Ветка - центр русского старообрядчества

Oct 23, 2019 13:00

Ветка - это небольшой городок на востоке Белорусского Полесья в Гомельской области, стоящий на реке Сож, в 20 км от Гомеля. А известен он прежде всего тем, что в XVII - XVIII веках он стал одним из самых крупных духовных центров старообрядчества на Руси.





2. Ветковский музей, пожалуй главная достопримечательность города. В своё время этот особняк с неоготическими стрельчатыми окнами, построенный в 1897 году, принадлежал купцу Грошикову.



3. Вот такие удивительные ворота встречают всех посетителей.



Существует ряд версий о происхождении названия города Ветки. Согласно одному из них, город был назван Веткой, поскольку русло реки Сож на месте города разветвляется, как ветка дерева. Другое мнение заключается в том, что во время прихода старообрядцев на месте поселения были густые, ветвистые хвойные леса. По третьей версии, Ветка - это малая ветвь Москвы. Жившие здесь староверы - все те же москвичи. Они стремились во всем подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной площадью. Хотя есть и другая история. старообрядцы спасались на плотах по реке от погони царского войска. После долгих дней путешествия старообрядцы, положившись на Божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению реки ветку дерева. «К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста», - решили беглецы. После того как ветку прибило волнами к левому берегу Сожа, старообрядцы, обнаружив, что место это сильно заболочено, стали рубить свои первые избы на возвышенностях, находившихся в некотором отдалении от русла реки. А у самого берега, на большом дереве, была поставлена икона.

4.



5.



6. Вот собственно вход в сам в музей и тоже не скромный.



В 1978 году в Ветке на базе коллекции Фёдора Григорьевича Шклярова был основан Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года Ветковский государственный музей народного творчества). Постоянная экспозиция открыта для посетителей с 1 ноября 1987 года. Фёдор Григорьевич Шкляров (1925 - 1988) был уроженцем Ветки, как раз являлся выходцем из старообрядческого рода.

7. Портрет основателя музея написан художником Александром Циркуновым. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.



Музейные экспонаты здесь размещены в 11 залах на трёх этажах, плюс есть ещё часть коллекции, которая находится в четырех залах филиала в Гомеле. Экспозиция музея в первую очередь примечательна большим количеством икон, ткацким делом (золотное шитье и шитье бисером) и древними книгами. Сегодня в фонде музея более 11 000 экспонатов.

8. Старинные весы с медными чашами, датированные 1846 годом, безмены, гири, всё это свидетельства того, что Ветка была весьма перспективным местом.



9.



Город Ветка основан в 1685 году (по другим данным в 1682 году) старообрядцами на землях «мозырского воеводы» Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы. Всё дело в том, что в те давние времена в Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Поэтому сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Так вот местность, населенная старообрядцами, стала просто называться одним общим именем - Ветка.

10. Чёлн из Казацких Болсунов - это один из древнейших типов лодок. Он выдолблен теслом из цельной колоды осины. Делали челны весной. На длинном костре распаривали чёлн, поливая изнутри водой. Вставлялись распорки, и лодка растягивалась в ширину.



Для справки. Староверы, или старообрядники, - это приверженцы религиозного течения, которое появилось во 2 половине 17 века в результате раскола в Русской православной церкви. Староверы тогда отказались признать церковную реформу патриарха Никона. Они настойчиво сохраняли старую обрядность: 8-конечный крест, двуперстие, написание слова Иисус с одной «и» и другие. За свои религиозные взгляды и преследовались властями.

11.



Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Царские карательные войска дважды (в 1735 г. и 1764 г.) сжигали Ветку, большинство жителей было насильно выселено в восточные губернии России.

12.



Добыча железа в этих землях началась за семьсот-пятьсот лет до нашей эры и не прекращалась до середины XIX века. Сырья, бурого железняка и болотной руды (лиманита) было предостаточно и для промышленной разработки. Тем более, что наличие лесных массивов давало и необходимый для выплавки древесный уголь. Постепенно совершенствовался технологический процесс и механизировался труд рудников. Постепенно кроме низкосортного железа научились получать качественную сталь. И в эпоху средневековья выплавка железа из местной руды достигала несколько тысяч пудов. С открытием месторождений железной руды и угля на Украине, а также с ростом металлургических центров, местные железоделательные заводы прекратили своё существование, а память о них осталась лишь в названиях деревень, жители которых специализировались на добыче железа: Рудня Каменева, Рудня Шлягина, Рудня Споницкая…

13.



14. Фотографии из выселенных деревушек, собранные в Ветковском музее.



15. Перед нами фотографии ветковчан конца ХIХ - начала ХХ вв.



С 1772 года после первого раздела Речи Посполитой Ветка вошла в состав Могилевской губернии Российской империи. С 1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР, с 1925 года получила статус города, с 1926 года в составе БССР, с 8 декабря 1926 года стала центром района. Современная Ветка - это районный центр с населением чуть больше 8 тыс. человек.

16.



Началом ветковской иконописи можно считать рубеж XVII-XVIII вв. В это же время при монастырях на Ветке было организовано и иконописание. Книгами и иконами тогда Ветка снабжала весь старообрядческий мир.

17.



Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу XVII в. Ветковские кузнецы ковали многопудовыекорабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались "коваными ризами". С XVIII в. упоминаются иконы "все в сребровызолоченных ризах" в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Применялись разные приёмы обработки металла: выколотка и вытягивание металлической пластины на смоле для получения объёмов и форм, отжиг, чеканка с применением самых разных чеканов, пуансон (обработка поверхности нанесением точечного чеканного орнамента), "оброн" (огранка выступов), гравировка и чернь, "просечное дело", золочение и серебрение, полировка.

18.



19.



20.



21.



22.



23.



Дожинки - древний обряд окончания жатвы. Под разными названиями он распространен по всей Европе. Считалось, что нужно принести последний сноп в подарок Богу, чтобы Он послал благополучие и урожай в следующем году. Ритуальный объект дожинок из деревни Столбун - "борода". Такой наряженный сноп оставляли несжатым, чтобы дух нивы мог остаться там до нового лета. Крест из колосьев клали наверх "бороды", под неё ставили приношение - хлеб и воду.

24.



Традиция ткачества рушников (полотенце из домотканого холста) у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни: первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек были собраны около трех тысяч тканых рушников, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. В орнаменте преобладает красный цвет. Этот цвет у радимичей отождествлялся с цветом крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента - древние геометрические знаки. Между прочим, для каждого знака существует специальное название. Сегодня таких названий зафиксировано около 700. А так специалисты насчитывают 120 разновидностей орнаментов в Ветковском регионе.

25.



26.



27.



В коллекции народных тканей (включая традиционные строи костюма) сейчас более 1800 предметов. Ряд витрин постоянной экспозиции специально посвящён семантике орнамента. Представлены темы: “Знаки геометрического чина”, “Символы Мирового древа”, “Девичьи и женские знаки”, “Антропоморфные и зооморфные образы”, “Небесные знаки” и другие.

28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара. Поэтому и этому «другу» уделено особое внимание.



36.



37.



Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры. Обычно выделяют, как минимум шесть школы старообрядческой иконы: Сибирская, Сызранская, Поморская, Невьянская и собственно Ветковская икона.

38.



39.



40.



41. Никола. Ветковская школа.



Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая - 2-2,5-3 см. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией.

42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



50. Деисус. Богоматерь. Спас Вседержитель. Иоанн Креститель. XIX в. Ветковская школа.



51.



52.



53.



54.



55. Никола Отвратный из деревни Ново-Ивановки. Взгляд, отвращающий бесов. Конец XVIII - начало XIX в.



56.



В советские годы с угасанием наследственной передачи знаний и закрытием храмов в 1930-е годы наступил конец живописной традиции. Еще одна печальная веха - утрата целостных исторических комплексов, собраний икон отдельных старообрядческих деревень и их традиций - связан с отселением в результате Чернобыльской аварии.

57.



Любили ветковчане свои дома украшать резьбой. Известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, а их у старообрядцев всегда было довольно много.

58.



59.



60.



Целый этаж музея отдан книжным сокровищам. Об огромных книжных богатствах старообрядческих монастырей и скитов упоминали все исследователи XIX - начала XX вв., выделяя при этом Ветковский Покровский мужской монастырь. В своем донесении в министерскую канцелярию 14 октября 1735 г. (после первой "выгонки" Ветки) полковник Я.Г. Сытин сообщал, что отобрал он в этом монастыре 682 книги, "да особливо разных мелких книжек полтора мешка".

61.



62. Фрагмент экспозиции, где представлены инструменты мастера-переплетчика.



Собрание включает в себя около 300 старопечатных книг XVI - первой четверти XIX вв. Среди наиболее редких изданий дониконовской печати - книги первых русских и белорусских мастеров: Ивана Федорова и Петра Мстиславца («Апостол». Львов, 1574, «Евангелие». Вильно, 1575, «Евангелие учительное». Заблудов, 1569); Андроника Невежи («Триодь цветная, М., 1591, «Апостол». М., 1597); а также копии этих книг, сделанные в конце XVI в. Василием Гарабурдой в Виленской типографии купцов Мамоничей и т.д.

63.



64.



65.



66. «Апостол», изданный во Львове в 1574 г. - это первая книга, вышедшая на территории Украины. Это издание уникально своим послесловием. Именно этот жанр в конце XVI - начале XVIII в. играл роль своеобразных проповедей, поучений.



67.



68.



69.



70. Евангелие, XIX век.



Уникальность книжной культуры Ветки не столько в том, что она сохранила и донесла до нас редчайшие старопечатные и рукописные книги, сколько в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи даже в 20-е - 30-е годы XX столетия.

71.



72.



73. Здание администрации Ветковского района



74. Главная площадь Ветки и конечно со смотрящим в центре Ильичом.



75.



76.



77. Главное здание северной стороны Красной площади - ресторан «Сож».



78.



79.



80.



81.



Спасо-Преображенский собор. На камне - перечень отселенных деревень в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Ветковский район относится к числу наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области. За 20 лет 58 населенных пунктов прекратили свое существование, было отселено более 19,5 тыс. человек.

82.



83.



ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:








































Большое спасибо Администрации Президента Республики Беларусь, Посольству Республики Беларусь в РФ и Национальному пресс-центру Республики Беларусь за организацию таких интересных и познавательных поездок!

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!

На данный момент я уже лично посетил более 450 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановБеларуси #РеспубликаБеларусь

#РеспубликаБеларусь, Республика Беларусь, #ГдепромышленностьтамЯ, #СделановБеларуси, #Промблогер1, Гомельская область

Previous post Next post
Up