ОАО «Минский завод колёсных тягачей» - пожалуй самый запоминающий завод из моей последней поездки в Республику Беларусь. МЗКТ - это просто бомба, очень крутой завод, какой он мощный и красивый! он разрабатывает и производит уникальные транспортные решения для перевозки тяжелых грузов по дорогам. Хотя, если честно, их машины могут проехать и там, где и дорог нет. Ведь не даром их слоган звучит так - «Техника, не знающая преград!». Всё реальные пацаны знают их бренд Volat. Особенно их продукцию любят военные. Ведь именно это предприятие разработало большое количество многоосных шасси специального назначения для танковозов, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», «C-300», «Тор», «Бук», «Оса» и т.д., а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей. Другими словами, наше мирное небо над головой достигается, в том числе, благодаря, плодотворной и надёжной работой наших белорусских друзей.
После освобождения Белоруссии от немецких войск в 1944 году на площадях авторемонтного автозавода Daimler-Benz был основан Минский автомобильный завод. Основной его продукцией после войны стали грузовики МАЗ-200 и МАЗ-205, выпускавшиеся ранее в Ярославле. Собственно ОАО «Минский завод колёсных тягачей» ведёт отсчёт своей истории с 23 июля 1954 года. Именно в этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Возглавил это бюро, в последствие легендарный советский конструктор, Борис Львович Шапошник. До войны он работал главным конструктором московского ЗИСа. Главной целью создания нового бюро была разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для нужд армии СССР.
2. Генеральный директор завода Игорь Летов
1 сентября 1954 года был организован первый цех опытного производства (ЦОП). В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые производственные площади, на которых разместился механосборочный цех №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей.
3.
4. Металообрабатывающий цех.
5.
Первым проектом «СКБ-1» стал колёсный тягач МАЗ-528, который появился на свет в 1955 году. Он был предназначен для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием. Машина была оснащена 10-ю передачами вперед и 10-ю назад. Потом последовал лесовоз МАЗ-532 с двигателем в 165 л.с. (полная масса автопоезда 36 т), аэродромный тягач МАЗ-541 с 300-сильным двигателем, предназначенный для буксировки самолётов массой 85 т, и самосвал МАЗ-530 (1957 г.) грузоподъёмностью 40 т. Кстати, до этого в СССР колёсных транспортных средств с такими или даже близкими параметрами грузоподъёмности не выпускалось. Первой серийной моделью завода стал одноосный тягач МАЗ-529В. В серию он пошёл с 1958 года. Данная машина имела снаряжённую массу 9 000 кг, и она могла буксировать прицеп массой 25 000 кг. Мощность двигателя тягача составляла 180 л.с., а максимальная скорость автомобиля - 40 км/ч.
6.
7.
8.
Зато, мы делаем ракеты… Да, на этом фронте нам всегда было, что показать. А вот, как их перевозить? Поэтому Партия и озадачила завод. Изначально, запуск первой отечественной управляемой твёрдотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км, планировался со стартовой площадки, размещённой на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В, однако военные в это особо не верили. Чтоб им угодить на заводе был создан полностью новый автомобиль МАЗ-543. Между прочим, он до сих пор серийно выпускается в разных модификациях! Опытный образец МАЗ-543 появился в 1961 году. Базовое шасси имело дизельный двигатель Д12А-525А мощностью 525 л.с., снабжалось автоматической трансмиссией с четырехступенчатой (три вперёд и одна назад) коробкой передач, имело колёсную формулу 8х8, грузоподъёмность 19 т., полную массу 39 т., радиус поворота 13,5 м. и дорожный просвет 440 мм. Машина была способна преодолеть подъём 30° и брод глубиной 1,1 м. Автомобиль развивал максимальную скорость 60 км/ч., а также имел четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости.
9.
10.
Видя, что у «СКБ-1» всё довольно неплохо получается, было принято решение выделить им дополнительные производственные мощности, да и назвать уже более достойно - Производством специальных колёсных тягачей» («ПСКТ», 10 апреля 1975 года ). А так на базе МАЗ-543 была создана целая линейка спецмашин. Более 60 военных надстроек (вооружение или спецоборудование) были смонтированы на шасси «МАЗ-543», «МАЗ-543А», «МАЗ-543М». Среди них такие известные, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс «С-300», система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». И всё-таки именно благодаря установке известной системы залпового огня за этими машинами в народе закрепилось название «УРАГАН».
11.
12.
В 1970 году началось проектирование самого обширного третьего совершенно секретного поколения «Оплот» для перспективной установки особо мощного вооружения и замены сразу двух серий - МАЗ-537 и МАЗ-543. Так появились шасси МАЗ-7911, -79111, -79112 грузоподъёмностью 22 т, седельные тягачи МАЗ-74101, -74103 (нагрузка на седло 27 т, грузоподъёмность автопоезда 52 т), балластный тягач МАЗ-7311. Все грузовики этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с. Тягач МАЗ-74101 имел дополнительную кабину. С появлением модифицированного ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» (SS-20 mod.1 Saber по классификатору НАТО) был выпущен МАЗ-547В (1974 г.). Этот тип ракетных комплексов простоял на вооружении РВСН полтора десятилетия и был уничтожен по договору ОСВ-2. Заводчане время тоже зря не теряли, выявляли недостатки, внедряли новые разработки. Когда появились более мощные мобильные комплексы «Тополь» (SS-25 Sickle по классификатору НАТО) и «Тополь-М» (SS-27 Sickle В по классификатору НАТО), к ним уже было готово семиосное шасси МАЗ-7912 (14х12) под ракету «Тополь», а чуть позже восьмиосное полноприводное колесное шасси ¬МАЗ-79221 под ракету «Тополь-М».
13.
14.
7 февраля 1991 года пpедпpиятие пoлучилo самocтoятельнocть. Государственное предприятие ОАО «МЗКТ» вошло в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Минский завод колёсных тягачей был создан, не буду оригинальным, на базе производства колёсной техники специального назначения МАЗа - РК «Тополь-М», ЗРК «Печора», С-300П. Тогда же, в связи нуждами на гражданском рынке, завод освоил на базе военных шасси гражданские машины: многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившие собственную торговую марку «Волат» («Volat»).
15.
В марте 1999 года, спустя 40 лет после сборки первого колесного тягача, с конвейера завода сошла 20-тысячная машина. Примечательным является тот факт, что юбилейным оказался тягач МЗКТ-543, первый образец которого был собран еще в 1962 году.
16.
17.
В 2007 году на заводе был спроектирован и изготовлен первый опытный образец шасси корпусного типа МЗКТ-6922. Эта была принципиально новая разработка, которая на ура пошла для отечественных зенитно-ракетных комплексов малой и средней дальности «Тор», «Бук», «Оса» и т.д. Сейчас нашим военным очень нравиться и свежесобраннное шасси МЗКТ-7930 (8x8). Именно на данной колесной базе размещаются: ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-Э», ЗРК С-400, ПБРК «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М», РСЗО 9К512 «Ураган-1М» транспортно-заряжающие машины, антенные посты, машины инженерного обеспечения. и др. Также на шасси МЗКТ-7930 был смонтирован и первый опытный образец ЗРК С-500 «Прометей». Для справки. Опытный образец специального колесного шасси 7930 был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1990 году. Серийное производство начали в 1998 году. В 2016 году было выпущено 1.000-ое колесное шасси МЗКТ-7930. На вооружении российской армии оно было принято в первых числах февраля 2003 года.
18.
19.
20.
Сегодня ОАО «МЗКТ», как продвигает свои серийные разработки, так и создаёт уникальную технику по хотелкам клиентов, при этом готов внедрять в свои машины, как белорусские и российские комплектующие, так и зарубежные аналоги. 100% акций предприятия принадлежит государству.
21.
В наcтoящее вpемя пpедпpиятие пpoизвoдит пpoдукцию пo четыpем ocнoвным тoваpным напpавлениям (гражданская автотехника выпускается под маркой Volat) - пoлнoпpивoдные внедopoжные шаccи, автoмoбили и автoпoезда на иx базе (cедельные тягачи, тpубoвoзы, леcoвoзы, бopтoвые автoмoбили, cамocвалы); дopoжные автoмoбильные шаccи и автoтpанcпopтные cpедcтва на иx базе; шаccи cпециальнoгo назначения пoд мoнтаж oбopудoвания заказчика (автoкpаны, экcкаватopы и т. д.); пpицепная теxника.
22.
23. Линия сборки колёсных тягачей.
24.
В структуру предприятия входит 10 производственных цехов, 3 цеха вспомогательной деятельности, 25 функциональных управлений и 10 отделов. С 2015 года в структуру предприятия было введено автосборочное производство «Неман» (АСП «Неман»). Чтобы оценить масштаб, озвучу и такую цифру - протяжённость подземных дорог под цехами завода составляет около 15 км.
25.
Шасси МЗКТ-750002 для линейки коммерческих автомобилей с дизельным двигателем ЯМЗ-653-05, Ярославского моторного завода, мощностью 420 лошадиных сил. Для экспорта в страны дальнего зарубежья платформы комплектуют двигателями Paccar, Deutz и Caterpillar.
26.
Специальное шасси МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8. На этой подвижной колесной платформе размещается ракетный комплекс "Искандер-М", береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион". Платформа оснащается двигателем мощностью 500 лошадиных сил и механической или автоматической коробкой передач.
27.
28.
29.
И этот трудяга от МЗКТ известен на весь мир - это уникальное восьмиосное 16×16 СКШ МЗКТ-79221, которое на сегодняшний день по своим техническим параметрам просто не имеет аналогов.
30.
31.
32.
На сборке полноприводный 8х8 седельный тягач МЗКТ-741351. В его состав входит: полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-837211. Грузоподъемность - 140 тонн, а полная масса может достигать до 210 тонн. Автопоезд может перевозить по бездорожью и зыбким пескам до боевых машин до 20 тонн или танки массой 60 тонн каждый (два танка + бмп). 42-метровый танковоз имеет 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar C18 мощностью 812 лошадиных сил. Это пока это самый мощный тягач в линейке завода. Первый такой тягач был собран в 2016 году по заказу ОАЭ. Скорее всего и этот пойдёт на Ближний Восток.
33.
34.
35.
36.
37.
38. «Volat» - в переводе с белорусского Волат - «Богатырь»).
39.
На заводе работает более 5 000 человек, а средний возраст сотрудников составляет 40 лет. По секрету, поделюсь и сколько они зарабатывают, средняя зарплата на заводе равна 400 $.
40.
41.
42.
43.
44. Седельный тягач на платформе МЗКТ-741500.
45.
Важный момент и хороший пример дружбы между нашими странами, порядка 70% необходимых для производства комплектующих поступает из России, в свою очередь свыше 85% техники МЗКТ поставляется российским заказчикам. При этом предприятие успешно развивает связи и со странами «дальнего зарубежья», например, в Китае создано совместное предприятие Sanjian-Volat, собирающее грузовые автомобили из машинокомплектов завода, которые потом поставляет в Турцию, ОАЭ, Египет и другие страны.
46.
47.
Мобильное бронированное транспортное средство КАЙМАН. Оно появилось благодаря модернизации советского БРДМ-2. Назначение - для участия в разведывательных и диверсионных операциях, проведения миротворческих и милицейских операций, патрулирования и сопровождения колонн, ведения действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
48.
49. Бронеавтомобиль МЗКТ-490100 (V-1), разработанный по заданию Министерства обороны Республики Беларусь, для нужд МВД и ССО.
50. Лёгкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-011 с боевым функциональным модулем.
51. Корпусное шасси МЗКТ- 6922, предназначенное для систем ПВО малого и среднего радиуса действия: «Тор-М2», «Бук-М2» и «Бук-М3».
52. Бортовой автомобиль МЗКТ-500200 с облегченной модернизированной кабиной.
Седельный тягач МЗКТ-742960 с колёсной формулой 8х8. На нём установлен двигатель: V8 Deutz BF 8M1015C, 544 л.с., 2300 Нм. Автомат: ALLISON 4500. Грузоподъёмность: 56 тонн.
53.
54. Шасси МЗКТ-65273-020 со смонтированным на нём РЛС «Восток-3D».
Полноприводный седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8×8). Он предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Оснащен 12,9-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем PACCAR MX340 стандарта Евро-5 мощностью 462 л.с. (340 кВт) и максимальным крутящим моментом 2300 Нм, работающим в связке с механической коробкой передач Fast Gear 16JSD240TA (16 передач вперед и 2 назад).
55.
Полноприводное шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10 и двигателем Евро-5, которое предназначенно под монтаж кранового оборудования грузоподъемностью до 100 тонн.
56.
57. Один из автобусов линейки Нёман.
58. Большое спасибо
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» за тёплый приём и интересную экскурсию по заводу!
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
ЕЩЁ ИЗ НАШИХ ПОЕЗДОК В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ:
Большое спасибо
Администрации Президента Республики Беларусь,
Посольству Республики Беларусь в РФ и
Национальному пресс-центру Республики Беларусь за организацию таких интересных и познавательных поездок!
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!
На данный момент я уже лично посетил более 450 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html #ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановБеларуси #РеспубликаБеларусь