...Для меня это был удар. И не просто удар, а супер-мега-ударище! Фактически ЛЕО закончился с потерей надежды на получение дилерства Тойота.
Click to view
АГОНИЯ
Потеряв надежду на получение дилерства Тойота, я практически полностью утратил интерес к бизнесу. Возможно, это была депрессия, подкрепленная разочарованием или усталостью... Так или иначе, я передал управление ГК ЛЕО наёмным менеджерам, а сам отошёл на второй план.
В то время было принято привлекать к управлению бизнесом модных ребят, которые закончили MBA и поработали в какой-нибудь крупной компании. Тренд был такой. Типа, владельцы все тупорылые, а наёмники с хорошим образованием и правильным подходом смогут принять верные стратегические решения, наладить процессы, снизить издержки и т.д.
Это была самая катастрофическая моя ошибка. Потому что, отдав ГК ЛЕО в чужие руки, я не просто не избавился от депрессии, а наоборот! Я "умер" - ничего делать не мог.
Как будто бы я отдал своего ребёнка в детский дом и так договорился, что забрать его не могу, пока не истечёт контракт. И вот приезжаю на выходные на него посмотреть, а он весь в синяках.
Я говорю: «Вы что тут творите?»
А мне: «Не беспокойтесь! Вы наняли профессионалов! Мы знаем, как с детьми обращаться. Через год будет не ребёнок, а волшебник!»
Приезжаю ещё через неделю - ребёнок без зуба…
«Какого уйха?!» - спрашиваю.
А мне: «Мы же говорим, не беспокойтесь, ещё надо немного времени, чтобы он привык к новой системе мотивации и обучения. Всё будет нормально!»
И когда мой бизнес - мой ребёнок - был уже забит до полусмерти, я его забрал. Но было поздно, и уже никаким чудом его нельзя было спасти.
Потому что в результате смены руководства старая команда, которая была ориентирована на меня и на мой подход к управлению, ушла, а новая так и не пришла. Точнее она только-только начала собираться… но тут-то и грянул кризис. И противостоять этому кризису оказалось не с кем.
На момент начала кризиса у ГК ЛЕО была кредитная масса около 300 миллионов рублей. Рост бизнеса вообще невозможен без кредитной подпитки. Мы исправно обслуживали кредиты. Ситуация была стабильна и управляема, особенно с учётом того, что в месяц продавалось 350-400 машин.
Однако, с приходом кризиса банки прекратили возобновлять нам кредитование (на самом деле всем, а не только нам). Средняя ставка по всей нашей кредитной массе поднялась с 14% годовых до 24%. Хуже того, некоторые кредиторы потребовали досрочного погашения долгосрочных обязательств. Где такое видано? До августа 2008 года банки раздавали деньги направо и налево, откаты предлагали, только возьми! А в октябре забрали обратно.
Маржа из-за действий дистрибьюторов приблизилась к нулю, таким образом мы практически полностью остались без заработка от продажи автомобилей. А поскольку кризис отразился не только на крупных компаниях, но и в первую очередь на простых людях и их кошельках, ничего удивительного не было в том, что катастрофически упал спрос на ремонт, а так же спрос на дополнительное оборудование и страхование автомобилей, на которых дилеры по традиции всегда отлично зарабатывали.
В результате совокупности всех этих факторов компания не просто осталась без оборотных средств, но и начала терять 5 - 7 млн. рублей ежемесячно (в ценах 2008 года).
В тот момент ещё не было очевидным, что кризис пришёл всерьёз и надолго, поэтому мы стремились как-то выплыть. Тем более появились инвестиции от одного питерского банкира. В обмен на деньги по подписанному меморандуму на банкира был оформлен наш земельный участок кадастровой стоимостью 67 млн. рублей.
Полученные средства были инвестированы в запуск дилерского центра Хонда, которым мы заменили Тойоту, выиграв тендер и став официальными дилерами. ДЦ Хонда должен был взять на себя часть долговой нагрузки всего холдинга.
И всё было бы в порядке, но сразу после новогодних праздников прилетел финансист питерского партнёра-банкира и, ничего не объясняя, вывел все деньги из нашего оборота.
Дело в том, что земельный участок был оформлен в залог не совсем юридически правильно. Почему? Потому что, когда какой-то человек протягивает тебе руку помощи, как-то не приходит на ум ему не доверять или подозревать его в злом умысле. Вот так и мы, понадеявшись на доброе имя банкира, подписали все документы, практически не глядя.
Таким образом, мы потеряли свои последние активы. В тот момент я был в состоянии самой настоящей истерии: у меня текли слёзы по щекам, я не мог ни с кем разговаривать… Это был один из самых жестоких бизнес уроков за всю мою жизнь. Позднее я узнал, что тот банкир срочно попытался «слить» наш земельный участок за …10 млн рублей.
Но это был ещё не конец, поскольку у нас оставалась ещё Хонда. Сразу же после Питерской истории у меня состоялась встреча с Президентом Хонда Мотор Рус господином Като.
Я рассказал Като-сан леденящую кровь историю о невозможности вести операционную деятельность в условиях кризиса и о деморализации самого себя. Като-сан предложил супер условия работы, которые сводились к тому, что ничего строить не надо (обычно требуется строить дилерский центр), можно продавать хоть одну машину в месяц (обычно есть план продаж, за невыполнение которого возможны санкции).
Но вместо того чтобы принять столь щедрое предложение, я выдвинул свой вариант - уступить дилерский центр (передать контракт, отремонтированное помещение, автомобили, запасные части, спецоборудование, обученных сотрудников) крупной питерской компании RRT. Тем самым мы намеревались компенсировать себе 20-25 млн. рублей, которые планировали направить на решение насущных проблем с долгами.
Господин Като и его помощник Игорь Шариф обещали попросить хозяина RRT «оказать финансовую помощь в кратчайшие сроки». Однако, на деле всё вышло совсем не так.
Руководитель RRT по предварительному согласованию прислал в ЛЕО восемь человек, чтобы исследовать обстановку на месте. После чего из Питера пришло совершенно неожиданное сообщение. Компания RRT объявляла о своих намерениях организовать новое ООО, и уже на него перевести дилерский контракт с Хондой.
Кроме этого, я узнал, что компания RRT были предприняты определённые шаги с целью заключить арендный контракт на здание дилерского центра напрямую с владельцем недвижимости в обход ЛЕО. В результате вместо 20-25 млн. рублей в лучшем случае мы могли бы получить не более 3 млн. рублей. И эта сумма совершенно не решила существующих проблем.
Понимая, что нас вновь пытаются «кинуть», я попытался срочно отменить все договоренности с Хондой о передаче дилерства… а дальше всё происходило как в кошмарном сне, сильнее всего напоминая фильм, кадры которого сняты в замедленной съемке:
…звоню Шарифу, договариваюсь о встрече и напарываюсь на холодный прием: он говорит, что контракт со мной уже почти разорван,
…ребята из RRT угрозами и деньгами добиваются того, что директор пока ещё моего ДЦ Хонда пишет письмо в Хонда Мотор Рус о расторжении контракта,
…Игорь Шариф не берет трубку,
…Хонда разрывает контракт,
…ребята из RRT пытаются арендовать у владельца помещение, которое мы собственноручно готовили и ремонтировали для Хонда,
…питерцы так расходятся, что решают отобрать у меня всё здание целиком, и это несмотря на то, что в нём располагается ещё один ДЦ - Hyundai.
Что можно сказать сегодня, спустя столько времени? Это самый обычный рейдерский захват. О таких историях снята масса художественных фильмов, и, когда мы смотрим на экран, никому из нас даже на миг не придёт в голову мысль, что подобное может приключиться с нами в реальной жизни.
И ещё я уверен, что будь господин Като в курсе происходящего, он никогда бы не допустил такого беспредела, потому что в цивилизованных странах вести бизнес подобным образом не принято! Тем не менее, мы снова остались без актива.
Последний и самый смертоносный удар нанёс хозяин нашего основного дилерского центра и мой долгосрочный инвестор, у которого в момент открытия бизнеса я взял долгосрочный инвестиционный кредит на 10 лет с целью отремонтировать его же помещения...
Случился кризис, и он решил не ждать десять лет, а забрать свои деньги прямо сейчас. Причём, метод для этого он избрал весьма изощрённый - взял в осаду второй этаж нашего ДЦ, выставив по периметру свою охрану.
Внутри ДЦ клиентские автомобили, автомобили дистрибьютора, плюс несколько разобранных машин на сервисе. Сотрудники пришли на работу, а попасть на рабочие места не могут!
Вызвали меня. Что делать? Вызывать милицию? Подавать на владельца здания в суд? Ждать решения месяц-два-три, полгода-год?
