В прошлой части я показал то, что осталось от Аральского моря. Теперь же отправимся в Аральск - городок (32 тыс. жителей) на полпути между Кызылордой и Актюбинском, некогда главный порт на казахской половине Арала.
...Итак, ребята из Чимкента, работавшие на Кокаральской плотине, оставили меня на трассе: им нужно было в другую сторону, и "буксир" они поймали практически сразу. Трасса сейчас в отличном состоянии - это часть Нового Шёлкового пути, мегапроекта дороги из Европы в Китай - в России она пройдёт через Самару, а дальше на запад даже не знаю через какую страну. Степь между Актюбинском и Кызылордой - самое глухое и гиблое место Казахстана, в каком-то смысле Актюбинск - это Казахский Хабаровск, а Кызылорда - Казахская Чита, то есть проецируя на Россию - я оказался где-то под Могочей. Даже автодорога Кызылорда-Актюбинск когда-то имела разрыв, который дальнобойщики называли "долиной смерти" - его заделали в том же 2011-м году. И в общем стоял я у трассы посреди небытия, махал проезжающим мимо машинам да созерцал пасущихся неподалёку верблюдов:
2.
Наконец, притормозила фура, ехавшая в Актюбинск. В просторной кабине был практически накрытый стол (если не считать отсутствие самого стола), за рулём - добродушный казах средних лет, а на лежанке за сидениями спал его сын. Шофёра звали Бахытхан, он был из Чимкента (четвёртая встреча с чимкентскими за сутки! Видимо, Кызылординская область что-то вроде колонии Чимкента), и у него было три сына, из которых старший женился на русской и уехал "в Ленинград", а младший как раз таки дремал за сидением. Ехали неспеша, Бахытхан угощал меня дынями и баурсаками со сгущёнкой, зазывал в Чимкент покататься по окрестностям да на шашлыки, а за окном неспешно проплывали Каракумы:
3.
Приаральские Каракумы - в прошлой части я уже говорил, что пустынь с таким названием ("чёрные пески") в Средней Азии несколько, и до Туркменских Каракум отсюда очень далеко - они за Амударьей, а в междуречье Амударьи и Сырдарьи - Кызылкумы. О близости крупной реки напоминали торговцы рыбой, стоявшие у обочин в каждом ауле. А вот люди продают изделия из, кажется, верблюжьего меха.
4.
В одном из аулов Бахытхан остановился, что-то крикнул торговке у обочины, и та тут же отошла и постучалась в ближайший дом. Оказалось, что это проверенное место, где Бахытхан каждый раз по дороге покупал шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока, к которому ещё в прошлые приезды пристратился и я. Шубат, насколько я знаю, встречается только у казахов, и по сравнению с кобыльим кумысом он гораздо мягче и жирнее.
5.
До Аральска доехали лишь к закату, и попрощавшись с Бахытханом, я направился в город по рельсам. Это промышленная ветка в посёлок Аралсульфат (Жаксылыныш) на крупнейшем в Казахстане месторождении поваренной соли (а вот сульфаты там не добывают с 1963 года). До вокзала мне по этой колее предстояло пилить около 3 километров, что окончательно лишило меня надежды осмотреть город при хоть минимально режимном свете.
6.
...В одном месте, в глухой промзоне, я увидел трёх подростков, плотоядно глядевших в мою сторону. Вспомнил слова Бахытхана, который тоже говорил, что "здесь варвары живут", а ещё "лучше один не ходи! Увидят - оооо, русский идёт! Давайте ему наваляем!". Судя по всему, ребята подумали именно это - один из них попёр мне на перерез. Я прибавил шагу, стараясь глядеть строго перед собой. Бежать всё равно было некуда....
-Эеееей, закурить есть!?
-Извини, не курю, - ответил я, не поворачивая головы и не сбавляя ходу. Главное сейчас - не оборачиваться, если я не буду обращать на них внимания, то и сам стану им как бы невидим. Пацан что-то везгливо кричал мне в спину, сразу перейдя на казахский, но по звуку я понимал, что он кричит, стоя на месте. Лишь через сотню метров я оглянулся и увидел, что пацаны отошли на исходную позицию.
Я же дошкандыбал до станции, куда как раз прибыл поезд Туркестан-Саксаульск, и выйдя на привокзальную площадь, взял такси до гостиницы. С таксистом ехали ещё и двое его друзей, с которыми за несколько минут езды очень душевно пообщались, один из них даже пообещал прислать мне фотографии с Барсакельмеса... но видать позабыл. Центр был ярко освещён, тут явно была какая-то веселуха - может быть, казахи просто отмечали последние выходные лета. В гостинице совкового вида старенький номер с туалетом, но без душа стоил 4000 тенге (800 рублей), и я впервые за 3 ночи имел роскошь раздеться и не помыться так хоть обтереться водой. Я был голоден - по сути за весь день я съел лишь несколько кусков хлеба у бабушки в ауле Бугунь да то, чем меня накормил Бахытхан. Но главное - думал я - я видел Аральское море!
7.
Утром на осмотр Аральска у меня было, кажется, часа полтора от рассвета до поезда. Гостиница и вокзал находятся совсем рядом с портом, по разные его стороны, и из гостиницы я вышел не направо (так бы я попал на главную улицу), а налево. Вот собственно и порт:
8.
На берегу, у кажется местного спортивного центра стояло даже несколько посудин в хорошем состоянии. В принципе до моря всего лишь 25-30 километров, и в нём водится рыба, то есть возможно в сезон эти лодки переместятся туда?
9.
Я спустился в акваторию порта - и в ней оказалось довольно гадостно: участки липкой солёной грязи и запах сточных вод.
10.
Но о том, что тут было море, напоминают ракушки, которыми усеяна глина:
11.
Среди которых наросли кусты и чьи-то норы:
12.
Портовая промзона полностью заброшена, причём кажется очень давно:
13.
В лужах кое-где ржавеют остовы судов:
14.
А сами лужи воняют так, что порой хочется зажать нос - фактически, порт превратился в сточную канаву, зловонное и заразное болото. Вон там, за бугром справа - сточная труба:
15.
Вдали - морской простор:
16.
Было море - стала пустыня:
17.
Аральск, конечно, ещё лего отделался - вот от узбекского Муйнака до моря уже около 200 километров. В конце концов, Малый Арал спасён и постепенно поднимается, есть надежда, что лет через 15-20 вода вернётся сюда. Но пока тут форменный постапокалипсис, и в этом нет никакой красоты. Аральский порт не просто мрачен - он мерзок:
18.
19.
20.
21.
22.
Кирпичное здание слева - и есть гостиница. Как нетрудно догадаться, у этой стенки были причалы. Когда-то здесь швартовались суда, в основном рыболовные, но наверное была какая-нибудь пассажирская линия в Муйнак с заходом на острова, а может и грузы какие возили... Я ходил ниже, чем были днища судов в лучшее время. Ржавые краны - доминанта Аральска, они видны со всех его концов, и ведь стоят в таком состоянии, поди, уже лет 40. Странно, что их не распилили на металл. Как будто бы берегут как памятник ушедшему морю.
23.
Квартал между портом и вокзалом так же мерзок, как и сам порт. Самые настоящие трущобы:
24.
25.
26.
За небольшим озерцом - руины военного городка Аральск-5 ("Урал") - про полигон на острове Возрождения, где с 1942 года велись испытания бактериологического оружия, я уже писал и в прошлом, и в позапрошлом постах. Близ города были ещё гарнизоны Аральск-6 ("Чайка") и Аральск-8 ("Берёзка"), а непосредственно на острове Возрождения - Аральск-7 ("Бархан"). Военные ушли отсюда в 1992 году, и эти руины с катастрофой Арала никак не связаны - но добавляют мрачняка.
27.
Хотя не так всё и безнадёжно - на этой стороне пруда новенький рыбзавод. В принципе может даже не нужно было ехать в Бугунь - ведь если в Арале ловят рыбу и везут сюда, значит где-то не слишком далеко от города должна быть пристань с нормальной дорогой.
28.
От рыбзавод пара кварталов до вокзала, и по дороге нашёлся даже дореволюционный домик.
29.
В принципе Аральск имеет даже некоторую историю: известен с 1817 года как аул Алта-Кудук (Шесть Колодцев), а в рост пошёл в 1905, когда через него прошла Ташкентская магистраль со станцией Аральское Море. Тут же подсуетились русские купцы, создали акционерное общество "Хива" и превратили Алта-Кудук в крупнейший рыбопромышленный порт на Арале. К 1912 году тут была верфь, рыбзаводы, несколько тысяч жителей и даже деревянная церковь. Крупнейшие суда "Хан Хивинский" и "Туркестанец" сыграли свою роль в Гражданской войне: в 1919 году здесь был крупный бой красных с белой армией генерала Белова, и с этих кораблей был расстрелян поезд, перевозивший питьевую воду для белых. Позже суда переименовали в "Киров" и "Коммуну", и они проработали до 1970-х годов, пока не высохло море. Аральск же получил городской статус в 1938 году.
30. 2018
Вечером из окна такси я успел запомнить, что центр в Аральске двольно ухожен, но вот осмотреть при свете дня я успел лишь кое-что в окрестностях вокзала, да и то в другой свой приезд. Впрочем, ухоженных центральных площадей я видел немало, а вот засохший порт - первый и
предпоследний раз.
31. 2018
Неподалёку обнаружился романтического вида кораблик, поставленный в 2009 году в честь аральских рыболовов. Нет, нельзя просто так забыть ушедшее море...
32. 2018
Кораблик стоит уже на привокальной площади, а сам вокзал выглядит так:
33.
Со стороны путей смотрится лучше. Вокзал здесь гораздо красивее, чем в Саксаульске, но не идёт ни в какое сравнение с вокзалами следующих крупных станций на востоке.
34.
В зале ожидания - мозаика. В 1921 году Ленин действительно написал сюда письмо следующего содержания: "Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдалённых друг от друга мест", в ответ на которое аральцы действительно отгрузили 14 вагонов рыбы для оживавшей страны.
35.
Трафик на станции весьма оживлённый с явным утренним "пиком" - за полчаса, что я ждал своего поезда, здесь успели постоять, кажется, три других. Кроме того, ко мне успели подвалить ребята гоповатого вида, сначала довольно навязчиво задавали мне какие-то маловразумительные вопросы, но затем разулыбались, пожелали всего хорошего и ушли. В общем, Аральск - город весьма гоповской, тут стоит быть осторожным в любое время.
36.
Какая станция без водонапорки?
37. 2018
Напоследок я забрался на виадук. Дальше у путей - весьма неожиданные посреди пустыни деревянные пакгаузы:
38. 2018
Привокзально-припортовое хозяйство - вон мимо того сооружения слева (мелькомбинат?) я и шёл из порта на вокзал:
39.
Памятник очередному батыру в центре Аральска:
40.
За путями, прямо в черте города - солончак. Необычайно высокая для райцентра вышка - скорее всего, наследство военных:
41.
Рядом ещё один памятник, уж не знаю кому, тем более спиной к поездам:
42.
Поехали дальше, прочь из этого жуткого края. Дай Бог, чтоб море вернулось сюда поскорее!
43.
В следующей части вернёмся на Ташкентскую магистраль и доедем по ней до Кызылорды через Казалинск, Байконур и Жусалы.
upd.
Со времён поездки в Аральске успели снять едва ли не последний слип не кто-нибудь, а Pink Floyd.
Click to view
Из этого клипа можно так же узнать, что некоторое количество брошенных судов валяется в казахстанской части Большого Арала, куда туристы не забираются почти никогда. К счастью, только "почти": вот очень красивый рассказ оттуда -
часть первая и
вторая. Надо, видимо, и мне искать компаньонов на внедорожнике...
КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек.
Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.
От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".