Нет ничего проще каллиграфии.
Все что-то пишут.
Есть такое выражение «Учёба с шестидесяти». По жизни все мы так или иначе пишем что-то от руки. Если вам исполнилось 60 лет, значит минимум 50 из них вы что-то писали. Если вы начинаете заниматься каллиграфией в возрасте 60 лет, вас при всём желании нельзя назвать полным нулём, потому что вам приходилось что-то писать. Вот если бы вы начали в 60 лет учиться играть на фортепиано или рисовать картины - там вы были бы полный ноль. Но поскольку вы что-то в своей жизни писали - вы имеете некий общий опыт, который потом можно распространить на занятия каллиграфией. Поскольку у вас есть этот опыт, у вас есть и какие-то собственные критерии оценки каллиграфических работ. Как я уже писал выше, если думать о каллиграфии с этой точки зрения, то заниматься ей может абсолютно любой человек, в любое время своей жизни. В этом смысле - нет ничего проще каллиграфии.
Кисть, бумага и слова всегда рядом.
Уже среди самых старых знаков, использовавшихся в Восточной Азии для письма - символов ко:коцу модзи (цзягувэнь) есть знак, обозначавший кисть в руке. Кисть - один из старейших инструментов для письма, однако по возможностям выразительности это самый продвинутый инструмент. В эпоху развития устава, техники владения кистью впитали в себя техники вырезания долотом по камню; кисть может быть чертёжным инструментом, может вести себя как нож или как резак, как карандаш или как перо, в этом смысле кисть - самый совершенный инструмент.
Инструменты для каллиграфии вы можете купить в каллиграфическом магазине, в обычном минимаркете у дома, в магазине «всё по сто». Они встречаются вам буквально на каждом шагу. Что уж говорить о словах - поговорках, пословицах, девизах, слоганах, хайку, танка, стихах, просто красивых фразах. С ними мы сталкиваемся каждый миг нашей жизни. Записанные, они превращаются в каллиграфию. И в этом смысле - нет ничего проще каллиграфии.
Красота в балансе и соразмерности.
Приятно находиться в чистой комнате, где всё прибрано и разложено по своим местам. Соблюдение баланса - симметрии правого и левого, а также соразмерности - одинаковых размеров интервалов и линий - общие принципы красоты во всём мире. Если мы возьмём знаки 一 二 三 или иероглифы типа 大 中 小 то они настолько прекрасны в своём балансе и соразмерности, что просто невозможно написать их неправильно.
Что же касается каллиграфии каны, где каждый знак не существует сам по себе, но только в связке с остальными - невозможно найти ни одного симметричного знака хираганы. Даже знаки типа い へ こ абсолютно не симметричны. Однако и в этом случае симметрия и баланс играют важную роль. Когда мы пишем японские стихи, столбцы могут искривляться, наклоняться, и это есть прямое продолжение работы сил симметрии и баланса, но только новый, более сложный уровень.
Когда изредка нам приходится ставить подпись кисточкой, мы часто страдаем: «Какие же у меня кривые знаки», или иногда радуемся: «А в этот раз неплохо получилось». Это, собственно, и значит «писать». Каллиграфия - это постоянный процесс смены ощущений собственной беспомощности и удовлетворения. По большому счёту процесс смены этих ощущений - гордости за себя и переживаний из-за того, что ты ничего не умеешь, существует не только каллиграфии, но и в любой сфере, которой вы занимаетесь серьёзно, так что можно сказать, что это и есть сама жизнь. Каллиграфией может заниматься любой. Каллиграфия - это то, чем уже занимается любой. И благодаря этому, красота продолжает рождаться в этом мире.
Красота баланса и соразмерности
Красота симметрии
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии