Начало главы см.: Посты
1 -
10,
11 -
20,
21 -
30,
31,
32,
33,
34,
35,
36,
37,
38,
39,
40.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты
1 -
20), 1960 (Посты
1 -
12), 1961 (Посты
1 -
29),
1962 (Посты
1 -
19), 1963 (Посты
1 -
2 9), 1964 (Посты
1 -
42), 1965 (Посты
1 -
62).
Мария Юдина
Мария Вениаминовна Юдина родилась в городе Невель, Псковской губернии, в еврейской семье. С детства отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой.
Первые уроки игры на фортепиано получила в возрасте шести лет от Фриды Тейтельбаум-Левинзон, в 1912 поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блюменфельда, Анатолия Дроздова, Леонида Николаева, а также изучала широкий круг других дисциплин.
Блестяще окончив консерваторию в 1921, Мария была принята в штат консерватории и начала активную концертную деятельность, впервые выступив с оркестром Петроградской филармонии под управлением Эмиля Купера. Первое сольное выступление Юдиной в Москве состоялось в 1929 году.
В 1930 Юдину увольняют из Ленинградской консерватории после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей. Два года спустя ей удаётся получить место профессора в консерватории Тбилиси, а с 1936 - (при содействии Генриха Нейгауза) в Московской консерватории, где она работала до 1951. В 1944-1960 Юдина также преподавала в Институте имени Гнесиных.
Юдина относилась к числу любимых пианистов Иосифа Сталина. Существует такая версия. Однажды ночью, когда Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта №23 Моцарта, у него на глазах появились слезы, и он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: ее разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где ее уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр, - и так была сделана запись прямо в середине ночи, а единственная копия была оттиснута с матрицы и затем представлена Сталину (матрица выжила, и запись доступна на компакт-диске).
Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась бескомпромиссным критиком сталинского режима. А когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала ее Православной Церкви на покрытие "бесконечных сталинских грехов". Один из москвичей так рассказывает о первом впечатлении от Марии Юдиной: «У меня есть два врага, - говорит Юдина, прибирая со стола после обеда, - крошки и советская власть».
В 1960 году Мария Юдина была уволена из Гнесинского института из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке. Она продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. После того, как в Ленинграде она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, Юдиной был запрещено концертирование на срок в пять лет.
В 1966 году, когда запрещение было снято, Мария Юдина прочла цикл лекций по романтизму в Московской Консерватории.
С начала 50-х годов Мария Юдина - прихожанка московского храма Николы в Кузнецах и духовная дочь его настоятеля, протоиерея Всеволода Шпиллера (который, кстати, тоже любил музыку - особенно оперы Верди).
Юдина прожила всю жизнь в бедности и лишениях: не имела собственного рояля, ходила много лет в одном платье, часто недоедала. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей. Последний концерт пианистки состоялся в 1969 году.
Вера Августовна Лотар-Шевченко (продолжение)
Вот такой человек и помог на первых порах Вере Лотар-Шевченко с устройством на работу в Ленинградскую филармонию и с организацией первых ее концертов в СССР. Вера Августовна всегда отзывалась о Марии Вениаминовне Юдиной только в превосходной степени. Только её трактовки музыкальных произведений нравились Вере Августовне. Больше ничьи. И, говорят, стили их исполнения были близки.
А потом пришла беда: в 1939 году арестовали Владимира Яковлевича, заподозрив его в шпионаже. Эта дата тоже не очень достоверна. Больше похоже на истину, что его арестовали в 1940 или даже в 1941 году. Она осталась с тремя детьми. Вера Августовна очень образно рассказывала, как она ходила по инстанциям, требуя освободить мужа. Трудно представить себе, как она изъяснялась на своем ломаном русском языке, практически не зная его.
- Я им говорила: «Вы дураки и идиоты. Неужели вы не понимаете, что он ни в чем не виноват. Что он честный человек и приехал помогать Советской стране строить социализм. А муж ее в это время находился в Троицкой колонии Оренбургской обл., которая была больницей для умалишенных. Вера Августовна его больше никогда не видела. Он вскоре был застрелен во время попытки к побегу, но никто ее об этом не информировал.
Кому-то из чинов НКВД ее настойчивость надоела, и ее тоже арестовали, как жену врага народа. Возможно, это было уже в 1942 году, эта дата кажется мне наиболее достоверной. Детей отдали в детдом, и уже после освобождения Вера Августовна узнала, что девочка и один из сыновей погибли в блокаду, то ли при бомбежке, то ли от голода. Другой сын выжил и воевал. Но разыскала она его не сразу и совершенно случайно.
Продолжение следует