Принцип второй
Знак - набор векторов движения
1. Какие бывают углы, образованные горизонтальными линиями
В последнее время появилось много людей, которые пишут горизонтальную линию ровно горизонтально в то время как горизонтальна линия должна быть восходящей вправо-вверх. Это - Закон. Каждая черта, сочетая в себе силу и направление имеет таким образом свой вектор движения. Можно написать её резко восходящей или почти горизонтальной. Чаще всего, пожалуй, горизонтально черты пишут дизайнеры и копирайтеры, привыкшие к современным обиходным знакам.
Итак, знаки состоят из черт, которые имеют вектор движения. Если мы будем обращать внимание на то, куда и как движется черта, это приблизит нас к пониманию каллиграфического произведения. Когда движение идёт в одну сторону, возникает ощущение простоты и чистоты. Если все векторы хаотичны и направлены куда попало, знак не сложится в единое целое. Сила и направление черты (вектор) оказывают значительное влияние на целостность и красоту произведения.
В качестве примера давайте посмотрим на горизонтальные линии. Когда мы берём в руки кисть и проводим горизонтальную линию она естественным образом получается восходящей вправо вверх (Если мы работаем рукой правильно, используя локтевой сустав, то локоть превращается как бы в иглу циркуля и рука чертит естественную окружность вокруг локтя, который остаётся на месте. Таким образом линия всегда получается изогнутой и восходящей. Прим.пер.) И напротив, если мы хотим сделать ровную, горизонтальную линию, нам приходится осознанно контролировать себя, чтобы вести линию как бы чуть вниз.
Если мы посмотрим на каллиграфию в исторической ретроспективе, мы увидим, что тенденция писать горизонтальную линию восходящей существовала всегда. Более того, если мы возьмём знак с несколькими горизонтальными линиями и приглядимся к нему, мы увидим, что на самом деле в перспективе они не параллельны. Они могут расходиться из одной точки, или наоборот - сходиться в одну точку.
Обратим внимание на углы, образованные горизонтальными линиями. (все примеры взяты из 雁塔聖教序) Мы привыкли, что линии должны быть горизонтальны и параллельны, однако, если мы их продолжим, то увидим, что это не так. Чаще всего лини расходятся из одной точки, однако реже встречаются и обратные примеры, когда линии сходятся в одну точку.
2. Какие бывают изгибы у горизонтальных линий
Так как во время написания черт прилагаемая пишущим сила то увеличивается, то уменьшается, у линий возникает ещё одна характеристика - изгиб. Самый хрестоматийный пример это иероглиф 三. Верхняя черта резко поднимается вправо вверх, выгибаясь при этом. Такой тип черты называется «гё:» (仰) дословно - «смотреть вверх». Вторая черта тоже восходит вправо вверх, но при том не имеет изгиба. Такой тип называется «хэй» (平) дословно - «плоский». Третья черта так же восходит вправо вверх, но при этом она выгнута в сторону, противоположную первой. Такой тип черты называется «фуку» (覆) дословно - «покрывать». Таким образом элементарный иероглиф 三 состоит их трёх разных черт, имеющих разные векторы, но при этом объединённые в единый объект.
Таким же образом давайте рассмотрим вертикальные линии. Иероглиф 川 состоит из трёх параллельных вертикальных линий. Но одинаковые ли они? Первая линия в середине имеет изгиб вправо и называется «ко:» (向) дословно - «направление», прямая средняя черта называется «тёку» (直) дословно - «прямой» и наконец слегка изогнутая влево в своей центральной части третья черта называется «хаи» (背) - «спина». Таким образом этот простой иероглиф так же состоит из трёх разных векторов. Каждая черта в иероглифе отличается от любой другой и умелое использование этих различий и объединение разных элементов в единый гармоничный объект и создаёт красоту каллиграфии.
Обратим внимание на типы изгибов линий. (все примеры взяты из 雁塔聖教序) Особое внимание обратим на то, что в каллиграфии существуют также такие типы линий как «сори» и «магэ», что тоже обозначает «изгиб» однако в том случае речь будет идти о принципиально других (не горизонтальных/вертикальных) линиях.
3. Каким бывает использование силы
Как мы уже разобрали выше, черты, являющиеся составными частями знака, характеризуются такими свойствами как угол и изгиб. В добавок к этому существует ещё один важный элемент, формирующий черту. Это то, с какой силой черта была проведена. Каждая черта в иероглифе пишется с разным усилием. За счёт этого, подобно сочетанию форте и пиано в музыке, мы добавляем и уменьшаем громкость иероглифа то прикладывая силу, то убирая её. Без подобных модуляций, без акцентов, вызванных подобным сочетанием линий, проведённых с силой и линий, где сила намеренно не используется, невозможно помыслить себе каллиграфию.
Третья черта - миги хараи иероглифа «大» не может не быть длинной, толстой и должна образовывать треугольник.
Каллиграфия во многом основывается на разнообразном использовании силы, в процессе написания текста. Разнообразное использование силы создаёт ритм.
Посмотрим на два наивысших образца уставного письма «九成宮醴泉銘» и «雁塔聖教序» естественная, собранная, отлаженная форма знаков возникает из упорядоченности всех векторов и силы их составных элементов.
Обратите внимание, что одни и те же знаки выглядят по-разному. Мягкость знаков 雁塔聖教序 резко контрастирует с решительностью и стойкостью 九成宮醴泉銘. Эта разница достигается в том числе разным подходом авторов к использованию силы.
*九成宮醴泉銘 - Произведение, созданное Оуян Сюнем в начале эпохи Тан по приказу императора Тайцзуна. Считается идеальным образцом и сводом правил уставного письма.
*雁塔聖教序 - Произведение, созданное Чу Суйляном в начале эпохи Тан. Из всех его произведений характеризуется тщательно проработанными мелкими деталями и разнообразной техникой работы острием кисти. Из-за чего по мнению автора идеально подходит для обучения уставу на начальных этапах.
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии