БАМ! Часть 5: самым медленным поездом России от Буреи до Зеи

Jan 16, 2022 18:47



Восточный БАМ похож на Старо-Невский - сказочные красоты и прославленная романтика остаются там, в западной половине, но здесь - своя атмосфера, таинственная тишина и уют уединённых дворов. Ещё - постоянство: от Комсомольск-на-Амуре до Тынды ходит единственный и ежедневный поезд. До недавнего времени он считался самым медленным в России из дальних - 1469км преодолевает за 36 с половиной часов со средней скоростью 39км/ч. Задержаться где-либо тут можно только строго на сутки, ни часом больше и ни часом меньше, и именно так мы осмотрели в прошлых частях Новый Ургал (построенную украинцами столицу Восточного БАМа) и соседний шахтёрский Чегдомын. Ну а теперь продолжим путь на запад - по тонкой нити среди топких марей и маленьких станций с большими вокзалами.

Запад и Восток Байкало-Амурской магистрали отличает своеобразная симметрия: Тайшету на Транссибе противолежит Ванино на дальневосточном море, индустриальному гиганту Братску на Ангаре - индустриальный гигант Комсомольск- на-Амуре, но и а Новый Ургал - это, соответственно, анти-Усть-Кут. Обе станции были границами сталинских строек, с той разницей, что на Западе успели открыть полноценное движение, а на Востоке проект бросили с освобождением заключённых, и комсомольцам да железнодорожным войскам пришлось его возрождать в 1970-80-х. Границами романтичного вольного БАМа, не знавшего зэковских проклятий, стали Лена и Бурея, которую поезд пересекает в 10 километрах от Нового Ургала:

2.


Бурея - один из 4 главных притоков Амура, причём - наименьший из них, что не мешает ей с расходом воды 890 м³/с быть рекой масштабов Оки или Дона. Бурея довольно коротка - 623 километра от истока Левой Буреи или 739 от истока Правой. Первая течёт с хребта Эзоп, вторая - с Дуссе-Алиня, которые в совокупности образуют Буреинский хребет, отделённый долиной реки от хребта Турана. В её низовьях действует Бурейский каскад ГЭС из двух звеньев. Бурейская гидроэлектростанция в Талакане стала первой крупной советской стройкой, возрождённой в постсоветскую эпоху: начатая в 1978 году, она вошла в строй в 2003-2007-м, и ныне входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций России (2010 МВт). Нижне-Бурейская ГЭС поменьше (320 МВт) да помоложе (2010-17) регулирует её сток. Водохранилища занимают практически всю длину русла меж двух магистралей: Нижне-Бурейская ГЭС находится в посёлке Новобурейский у транссибовской станции Бурея, а Буреинское водохранилище тянется от Талакана вверх на 234 километра, заканчиваясь буквально за тем поворотом реки. Впрочем, сейчас, вполне может быть, оно продолжается и дальше: 11 декабря 2018 года на его замёрзшую воду сошёл грандиозный оползень, образовавший ещё одну дамбу. Поднятое им 50-метровое цунами с обломками льда смыло лес на другом берегу: масштаб Бурейского феномена был таков, что первые несколько дней его считали падением крупного метеорита. Из вагонного окна я фотографировал вниз по течению, где мой взгляд привлёк 600-метровый мост АвтоБАМа - построенный в 1975 году, он замышлялся как сугубо технический, однако по его узкому (двоим не разъехаться) деревянному полотну до сих пор ездят редкие в этой глухомани машины.

3.


Первая станция за Буреёй - Алонка всего в часе пути от Нового Ургала:

4.


Если Новый Ургал строила Украина, то Алонку - Молдавия, о чём здесь напоминают орнаменты молдавских ковров и барельефы с виноградом, а на родине молдавских строителей - сигареты "Алонка", которые выпускал в 1970-80-х годах Кишинёвский табачный комбинат.

5.


За деревьями виднеются неимоверно белые дома, к которым явно не липнут пыль и тепловозная сажа - в нынешнем посёлке нет и 300 жителей, и стены явно некому отмывать. Не знаю, много ли здесь молдаван (активнее всего на бамовскую романтику во всех республиках откликнулись славяне), но поселковый клуб по-прежнему красиво называется "Флераш" ("Дудочка"). А мог бы называться, скажем, "Ариран" - около четверти жителей Алонки корейцы, и если верить сайту Верхнебуреинского района, здешние дети даже ездили в пионерлагерь "Сандован" в Северной Корее.

6.


Постояли - едем дальше. Надо сказать, слава нашего поезда как "самого медленного" несколько устарела даже среди "дальних" поездов: в последние годы РЖД успела замедлить (чтобы пассажиры могли выспаться) ниже 40км/ч поезда Уфа-Сибай и Москва-Кинешма и запустить странный поезд Грозный - Волгоград, идущий по степям более суток. А кроме того, не стоит забывать про эпический поезд Воркута - Лабытнанги: едущий днём и укомплектованный в основном общими вагонами, он не похож на поезда дальнего следования, но всё же формально относится к ним и со скоростью 27км/ч в этой антигонке явно приходит последним. Если же брать ещё и пригородные поезда, то абсолютный анти-чемпион тут дизель Земцы - Жарковский в Тверской области, плетущийся через её мхи (аналог марей) немногим быстрее пешехода. Но ощущения - штука хитрая: на Восточном БАМе маленькую скорость подчёркивает большое расстояние. За вагонными окнами проплывают глухие полустанки с типовыми вокзалами по проектам железнодорожных войск:

7.


Но больше - природа, в которой поражают не красота отдельных мест, а необъятность и дикость:

8.


Так что и не скажешь сходу, сделаны эти фото на цифру из окна тёплого уютного вагона или же на старую плёнку с поляны привала:

9.


Однако на фото эти виды куда эффектнее, чем в жизни: одно дело - смотреть картинки с телефона, коротая рабочий день, и другое дело - созерцать их в пыльном окне час за часом и даже день за днём. Сопки, мари и гари - весь восточно-БАМовский пейзаж:

10.


Неспешность поезда и необозримость пространств дополняет устройство линии, вьющейся, как мелкая река. Через пару часов после Алонки из петель и кривых вдруг показываются лесопилки и дома, облик которых сразу вызвал у меня дежавю - даже не зная о том, что Этыркен (500 жителей) строила Куйбышевская область, я бы догадался об этом, вспомнив похожие дома на рабочих окраинах Самары.

11.


БАМ здесь взбирается на хребет Турана (1806м) - довольно пологий, но всё же достаточный, чтобы со станции в низинке стоящий на склоне Этыркэн был весь как на ладони. За вокзалом виден ТОЦ - ещё одна БАМовская специфика: в маленьких посёлках все актуальные для жителей заведения от дома культуры до гастронома собирались в торгово-общественные центры. Перед ним - и третий столь же обязательный атрибут: камень-памятник строителям, напоминающий о том, что 2 октября 1981 на этом месте первый десант высадился с вертолёта.

12.


Этыркэн провожает столь же типичной для БАМа электростанцией с автографом теперешней Самары:

13.


Минут 5, может 10 - и снова смыкается глушь:

14.


Турана выглядывает из шкуры тайги одинокими скалами:

15.


А её пологий гребень разделяет Хабаровский край и Амурскую область. Там стоит стела в виде "плоского" чума, которую я готовился снимать из окна - но она предательским образом оказалась чуть восточнее границы областей, приближение которой я отслеживал по maps.me. Так что вместо неё - будка охраны высочайшего на БАМе моста (45м) через Правую Ульму:

16.


Границы регионов России, как известно, видны из космоса, и здесь это особенно заметно - за Тураной фактически сходит на нет АвтоБАМ. В теории он тянется вдоль всей магистрали, на практике же в этой части её выглядит вот так:

17.


Здесь и часовой пояс сменяется с +7 к Москве на +6, и от Этыркэна до следующей станции Иса - то ли без пяти час вперёд, то ли пять минут вспять. Из тайги появляются краны и лесопилки - скорее всего, китайские, хотя сейчас на БАМе присутствие "братьев навек" не так заметно, как в "нулевые".

18.


Вот из тайги показались и мрачные приземистые дома:

19.


В гуляющем по рунету (начиная с википедии) списке шефств Иса не представлена, но потратив некоторое время на гугление, уже после написания этого поста, я выяснил, что её строила Саратовская область:

20.


Вокзал примечателен надписью "Федькин Ключ" на фасаде - такое название станция носила первоначально. Конечно, восходит оно к какому-нибудь переселенцу 19 века или даже казаку, но бамстроевцы быстро сочинили легенду, что здесь Фёдор Гвоздевский (главный проектировщих "сталинского" БАМа) ключи потерял. Ну а учитывая, что первый десант на Исе высадился 6 октября 1980 года, а переименовали станцию в 1982-м, скорее всего надпись "Федькин Ключ" уже на момент открытия вокзала лишь напоминала о прошлом:

21.


В нынешней Исе порядка 400 жителей, но застроена она в основном бараками и частными домами:

22.


Местность за Тураной, между тем, совсем уж разгладилась - Байкало-Амурская магистраль выходит на Зейскую равнину. Ниже по течению, у Транссиба и Амура - плодородные прерии, в то время как здесь лишь бескрайняя марь:

23.


Над которой нам открылась радуга - мы въезжали в полосу дождей:

24.


Которые обильно поливали Февральск в междуречье Буссы и Селемджи:

25.


Звучное название - отнюдь не в честь Февральской революции, а от села Февральского, которое основали переселенцы, в феврале 1896 года забравшиеся выше всех по льду Селемджи. По ней же в 1974 прибыли первые строители - три солдата и три капитана, по сути разведчики. Основные силы подтянулись лишь в 1980-м, но зато было их порядка 6 тысяч человек со всего Союза, вскоре двинувших колонны сквозь тайгу. Февральск стал главной базой стройки от Тынды до Нового Ургала, а название оставляет полное ощущение, будто это третий (наряду с Тындой и Северобайкальском) на "комсомольском" БАМе полноценный город. На самом деле Февральск с 1982 года ПГТ, к тому же потерявший половину населения - с 8,8 тыс. жителей в 1989 году он ужался до нынешних 4,5 тысяч.

26.


На перроне - памятный камень военным строителям, а за ним здоровенный вокзал. Я бы назвал его самым унылым на всём БАМе, так что даже сайдингом нечего испортить - прежде здесь был не фактурный гранит, а серый шершавый бетон:

27.


Чуть лучше смотрится неольшой, но очень светлый зал ожидания:

28.


А так как поезд в Февральске стоит порядка 40 минут - мы отправились прогуляться. К вокзалу примыкает сквер с воинским памятником (по виду - уже постсоветских времён) и явно современными плакатами:

29.


Здесь же - церковь Рождества Богородицы (2013), ещё более сайдинговая, чем вокзал:

30.


Февральск строил Красноярский край, поэтому главная улица посёлка - Енисейская:

31.


А архитектура паннельных домов и организация пространства здорово напомнили мне построенный в схожих условиях Кодинск:

32.


33.


Смотреть в Февральске просто откровенно не на что - на общем фоне хоть как-то цепляют взгляд недостроенная пятиэтажка:

34.


И одинокая школа:

35.


А о том, что Февральск стоит на краю главной житницы Дальнего Востока, напоминает обилие скота, пасущегося на газонах. Парой кадров выше можно разглядеть коров, а вот по пути на станцию встретились лошади:

36.


Под ударом ливня устроившие нам небольшой цирк с конями:

37.


38.


39.


До нитки мокрыми мы добежали на вокзал:

40.


Через забрызганные окна я так и не заснял Селемджу - в переводе с эвенкийского Железную реку, вполне сравнимую с Буреей по длине (627км) и расходу воды (707 м³/с). Но в число главных притоков Амура она не входит потому, что впадает близ Свободного в Зею:

41.


Под стук дождя я задремал, зато верная Оля сфотографировала следующую станцию Дугда, также построенную Молдавией:

42.


А вот один из самых интересных вокзалов Байкало-Амурской магистрали на станции Тунгала уже не сфотографирует никто - несколько лет назад его снесли. Видимо, как и в Сулуке, из-за трещин от вечной мерзлоты и каких-то ошибок: на фото 2011 года в посте mikka видно, что здание обнесено забором и подперто срубами. Тунгалу, как и Постышево, строила Новосибирская область, проектировал тот же самый архитектор Владимир Авксентюк, и на мой взгляд, здесь вокзал был даже интереснее:

43. фото 1980-х годов. Взято отсюда, автор неизвестен.


От Тунгалы рукой подать до разъезда Мирошниченко, где 17 апреля 1984 года строители железнодорожных войск сомкнули Восточный БАМ. Сам Виктор Мирошниченко, уроженец харьковской Мерефы, не имел отношения к северной магистрали, но был он из железнодорожных войск, а Звезду Героя посмертно получил за то, что в 1941 году на Орловщине взорвал на пути немцев железнодорожный мост. Считалось, что Мирошниченко сделал это ценой своей жизни (бикфордовы шнуры были перебиты обстрелом), и лишь в постсоветскую эпоху было установлено, что физически тогда выжил, а умер два года спустя в концлагере близ польской Ченстоховы. Для железнодорожных войск Виктор Петрович был кем-то вроде великомученика, и свою победу над стихией военные строители посвятили ему.

44.


Современные фото разъезда есть в том же посте Крайнова, как и вокзал следующей станции Огорон (которую строила Ульяновская область) с чрезвычайно вычурными металлическими панно и надписью. Мы вновь въезжаем на теневую сторону БАМа, которую пассажирский поезд в обе стороны проходит по ночам. Однако в темноте мы всё же вышли из вагона на станции Верхнезейск с почти часовой стоянкой:

45.


Крошечный посёлок (1,3 тыс. жителей) на полуострове Зейского водохранилища строила Башкирия, и как бы не интереснее вокзала тут необычная малоэтажная застройка, в том числе деревянные коттеджи, слегка напомнившие мне знаменитые "ромбовидные дома" Роттердама. Но до посёлка от станции ещё пара километров, так что вновь отсылаю уже в другой пост Крайнова. Нам оставалось созерцать вокзал да памятник солдату Олегу Апетёнку из белорусской Вилейки, погибшему в июле 1984 года при наведении понтонного моста через реку Мульгуму:

46.


Верхнезейск я рассматривал наряду с Новым Ургалом как место, где можно сделать суточную остановку. С трёх сторон окружённый водой, он стоит в верховьях не просто Зеи, а заполненного в 1974-80 годах Зейского водохранилища - 6-го в России по площади (2420 км²), а по объёму (68,4 км³) так и вовсе 3-го в стране (после Братского и Красноярского) и 10-го в мире. Зейская ГЭС (1330 МВт, 1975-80) в 220 километрах ниже по течению располагается близ Зеи - купеческого городка (22 тыс. жителей), который начинался в 1879 году как пристань Верхне-Амурской золотодобывающей компании, но первым в Амурской области после Благовещенска получил в 1906 городской статус. Там есть музей амурской золотодобычи и вроде даже сохранилось немало деревянных домов наподобие уничтоженных Гражданской войной в Николаевске-на-Амуре и Свободном, который стоит ещё ниже по течению, там, где реку пересекает Транссиб. От Свободного же, через плодородные прерии, недалеко до устья, в котором расположен Благовещенск - Амурская область фактически скорее Зейская область.

На БАМе же через Зею перекинут железнодорожный мост (1,2км), за которым примечательны аэродромный Горный и станция Улак, от которой ответвляется чуть ли не крупнейшая в России (321км) частная железная дорога. Начатая ещё в 2001-02 годах государством и законченная уже проложена в 2008-12 годах на деньги "Мечела", она ведёт к Эльге - уже однозначно крупнейшему в России месторождению коксующихся углей, активно поставляемых на китайские и японские металлургические заводы. На железную дорогу "Эльга-Транс" (так называется её оператор) блогеров не зовёт, да и весь вид её призван показать, что развлекаться тут нечего - даже станции, помимо конечных Верхнего Улака и Эльги, называются просто А и Б, и уж тем более там нет интересных построек. Достопримечательностью линии могли бы стать паровозы, работающие на том же угле, который возят: в 2017 году в Эльгу даже пригнали пару "Лебедянок"... но дальше оказалось, что первоклассный кокусующийся уголь не очень-то подходит к паровозным топкам. Эльгой с растущими буквально на глазах разрезами мне повезло полюбоваться с самолёта, а подробный фоторассказ обо всём этом есть у gelio.

Ну а на теневой стороне от Зеи до Тынды остаются станции Тутаул и Дипкун, построенные Московской областью, и построенная Тульской областью станция Маревая, на которой ещё один, не слишком красивый вокзал, вокзал снесли не так давно. За фотографиями всего этого (кроме Тутаула - он по прошлой ссылке) могу лишь снова отослать в рассказ Крайнова.

47.


Нас на утро ждала стольная Тында, "самый дальний район Москвы", о котором, по итогам двух поездок разных лет - в следующей части.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкминск - Новая Чара.
Две Чары и Чарские пески.
Чинейская железная дорога. Посёлок Чина.
Чинейская железная дорога. Трасса.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бобайдо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Нижнеангарск.
Нижнеангарск.
Северобайкальск.
Байкальское.
Северобайкальск - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).

природа, железнодорожное, дорожное, Хабаровский край, Дальний Восток, транспорт, БАМ, Амурская область

Previous post Next post
Up