Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244,
245-253,
254-262,
263-271,
272-280,
281-289,
290-298,
299-307.
7 Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007, с. 26, 27.
8 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 29, 30.
9 ГАРО, ф. 593, оп.1, д. 3072.
10 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 1, с. 38, 29, 127.
11 ГАРО, ф.937, оп. 7, д. 4, л. 35 (об.).
12 ГАРО, ф.937, оп. 7, д. 5, л. 131 (об.), 140 (об.), 142.
13 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 1, л. 55, 135.
14 ГАРО, ф. 593, оп.1, д. 3097.
15 ГАРО, ф. 937, оп. 8 , д. 1, л. 119, 179, 142.
16 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 26, л. 11.
17 ГАРО, ф. 593, оп.1, д. 3072.
18 И. Макаров. Рейд Черного Жука. Советский детектив. Т. 1. - М. Издательство МПИ, 1990, с. 80.
19 О.В. Сидорова (Ершова). Первые реформы в народном образовании… Материалы 12-х краеведческих чтений памяти В. И. Гаретовского. - Рязань. Контраст, 2018.
20 С.В. Филимонов, Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 - 1918). - Рязань. Контраст, 2017, с. 57, 58.
21 ГАРО, ф. Р. - 132, оп. 1, д. 3214, л. 1; С.В. Филимонов, Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 - 1918). - Рязань. Контраст, 2017, с. 94.
22 С.В. Филимонов, Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 -1918). - Рязань. Контраст, 2017, с. 82, 83.
Глава сорок вторая
1917 ГОД:
РЯЖСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ
И ГИМНАЗИСТ ИВАН МАКАРОВ
Судя по разным, в том числе и литературным источникам, большая часть населения Российской империи ждала и приветствовала революцию: ждала кардинальных перемен. И вот Февралькая революция свершилась ... Как восприняли её в Ряжском уезде Рязан-
ской губернии? Председатель уездной Ряжской земской управы А.С. Трусов, по словам Ю. Веденина, «открыто» выступил против неё, «вёл себя вызывающе, рвал телеграммы, грозил разгоном и арестом служащих». Но уже 6 марта в г. Ряжске создаётся уездный
исполнительный комитет, агроном П.П.Кукушкин возглавит его, став первым
«Комиссаром».1 Фамилия Трусова, «управляющего имением» И.Е. Кудрявцева, встречается в делах Ряжской мужской гимназии. В связи с чем?
В связи с продолжающейся Первой мировой войной, Ряжская
308
мужская гимназия, располагавшаяся уже в собственном, каменном здании, продолжает искать топливо для него. Именно на этом здании ныне установлена новая мемориальная доска с именем писателя Ивана Макарова. В лесах «кудрявцевского» имения, где управляющим значится «Трусов», заготавливаются и закупаются дрова для отопления каменного здания мужской гимназии; причём, в самые сложные для неё зимние месяцы 1916 - 1917 годов. О том, что последние месяцы перед Февральской революцией в Ряжском уезде Рязанской губернии были сложными, свидетельствуют и сохранившиеся архивные документы Ряжской мужской гимназии:
«Наблюдающееся в истекшей четверти (3-я четверть 1916 - 1917 уч. г. - авт.) значительное количество манкировок объясняется, с одной стороны, сильными морозами, державшимися в течение января, а частью и февраля (часто ниже - 20 градусов по Реом.), с другой - большим количеством эпидемических заболеваний среди жителей г. Ряжска».
Или:
«Напряжённое нервное состояние учащихся, вызванное настоящим политическим моментом, отнимает возможность вести достаточно интенсивные занятия…».
Или:
«Жители г. Ряжска» препровождают в распоряжение Педагогического Совета Ряжской мужской гимназии тридцать шесть рублей на «предмет выдачи их нуждающемуся ученику»; таким «нуждающимся учеником» Педагогический совет называет Михаила Березина,
ученика седьмого класса.
В это труднейшее и ответственное время, мужская гимназия, исполняя циркуляр министерства народного просвещения, просит Городскую управу «оказать материальное содействие в выдаче бесплатных завтраков детям беднейших жителей г. Ряжска». Такая же просьба поступает и в ряжский «Татьянинский Комитет»: выдать денежные
пособия в качестве платы за обучение «ученикам-беженцам» и им же, ввиду «предстоящей организации в гимназии завтраков ученических, оказать содействие в выдаче бесплатных завтраков». И, наконец, выполняя циркуляр министерства народного просвещения «о
свободном ношении головных уборов», Педагогический совет гимназии постановил «принять его к исполнению»; запретив, правда, «употребление головных уборов, носящих характер щегольства».
Итак, Февральская революция в Петрограде свершилась. В уезд-
309
ном городе Ряжске, судя по разным источникам, о ней узнали 3 марта. Учебные занятия в мужской гимназии прекратились на несколько дней, читатель об этом уже знает. И почти сразу же в ней подводятся итоги 3-й четверти, а затем и всего 1916 - 1917 учебного года. На это время в Ряжской мужской гимназии в списках - 255 учеников; платят за обучение - 191, освобождены от платы «по правам родителей» - 39, освобождены «по бедности» - 25. Гимназист пятого класса Иван Макаров - в числе последних. В первом полугодии 1916 - 1917 учебного года, в «макаровском» классе освобождены от платы «по правам родителей» только четверо: Виноградов Сергей, Лагов Николай, Смирнов Юрий, Чумин Сергей, как сыновья «штатных» учителей. А по «материальной необеспеченности»? Сам Иван Макаров, Александр Быковский и Владимир Марков - всего трое. Но сама мужская
гимназия из собственных «специальных средств» выплачивает денежные «пособия» ещё пятнадцати своим ученикам. Из «макаровского» класса в число этих пятнадцати никто не входит, всего же в его классе учится тридцать шесть учеников.2
При подведении итогов за 1-ю четверть 1916 - 1917 учебного года в пятом «макаровском» классе: в «первом разряде» - Юрий Смирнов, во «втором» - Сергей Виноградов; будущий писатель Иван Макаров - вне разряда». Таких, как он, семнадцать человек; «неудовлетворительно» учатся, также, семнадцать. Стопроцентная успеваемость его
класса только по Закону Божию. Самая низкая - 75%, по алгебре. Русский язык и словесность - 94,4%. У будущего писателя в 1-й четверти 1916 - 1917 учебного года неплохие оценки; есть «четвёрки» по геометрии, истории, географии, французскому, «Закону Божию», географии. Но многие его одноклассники нуждаются в «посторонней помощи», многим (восемь человек!) - снижена оценка по «поведению»; не только до «4», но и до «3». Получили «взыскания» пятнадцать человек. За какие же нарушения или «проступки»? За курение на улице, «за ослушание», «за ослушание и нарушение правил ученич. дисц.», «за поздние прогулки», за опаздывание на уроки, за плохое поведение на уроках. Но при этом, «особо выдающихся проступков нет».
При подведении итогов за 2-ю четверть (1916 - 1917 учебный год), в «макаровском» классе Юрий Смирнов и Сергей Виноградов, также, лучшие. «Вне разряда» - тридцать четыре ученика, включая и самого Ивана Макарова. Стопроцентная успеваемость по следующим
310
предметам: алгебре, геометрии и Закону Божию; высокая успеваемость по истории - 97, 22% (преподаватель С.А. Розанов) и по русскому языку и словесности - 91. 66% (преподаватель А.С. Замятин). Оценка же по «поведению» снижена до «4» только одному - Ивану Пересыпкину, «в виду неисправления». «Посторонняя помощь» требуется во 2-ой четверти тому же Ивану Пересыпкину, а также, Александру Кобылину, Николаю Князеву.
Третья четверть 1916 - 1917 учебного года …Она пришлась именно на весну семнадцатого. В «первом разряде» снова двое - Юрий Смирнов и Сергей Виноградов; во «втором разряде» - никого нет; очень много пропущенных уроков у гимназиста Владимира Баниге (87!): он болеет, и у гимназиста Александра Кобылина. Количество же
«неуспевающих» в «макаровском» классе снизилось. По русскому языку - 100% успеваемость, такая же по алгебре, чуть меньше, по геометрии. «Взысканий» нет.3
В четвертой четверти того же учебного года в «макаровском» классе, по-прежнему, тридцать шесть человек. В «первом разряде» - снова Юрий Смирнов, во «втором» - Сергей Виноградов, Анатолий Пономарёв, Александр Быковский; «вне разряда» - девятнадцать человек, в их числе - гимназист Иван Макаров. Читатель видит, что теперь во «втором разряде» - три гимназиста. Но каковы же оценки Ивана Макарова за 4-ю четверть, уже после «первого своего революционного выступления» в родных Салтыках? По русскому языку - «четыре», история - «четыре», Закон Божий - «пять», остальные все - «тройки».
А у его одноклассников? Судя по документам, тоже лучше. Во «втором разряде», уже при «переводе в 6-й класс», значатся четверо: Андрей Андросов, Александр Быковский, Сергей Виноградов и Владимир Хватов; но в «первом разряде», по-прежнему, только один Юрий Смирнов. У него все пятёрки. При этом стопроцентная успеваемость по русскому языку остаётся (во 2-й четверти было 91, 66% - авт.), стопроцентная она и по алгебре, геометрии. Самый низкий процент успеваемости - 81,8%, по латинскому языку. У всех гимназистов «макаровского» пятого класса и отличная оценка по «по-
ведению»! Но вместе с тем, в архивных документах сохранилась и следующая фраза: «Отчёты классных наставников не могут отличаться желательной полнотой в виду краткости 4-ой четверти и обстоятельств переживаемого момента».4
311
Весной 1917-го русский язык в «макаровском» классе пока ещё ведёт Александр Сергеевич Замятин. Он - выпускник историко-филологического факультета Московского университета, закончил его в 1910 году, одновременно с уже знакомым читателю Владимиром Николаевичем Яскловским, также, преподавателем руссского языка и словесности. Александр Сергеевич Замятин - мещанин, родился в г. Ельце, начинал учительскую службу на западе Российской империи; служил и в мужской гимназии г. Минска. В 1915- м его переводят в уездный город Ряжск: с 1915 - 1916 учебного года он станет служить в Ряжской мужской гимназии. Александр Сергеевич покинет мужскую гимназию в ноябре семнадцатого, уже после «Октябрьского» переворота». Но и на весну семнадцатого, и на начало нового 1917 - 1918 учебного года, Александр Сергеевич ещё преподаёт русский язык, в том числе и в «макаровском» классе. Сохранились разные
отзывы о его учительской «службе». Например, следующая выписка из журнала заседаний Родительского комитета августа дважды революционного семнадцатого года, где в числе других, обсуждается вопрос и о нём:
«Ещё задолго до революции он (вопрос - авт.) неоднократно ставился (4 Ноября 1916г., 17 Января 1917г., 27 Февраля 17г.) и обсуждался в Родительском комитете. Родительский комитет не мог равнодушно слушать, когда начинались беседы о преподавателе русского
языка Замятине». Почему же? «Во время его уроков ученики шумят, шалят, смеются, дерутся, бегают по классу, не обращая внимания на учителя. И это не на одном каком-либо уроке и не случайно, а все учебные часы А.С. Замятина проходят при несмолкаемом гаме, при полнейшем отсутствии дисциплины. Уроки Русского языка превращены Замятиным в изощрения учащихся в шалостях».
При этом, Александр Сергеевич Замятин, «не стесняясь, раздаёт ученикам порнографическую литературу (Святой черт)…».
Разгневанные родители решают обратиться к вышестоящему педагогическому начальству, с тем, что «… если на место Замятина скоро не найдется преподаватель», то было бы лучше, чтобы «в часы занятий 3амятина ученики просидели одни, чем с преподавателем, позорящим учительскую кафедру и пагубно влияющем на подростков».5
Вероятно, Родительский комитет добъётся своего, и А.С. Замятин покинет Ряжскую мужскую гимназию по его требованию… Но как относились к нему сами гимназисты, «изощряющиеся в шалостях»?
312
К сожалению, таких данных нет. Но в последних классах мужской гимназии учились далеко не подростки, а молодые люди семнадцати - девятнадцати лет. И читатель уже смог убедиться в их высокой успеваемости по русскому языку. Именно Александр Сергеевич За-
мятин назначается «классным наставником» и следующего, шестого «макаровского» класса в новом 1917 - 1918 учебном году. Но вскоре его переведут в Кунцевское коммерческое училище. 6
Остаётся добавить, что Родительский комитет Ряжской мужской гимназии в марте дважды революционного семнадцатого года, выскажет своё письменное недовольство и священником «о. Иоанном Окаемовым» - законоучителем гимназии. Мотивировка? «Несоответствие политических убеждений с настоящим моментом». Родительский комитет вновь добьётся своего: священник и законоучитель Иоанн Окаёмов покинет мужскую гимназию даже ранее преподавателя русского языка и словесности Александра Сереевича Замятина, в мае 1917 года.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007, с. 25.
2 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 17 (об.), 21 (об.), 33, (об.), 35.
3 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 10, л. 14, 14 (об.), 15, 19 (об.), 24 (об.).
4 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 36 (об.), 43 ( об,); д. 10, л. 15-22 (об.).
5 ГАРО, ф. 937, оп 8, д. 44, л. 45.
6 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 58, 61 (об.), 63.
Глава сорок третья
ГИМНАЗИСТ «ИВАН БУЙНЫЙ»?
Будущий писатель Иван Макаров рос вёртким, неугомонным мальчишкой. «Характер у него был вспыльчивый, натура непоседливая. На перемене он был зачинщиком всяческих игр. Или же просто затеет какую-либо возню с мальчишками, которая нередко заканчивалась дракой. В вопросах товарищеской чести он был прям, справедлив
и принципиален. Любил рисовать карикатуры, писать эпиграммы. За это ему иногда и попадало от ребят. Но пощады он никогда не просил».1 Так вспоминал Ивана Макарова его гимназический товарищ Анатолий Пономарёв.
Но в делах Ряжской мужской гимназии имя будущего писателя не встречается среди учеников, которым делали письменные замечания
313
в классном журнале. Только однажды, в одну из учебных четвертей осени 1915 года, (в 1- й четверти 4-го класса - авт.), ему снизили до «четырёх» оценки «за внимание» и «прилежание». Но летом 1915-го его отца призывают на войну, и в Салтыках остаются мать и шестеро детей; самому младшему - сыну Григорию, не было и года.
Будущий «активный работник» коммунистического союза молодёжи, партийный советский служащий, советский писатель Иван Макаров не подделывал «подписи в балльнике», как его одноклассники Сергей Карякин и Алексей Петренко; не стрелял (или не был замечен?) хлебными катушками по портретам, висевшим в классной комнате, как гимназисты младших классов; не всыпал «нюхательного тобоку» в глаза своему товарищу, как гимназист Андрей Уша-ков. Ему не делали письменных замечаний «за бурное поведение на улице», «за некорректное отношение к некоторым лицам педагоги-
ческого персонала», «за беспокойное поведение на уроках» или «за поздние прогулки по Покровской улице», как Ивану Пересыпкину - его однокласснику и одному из самых беспокойных гимназистов Ряжской мужской гимназии. Он не толкал с лестницы гимназиста Козякина, как его одноклассник Александр Быковский. В классных журналах мужской гимназии г. Ряжска не нашлись такие данные о гимназисте Иване Макарове. А у кого же нашлись?
Среди самых «беспокойных» одноклассников будущего писателя - сплошные Иваны: Иван Пересыпкин, Иван Нестеров, Иван Гостев, а также, Александр Кобылин, Николай Карякин, Сергей Виноградов... Им снижалась до «4» оценка по поведению: за «грубое обращение с преподавателем», «за опаздывание на уроки», «за поздние прогулки», «за наруш.ение кл.ассной дисц.иплины».2 Один из сыновей потомственного рязанского дворянина Георгия Михайловича Семёнова - Александр Семёнов, также, был беспокойного нрава. Только за декабрь 1914 года у него два «проступка»: «На уроке математики выгнан из класса за болтовню, которой не прекратил, несмотря на сделанное замечание»; и далее: «на уроке французского языка удалён из класса за выстрел из пугача. На требование преподавательницы отдать пугач - отвечал неповиновением». За этот проступок
Александр Семёнов «оставлен на 1 час» в здании гимназии.
Одновременно с будущим писателем в мужской гимназии г. Ряжска учились два сына Георгия Михайловича Семёнова - Александр и Михаил. Читатель знает, что Георгий Михайлович, имевший боль-
314
шое количество детей (не менее 12-ти - авт.), к концу 1914 года не мог оплачивать обучение двух сыновей; кандидатом на выбытие он выбирает Александра, гимназиста 4-го класса». Тем более, что Александр - «малоуспешен». Но гимназист Александр Семёнов пока не покинет стены Ряжской мужской гимназии. Несмотря на трудное материальное положение большой семьи, он продолжит обучение в ней; но, вероятно, гимназии не окончит.
Второй же сын Георгия Михайловича - Михаил Семёнов, покинет мужскую гимназию в декабре 1917-го; всё-таки за «невзнос платы». Он получит только свидетельство об окончании четырёх классов Ряжской мужской гимназии.3 Но Михаил Семёнов, уже покинувший Ряжскую мужской гимназию, встретится в архивных делах и в мае 1918-го! По какому поводу? Ряжский Уездный Комиссариат Народного Просвещения просит дирекцию мужской гимназии «передать» через Михаила Георгиевича Семёнова «находящийся в Вашей гимназии кинематографический аппарат «Кок» и имеющиеся ленты к
нему». Бывший гимназист получит аппарат «Кок»: имеется его лич-ная подпись. Возможно, кто-то из большой семьи Семёновых, будет учиться в Рязанском землеустроительном техникуме, который в 1927 - 1929 годы возглавлял советский партийный служащий и начинающий писатель Иван Иванович Макаров. Среди учащихся этого техникума значится «И. Семёнов»; его домашний адрес - г. Ряжск, улица Ряжская, дом № 23.
В классных журналах Ряжской мужской гимназии нет «проступков» будущего писателя. Почему же под псевдонимом «И. Буйный» или «Иван Буйный» выходили в центральных (ленинградских и московских журналах) первые рассказы писателя и, вероятно, первый
его роман «Стальные ребра». Вопрос остаётся открытым. Тем более, что первые рассказы выпускника Ряжской мужской гимназии, написанные им в Рязани и опубликованные в рязанских же газетах, подписаны его настоящей фамилией: «И. Макаров», «Ив. Макаров».
Настоящей фамилией писателя подписан и рассказ-повесть «Аграфенино проклятье», печатавшийся в пяти номерах губернской газе-ты «Рабочий клич» в 1927 и 1928 годах. В центральных журналах и в книгах этот рассказ получит другое название - «Грунькино про-
клятье». Рассказ «Крестом Гапона», опубликованный в той же рязанской газете «Рабочий клич» в 1928 году и рассказ-повесть «Ключ», и рассказ «Мишкина контрабанда», опубликованный в пионерской га-
315
зете «Ленинские внучата», выйдут под фамилией «И. Макаров». Своей настоящей фамилией начинающий писатель подпишет и очерк о поэте Николае Некрасове «Всенародный», и рассказ-историю «Двадцать минут». Даже отрывок из будущего своего романа «Стальные рёбра», ещё носящего название «На пути», опубликованный также, в рязанской губернской газете «Рабочий клич», выйдет под настоящей фамилией писателя, а не под псевдонимом «Ив. Буйный»!
В рассказе Ивана Макарова «Дело № 471», датированном им самим, как «Новое Лукино, 1934 г.», и основанном, по словам исследователей, на реальном случае, произошедшим с его сыном Январём уже в калининской деревне Новое Лукино, есть следующий эпизод.
Одиннадцатилетний «сынишка» бывшего прапорщика Боткина - «славный и бойкий парнишка», проткнул сыну героя рассказа «Дело № 471» «огромным самодельным ножом поясницу»; при этом оба мальчика играли недалеко от деревни. Раненый сын сумел приползти к дому. На счастье, нож не задел почки, и «ребенок вылечился без
осложнений». Отцу - литературному «отцу», это показалось случайным совпадением, но врач, делавший операцию, рассказал, что такие случаи здесь уже бывали, и посоветовал им обоим уехать. Тогда литературный «отец» рассказа «Дело № 471» вспоминает «странный вопрос сына», дважды заданный ему: «А Мотю Боткина заберет ми-
лиция, если он меня убьёт?».
Любопытно, что литературный «сын» из этого рассказа И. Макарова любит говорить «о страшном», и у него «развиты батальные и приключенческие наклонности». Что бы вы сделали на месте автора рассказа? Конечно, категорически бы запретили обоим «парнишкам» общаться друг с другом. Но в рассказе Макарова и после такого трагического случая, оба «парнишки» продолжают «прекрасно дружить между собой». Или этот случай - один из типичных жизненных эпизодов того сложнейшего переломного времени?4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007, с. 23.
2 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 24 (об.), 25.
3 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 5, л. 5.
4 И. Макаров. Казачий хутор. - Рязанское книжное издательство, 1962, с. 162.
316
Продолжение следует - страницы
317-325.