Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
1. Стандарт написания иероглифов - трёхчастный ритм «тон-су-тон»
Наверняка в школе на уроках чистописания вы не раз слышали, что при написании устава необходимо соблюдать трёхчастный ритм тон-су-тон. Тон - четкая постановка кисти, и начало линии. Оно же кихицу. (起筆) Су - ведение кисти, создающее саму основу линии или сохицу送筆 (умпицу運筆). И последнее тон - прижатие кисти в конце - сюхицу終筆. В случае устава ритм тон-су-тон или раз-два-три создаёт каждую отдельную линию, которые в свою очередь создают каждый отдельный иероглиф. В идеальном уставе это правило чётко соблюдается и такой способ написания называется «сансэцухо»三折法. До того как это правило сложилось существовал двухчастный ритм «нисэцухо», 二折法 когда жесткое прижатие кисти делалось только в начале или только в конце линии.
Это старый стиль, существовавший во времена Ван Сичжи. В дальнейшем с развитием каллиграфии возникали более сложные многочастные ритмы «тасэцухо» 多折法 или «мугэнбидохо»無限微動法 развивались и усложнялись и способы работы кистью. Однако в итоге сейчас именно трёхчастный ритм сансэцухо является стандартом в уставном начертании. При написании устава вы должны уделять значительное внимание тому, как вы ставите кисть на лист и как вы завершаете линию.
2. Устав - стиль, рождённый долотом
Полным-полно людей ненавидит чистописание. Могу предположить, что это те, у кого никак не получалось сделать крючок-ханэ, или треугольник в правой откидной миги хараи, как бы они не старались. Однако само собой разумеется, что эти черты не получаются как надо. Кихицу, сюхицу, формы крючка и треугольник откидной возникли от работы долотом во время вырезания иероглифов в каменных стелах, и уже потом эти формы перекочевали в письменный вариант и стали изображаться кистью.
Изначально, текст для памятников писался кистью, потом вырубался долотом в камне, и в этот момент получались прямые линии и острые углы, и уже эту форму пытались повторить кистью вновь. Так сформировался устав. Устав сформировался приблизительно в середине VI века нашей эры в эпоху ранней империи Тан в Китае и стал основным стилем письма. Таким образом, устав это не стиль, родившийся благодаря кисти и бумаге, но стиль, родившийся благодаря долоту и камню. И это очень важно для понимания особенностей стиля и особенностей техники его написания.
3. Значение «эйдзи хаппо»
Говорят, что в иероглифе 永 заключены все основные виды черт устава. Термин «эйдзи хаппо» (永字八法) обозначает, что в этом иероглифе есть все приёмы работы кистью. В нём есть точка, горизонтальная черта, вертикальная черта, крючок-ханэ, откидная влево, откидная вправо, кроме того короткая горизонтальная и короткая откидная влево.
Эти короткая горизонтальная и короткая откидная влево пишутся в двухчастном ритме тон-су. Во времена Ван Сичжи техники работы кистью были просты и линии состояли в основном из двух частей. Этот метод сейчас называют старым методом «кохо» 古法. Трёхчастный ритм сформировался на его основе. Соблюдать трёхчастный ритм довольно сложно, однако, если делать это чётко, плюс если добавить к нему двухчастные линии, плюс чётко выдерживать центр, иероглиф приобретает завершённость и устойчивость. Примером этому могут быть иероглифы 水 木 氷 и другие, однако, Ланьтинцзи великого Ван Сичжи начинается словами «永和九年・・・» и поэтому именно иероглиф 永 стал символическим выражением этого явления.
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии