ПРОЛОГ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Иероглифы должны иметь содержание. Красивая форма - это подделка.
Есть такой термин «Никусэй» (肉声), что означает «живой голос». Голос, не пропущенный через микрофон, динамики или иную аппаратуру. Если применять этот подход к каллиграфии, то мы должны ввести термин «никумодзи» (肉文字) или «живые знаки». Это знаки, которые подобно «живому голосу» имеют различные оттенки выразительности. Именно такие знаки и являются настоящими. Знаки, утратившие свои оттенки и различия - это подделка. Фейковые знаки и ничего более. Знаки, утратившие богатство разнообразия создаваемого живой кистью, можно назвать «обиходные знаки». Обиходные знаки легко читать. Знаки, написанные живой кистью напротив читать тяжело, в том числе из-за большого объёма информации, содержащейся в них.
Знаки, написанные от руки, могут быть спокойными или энергичными, они могут быть расслабленными или уверенными. Они могут выражать всё, что угодно. В них проявляется истинный характер пишущего, который невозможно скрыть. Иногда можно увидеть, что человек, которого мы считали сильным и самоуверенным, внезапно пишет как слабый ребёнок. Если мы видим, что всегда уверенный и строгий почерк дорогого нам человека вдруг становится дрожащим, мы начинаем переживать, не заболел ли он. Живые знаки красноречиво раскрывают нам всю правду о пишущем. Его настроение, мысли, физическое и душевное состояние.
В каллиграфии обиходные знаки не должны заменить собой живые знаки. Каллиграфия это и есть написание живых знаков, содержащих в себе больше информации, чем кажется на первый взгляд. Из стремления упростить чтение, оставив только смысл написанного и устранить дополнительные мелкие детали, неявно содержавшиеся в тексте, в конце концов в новое время и возникли новое издательское дело и книжная культура, использующие обиходные знаки.
!Разница между живыми знаками и обиходными знаками подобна разнице между облаками и грязью!
Посмотрите на напечатанную фразу и ту же самую фразу, написанную Нацумэ Сосэки. В напечатанной фразе мы видим смысл, а в рукописной дополнительно заложена иная информация. Её тягучесть, мягкость, и ритм. Всё то, что обиходные знаки выразить не могут.
Каждая отдельная черта, каждая отдельная точка являются отдельным неотъемлемым составным элементом иероглифа
В каллиграфии есть тенденция воспринимать знаки как отдельную базовую единицу. Однако, если для языка базовой единицей являются слова, то в каллиграфии такой базовой единицей являются черты.
Если мы возьмём, например, слово «rain» (дождь в английском языке), то увидим, что оно состоит из четырёх отдельных символов, написанных в строку. Если мы возьмём то же слово дождь, написанное хираганой «あめ» то оно будет состоять из двух базовых единиц, написанных в строку или столбик. Если мы возьмём иероглиф «дождь» (雨) то он будет состоять из горизонтальной черты, вертикальной черты, угла, снова вертикальной черты и четырёх точек, собранных вместе подобно конструктору. Таким образом, вертикальные черты, горизонтальные черты, точки и прочие виды черт формируют иероглиф точно так же, как буквы формируют слово.
В каллиграфии необходимо каждую черту воспринимать как базовую единицу. Если в языках с алфавитной письменностью дети в школе изучают чистописание, прописывая буквы, то в Восточной Азии дети учатся прописывать черты. Это то же самое. Следовательно, чистописание должно быть обязательным предметом в школах Восточной Азии.
!Каждая черта иероглифа соответствует букве в слове!
Иероглифы состоят из ощущений, возникающих при написании каждого элемента.
Когда мы пишем, мы водим кончиком кисти по бумаге. Когда кончик кисти скользит по бумаге, пишущий ощущает трение, возникающее между ними. Это ощущение может быть разным: иногда приятным, иногда нет, но так или иначе сопровождаемые этим ощущением черты складываются в иероглиф. Таким образом каждая черта содержит в себе тактильное ощущение, возникающее в процессе её написания. Таким образом черта это не форма. Это концентрация, сгусток или набор тактильных ощущений.
Этот набор ощущений формирует каждую черту, которая в свою очередь формирует составные элементы иероглифа, его части, и так возникает иероглиф, сперва один, за ним второй, иероглифы складываются в слова, фразы, предложения и рождается текст. Такое накопление ощущений индивидуально для каждого человека, и это рождает такое свойство каллиграфии как уникальность и неповторимость. То, с каким ощущением была написана каждая черта и составляет основу основ каллиграфии. Это и есть суть и жизнь каллиграфии.
!Иероглиф рождается из соединения и накопления ощущений!
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии