Осмотрев
в прошлой части "самый дальний район Москвы", теперь пойдём в Тындинский Кремль. Под этим образом я имею в виду, конечно же, станцию на перекрёстке БАМа и АЯМа, которой Тында и обязана своей столичностью. А со станции отправимся дальше на запад по Байкало-Амурской магистрали до тех рубежей, где Дальний Восток сменяется Сибирью.
По Тынде проходит граница Восточного и Западного БАМов, но сама она представляет скорее третий, Малый БАМ, уходящий
от разъезда на Транссибе близ Сковородино поперёк двух магистралей. Первый поезд из Тынды отправлялся по этой линии дважды - в 1937 и 1977 годах. Старый Малый БАМ длиной 189 километров прокладывали зэки Бамлага, но в итоге он был разобран и увезён на Волжскую рокаду в 1942 году - как раз тогда, когда по планам мирного времени разросшийся посёлок Тындинский должен был получить статус города. Новый, всесоюзно-ударно-комсомольский Малый БАМ строился в 1974-85 годах, и в нём уже 439 километров - линия уходит далеко за Тынду к станции
Беркакит на юге Якутии, по соседству
с шахтёрским Нерюнгри, который ныне оказался крупнейшим городом всей БАМии (57 тыс. жителей). Эта линия - вполне себе
часть Байкало-Амурского мира вплоть до системы "шефства" -
в посте про Малый БАМ я показывал станции Беленький и Аносовская, которые строили соответственно Горьковская область и Воронежская область, к северу от Тынды станция Могот - совместное творение Ярославской области, Мордовии и Чувашии, а Золотинка с
красивейшим вокзалом Малого БАМа и вовсе построена Беларусью.
2а.
Ещё одно название Малого БАМа - Южный АЯМ: закончив основные работы на Байкало-Амурской магистрали, в 1985 году Советы начали ещё более амбициозный проект Амуро-Якутской магистрали, на перспективных картах рисуя от неё ветку аж на Магадан. Но комсомольские воззвания глохли в шумах Гласности, а в 1995 году, когда планировалось закончить строительство, амуро-якутский край изменился до неузнаваемости: народ бежал, бросив дома, из замерзающих посёлков, эвенки спивались и доедали последних оленЕй, бандиты гонялись за автоперегонщиками, а Республика Саха рисковала обрести независимость. Вернулись к АЯМу лишь в 21 веке, и в 2014 году первый грузовой поезд прибыл
в Нижний Бестях, фактически ставший вокзалом Якутска на другом берегу Лены. На Беркаките, однако, заканчиваются Российские железные дороги и
начинаются Железные дороги Якутии с
американскими локомотивами, пассажирское движение в 2019 году открылось совсем уж нехотя, а прямого поезда из Москвы дальше Нерюнгри не запущено до сих пор. И всё же эти проекты превратили Тынду, которую строила аж целая Москва, в главный перекрёсток железных дорог восточнее Байкала.
2.
Хотя уместно ли тут слово "перекрёсток"? На 27 километров все три БАМа сливаются в один: Западный уходит от горловины городской станции мостом через Тынду-реку, Восточный - мостом через Гилюй
на станции Бестужево . Из 7 мостов близ Тынды 4 железнодорожных, и в общем что при Сталине, что при Брежневе проектировщики предусмотрительно решили развести пути и улицы, депо и жилые дома по разным берегам реки Тынды.
3.
Она хоть и невелика, а, как и все реки Восточной Сибири и Дальнего Востока, склонна иногда устраивать разрушительные паводки. Поэтому с одной стороны русла город стоит на крутом склоне сопки, с другой станционная промзона отнесена на пару сотен метров от воды, а берега - как и прежде, лесисты:
4.
Мрачные неухоженные просеки из центра Тынды ведут к неожиданно уютной зоне отдыха с модными деревянными шезлонгами. Из них можно любоваться привокзальной ТЭЦ и Техническим мостом для труб, по которым её тепло идёт в город.
4а.
Прежде чем мы пойдём на вокзал, покажу ещё немного бессистемных зарисовок с городского берега, которым не хватило места в прошлой части:
5.
Среди поселенцев БАМии было немало образованных и энергичных людей, а жизнь в глуши однообразна и предсказуема. Как результат - бамовские города и посёлки полны колоритных деталей:
6.
6а.
7.
Отдельный жанр которых - вот. Тында была рождена советской верой в светлое завтра, возглавляет город с 2018 года мэр-коммунистка, а Новый Красный пояс неуклонно охватывает Дальний Восток, где по законам капитализма вообще не должно было быть постоянного населения.
7а.
От Красной Пресни, главной тындинской улицы, спускается мощная Профсоюзная улица. Она выводит к грандиозному серому общежитию, рыночку с забавным названием Китай-город, и тому самому Техническому мосту, меж труб которого тянется пешеходная дорожка - основной путь меж двух берегов.
8.
Поднырнув под трубы, можно полюбоваться местами из прошлой части - автодорожным мостом трассы "Лена" и многоэтажками московских серий над избами Верхне-Набережной улицы. В их дворе скрыт Музей БАМа - на самом деле главная достопримечательность Тынды.
9.
По утрам на Техническом мосту не протолкнуться - пол-Тынды идёт через него на работу, сквозь мороз, пургу, туман и ливень. Ориентиром им служит вокзал, похожий то ли на стартовый комплекс космодрома, то ли на портал-телепортер в иные миры.
10.
Самое впечатляющее на станции Тында - расположение. На карте, конечно, можно заметить пару массивов частного сектора, один из которых, у автодорожного моста, носит гордое имя Сокольники. Но вокзал и прилегающие здания стоят полностью обособленно, так что видишь от них не деревья, так рельсы. Справа от привокзальной площади - железнодорожный колледж с какой-то наивной композицией "Магистраль" (2014), явно навеянной памятниками времён модерна и конструктивизма:
11.
А на задворках - похожий на железнодорожный музей учебный центр для студентов:
12.
Первый поезд из Тынды в Москву ушёл по Малому БАМу 2 июля 1977 года. Вокзал, с которого он отправился, выглядел так:
13а.
В постоянную эксплуатацию Малый БАМ приняли в 1978-м, и вокзал в Тынде подрос до барачного вида времянки:
13б.
Ну а нынешний вокзал Столицы БАМа построили в 1985-86, и получился он без преувеличения одним из самых необычных в России:
13.
Огромное здание представляет собой треугольник со 100-метровым основанием на привокзальной площади и 80-метровыми боковыми сторонами, сходящимися к путям. Треугольник раскрывается углом - справа (кадр выше) к нему примыкает бывший автовокзал, откуда ходили автобусы аж до Нерюнгри (сейчас не ходит ничего)...
14.
А слева - управление Тындинского региона Дальневосточной железной дороги. К ней в 1996 году, с упразднением Байкало-Амурской ЖД, отошли её участки в Амурской области и Хабаровском крае. Но если основное здание БАЖД в центре Тынды (см. прошлую часть) после этого осталось лишь передать районной администрации, то для работавших в этом здании не изменилось почти ничего - только начальство сидело теперь не в километре по прямой, а в далёком Хабаровске. Перед управлением - ленд-лизовский паровоз Еа, поставленный в 2004 году к 30-летию "комсомольского" БАМа, но напоминающий явно о "сталинском". В середине площади же установлен бюст человека, никогда здесь не бывавшего и вообще вряд ли знавшего про БАМ - это Виктор Мирошниченко, в 1942 году на Орловщине ценой своей жизни (вернее, тяжёлых ран, с которыми попал в плен и там сгинул) взорвавший мост на пути немцев. В честь Мирошниченко был назван один из разъездов Восточного БАМа, который именно там в апреле 1984 года сомкнули военные строители железнодорожных войск. Так что бюст с кадра выше посвящён не только герою великой войны, но и вехе великой стройки.
15.
Треугольный зал изнутри куда больше напоминает терминалы аэропортов, и в общем даже странно, что в Тынде не родилась легенда, будто на самом деле этот проект предназначался для нового аэровокзала в Таллине, но по ошибке был прислан сюда. Диспетчерская башня, зал вылета на первом этаже и зал прилёта на втором - всё читается без пояснений. Сам аэропорт в Тынде вполне соответствует 30-тысячному городку в глуши, хотя и с рейсами не только в Благовещенск, но и в Хабаровск, Читу и Иркутск.
16.
В "зоне вылета" - унылый буфет с вечной огромной очередью, пара магазинчиков с едой и товарами в дорогу, обычно запертый детский уголок и дверь в комнаты отдыха. Они же, по состоянию на июнь 2021 года, были неофициальной камерой хранения: уехавшие в тайгу москвичи оказались куда мудрее оставшихся в Златоглавой и переехавших в Нерезиновую, а потому с новых автоматических камер хранения по 600 рублей в сутки вокзальный персонал офигевает не меньше, чем пассажиры. Большая часть автоматических камер хранения постоянно глючат, а оставшихся явно мало для огромного здешнего трафика. Поэтому "в камерах хранения мест нет" - своеобразный пароль, с которым по старым тарифам багаж принимают в комнатах отдыха. Ну, вернее принимали полгода назад - ведь с эффективных менеджеров станется и эту лавочку прикрыть, уволив растерянную администраторшу с волчьим билетом. Ещё одно сходство с аэропортом - строгость "театра безопасности": кажется, это единственный вокзал, куда могут не пустить с газовыми баллонами или фальшфейером. И как-то при виде всего этого даже радуешься, что административный БАМ был упразднён в 1996 году, не застав подобного дурдома. Мрачные вахтовики на втором ярусе вокзала безразлично взирают на картины с подвигами комсомольской эпохи:
17.
Ещё на паре картин - мать и дочь, Москва и Тында. А под ними мозаики, похожие на сны латентного северянина, тоскливо коротающего серые дни на "материке" и не знающего пока о том, что случайная командировка в Тынду перевернёт всю его жизнь:
18.
Совершенно аэропортовский вид у вокзала Тынды и с платформ - согласитесь, по бокам так и просятся рукава к "илам" и "тушкам":
19.
Да и одно из прозвищ его - "вокзал высокого полёта": силуэт здания символизирует лебедя. Любители железных дорог и старожилы, однако, мимо этого вокзала ходят, глядя строго в землю - ведь его не так давно обшили сайдингом, а значит, в их терминологии - УНИЧТОЖИЛИ. В принципе о многих жертвах "сайдинговой чумы" так и правда можно сказать, но всё же не обо всех без разбора - под сайдингом скрылись не гранит и мрамор, а обычный серый бетон. Но что ещё важнее - в Тынде была сохранена и даже усилена колористика: вместо типовой серой облицовки здесь тёмное крыли чёрным, светлое - белым, бурое - красным.
20.
Между косой стеной вокзала и путями вытянут, натурально, небольшой парк с торчащими тут и там оголовками вентиляции. Связаны они скорее с вечной мерзлотой, чем с какими-то сооружениями, но кажется, лишь молодость Тынды позволила избежать легенд о десяти подземных этажах и тайных лабораториях КэйДжиБи по селекции белошипов.
21.
О том, что мы в столице, напоминает высокая платформа, единственная на, без преувеличения, тысячи километров вокруг. А о том, что здесь АЯМ - ностальгически-неРЖДшная расцветка состава ЖДЯ и необычный маршрут, который следует читать как Владивосток-Якутск.
21а.
Из нынешней Тынды ходит один поезд по Восточному БАМу (
в Комсомольск-на-Амуре), два по Западному (по сути главный поезд БАМа с неожиданным маршрутом Тында -
Кисловодск и сборная солянка прицепных вагонов вплоть до Москвы, обозначенная как Нерюнгри -
Тайшет) и два по Малому - фирменный "Гилюй" Тында -
Благовещенск и Нерюнгри-
Хабаровск с прицепными вагонами ЖДЯ. Всё вместе даёт весьма активный трафик, 3/4 которого (а не 9/10, как всюду на БАМе) составляет вахта.
22.
Над путями тянется гигантский крытый виадук:
22а.
Впечатляющий своей монотонной перспективой:
23.
Пассажиры ходят им на вторую низкую платформу, работяги - в грандиозное депо:
24.
Виадук кажется границей двух БАМов. На востоке - дымящая ТЭЦ и бесконечные составы с нерюнгринским углём
до Ванинского порта:
25.
На западе - острый клюв и зоркие глаза вокзала да ждущий у платформы поезд Тында - Кисловодск:
26.
У Восточного и Западного БАМов несколько границ, и Тында, которую транзитные поезда проходят только по АЯМу - логистическая и историческая граница. Природные и административные границы только впереди, и первые десятки километров Западный БАМ идёт среди тех же марей на фоне далёких сопок Станового хребта, что сопровождали нас
1500 километров Восточного БАМа.
27.
Водораздел Амура и Лены, то есть границу Дальнего Востока и Сибири, символически взял под опеку Урал - две соседние станции в бассейнах разных океанов строила Свердловская область, которую в те годы как раз
возглавлял наикрепчайший в Союзе хозяйственник Борис Ельцин. На Кованте, впадающей в Геткан, впадающий в Тынду, впадающую в Гилюй, впадающий в Зею, впадающую в Амур, стоит станция Кувыкта:
28.
И вот про её вокзал, не так давно радовавший глаз дымчатыми узорами уральского мрамора,
вполне можно сказать, что его уничтожили: здание не просто обшили безликим сайдингом, но и плитку под ним ободрали варварски. Произошло это буквально за пару месяцев до моей поездки, поводом к которой и послужила мысль, что скоро тут таким сделают всё.
29.
И ладно хоть стелу не тронули...
30.
Так же обезличили и вокзал станции Хорогочи (изначально, впрочем, бетонный), что на реке Верхняя Ларба, впадающей в Нюкжу, которая течёт в Олёкму - приток Лены. Водораздел двух океанов на БАМе совсем пологий и незаметный даже по сравнению
со Средним Уралом на другой стороне Сибири. Обратите внимание на ограду: на обеих станциях автограф свердловских строителей - соболя с клейма Демидовых:
31.
Начало Западного БАМа кажется ещё более глухим, чем Восточный БАМ - от станции до станции час хода, а в посёлках по паре-тройке сотен жителей. Хорогочи и Кувыкта вообще не запомнились мне жилыми домами, а Ларба, что у впадения Средней Ларбы в Нюкжу, к БАМу выходит "времянкой":
32.
Хотя теоретически могла бы быть застроена высокими домами из белого мрамора, посреди которых восседал бы золотистый памятник Отцу с мозаикой цветастого ковра и статуей гарцующего аргамака: Ларбу строила Туркмения, а с теперешнего Нейтрального Туркменистана сталось бы захотеть - и выстроить свой филиал на БАМе.
33.
Солнце в небесах и поезд в марях неуклонно движутся на Запад:
34.
Странная сущность в лесу заставляет вспомнить предания о могущественных эвенкийсках шаманах - ведь именно в этом углу на стыке Амурской области, Якутии и Забайкалья как нигде более
живы язык, оленеводство и многие традиции эвенков.
34а.
Слева за редкостойной тайгой поблёскивает Нюкжа, по расходу воды (156 м³/с) и длине (573км) сравнимая с Москвой-рекой или Клязьмой.
35.
Её пойма то и дело раскрывается простором таёжных озёр:
36.
Справа же всё чаще надвигаются прижимы:
37.
Нюкжа, а с ней и магистраль, прорезают Становой хребет, отделяя от него низкогорный массив Чельбаус:
38.
С магистрали не виден Олёкминский Становик, с южных склонов которого начинается Нерча, а с северных - Лопча. Первую я показывал, понятное дело,
в Нерчинске, а напротив устья второй встречает посёлок Лопча:
39.
Основанный в 1932 году как фактория для оленеводов, на БАМе он - из станций-сирот, над которыми не было шефства. И всё же посёлок тут куда солиднее, чем в Кувыкте или Хорогочах, да и вокзал хорош:
40.
Часы на его жестяном фасаде - уже красно-серой эпохи:
40а.
Лопча провожает котельной - они на БАМе капитальны даже в посёлках из пары сотен жителей, потому что где ещё тут взять тепло многоквартирным домам или школам? Котельные становились первыми зданиями "постоянок":
41.
И вот котельная уже на следующей станции Чильчи:
42.
Она тоже без шефства, вокзал же на ней испорчен не сайдингом, а краской - более тёмные участки стен
прежде были красными:
43.
Бамовцы давно вышли на покой, а вот повзрослевшие "дети БАМа" - на перроне:
44.
Главная же достопримечательность Чильчи - одинокая скала на западном выезде из посёлка:
45.
Блестящую в закатных лучах Нюкжу было бесполезно фотографировать сквозь мутное стекло, а вот на прижимах с другой стороны закат озарил каждую трещинку:
46.
От Чильчи уже не один, а два часа ходу до следующей станции Юктали, которую построила Челябинская область:
47.
И здешний вокзал, фасад которого можно описать комбинацией символов ССССОDDDDD - один из самых зрелищных на БАМе:
48.
Первоначально станция называлась Усть-Нюкжа - по близлежащему селу на Олёкме (550 жителей), куда, однако, так и не построили моста - к горю его жителей и к радости этнографов. Ведь основанная в 1924 году как фактория, Усть-Нюкжа может поспорить с
Иенгрой в Нерюнгринском районе Якутии за звание "самого эвенкийского села в России". Там действует оленеводческое хозяйство, а языком предков владеют почти все старики, немало людей среднего возраста и даже кое-кто из молодёжи. Не знаю, есть ли в Усть-Нюкже Знающий, как нынешние эвенки по-русски называют шаманов, последнее поколение которых доживает век в таёжных зимовьях, а вот Шаман-камень с петроглифами стоит
на Олёкме недалеко от села.
49а.
Усть-Нюкжа, как единственный в те годы населённый пункт на сотни вёрст вокруг, служила базой Олёкмо-Тындинской (1932) и Верхне-Чарской (1934) геологических экспедиций, а может и не только их - геологи работали в этих горах давно, изыскивая рудные районы, через которые должна была пройти "трасса БАМа", и удобные долины, где её проложить. Вот только те две экспедиции возглавлял не абы кто, а Иван Ефремов, на покое в 1950-60-х годах написавший свои "Час Быка" и "Лезвие бритвы". Один из экспонатов Музея БАМа - эвенкийские арамусы, которые Иван Антонович носил в экспедициях.
49.
Он всего пару лет не дожил до возрождения БАМа, но для романтиков-бамовцев встал вровень с Достоевским или Толстым - те гении, конечно, но как же они далеки! Ефремов же был явно ближе по месту, времени и взгляду на мир, так что в 1978 году (к 70-летию писателя) местные энтузиасты даже выступили с инициативой поставить в станционном посёлке памятник Ивану Антоновичу, а саму станцию Усть-Нюкжа переименовать в Ефремов. Властям идея почему-то не понравилась, но станции в 1981 году всё-таки дали по близлежащему ручью новое, куда более звучное название Юктали.
50.
Мы думали прогуляться до посёлка - поезд стоит тут 45 минут, но и идти от вокзала до жилых домов полтора километра. Однако что-то перепутали, пошли быстрым шагом не в ту сторону, и потеряв драгоценные 10 минут, поняли, что в посёлок уже не успеем. Осталось лишь разглядывать вокзал, о челябинском происхождении которого напоминает
каслинское литьё курантов на двух фасадах и решёток в зале ожидания:
51.
Дальше, за Олёкмой, начинается Горный БАМ, самая красивая часть магистрали на севере Забайкальского края, по обе стороны станции Новая Чара. Вот только расписания на Западном БАМе построены так, что увидеть эти места при свете дня можно лишь двигаясь с запада на восток. Так что в следующей части перенесёмся из осени-2020 в лето-2021 и доедем по горам до Новой Чары.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и
Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкминск - Новая Чара. Вершина БАМа.
Две Чары и Чарские пески.
Чинейская железная дорога. Посёлок Чина.
Чинейская железная дорога. Трасса.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бобайдо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Нижнеангарск.
Нижнеангарск.
Северобайкальск.
Байкальское.
Северобайкальск - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и
Тайшет. (Западный Старый БАМ).