Новая рубрика. История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
Строго говоря, кроме меня, эта рубрика вообще никого не интересует. И я пока не очень различаю "сквозь магический кристалл", что и как писать. Но лиха беда начало.
Театр "Современник" возник в период "оттепели", от него повеяло "ветром перемен", и он подарил советским зрителям энное количество "глотков свободы". Это все знают.
Я застал театр "Современник" в период, когда "ветры перемен" стихли, а "глотки свободы" выветрились. Это был вполне себе реалистический, даже несколько усталый в своем реализме театр, солидный, респектабельный, ничем не напоминающий молодежные коллективы и лишенный намеков на студийную атмосферу.
В этом театре я побывал дважды на практике при литчасти в период 1977-1982, тогда был, кстати, одним из первых читателей талантливой пьесы Константина Гуркина "Любовь и голуби", ставшей впоследствии популярной и знаменитой, так что могу судить о труппе и атмосфере театра изнутри, из-за кулис, а не только снаружи, из зрительного зала.
Нормально там было всё внутри, без всякой напряженности, свойственной "террариуму единомышленников" (это словосочетание придумал Александр Ширвиндт). Снаружи тоже было неплохо: ровный ряд спектаклей без ярких всплесков, но и без провалов.
Вернее, так. Всплески были, но раньше, и их результаты еще не изгладились до конца. Шли два блестящих спектакля по классике "Обыкновенная история" и "На дне", оба поставленные Галиной Борисовной Волчек, которая, по-моему, на этих двух постановках практически исчерпала свой режиссерский потенциал.
Самые талантливые и интересные спектакли делал молодой Валерий Фокин или приглашенные мастера, например, Георгий Товстоногов, поставивший "Балалайкина и компанию".
Тут об истории этой постановки рассказывает Ляля Котова, царствие ей небесное, выдающийся завлит "Современника". Но я в литчасти ее уже не застал, там царила Галя Боголюбова, молодая, энергичная, интересная дама, дай ей Бог здоровья!
Помню еще замечательный спектакль "Большевики", пьеса, само собой, Шатрова. Никаких фиг в карманах, всё искренне и от души. Два часа из жизни типичной хунты, едва-едва взявшей власть, и готовой к провалу. Это я не сегодня так рассуждаю, это было четкое реалистическое ощущение во время спектакля.
Так вот, что касается "Балалайкина" и прочих подобных спектаклей. Как всякий респектабельный столичный театр, "Современник" позволял себе дозу антисоветчинки, аккуратно подкусывал режЫм, играл аллюзиями и ассоциациями, элегантно высовывал фигу из кармана, но тут же прятал ее обратно, как можно глубже.
Не обходилось без операций прикрытия - в "Балалайкине" ее, если верить воспоминаниям завлита, помог провести Сергей Михалков. Кто прикрывал в других случаях, не знаю, но без этого не обходилось. А самым смелым - в советские годы это определение регулярно применяли к фильмам и спектаклям - был "Монумент" по повести эстонского писателя Ветемаа, поставленный Фокиным в экспериментальном стиле - без антракта, без кулис, на почти обнаженной сценической площадке, где Конст. Райкин выворачивал перед публикой нутро советского подлеца-карьериста, и у него это здорово получалось.
Надо сказать, что я застал "Современник" в ту пору, когда Олег Ефремов уже ушел во МХАТ, но еще не переманил с собой часть актеров, оставались Петр Иванович Щербаков, и несравненная Татьяна Лаврова, и прекрасная, очаровательная Анастасия Вертинская, и Андрей Мягков, да и сам старик Табаков.
Их постепенный уход отнюдь не шел на пользу театру, и в 80-е годы он стал все больше и заметнее деградировать, загнивать, покрываться пылью.
Не помог даже временный прилив живой актерской силы из Таганки в 1984 году, когда несколько известных мастеров - Смехов, Шаповалов и др. - ушли оттуда в знак протеста назначению Эфроса на место Юрия Любимова, ставшего невозвращенцем (эту историю я расскажу подробнее, когда займусь театром на Таганке)
Впрочем, хоть и деградировал "Современник", как всякий репертуарный театр, в котором не меняется труппа и руководство, но ниже определенного уровня не падал и лица не терял.
С другой стороны, и перестройка не слишком сильно этот театр оживила, хотя и совсем умирающим я бы его тоже тогда не назвал.
Последняя постановка, которую я видел, была инсценировка "Плахи" Ч. Айтматова, спектакль не очень удачный, средний и скучноватый. В дневнике я кое-что о нем писал, так что еще выложу.
Не знаю, какие тут можно и нужно ли вообще подводить итоги. Театр "Современник" был далеко не худшим, но расцвет его пришелся на те годы, когда я был слишком мал, и затем он таких вершин уже не достигал.
Не знаю, что еще писать, может быть, потом добавлю.
Типо список лучших спектаклей, которые я видел
Вечно живые. Обыкновенная история. На дне. Оглянись во гневе. Лорензаччо. Монумент. Доктор Стокман. Кто боится Вирджинии Вулф
О спектаклях и актерах "Современника":
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8260803.html - Про Олега Табакова
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8256071.htmlhttps://nicolaitroitsky.livejournal.com/8258533.html - Двенадцатая ночь
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8251399.html - Генрих IV Пиранделло
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8290921.html - Доктор Стокман
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8352994.html - Фантазии Фарятьева
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8364517.html - Спешите делать добро
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8478945.html - Ревизор
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8620661.html - Стена
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8671131.html - Плаха
ЗЫ Честно говоря, я так и не решил и не понял, надо ли мне продолжать эту рубрику. Ну да пусть выйдет на публику первый блин