Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии

Jun 15, 2021 17:17

Нет ничего проще каллиграфии.

Все что-то пишут.

Есть такое выражение «Учёба с шестидесяти». По жизни все мы так или иначе пишем что-то от руки. Если вам исполнилось 60 лет, значит минимум 50 из них вы что-то писали. Если вы начинаете заниматься каллиграфией в возрасте 60 лет, вас при всём желании нельзя назвать полным нулём, потому что вам приходилось что-то писать. Вот если бы вы начали в 60 лет учиться играть на фортепиано или рисовать картины - там вы были бы полный ноль. Но поскольку вы что-то в своей жизни писали - вы имеете некий общий опыт, который потом можно распространить на занятия каллиграфией. Поскольку у вас есть этот опыт, у вас есть и какие-то собственные критерии оценки каллиграфических работ. Как я уже писал выше, если думать о каллиграфии с этой точки зрения, то заниматься ей может абсолютно любой человек, в любое время своей жизни. В этом смысле - нет ничего проще каллиграфии.

Кисть, бумага и слова всегда рядом.

Уже среди самых старых знаков, использовавшихся в Восточной Азии для письма - символов ко:коцу модзи (цзягувэнь) есть знак, обозначавший кисть в руке. Кисть - один из старейших инструментов для письма, однако по возможностям выразительности это самый продвинутый инструмент. В эпоху развития устава, техники владения кистью впитали в себя техники вырезания долотом по камню; кисть может быть чертёжным инструментом, может вести себя как нож или как резак, как карандаш или как перо, в этом смысле кисть - самый совершенный инструмент.

Инструменты для каллиграфии вы можете купить в каллиграфическом магазине, в обычном минимаркете у дома, в магазине «всё по сто». Они встречаются вам буквально на каждом шагу. Что уж говорить о словах - поговорках, пословицах, девизах, слоганах, хайку, танка, стихах, просто красивых фразах. С ними мы сталкиваемся каждый миг нашей жизни. Записанные, они превращаются в каллиграфию. И в этом смысле - нет ничего проще каллиграфии.

Красота в балансе и соразмерности.

Приятно находиться в чистой комнате, где всё прибрано и разложено по своим местам. Соблюдение баланса - симметрии правого и левого, а также соразмерности - одинаковых размеров интервалов и линий - общие принципы красоты во всём мире. Если мы возьмём знаки 一 二 三 или иероглифы типа 大 中 小 то они настолько прекрасны в своём балансе и соразмерности, что просто невозможно написать их неправильно.

Что же касается каллиграфии каны, где каждый знак не существует сам по себе, но только в связке с остальными - невозможно найти ни одного симметричного знака хираганы. Даже знаки типа い へ こ абсолютно не симметричны. Однако и в этом случае симметрия и баланс играют важную роль. Когда мы пишем японские стихи, столбцы могут искривляться, наклоняться, и это есть прямое продолжение работы сил симметрии и баланса, но только новый, более сложный уровень.

Когда изредка нам приходится ставить подпись кисточкой, мы часто страдаем: «Какие же у меня кривые знаки», или иногда радуемся: «А в этот раз неплохо получилось». Это, собственно, и значит «писать». Каллиграфия - это постоянный процесс смены ощущений собственной беспомощности и удовлетворения. По большому счёту процесс смены этих ощущений - гордости за себя и переживаний из-за того, что ты ничего не умеешь, существует не только каллиграфии, но и в любой сфере, которой вы занимаетесь серьёзно, так что можно сказать, что это и есть сама жизнь. Каллиграфией может заниматься любой. Каллиграфия - это то, чем уже занимается любой. И благодаря этому, красота продолжает рождаться в этом мире.



Красота баланса и соразмерности



Красота симметрии

0. От переводчика
1. От автора и пролог
2. Пролог. Продолжение
3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения
5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес
6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих
7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась».
10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение
11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.
12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии
13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии

Книга "9 принципов", Исикава Кюё, Каллиграфия, Теория

Previous post Next post
Up