Кто присмотрит за смотрящими?

May 05, 2023 14:45

Слегка перефразирую известный афоризЪм; обычно вопросами, кто присмотрит за смотрящими, задаются либертарианцы, апеллируя к ненужности государственного контроля за "свободой" в экономических вопросах. Но у нас тут про другое; сегодня отойду от темы идеализЪма и в очередной раз покопаюсь в вопросах культуры.

С началом известных событий изрядная доля известных культ-работников сдриснула сбежала за рубеж, к нашим вероятным партнёрам, и это было более чем предсказуемо; но, возможно, часть граждан до сих пор не понимает, чего этим хоронякам надо. Обычно в ход идут личностные обвинения - этот предатель и этот предатель; при том, что совсем недавно само понятие "предатель" было чем-то из разряда страшилок про клятых борщевиков. Конечно, тут присутствует и субъективный фактор, но по сути это просто естественный продукт работы системы т.н. "культуры" современного общества.

Ситуация усугубляется проблемой не-субъектности обывателя в культуре; регулярно про неё упоминаю, и всё без толку - простой человек сейчас по сути не имеет голоса в "культурных" процессах (что само по себе нелепица - культура это как раз жизнь простого человека, просто по определению); культура подменена искусством. И отсюда критически (и неоправданно) возрастает роль культ-работников - ведь "культура - это они". Сбежавший за бугор условный Галкин олицетворяет собой изрядную пробоину в отечественной "культуре" - но не потому, что он действительно наносит какую-то особую культурную пользу, а просто фактом своей известности. Он же часть "культуры", не последняя причём, и тут раз - и перебежал. Значить, мы все немного культурно обеднели.

Да, вам тоже смешно, но это потому, что мы тут понимаем, как это работает - "культура" в своём современном понимании - это просто развлечение, навязывание массам чужих эмоций, и реального вреда от подобных эскапад особо нет. Впрочем, и пользы тоже. Более того скажу - непонятно, где эти херои невидимого фронта наносят больше вреда - тут или там, занимаясь анти-культурой и разложением ширнармасс. И вот тут мы потихоньку подкрадываемся к сути статьи.

Как постоянно говорю, сейчас почти никто не понимает, что такое культура и как она работает, даже в прачечной МинКульте. Не потому, что это сложно, а потому, что не нужно; "всем же понятно", что культура - это тили-тили и трали-вали. Достаточно уметь петь или плясать, чтобы называться культурным работником и творческим человеком. Хотя с точки зрения определений это вообще не алё.

У термина "культура", конечно, масса сторон и аспектов; но если смотреть с точки зрения искусства, то культура - это внутренний мотиватор личности. Мы не делаем то и это (а делаем то или сё), не потому, что нам запрещает дядя милиционер, а потому, что считаем это неприемлемым (читай - плохим), или наоборот. Мы не гадим посреди улицы, уступаем место в транспорте (или нет), помогаем соседям (или нет) не потому, что это запрещено или обязательно, а из-за встроенных культурных установок. Эти установки могут быть воспитаны, и мощным средством этого воспитания является как раз искусство (или "культура" в обывательском понимании этого слова). Но для этого это самое искусство должно этим самым образованием заниматься. А у нас? А у них? Везде "культура" сводится к развлечению, а не к мотивации масс.

Всё это было тыщу раз уже; но в данной статье в очередной раз обращаю внимание на проблему культ-работников - они и так по сути приватизировали тему "культуры" в свою пользу; и при этом они почему-то... не обязаны обладать этой самой "культурой". Да, сведение "культуры" к развлечениям фактически делает культ-работников клоунами, отрабатывающими номер. И особенно это чувствуется в наше с вами тревожное время суток.

В условиях противостояния с условным Западом надо как-то скреплять Общество, чтобы оно не разбегалось по Верхним Ларсам; и кроме методов Закона а-ля "дядя милиционер или военком" хорошо бы воздействовать на массы через культуру. Да вот беда - мы не знаем что это такое; если бы мы знали, что это такое...

