Монастыри молдавского Днестра. Жабка и не только

Nov 24, 2012 13:37



Как уже говорилось в одной из прошлых частей, монастыри в Молдавии расположены двумя скоплениями: одно в Кодрах близ Кишинёва, второе - на Днестре по обе стороны от Сороки. Днестровские монастыри крупнее и необычнее, а монастырские сёла зачастую ещё интереснее самих обителей. Всего их шесть (Каларашовка, Рудь, Косэуць, Жабка, Сахарна и Ципова), и я посетил три из них. Так что в очередной части отправимся в Жабку - крупнейший в стране Вознесенский монастырь, а заодно посмотрим на Каменку - самый северный город Приднестровья и полюбуемся исключительно живописными пейзажами Северной Молдовы.


В Жабку я ехал на маршрутке Сорока-Каменка, что отправляется каждый день в 8:30 из Сороки и примерно в пол-второго назад из Каменки. Маршрут её имеет невероятно сложную траекторию, в нескольких местах пересекает сам себя, и в основном пролегает по эталонному захолустью. Хотя по кратчайшему пути от Сороки до моста в Каменку всего 40 километров, маршрутка петляет два с лишним часа. Чтобы попасть в Жабку, лучше всего выходить у моста, но пьяный крестьянин, посовещавшись с шофёром, надоумил меня выходить несколькими километрами ранее: "Через гору перейдёшь - и будет монастырь!". Вряд ли он меня обманул специально - скорее, давно тут и не ходил и забыл, что идти километров 10.

2.


Внизу петляет дорога, по которой и уходит дальше моя маршрутка. Видны околицы села с малопроизносимым по-русски названием Сэнэтэука - но именно оно, а не собственно Жабка, ближайшее к нашей цели. Вдалеке же просматривается Каменка - самый дальний от столицы город (9,6 тыс.) непризнанной страны Приднестровье. Она будет сопровождать нас заним планом на протяжении почти всего поста:

3.


Северная Молдова - не чета Южной, пейзажи тут гораздо суровее (если это слова вообще возможно применять к Молдавии!), нет виноградников, зато много берёз. И непременные меловые обрывы:

4.


Краски осени:

5.


Минут 15 я шёл в гору через поле, вышел на дорогу и застопил попутку. Шофёр поднял меня насмех, сказав, что до монастыря идти ещё 12 километров, и согласился подвезти "за сколько не жалко" - на самом деле это был не развод, шёл бы я действительно часа полтора как минимум. По дороге водитель стал выяснять, зачем мне фотографировать церкви, ведь церкви фотографируют только воры, которые тырят оттуда иконы, а он раньше работал в угрозыске (потом, правда, водителем автобуса в Москве) и выуживать здешние иконы его посылали даже в Норвегию... Впрочем, после перечисления всех неприятностей, в которые я попадал из-за невовремя сделанного кадра, успокоился и даже проникся сочувствием.
Ну а ради чего стоило сделать этот крюк - это ради вида сверху прямо на мост между Сэнэтэукой и Каменкой. Особенно впечатляет вон то "седло" на заднем плане. На обоих концах моста видны будки пропускных пунктов, но так как Молдова не считает это границей, слева формально стоит лишь усиленный пост полиции, справа же полноценный погранпереход.

6.


Водитель высадил меня на лужайке у берега Днестра и укатил, пообещав, что в Сороку я сегодня добраться уже не сумею (само собой, речь шла только о логистике!). Я молча усмехнулся, вспомнив Казахстан и Сибирь.
А Днестр тут очень красив и опять же пограничен, но как-то до странного узок - конкретно здесь его ширина около 250 метров, но "на глаз" я бы дал не больше ста:

7.


Вдали - Каменка:

8.


А вот и сам Вознесенский монастырь в лесочке под горой:

9.


Вознесенский монастырь знаменит в первую очередь тем, что он крупнейший в Молдове... впрочем, здесь всё под стать стране миниатюрное, и на практике это означает, что здесь живёт где-то полсотни монахинь и послушниц. Когда здесь возник пещерный скит, теперь уже точно неизвестно, но принадлежал он монастырю Делень за Пуртом, а смостоятельность получил в 1693 году - это первое достоверное его упоминание, но вскоре новый монастырь был разорён татарами  и оставался в запустении до 1770 года, когда новый настоятель Феодосий построил под горой первую деревянную церковь. Под Россией монастыря порядком разросся, в 1916 году был преобразован в женский (рискну предположить, в связи с появлением крупного госпиталя на другом берегу - но об этом ниже), ра асцвета и вовсе достиг при румынах, когда епископ Виссарион (Пую) пожаловал обители 49 гектар земли - в те времена у монастыря была даже собственная электростанция! Но что ещё важно: монастырь закрывался лишь на несколько месяцев в 1940-41 годах, а после войны советская власть его почему-то не тронула... ну точнее во многих регионах Советского Союза был сохранён один мужской и один женский монастырь, и вот в Молдавской ССР повезло как раз-таки Жабке. Впрочем, сейчас, когда отстроились и другие монастыри, особой разницы уже не видно: крупнейший монастырь Молдовы всё равно выглядит тихой уединённой обителью.

