Про науку, мотивацию и космос

Nov 02, 2017 16:07

Продолжу цикл статей про научный метод, уже 4-й статьёй, в которой рассмотрю вопросы мотивации, т.е. влияние науки на философию и наоборот.

Периодически в каментах в статьям цикла тут и на Конте проскакивает несогласие с основным тезисом - дескать, наука может дать ответ на вопрос "почему", т.е. послужить не только средством познания, но и мотиватором в действиях. Хотя в тех же самых статьях показано, что это попросту невозможно - наука объективна (или стремится к этому), мотивация же сугубо субъективна. Путём недолгих раздумий понял, откуда торчат уши подобного заблуждения - из термина "технократия", который был довольно популярен в советские годы, и до сих пор некоторые считают СССР "технократическим государством".

Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. τεχνοκρατία) - гипотетическое общество, построенное на принципах меритократии, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам. Идея о полезности передать управление обществом отдельной категории людей - носителям знания, философам - впервые встречается у Платона в труде «Государство».

Методикой пристального вглядывания можно быстро выяснить, что в СССР власть принадлежала сперва народу и партии, а потом (после 20-го съезда) уже просто бюрократам. Как ни странно, ближе к "технократии" современная мировая "экономика" - не в плане развития техники, а с точки зрения философии - в ней власть принадлежит технических специалистам, пусть и по перекачиванию денег в собственный карман. Именно в обществе, поражённом либерал-монетаризмом, сугубо технические вопросы контроля денежной массы становятся определяющими во всём мировоззрении, выходя далеко за пределы экономических вопросов. Но сегодня не про обличения клятых либералов, а про мотивацию вообще.

СССР 50-60-х годов, действительно, казалось, что стремится к технократическому пути; особенно после декларации "догнать и перегнать Америку"; при заведомо более низком старте это было возможно только усиленным тех. прогрессом, то есть интенсивными методами. Но парадоксальным образом (а точнее, дилектически) именно в это время маховик советской экономики начал тормозиться, пока темпы роста не начали отставать от западных, что сделало невозможным основную цель "догнать и перегнать", ведь изначально мы были в роли догоняющих.

Речь сейчас даже не про СССР и не про историю, а про мотивацию. Как писал в статье про перепрошивки сознания, именно с лозунга "догнать и перегнать" пошла смена смыслов и мотивации, которая привела всех нас (включая забугорье) в ту лужу, где мы лежим сейчас. Вместо оценки "хорошо-плохо" мы начали думать в "научных" терминах "много-мало", что неизбежно в парадигме "догнать и перегнать", ведь "там" думают именно так, в монетаристских терминах, где много денег - это "хорошо", а мало - "плохо". И это, увы, неотъемлемая часть технократии, о чём высказывались её критики; технократия, в общем-то, игнорирует мораль, ведь она стоит на рельсах научного метода, для которого вопрос "хорошо-плохо" не имеет смысла, есть "Истина-Ложь", и то довольно относительные.

Именно из-за перехода к морали квази-технократии всё Человечество попало в ловушку пузыря потребления - идеология монетаризма заявляет, что много денег == "хорошо", то есть надо больше и больше потреблять, но это невозможно при ограниченности ресурсов и растущем населении. Логическим образом легитимизируются средства сокращения этого самого населения; это нам, "совкам", война кажется чем-то ужасным, а для человека западенского склада ума если кто-то нам мешает, то почему не повоевать, тем более что для этого есть специально обученные люди. Обратите внимание, как быстро переформатированная в цеЕвропу южная Россия приняла войну как скрепы общества; да, "ватники" против, но если ты "европеец", то ты не можешь её отрицать, и должен жизнь положить, но москалям нагадить; пусть даже и в своём подъезде в Киеве. "Цивилизованное" общество легко схавало и Югославию, и Ирак, и Ливию, даже не будучи в курсе, где это - раз нам говорят, что это выгодно, то давайте мочить. Поэтому я всегда говорю, что гуманизм - это не про человеколюбие, это антропоцентризм.

В сознании у людей из-за инерции мышления наука всё ещё ассоциируется со спутником, Гагариным и прочими просторами Большого Театра; глядя на то время может показаться, что наука действительно несёт разумное-доброе-вечное. Это если не вспоминать, для чего всё писалось - космическая гонка по сути была прообразом войны в космосе, и иногда те же учёные, что разрабатывали спутники и межпланетные станции, работали и над ядерным проектом, то есть конструировали средства по массовому уничтожению человеков. Тот же приснопамятный "Буран" - это военная разработка, в рамках программы борьбы со спутниками. Холодная война продолжалась практически до самой капитуляции СССР, и при Рейгане она была ненамного дальше от обмена термоядерными нотами протеста, чем во времена Карибского кризиса, так что большинство научных разработок и тут и там имели военное наполнение.

Наука, повторяю, не может дать ответа "зачем". Ей всё равно, зачем открывать тайны ядра атома - или для ледокола "Ленин", или для бомбёжки Хиросимы. В этом плане иногда даже радуюсь, что монетаризм настолько не дружит с системностью, что космические программы по всему миру деграднули на десятилетия взад - не хватало нам ещё разборок между странами за астероиды или участки на Луне или Марсе. А они, разборки, непременно будут, если "технократические" современники доберутся до природных ресурсов в иных мирах и космических системах.

Попытки подменить философский вопрос "зачем" научным "как", а Добро и Зло - отношением больше/меньше, неизбежно переводят человека из субъекта в объект любого действия, о чём, в частности, писали критики технократии. То есть это - расчеловечивание, что, в общем-то, видно и в названии этой замечательной философии - власть техники (/mode Zadornoff ON). И технократия, и лютующий нонче на Земле либерал-монетаризм героически сражаются с субъектностью, то есть пытаются построить систему, в которой от Человека и его Воли ничего не зависит. Мне одному кажется, что это - преступление перед Человечеством?

В каментах к циклу статей про космос проскакивали мысли - дескать, надо возвращаться к космической экспансии, это позволит переключить мотивацию общества от армии и разрушения на науку и созидание. Но ведь это подмена причины и следствия: даже если сейчас начать вкладывать ресурсы не в Зенит-Арену или войну в Сирии, а в строительство базы на Луне, это не изменит главного - смыслов деятельности. Это в советских фильмах покорители Космоса - это ясноглазые герои и сплошная дружба народов, а в западенской культуре, бледной частичкой которой мы сейчас являемся, "там" точно такая же грязь и нищета, что и "тут", это видно по любой космо-саге. Смыслы и цели при смене декораций не изменятся, я гарантирую это.

Надо сперва у себя в голове порядок навести и перестать считать за норму бесчеловечный и анти-человечный (анти-христианский и анти-советский) порядок либерал-монетаризма, открыто заявляющий, что бабло понад усе. Каких бы высот научно-технического прогресса мы при нём не достигнем, рано или поздно они же окажутся самым глубоким дном нашего падения, сугубо диалектически.



Торжество науки в японских городах

Боюсь, что надвигающаяся эра Искуственного Интеллекта (обо что даже некто ВВП недавно говорил) затмит собой Хиросиму. Давайте и дальше веровать в целительную силу науки и прогресса, ага. Без применения Разума и, главное, Человечности рано или поздно мы неминуемо станем рабами собственных машин, как сейчас является рабами денег.

Ну, за субъективизм!..

экономика, терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up