Историческая Либава делится на 3 больших района: военные городки Кароста и Тосмаре, о первом из которых я рассказывал в предыдущей серии, Вецлиепаю, Старый город, о котором речь пойдет в следующей части, и, наконец, Либаву Новую или Яунлиепаю, расположенную как раз между военными городками и Либавой Старой. В 1871 году именно тут, между Торговым и Военным каналами, построили железнодорожную станцию, ставшую одним из конечных терминалов той самой Либаво-Роменской железной дороги, оказавшей значительное влияние на развитие многих белорусских городов, включая Минск. Вокруг станции быстро стали расти промышленные предприятия, а около них и жилая застройка. К началу Великой войны Либава стала не только важными военно-морской базой и портом, но и крупным промышленным центром, при этом де-юре оставаясь всего лишь заштатным городом Гробинского уезда Курляндской губернии.
Я прошел всю Яунлиепаю насквозь: от станции до Трамвайного моста, ведущего в Старый город. Вот что я там увидел.
1. Важный перекресток. Я только что пересек железную дорогу, за спиной остались советские окраины (и военный городок Кароста), вперед уходит улица Райня, ведущая к Трамвайному мосту через Торговый канал, налево - улица 1905 года, она идет к железнодорожной станции. По ней и пойдем.
2. Улица 1905 года. Вот так сплошняком преимущественно 2-этажная кирпичная и деревянная застройка составляют собой Новую Либаву.
3. Деревья на радость фотографам жесточайше обстрижены и не мешают наслаждаться архитектурой.
4.
5. Переулок. Как видите, посторонние включения тут минимальны. Все сохранилось в 100-летней давности формате рабочей окраины.
6.
7. Вновь улица 1905 года, очень почитаемого в Латвии. Прям чувствуешь себя в революционной России, ни машин, ни людей.
8.
9. Выходим на улицу Ригас (Рижскую), это основая магисталь Новой Либавы, связывающая вокзал со Старым городом. По ней же проходит трамвайная линия, еще с 1972 года единственная в городе, но вполне его удовлетворяющая.
10. Лиепайский трамвай на Рижской улице. Функционировать здесь он начал еще в 1899 году, это старейший трамвай в прибалтийских республиках. При этом он узкоколейный (1000 мм).
11. Железная дорога пришла в заштатный город Либаву в 1871 году, когда открылась Либавско-Кошедарская ж/д, связавшая многообещающий порт на Балтийском море с городком Кошедары (сейчас Кайшядорис) на Петербурго-Варшавской дороге. В 1876 году Либаво-Кошедарскую дорогу объединили с Ландварово-Роменской в единую и знаменитую Либаво-Роменскую железную дорогу, прошедшую через Минск, Бобруйск, Жлобин, Гомель и Бахмач.
12. В Лиепае сохранился оригинальный вокзал 1870-х годов, и хотя управление дороги находилось в Минске, конечный (или начальный) ее пункт размещался здесь. Несмотря на деградацию железнодорожного движения в Латвии лиепайский вокзал отреставрирован и находится в весьма приличном состоянии.
13. На привокзальной же площади и местный автовокзал. Металлоконструкции на переднем плане это он.
14. Либавский вокзал со стороны путей.
15. Общий вид станции "Лиепая". Пассажирский траффик здесь минимален, но в товарных поездах, как видите, станция недостатка не испытывает.
16. Вид с пешеходного моста на залинейный район.
17. Перспектива Рижской улицы, ведущей от вокзала к Вецлиепае. За две недели в Латвии я уже привык к дорожным работам.
18. Вид в обратную сторону. Слева вдалеке виден железнодорожный вокзал.
19. Улица сохранила цельную застройку рубежа XIX-XX веков.
20. Здесь же и лиепайское трамвайное депо.
21. Алексеевская православная церковь 1907 года.
22. Чуть в стороне от Рижской живописная лютеранская кирха.
23. Здание в сурово-нордическом стиле строилось в 1914-34 гг. (арх. Э.Страндманис, В.Штальс).
24. Здание напротив.
25. Новостройка ФОКа.
26. Главная площадь Новой Либавы.
27. Продуктовый магазин на ней, похожий на павильон рынка.
28. Окрестности.
29. Такие здания мы обычно записываем в синагоги.
30. Рижская в сторону вокзала. Как видите, весьма регулярное озеленение старательно препятствовало фотосъемке.
31.
32. Боковая улица Тиргус, Рыночная.
33. Гостиничная новостройка у Трамвайного моста.
34. Лиепая - город металлургический, а значит хоккейный, особенно в неравнодушной к этому виду спорта Латвии. Местный ледовый дворец команды Лиепаяс Металургс, одно время даже игравшей в открытом чемпионате Беларуси.
35. Монумент защитникам Лиепаи на Парадной площади перед Ледовым дворцом. Площадь выходит на Торговый канал, отделяющий Новую Либаву от Старой.
36. Главный герой памятника напомнил мне украинца с оселедцем.
37. У самого канала на запад, в сторону Балтики уходит улица Кайю (Чаек), примечательная комплексом дореволюционных многоэтажных складов на ней.
38. Лучшие виды на них открываются впрочем с противоположной стороны Торгового канала.
39. Туда и пройдем в следующей серии по Трамвайному мосту.
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.
13.
Даугавпилс: Крепость.
14.
Краслава.
15.
Аглона.
16.
Лудза.
17.
Резекне: старый центр.
18.
Резекне: новый центр.
19.
Виляны.
20.
Варакляны.
21.
Екабпилс: Крейцбург.
22.
Екабпилс: Якобштадт.
23.
Саласпилсский мемориальный ансамбль.
24.
Рига имперская.
25.
Рига Первой республики.
26.
Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.
27.
Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР.
28.
Рига: панорамы с высотки Латвийской АН.
29.
Тукумс.
30.
Кандава.
31.
Талси.
32.
Вентспилс: Старый город.
33.
Вентспилс: Набережная.
34.
Кулдига: дорога в Центр.
35.
Кулдига: Центр.
36.
Лиепая: Кароста.