10.


Ограда у монастыря только со стороны Днестра, и за ней каре корпусов:

11.


Ничего не нашёл о времени постройки его зданий, но колокольня над входом в "каре", судя по всему начала 19 века:

12.


А вот о времени постройки Вознесенского собора о трёх алтарях (Вознесения, Преображения и Креста) я найти так ничего и не смог. О Жабке есть большой текст на румынском,но и там, и во всех русскоязычных источниках говорит только, что храмы были отстроены в камне в 19 веке, особенно крупная реконструкция была в 1852 году - возможно, это и есть время постройки собора? В то же время, архитектурой он больше напоминает 1920-30-е годы, и скорее всего был построен при румынах. А может быть верны обе цифры, и в румынскую эпоху храм в стиле русского классицизма (вроде кафедрального собора в Кишинёве) просто получил новый дизайн? Кто бы смог пояснить или перевести...
UPD: в итоге спасибо Ярославу Блантеру, который установил, что собор построен в 1825 году (и видимо всё же реконструирован в первой половине ХХ века).

13.


В обители очень ухоженный дворик, и как в Руди, хозяйством занимаются в основном мужики-миряне.

14.


15.


Часть зданий явно современные, часть - скорее всего исторические:

16.


За собором притаилась зимняя церковь Михаила Архангела (1844-49):

17.


А в лесу над обителью ещё и Крестовоздвиженский пещерный храм, подходов к которому я не нашёл (судя по всему, идти пришлось бы через хозяйственную часть монастыря). Вместо этого я вышел к колодцу через те белые ворота с кадра № 11:

18.


И нет бы мне нормальную тропу поискать мимо пещерного храма, так опять надо было лезть напролом! Это уже классика жанра - принять за тропу русло временного водотока, обнаружить это лишь на средине склона и понять, что поворачивать поздно. Вот по таким ступеням я и поднимался, и спускался - во время ливней здесь хлещет водопад:

19.


Но виды с горы того стоят! Хотя конечно не может не быть более цивильного подъёма:

20.


Один из открыточных видов Молдавии. Хорошо видно устройство монастыря. На заднем плане - приднестровское село Подойма, а вон за теми горами уже Рашково, куда мне предстояло доехать через неделю - из Тирасполя, вместе с wwvvwwvv и bes_arab.

21.


Монастырский пруд (пожарный? рыбный?) и ворота:

22.


Хозяйственная часть - хозяйство тут крепкое:

23.


С другой же стороны хорошо видна Каменка, и её история вполне характерна для этой части Приднестровья. Тут стоит сказать, что к Новороссии (где Одесса, Херсон и Ростов-на-Дону) относится лишь южная половина ПМР, а где-то от Рыбницы начинается классическая украинская Подолия, и Каменка известна с 1654 года как село Брацлавского полка украинских казаков из грамоты, в которой этот самый полк присягает на верность России (в рамках Переяславской рады). На деле же в состав Российской империи эти земли вошли в 1793 году, по Второму разделу Речи Посполитой, и Каменка в 19 веке разрослась как село у переправы, к 1938 году став ПГТ, а в 2002 - городом:

24.


Хотя надо заметить, с достопримечательностями тут не так уж плохо: всем этим районом в начале 19 века владел Пётр Витгенштейн - один из известнейших военачальников того времени, "спаситель Петербурга" в войну 1812 года, после неудачного руководства в очередной русско-турецкой войне он подал в отставку, вышел на покой и поселился на Днестре, где взялся благоустраивать свои владения. С плодами этого благоустройства мы ещё познакомимся в приднестровских Строенцах, в Каменке же сохранились "террасы Витгенштейна", изначально использовавшиеся как грядки и сады:

25.


