Принцип второй: Знак - набор векторов движения

Apr 19, 2020 16:07

Принцип второй
Знак - набор векторов движения


1. Какие бывают углы, образованные горизонтальными линиями

В последнее время появилось много людей, которые пишут горизонтальную линию ровно горизонтально в то время как горизонтальна линия должна быть восходящей вправо-вверх. Это - Закон. Каждая черта, сочетая в себе силу и направление имеет таким образом свой вектор движения. Можно написать её резко восходящей или почти горизонтальной. Чаще всего, пожалуй, горизонтально черты пишут дизайнеры и копирайтеры, привыкшие к современным обиходным знакам.

Итак, знаки состоят из черт, которые имеют вектор движения. Если мы будем обращать внимание на то, куда и как движется черта, это приблизит нас к пониманию каллиграфического произведения. Когда движение идёт в одну сторону, возникает ощущение простоты и чистоты. Если все векторы хаотичны и направлены куда попало, знак не сложится в единое целое. Сила и направление черты (вектор) оказывают значительное влияние на целостность и красоту произведения.

В качестве примера давайте посмотрим на горизонтальные линии. Когда мы берём в руки кисть и проводим горизонтальную линию она естественным образом получается восходящей вправо вверх (Если мы работаем рукой правильно, используя локтевой сустав, то локоть превращается как бы в иглу циркуля и рука чертит естественную окружность вокруг локтя, который остаётся на месте. Таким образом линия всегда получается изогнутой и восходящей. Прим.пер.) И напротив, если мы хотим сделать ровную, горизонтальную линию, нам приходится осознанно контролировать себя, чтобы вести линию как бы чуть вниз.

Если мы посмотрим на каллиграфию в исторической ретроспективе, мы увидим, что тенденция писать горизонтальную линию восходящей существовала всегда. Более того, если мы возьмём знак с несколькими горизонтальными линиями и приглядимся к нему, мы увидим, что на самом деле в перспективе они не параллельны. Они могут расходиться из одной точки, или наоборот - сходиться в одну точку.



Обратим внимание на углы, образованные горизонтальными линиями. (все примеры взяты из 雁塔聖教序) Мы привыкли, что линии должны быть горизонтальны и параллельны, однако, если мы их продолжим, то увидим, что это не так. Чаще всего лини расходятся из одной точки, однако реже встречаются и обратные примеры, когда линии сходятся в одну точку.

2. Какие бывают изгибы у горизонтальных линий

Так как во время написания черт прилагаемая пишущим сила то увеличивается, то уменьшается, у линий возникает ещё одна характеристика - изгиб. Самый хрестоматийный пример это иероглиф 三. Верхняя черта резко поднимается вправо вверх, выгибаясь при этом. Такой тип черты называется «гё:» (仰) дословно - «смотреть вверх». Вторая черта тоже восходит вправо вверх, но при том не имеет изгиба. Такой тип называется «хэй» (平) дословно - «плоский». Третья черта так же восходит вправо вверх, но при этом она выгнута в сторону, противоположную первой. Такой тип черты называется «фуку» (覆) дословно - «покрывать». Таким образом элементарный иероглиф 三 состоит их трёх разных черт, имеющих разные векторы, но при этом объединённые в единый объект.

Таким же образом давайте рассмотрим вертикальные линии. Иероглиф 川 состоит из трёх параллельных вертикальных линий. Но одинаковые ли они? Первая линия в середине имеет изгиб вправо и называется «ко:» (向) дословно - «направление», прямая средняя черта называется «тёку» (直) дословно - «прямой» и наконец слегка изогнутая влево в своей центральной части третья черта называется «хаи» (背) - «спина». Таким образом этот простой иероглиф так же состоит из трёх разных векторов. Каждая черта в иероглифе отличается от любой другой и умелое использование этих различий и объединение разных элементов в единый гармоничный объект и создаёт красоту каллиграфии.



Обратим внимание на типы изгибов линий. (все примеры взяты из 雁塔聖教序) Особое внимание обратим на то, что в каллиграфии существуют также такие типы линий как «сори» и «магэ», что тоже обозначает «изгиб» однако в том случае речь будет идти о принципиально других (не горизонтальных/вертикальных) линиях.

3. Каким бывает использование силы

Как мы уже разобрали выше, черты, являющиеся составными частями знака, характеризуются такими свойствами как угол и изгиб. В добавок к этому существует ещё один важный элемент, формирующий черту. Это то, с какой силой черта была проведена. Каждая черта в иероглифе пишется с разным усилием. За счёт этого, подобно сочетанию форте и пиано в музыке, мы добавляем и уменьшаем громкость иероглифа то прикладывая силу, то убирая её. Без подобных модуляций, без акцентов, вызванных подобным сочетанием линий, проведённых с силой и линий, где сила намеренно не используется, невозможно помыслить себе каллиграфию.

Третья черта - миги хараи иероглифа «大» не может не быть длинной, толстой и должна образовывать треугольник.

Каллиграфия во многом основывается на разнообразном использовании силы, в процессе написания текста. Разнообразное использование силы создаёт ритм.

Посмотрим на два наивысших образца уставного письма «九成宮醴泉銘» и «雁塔聖教序» естественная, собранная, отлаженная форма знаков возникает из упорядоченности всех векторов и силы их составных элементов.



Обратите внимание, что одни и те же знаки выглядят по-разному. Мягкость знаков 雁塔聖教序 резко контрастирует с решительностью и стойкостью 九成宮醴泉銘. Эта разница достигается в том числе разным подходом авторов к использованию силы.

*九成宮醴泉銘 - Произведение, созданное Оуян Сюнем в начале эпохи Тан по приказу императора Тайцзуна. Считается идеальным образцом и сводом правил уставного письма.

*雁塔聖教序 - Произведение, созданное Чу Суйляном в начале эпохи Тан. Из всех его произведений характеризуется тщательно проработанными мелкими деталями и разнообразной техникой работы острием кисти. Из-за чего по мнению автора идеально подходит для обучения уставу на начальных этапах.

0. От переводчика
1. От автора и пролог
2. Пролог. Продолжение
3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения
5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес
6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих
7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась».
10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение
11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.
12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии
13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии

Книга "9 принципов", Исикава Кюё, Каллиграфия, Теория

Previous post Next post
Up