Вот постоянно говорю, что культура - это не про песенки и танцы, это - про ценности и ограничения в Обществе. Она - не снаружи Человека, а внутри него. И люди, которые несут эту культуру в условиях не-субъектности обывателя, должны как минимум сами этой культурой обладать. Собстно, суть статьи в том, что культ-работники не являются культурными людьми в общем случаем; им это не требуется. Достаточно пиликать на скрипке или петь ртом. Культура ли это?

Вопросы совершенно не праздные; в сложившихся условиях несение со сцен и трибун даже самых правильных мыслей не означает, что несущие действительно их разделяют. Культ-работники не несут культуры, повторяюсь, они всего лишь отрабатывают свой хлеб; они выполняют свою работу, потому что им сказали так делать. Что неминуемо приводит к проблеме сведения морали к морализаторству. И люди, которые не слишком подвержены пропаганде, это понимают и видят, что люди, которые их призывают любить Родину, на самом деле плевать хотели на любые проявления этой самой Родины; и даже если не так, то заметно, что они всего лишь отрабатывают номер.

- А у них там то же самое! - возразят мне, и я соглашусь; речь ведь не о каких-то локальных особенностях, так вообще везде. Культура сведена к развлечению, а главные ценности - к деньгам; о какой морали и культуре может идти речь?..

Может показаться, что у наших вероятных партнёров ситуация лучше нашей, потому что там честно заявляют, что бабки превыше всего; но нет, ведь и там лютует либерал-монетаризм, и на словах они точно так же вынуждены прибегать к морализаторству про Швабоду с Демокрадией. И население, как только идеологический прессинг по каким-то причинам ослабевает, начинает догадываться, что всегда речь за бабло. И все свои убытки и страдания они несут из-за чьих-то корыстных интересов, а вовсе не из-за бла-бла-бла имени морализаторства.

Ситуация "там" меня уже давно не волнует; померла так померла. Но это тем более не повод делать вид, что "у всех же так", и уподобляться - как раз опыт "цивилизованных" показывает нам, как делать не надо; по крайней мере, в культурных вопросах уж так точно. Как за 30 лет потерять мировое господство  и нихрена не понять...

Для того, чтобы вернуть культуру здорового человека, нужно, как минимум, эту самую культуру определить и договориться, что для нас является Добром и Злом. Вопрос совершенно не праздный - культура только так и работает, определяя Добро и Зло для каждого отдельного человечка в рамках Общества; и только тем, кто не понимает, что это такое, дяди милиционеры выдают тумаков. Но пока что приходится дубасить всех подряд - просто потому, что мы не понимаем, где у нас Добро и где Зло. Только что мы все были за мир во всём мире - и тут уже всем надо быть за войну; как это должно работать вообще?..

Всё можно объяснить, понимаю; но для этого нужно, чтобы это понимали сами объясняющие. А у нас вместо этого - сплошные морализаторы, которые вчера говорят одно, а завтра - прямо противоположное. И если милиция их не дубасит, значит, это нормально?.. Ну что ж, понятно, почему патриотизм сейчас наглухо перепутан с лоялизмом - положено любить не Родину, но Царя. И ведь можно же было как-то по-другому зайти - но, напоминаю, никто не понимает, что такое культура и как она работает, поэтому просто всех загоняем палками в Светлое Будущее; в отличие от тех же борщевиков, которые использовали комиссаров, которые честно объясняли, что это такое и как его достичь. Вот как раз свежий пост на тему.

В каждой статье о культ-работниках упоминаю о том, что они должны быть проповедниками и комиссарами своей культуры, просто по определению. Но вместо этого мы имеем цирк с конями. Который практически не работает в деле сплочения и мотивации масс - он создан развлекать и зарабатывать на этом бабло, по западенским шаблонам. Без кардинальной смены парадигмы всего Общества так оно и будет, и редкие аномалии никогда не переборят всю Систему.

Система оценивает культ-работников по тому, насколько они "профессиональны", не задаваясь вопросами, а чем мы тут все занимаемся, т.е. в чём, собстно, заключается их профессия. Вот мы и имеем певцов ртом, танцоров ж*пой и прочих достойных граждан, которые представляют нашу культуру, не имея на это ни малейшего права. Такое моё мнение. И кто будет разгребать все эти конюшни, вопрос остаётся открытым.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up