Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая) занимает перешеек между Балтийским морем и Лиепайским озером. К северу от Старого города, между Торговым каналом, соединяющим море и озеро, и железнодорожной станцией расположен город Новый (Яунлиепая), где еще в дореволюционные времена были сконцентрированы основные промышленные предприятия Либавы. За железной дорогой - предместья, частично занятые советским спальником, а еще севернее, уже за каналом Кароста, одноименный с ним район, где ранее размещалась крупная имперская, а потом советская военно-морская база с жилым городком. Вот, собственно, об этом обо всем я и попытаюсь рассказать в следующих нескольких сериях.
И начну как раз с окраины, с Каросты. Военно-морскую базу в процветающем и, что самое странное при этом, всего лишь заштатном городе Либаве в нескольких десятках километрах от границ с Германией стали строить в 1893 году. Т.н. "Порт Александра III" должен был стать одной из основных баз имперского флота, и государство на него не поскупилось, вложив туеву хучу денег (более 15 млн рублей) в гидротехнические и прочие строительные работы, включавшие не только возведение портовых и крепостных сооружений, прокладку железнодорожной ветки и создание жилого городка, но и, например, рытье специального судоходного канала вглубь суши, где собственно и предполагалось размещать флот.
В советское время Кароста была закрытым военным городком, где, помимо прочего, размещалась и база подводных лодок. Теперь с уходом отсюда военных район влачит довольно депрессивное существование, представляя при этом немалый интерес для любителей военной истории. Я к последним не отношусь, но все же счел нужным заглянуть на часок сюда, чтобы, так сказать, получить общее представление о местной застройке и атмосфере. Прогулялись мы и по длиннющему Северному молу, возведенному в конце XIX века для защиты новой портовой гавани от балтийских штормов.
Лиепая стала последним новым латвийским городом в нашей майской поездке, и этот тот самый случай, когда сладкое мы оставили на десерт.
1. Лиепая в Латвии известна как весьма ветренное место, неудивительно поэтому, что именно тут расположена крупнейшая в стране ВЭС, ветровая электростанция с 33 ветряками немецкой компании Enercon. Это все хозяйство хорошо видно при подъезде к городу со стороны Кулдиги.
2.
3. Въездной знак в город с гербом и якорем.
4. Для начала мы сразу отправились к Северному молу.
5. Пляж в его районе.
6. На берегу видны остатки сооружений бывшей Либавской крепости и одинокий ветряк.
7. Это бывшая 3-я батарея крепости. Вообще любители фортификации и абандона в Лиепае вообще и Каросте в особенности нашли бы много материала для лютого бешеного фапанья.
8. Гавань, откуда на русско-японскую войну ушла погибшая у Цусимы 2-я эскадра флота Тихого океана вице-адмирала Зиновия Рожественского, а позже выходили на боевое дежурство советские подлодки. У левого края снимка видны сооружения Лиепайского порта, справа на горизонте еле заметны волноломы, ограничивающие гавань с запада.
9. Порт отсюда крупнее.
10. А это уже вид в противоположную сторону, на север, в открытое Балтийское море.
11. Северный мол был сооружен в конце XIX века в процессе строительства "Порта Александра III". Его длина составляет 1,8 км, а ширина до 7 метров. Сейчас мол открыт для свободного доступа, и, надо сказать, здесь было довольно людно, учитывая ебеня, в которых он находится.
12. Финальный часток мола в ужасающем состоянии. Стремновато здесь наверное в шторм.
13. Северный мол в сторону берега.
14. Особенно впечатляюще, горой надолбов, сооружение выглядит с пляжа.
15. Хорошо отсюда заметно наверное и самое эффектное здание всей Каросты - Никольский морской собор.
16. Здание было построено в 1900-03 гг. по проекту петербургского архитектора Василия Косякова и было освящено в присутствии императора Николая II, из собственных средств в основном и профинансировавшего стройку.
17. Сейчас собор на реставрации и весь стоит в лесах.
18. Вокруг собора, занимающего центральное место в ансамбле военного городка, остатки дореволюционной Каросты. Застройка велась по регулярному плану с использованием типовых (или вероятно как говорили тогда, "образцовых") проектов зданий.
19. Здесь конечно очень много заброшки. Увы, середина солнечного дня в конце мая - не лучшее время для фотографирования застройки бывшего военного городка. К тому же многие здания просто не видно за деревьями.
20. А многие из тех, что не были обсажены со всех сторон зеленью, как назло, находились в контровом свете.
21. Дворец Офицерского морского дворянского собрания.
22. Это одно из немногих используемых сейчас дореволюционных зданий Каросты. Тут и в соседних постройках размещается Учебный центр Военно-морских сил Латвии.
23. Что делать с остальными, городские власти, такое впечатление, пока не определились.
24. Впрочем, в одном из домов открыли музей-гостиницу "Каростская тюрьма", где всем желающим предлагают испытать на себе прелести бывшей тюрьмы Лиепайской военно-морской базы. Фото из
Викимапии.
25. Я здание не снимал, оно за забором, но зато щелкнул экскурсионную группу из школьников. Мужик в форме советского полковника построил детей в колонну, сказал "Руки за голову", приказал сесть и далее прыгать на территорию заведения. Видимо, это один из элементов программы посещения музея, позволяющий глубже проникнуться его атмосферой.
26. Вообще застройка Каросты и соседнего военного городка Тосмаре довольно разнообразная. Есть и сталинки.
27. И типичные панельные пятиэтажки с облицовкой мелкой бирюзовой плиткой, каких тысячи в военных городках на просторах бывшего Союза и тех государств, где советские войска дислоцировались.
28. Все выглядит весьма депрессивно, хотя порой попадаются и реновированные здания.
29. Но заброшки все же куда больше.
30. Тщательно я Каросту не исследовал. И из-за неподходящих условий для фотосъемки, и из-за желания подробнее посмотреть саму Лиепаю, потому за деталями отправляю вас к постам коллеги
nordprod тут и коллеги
periskop тут и
тут. Я же направился к каналу Кароста (тому самому прорытому искусственным образом) для осмотра еще одного любопытного объекта. Канал Кароста в сторону военно-морской базы. Вот все это сооружение вырыли специальным землечерпальными машинами, импортированными из Марселя. Ширина канала 128 метров. Году в 1965-м за такой снимок мне бы провели личную эскурсию по интерьерам местной тюрьмы с подробной демонстрацией всех ее порядков.
31. На фото выход канала в гавань Каросты.
32. Интересный же объект, за которым мы сюда приехали - это прекрасно отреставрированный мост Оскара Калпака, построенный через канал Каросты в 1903-05 гг. по проекту фирмы Гюстава Эйфеля.
33. Обратите внимание на элегантные кованые фонари, от которых так и несет Парыжом. Во время прохождения по каналу судов обе половины моста поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.
34. У моста висит электронное табло с точным временем следующего развода. Подмывало конечно обождать, но т.к. никаких ожидающих судов рядом заметно не было, я рассудил, что мост могут и не развести вовсе, потому рисковать потерей времени не стал.
35. Вместо этого я зато успел посмотреть Яунлиепаю, Новый город Либавы с железнодорожной станцией.
Об этом очень атмосферном районе города в следующей серии.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.
13.
Даугавпилс: Крепость.
14.
Краслава.
15.
Аглона.
16.
Лудза.
17.
Резекне: старый центр.
18.
Резекне: новый центр.
19.
Виляны.
20.
Варакляны.
21.
Екабпилс: Крейцбург.
22.
Екабпилс: Якобштадт.
23.
Саласпилсский мемориальный ансамбль.
24.
Рига имперская.
25.
Рига Первой республики.
26.
Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.
27.
Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР.
28.
Рига: панорамы с высотки Латвийской АН.
29.
Тукумс.
30.
Кандава.
31.
Талси.
32.
Вентспилс: Старый город.
33.
Вентспилс: Набережная.
34.
Кулдига: дорога в Центр.
35.
Кулдига: Центр.