Тем временем взволнованные клиенты начали звонить в клиентскую службу Mitsubishi и Land Rover, ситуация стала накаляться. Чтобы вывести из-под удара клиентов мне пришлось передать имущество ДЦ хозяину здания в счёт погашения этих полувиртуальных долгов.
В завершение этого кошмара, он не только разорвал договор аренды на своё здание, но и передал всё питерской компании. Если бы он этого не сделал, мы могли бы продать третьим лицам права аренды здания и оборудование ДЦ, и эти деньги могли бы хоть как-то закрыть наши насущные проблемы.
Таким образом, всего лишь за 30 дней в результате трёх последовательных «питерских кидняков» у ГК ЛЕО растащили активов на 100 млн. рублей. Это огромная сумма! Огромная! Мы бы с этими деньгами в ноль вышли без проблем… Вместе с этими активами была потеряна надежда пережить кризис.
Часть брендов была закрыта совсем, а часть была передана другим людям. Все компании из ГК ЛЕО ушли в банкротство. Сумма долга повисла на компании, а косвенным образом и на мне тоже.
Меня рвали на куски. Банкиры трясли каждый день, подавали в суды, звонили… Это был ад. Я постоянно жил с ощущением того, что остались считанные минуты до того момента, когда тюрьмы будет не избежать. И никого в этой ситуации не будет волновать, что я пострадал не меньше, а даже больше, чем все остальные…
P.S. "Нельзя всегда быть хорошим, чтобы быть победителем" (с) Олег Бармин"
Начало рукописи (книги) тут:
Больше чем бизнес_1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КРАШ-ТЕСТ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО БАКЛАНА. Больше чем бизнес_2. продолжение Больше чем бизнес_3. В ШКУРЕ НАЁМНИКА, ИЛИ ПЕРВЫЙ ОПЫТ И ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ Больше чем бизнес_4. продолжение Больше чем бизнес_5. ВТОРАЯ ПОПЫТКА ЗАПИХНУТЬ СЕБЯ В ШКУРУ НАЁМНИКА Больше чем бизнес_6. продолжение Больше чем бизнес_7. продолжение Больше чем бизнес_8. ПОПЫТКА ТРЕТЬЯ, ОНА ЖЕ ПОСЛЕДНЯЯ Больше чем бизнес_9. продолжение Больше чем бизнес_10. продолжение Больше чем бизнес_11. продолжение Больше чем бизнес_12. ЖИЗНЬ В РЕЖИМЕ ФРИЛАНС Больше чем бизнес_13. НАЧАЛО Больше чем бизнес_14. продолжение Больше чем бизнес_15. продолжение Больше чем бизнес_16. ПОИСКИ ФЛОРИСТА Больше чем бизнес_17. ПЕРВЫЕ ПРОДАЖИ Больше чем бизнес_18. продолжение Больше чем бизнес_19. продолжение Больше чем бизнес_20. продолжение Больше чем бизнес_21. ЛОЖКА ДЁГТЯ Больше чем бизнес_22. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР Больше чем бизнес_23. продолжение Больше чем бизнес_24. продолжение Больше чем бизнес_25. продолжение Больше чем бизнес_26. ПО ТУ СТОРОНУ Больше чем бизнес_27. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФЛЭШ-БЭК Больше чем бизнес_28. продолжение Больше чем бизнес_29. АВТОСАЛОН НА СТРЕЛКОВОЙ Больше чем бизнес_30. продолжение Больше чем бизнес_31. БОЛЬШЕ РЕКЛАМЫ ХОРОШЕЙ И РАЗНОЙ Больше чем бизнес_32. продолжение Больше чем бизнес_33. продолжение Больше чем бизнес_34. продолжение Больше чем бизнес_35. КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ВСЁ Больше чем бизнес_36. продолжение Больше чем бизнес_37. ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ Больше чем бизнес_38. продолжение Больше чем бизнес_39. продолжение Больше чем бизнес_40. продолжение Больше чем бизнес_41. ТОЙОТА Продолжение рукописи (книги) тут:
Больше чем бизнес_43. ТО, ЧТО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ Больше чем бизнес_44. РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЛЮДЯХ Больше чем бизнес_45. продолжение Больше чем бизнес_46. КАРТЫ РАСКРЫТЫ, МАСКИ СБРОШЕНЫ Больше чем бизнес_47. продолжение Больше чем бизнес_48. продолжение (Это последняя часть, которую можно прочитать у меня в ЖЖ. Осталось еще несколько, но их вы прочитаете в бумажной книге, которая уже в работе. Скоро можно будет сделать предзаказ на
boomstarter.ru)