Снова рассмотрю тему культуру и искусства; хотя это самая популярная тема этого журнальчика, тем не менее регулярно нахожу в ней аспекты, до которых ещё не дотянулись когтистые лапы. Сегодня попробую рассмотреть вопрос культуры в аспекте философии идеализЪма.
Начну, как всегда, из-за такта - в ходе
сканирования старых слайдов наткнулся на старое фото 1980-х годов:
Несколько неожиданная для меня цитата из В.И.Ленина - нигде ранее её не встречал; хотя, наверное, где-то на подкорке оставалась - "Нам нужна не культура для масс, а культура масс".
А ведь это то, о чём я пишу вот уже много лет (
тут,
тут,
тут,
тут,
тут и много где ещё). Дедушка Ленин, будучи материалистом и марксистом, понимал, что идея (теория) становится материальной,
когда она овладевает массами. Вещь довольно простая и банальная; но, похоже, как раз в этой плоскости находится ключевая проблема современной "культуры", которая даже в своих лучших проявлениях остаётся в рамках идеализЪма, и через это - в отрыве от ширнармасс.
Идеали́зм - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия.
Казалось бы, вопрос совершенно оторванный от реальности; ну кому какое дело, дух или материя впереди кого бегут? Я недавно рассматривал вопрос идеализЪма в статье
про этику и морализаторство; правда, там речь была о том, что в рассматриваемом вопросе в роли идеализма выступало банальное враньё. Это не значит, что идеализм - всегда про враньё; но в современных условиях именно этот подход позволяет морализаторствовать - и,
соответственно, врать - в культурных вопросах. Попробую показать, где тут собака порылась.
Сразу скажу, что в вопросах идеализма не особенно разбираюсь; всё-таки я ещё советский человек, и принципов своих с тех пор не менял; но регулярно в этом журнальчике рассматриваю вопросы с разных сторон; да и
основная работа этому способствует.
Идеалистическое видение мира подразумевает, что Идея (она же Дух) превыше материи, и надо сосредотачивать основные усилия на этой сфере. Не будем сейчас с этим спорить, но это показывает отличия России-встающей-с-колен от клятого СССР; очевидным образом после 1991-го года (а в реальности и много раньше) мы идём по пути перехода с материалистической на идеалистическую картину мира. Клерикаризация и
церковная реституция тому пример.
Сейчас не будем разбирать, хорошо это или плохо (ибо тут сложно не свалиться в то самое морализаторство); но сложно не заметить приоритета духовного над материальным в современном мире, не только в РФ. Да что говорить; вся современная
"экономика" строится исключительно на Вере в то, что американский доллар что-то стоит.
Но речь сегодня не за экономику, а за культуру. В современном мире культура сводится к искусству, и трансляции образов и эмоций от культ-работников в головы обывателям; о чём
недавно писал. И это тоже можно объяснить идеалистическим мировоззрением - мы, дескать, укрепляем Дух общества, и через это получаем материальные блага.
При этом реальное состояние дел "на земле", в обывательской среде, по сути никого не интересует -
обыватель не субъектен в культуре, ему слова никто не давал; вы там слушайте и радуйтесь. Поэтому любое "культурное" воздействие у современников сводится к развлечению масс - главное, чтобы людям нравилось; это укрепляет Дух, и всё такое. Ну, и немного твоего бабла, конечно.
Наблюдаю этот подход и в своей родной фольклорной тусовке; несмотря на то, что она вроде бы занимается народной культурой, все движняки в этой сфере происходят в режиме междусобойчиков, где культ-работники в основном самовыражаются друг перед другом. До жизни "на земле" тут также дела нет; вся "культура" сводится к фестивалям и конкурсам, и продаже собственного лица на рынке, увы. Писал об этом в старой статье о
профессионализации народной культуры.
Тут можно снова растечься мыслью по древу, но сегодня речь про идеализЪм. Вместо того, чтобы анализировать, как всё вот это влияет на реальный мир, "культура" занимается тонкими мирами, а то и попросту рубит бабло, ничем в этом плане не отличаясь от обычных ремесленников аля слесари или маршрутчики. Мы тут Дух поукрепляем, а в реальном мире оно как-нибудь само наладится. Дух первичен, материя вторична.
Понимаю, что при разговоре о современной "культуре" упоминать о каком-то Духе немного кощунственно - но если рассматривать его не в религиозном,
а в светском смысле, то даже
анти-культура производит какой-то Дух, соответствующий её сути. Тут можно снова зарыться в
вопросы Добра и Зла, как это принято в этом журнальчике, но пока что не будем; договорились не морализаторствовать.
Для плазменных мраксистов отдельно сделаю оговорочку, что Дух - это вполне конкретная составляющая нашего мира, относящаяся к мотивации; как минимум, можно припомнить
боевой дух, который нельзя потрогать, но он радикально отличает боеспособное подразделение от разбегающейся шайки. Материалисты не могут игнорировать духовную составляющую, но ставят материальное вперёд духовного, а идеалисты - наоборот.
Напоминаю, что мы тут не о том, что лучше или хуже, что истинно или ложно; смотрим на общий подход. Современный идеалистический подход открывает широчайший простор для манипуляций общественным сознанием; разумеется, и материалистические методы не идеальны, но мы с вами проживаем в мире победившего идеализЪма; закон о защите прав верующих есть, а аналогичного закона насчёт атеистов нет. ;) Шутка, конечно, но как минимум в вопросах культуры заметно, что всё сводится к тонким мирам, которые нельзя потрогать, а можно только ощутить, причём - только избранным. А что там в массах происходит, всем всё равно; кто такие массы и сколько у них бабла?
Да, по сути современная идеология
либерал-монетаризма, она же
власть денег - это некий идеалистический конструкт, который ставит эфемерную и абстрактную конструкцию - деньги, они же капитал - превыше всего остального. Чем бы ты не занимался, но оценивать тебя мы будем исключительно в бабле (или в возможностях власти, что зачастую одно и то же). И отсюда непонимание у адептов этой идеологии критики несоответствия этой конструкции объективной реальности - Дух же первичен; вот мы накопим бабла больше всех, и тогда всем покажем!
И "культура" у неё соответствующая. Причём даже та, которая, по идее, должна наследовать культуре прошлого, не подверженной либерал-монетаризму, всё равно действует по общим лекалам - я начальник, ты дурак; мы говорим, вы слушаете. Народная культура - это культура народа же, а не для народа. Но пока что получается второе. Конструируем некий Дух, который должен чудодейственным образом всех спасти.
Вижу в нашей тусовке сплошные зарисовки с мастер-классов, фестивалей, конкурсов; пир Духа, как он есть. Вот только непонятно, где в этом пире простой трудовой народ.
Чувствую, первая попытка показать идеализЪм современной культуры не удалась, придётся писать продолжение.
>>> А вот и оно, продолжение >>>