Более того, здесь же Витгенштейн и умер, и похоронен был в приусадебной кирхе - но вся усадьба была уничтожена в 1930-е годы. Тем не менее, при усадьбе ещё в 1890 году был открыт санаторий "Днестр" (курзал того времени сохранился, а в Первую Мировую был тем самым госпиталем), ныне один из самых известных в ПМР, где к тому же раз в год проводится "Камарт", местный фестиваль современной скульптуры, "плоды" которого расставлены по усадебному парку.

26.


Обе фотографии взяты отсюда и отсюда, автор Александр Димитров. Издалека же ничего особенного не видно:

27.


Самое примечательное, что можно издалека разгледеть в Каменке - какой-то явно сельскохозяйственный завод:

28.


Церковь в Подойме:

29.


Приднестровское поле:

30.


Церковь села Жабка - на этой стороне, выше по склону. Село стоит на горе, монастырь - под горой:

31.


Каменистый островок на Днестре. Пора спускаться...

32.


Вдоль Днестра здесь проходит грунтовая дорога, по которой туда-сюда активно курсируют повозки - прежде, чем меня подобрала машина, повозок мимо проехало штук пять в обе стороны:

33.


А место очень живописное, в первую очередь из-за грозного вида скал над Днестром:

34.


Подвозил меня добродушный мужичок с приднестровскими номерами (хотя вообще тут всего 5 километров), сам устраивавший мне фотостопы в самых красивых местах. Есть тут даже специальный камень, на который из Каменки приезжают все свадьбы, у которого мы нагнали одну из повозок:

35.


36.


37.


38.


39.


Вот и мост, граница непризнанной страны:

40.


Ну а мне туда - Сэнэтэука, Флорештский район:

41.


Отсюда всего километров 15 до Куничи - самого крупного и старого села молдавских староверов (которых тут, как мне объяснили уже в комментах, кличут не липованами, а кацапами - причём без всякой негативной окраски). Я побрёл по трассе, пытаясь застопить машину - но все показывали жестами "здесь", то есть 9/10 трафика было в пределах села.

42.


В одном месте я набрёл на сельский сход, и тут мне показалось, что я угодил прямиком в поэзию Некрасова или хотя бы Есенина. Десяток повозок на главной площади села, старушки едва ли не в сарафанах, землистые мужички курят под берёзой... Я так и не понял, что это было - ничем не торговали, никого не хоронили. Возможно, тут была ярмарка, но уже закончилась, а люди просто общаются?

43.


44.


45.


Что же касается Куничи, то таких неудач у меня не было давно. На выезде из Сэнэтэуки я всё же поймал сорокскую маршрутку, на которой сюда же и приехал, и на самом деле мне не стоило высаживаться - ехал бы прямиком в Сороку, осмотрел бы её нормально при дневном свете... Однако я сошёл на развилке, откуда до Куничи было ещё 4 километра пешком, и попёр туда, хотя знал, что до следующего автобуса, последнего на тот день, всего полтора часа. В Куниче, огромном селе, где по улицам действительно ходят бородатые староверы в подпоясанных верёвкой рубахах навыпуск, я сразу увидел церковь, и пошёл к ней - в спешке забыв, что нужная мне церковь должна быть деревянной... В общем, в Куниче я осмотрел рядовую для Молдовы новообрядческую церквушку и парк в центре села, вернулся пешком на трассу, конечно же минут на 20 опоздав на автобус, и в сгущавшихся сумерках уже начал поддаваться панике - на молдавских просёлках машины проезжают раз в 20-30 минут, а то и реже, да и кто подберёт одинокого мужчину в потёмках?! Становилось холодно, автобусов до Сороки (где в гостинице остались мои вещи) более не предвиделось... но всё же мне повезло: минут через 10 меня подобрал паренёк, ехавший во Флорешты, довёз до кишинёвской трассы, где я пересел на маршрутку. Самым же наглядным памятником старообрядчества в Куниче стал, внезапно, мемориал Славы, на котором бородатый старообрядец и "босорылый" ни то новообрядец, ни то безбожник, стоят против фашизма спиной к спине:

46.


В общем, Кунича теперь так и будет висеть на мне невозвращёным долгом. Пока же посмотрите чужие фотографии оттуда.

В следующей части отправимся в Сахарну - третий посещённый мной и по-моему самый красивый из монастырей молдавского Днестра.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Железнодорожный вокзал.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Предместья и окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. Центр.
Бельцы. Предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Тирасполь.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
.

природа, дорожное, Приднестровье, "Раскол", Молдавия, этнография, староверы, молдаване, русские (этнография)

Previous post Next post
Up