Итак. Вот они 9 принципов, которые необходимо запомнить, и постоянно обдумывать их, и размышлять над ними. Возвращаться к ним снова и снова. Анализировать и применять каждый, пока это не войдёт в привычку и не станет получаться автоматически. И тогда - каллиграфия станет частью вас, а результаты вашей деятельности, основанной на глубоком понимании и имеющей крепкий фундамент, будет не стыдно показать другим.
1. Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
2. Знак - набор векторов движения
3. Знаки и столбцы имеют вес
4. Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих. Двух одинаковых знаков не существует
5. Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
6. Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
7. Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась»
8. Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение
9. Изучай каллиграфию от первого лица
* Черта - минимально неделимый элемент иероглифа (прим.пер.)
Принцип первый:
Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
1 Какова «глубина» черты
Каждую черту и точку мы называем линиями и полагаем, что совокупность этих линий формирует иероглиф. Это не так. С этой позиции мы не сможем увидеть истинный смысл каллиграфии. Мир каллиграфии распахивается перед нами, когда мы начинаем обращать внимание на тактильные ощущения, возникающие в процессе написания знаков. Когда мы опускаем кисть на бумагу и начинаем писать, ощущения, возникающие в руке от трения кисти по листу, визуализируются и фиксируются тушью на бумаге. Ощущение кисти может быть лёгким или тяжёлым; вы можете чувствовать сопротивление бумаги, или наоборот незатруднённое скольжение.
В целом же, можно рассмотреть три основных типа ощущений: «глубина» - насколько глубоко или поверхностно кисть погружается в бумагу, «скорость» - с какой скоростью и каким ритмом кисть ведёт своё движение, «наклон» - под каким углом относительно листа бумаги идёт кисть.
Первый параметр - «глубина». В качестве примера здесь можно привести иероглифы, вырезанные на каменных монументах или надгробных памятниках. Тонкие линии обычно нет нужды прорезать глубоко. Толстые же линии напротив режутся глубже. В случае с кистью и бумагой более глубокое погружение кисти в бумагу придаёт двухмерному иероглифу объём.
Однако всё не ограничивается одной лишь «глубиной». Важен весь комплекс упомянутых выше ощущений. Назовём его хиссёку так как при одной и той же глубине применяемая сила, наклон и скорость могут быть разными. И подобно тому, как резец камнереза или совок землекопа оставляют за собой разные следы в зависимости от того, как их используют, кисть оставляет за собой разный след на бумаге.
* Хиссёку (筆蝕) «сокрытое в кисти» - Комплекс характеристик и ощущений действия кисти: угла движения, скорости движения и глубины движения. Основа любой манеры письма.
Хакуин Экаку (1685-1768) Дзэнский монах периода Эдо. Не только в Японии, но и во всей Восточной Азии можно по пальцам пересчитать людей с подобным стилем письма. Какими были ощущения движения кисти при написании этих толстых, словно закрашенных черт?
Рёкан Черты настолько тонкие, что не понятно, касался ли кончик кисти бумаги. Но при этом движения лёгкие и свободные, словно взмывающие в небо. Как вам кажется, каковы будут ощущения движения кисти в этом случае?
2 Какова скорость черты?
Каллиграфия это искусство выражения (мыслей и чувств) через тактильные ощущения. Второй важный компонент хиссёку - «скорость»
Все мы прекрасно понимаем, что у синкансена и рикши или же у самолёта и вертолёта скорость движения несопоставимо разная. Разным остаётся и след, который они оставят за собой.
Чем выше скорость, тем меньше движений кончика кисти внутри линии и линия получается практически прямой. Чем медленнее скорость - тем тщательнее можно проработать линию, меняя траекторию движения по ходу или замирая на одном месте. Естественно, что в зависимости от того, будете вы писать медленно и тщательно, или же быстро и энергично, черты будут совершенно разными. То, с какой скоростью была написана черта, можно понять, попробовав проследить её пальцем и повторив движение кисти.
Давайте посмотрим одно и то же произведение «Тысячесловие», написанное одним и тем же стилем (скорописью) но разными авторами. Хуай Су (слева) и Чжи Юн (справа).
Несмотря на то, что использована одна и та же скоропись, работа Чжи Юна более спокойна и нетороплива, в то время как Хуай Су явно писал с высокой скоростью.
* Тысячесловие - классический китайский мнемонический текст философского содержания, применяемый для заучивания иероглифов. Состоит из 1000 неповторяющихся иероглифов, разделённых на 125 строф, каждая из которых состоит из двух рифмующихся строк по 4 иероглифа. Авторство Тысячесловия приписывают известному литератору и высокопоставленному чиновнику Чжоу Синсы (ум. в 521 году), составившему его по повелению императора У-ди из разрозненных иероглифов, написанных известным каллиграфом Ван Сичжи (321-379).
3 Какой наклон имеет острие кисти относительно листа бумаги в каждой черте?
Манера написания каждой черты и её итоговый вид во многом определяются тем, какой наклон (угол) имеет острие кисти к плоскости листа бумаги. Этот параметр может много нам рассказать о том, какую позицию или положение автор занимает по отношению к другим людям, обществу и даже природе. В зависимости от того, направлено ли острие прямо или под наклоном, ощущения будут совершенно разными.
Если держать кисть строго вертикально, то мех не сможет «раскрыться» (в данном случае слово употреблено в прямом значении и означает, что меховая часть кисти продолжит держать форму неизменно прим.пер.) и это потребует от пишущего значительных усилий, и в ответ он получит ощущение сопротивления и сухую жесткую линию с «потёртостями»-косури. Если же держать кисть под наклоном, то скольжение будет легче и мягче, а мех сможет «раскрываться» и «закрываться» (менять форму и соответственно линию прим.пер.) и сама линия будет более «влажной» и наполненной. Каким образом острие кисти работает, меняя своё направление от начала до конца линии? Ответ на этот вопрос можно найти при внимательном рассмотрении каждой линии и переходах от одной линии к другой относительно друг друга. Глядя на угол кисти можно понять движения автора вплоть до того, в какой позе он сидел или стоял относительно листа бумаги, когда писал его.
Фудзивара-но Сукэмаса (Сари)
Кисть держится под наклоном, поэтому вход в каждой линии мягкий и плавный. Сочетание жирных и сухих черт создаёт богатое разнообразие, удерживающее внимание зрителя.
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии