эти побрякушки с собой были. Заработала болгарка, взвились снопы искр и с помощью кувалды и той самой матери новый уазонисанновский подшипник занял свое законное место. Тем временем произошло еще одно событие - мы встретились с группой красноярцев путешествовавших по тем же местам, где мы находились сейчас. А так как они путешествовали на джипах, то естественно нашлись в наших командах общие знакомые и появились темы для обсуждения и обмена впечатлениями.





Все это отлично, но нам сегодня нужно обязательно добраться до страшного перевала Кату-Ярык и спуститься по нему. Времени в обрез. Выдвигаемся. Через затяжной гравийный перевал, через так называемые Красные ворота, поднимаемся в высокогорную долину - отметка, если не изменяет память, около 2200 м. Впереди отличные виды горных вершин, вокруг чистейшие горные озера, все в густом тумане - летим по направлению к Улагану - местному райцентру.



Кое-где асфальт, кое где гравийка, дорога узкая, петляет. Коровам правда на это плевать, пасутся, лежат прям на дороге. Предупреждаем друг друга о таких опасностях по рации.

Улаган - крупный поселок, есть много магазинов, сбербанк. На одном из зданий висит портрет их бывшего директора совхоза Санаа А.В., который, несомненно обладая государственно-стратегическим мышлением, еще в далеком 1987 г. отдал распоряжение двум бульдозеристам-трудоголикам сделать автомобильный спуск в долину Чулышмана. Чем с совершенно наглым видом пользуются современные джипперы и остальные паркетники. Смех смехом, но честь им и хвала - ведь это единственный путь к южному берегу Телецкого озера, проходимый на машине.

Через деревню Балыктуюль уходим в сторону Балыкчи и начинается размокшая расхлябанная грунтовка, где подсели на своих машинах встретившиеся нам сегодняшнем красноярцы.

Подспускаем колеса и ралли-баха начинается. Ралли-баха оно видимо потому, что летишь себе летишь в стиле ралли, и тут впереди огромная лужа. Тормозить бесполезно, так как мокро - как бахнешься в лужу. Затем набор скорости и все повторяется до бесконечности. Вот такая она эта ралли-баха.

Дорога петляет по полям, лугам и горкам. Конца и края всему этому не видно. Нас накрывает вечер и тяжелая грозовая туча нависает так низко, что складывается полное ощущение дороги в ад.



Ко всему, на одной из развилок, упустив из виду впереди идущий автомобиль, свернул не туда, дорога резко пошла в достаточно крутую скользкую горку. А так как я шел не на пониженной, то перед самым концом подъема обессилевший двигатель сделал "пук" и сдался. Мгновение, пониженная включена, но куда уж там, без разгона здесь ничего не сделаешь. Пришлось спускаться и штурмовать второй раз. Ничего не получается, не хватает самой малости. Двигатель ревет, все колеса крутятся, но заскочить не можем.

Откуда ни возьмись сверху появляется буханка с алтайцами, которые выбегают из машины и начинают мне отчаянно жестикулировать. Затем из салона появляется нечто - алтайка весьма преклонных лет и довольно странно одетая. Она вздымает руки к небу, и начиная качаться всем телом читать какие то молитвы. Ппц. Занавес...

Разворачиваюсь и сваливаю оттуда подобру-поздорову. Въезжаем в лес, дорога начинает спускаться все ниже и ниже. Вокруг непроглядная темень, свинцово-тяжелое небо, дождь и глубокие лужи. Слева угадывается огромный обрыв. Точно едем в преисподню.

Но дальше происходит что-то совсем необыкновенное. Мы приближаемся к долине Чулышмана, дождь прекращается, грозовая туча расходится и мы видим закат такой завораживающей красоты, который, честное слово я не видел еще ни разу в жизни.



Под впечатлением чего-то нереального, выкатываемся на площадку перед перевалом Кату-Ярык, освещенного последними лучами заходящего солнца. Дак вот ты какой - северный олень. Впечатляет...

Обрыв метров на 600 вниз, вырубленная в склоне горы дорога. Хотя скорее не дорога, а козья тропа - так она выглядит с вершины,со всеми ее 9 поворотами на 180 градусов.





Несколько фото на память и в сгустившейся темноте начинаем спуск. К сожалению, чуть раньше нас начали спуск приехавшие сюда восстанавливать смытые мосты в долине Чулышмана рабочие. У них в составе было четыре огромным длинных урала, на которых они везли бытовку, запчасти для ремонта мостов и кран.

Спускались они очень медленно, в час по чайной ложке. Что, собственно, немудрено на таких огромных и тяжелых машинах по такой неподходящей для этого дорожке. Особенно жестоко было смотреть, как многотонная махина, не вписываясь по габаритам в узкие развороты перевала, делала поворот за несколько приемов, буквально зависая над пропастью во время маневра. У водителей этих махин поистине стальные яйца нервы.



Состояние перевала в этом году вызывало у нас опасения. На нем произошло несколько оползней. Пару недель перевал вообще был закрыт, и люди не могли выбраться из долины, пока перевал не расчистили. И сейчас состояние дороги было ужасное - ручейки, наносы глины, опасные ступеньки - потихоньку спускаюсь, старась не накатывать на впереди идущий автомобиль. По рации - "Нива,двигайтесь!"
"- Куда двигаться-то? Щас маленько машина впереди отьедет вперед и двинусь!"
"-Двигайся, кому говорят, на нас тут небольшой сель сходит!!!"
"-ООО!!!"
Но, слава богу, все обошлось... Спускались, наверное, целый час, в свете фар видели лишь машину впереди, а сбоку угадывалась бездонная пропасть. И вот, наконец, мы внизу!

Проехали по долине, наверное, еще с пару километров и разместились наночевку рядом с "тем самым уазиком", который изображен на фотках про наводнение в долине Чулышмана.





Дни: [ 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 - 15 - 16 ]
Previous post Next post
Up