Випассана, день за днём
Вернулся с десятидневного ретрита по буддийской медитации Випассана.
Техника очень древняя, идет, по заверениям, от Будды и встречается в самых разных направлениях буддизма.
Суть техники очень простая, объяснить можно в двух словах,. Но главное это не умственное, логическое понимание, а телесный опыт. Собственно в этом смысл ритрита и заключается. В 12 часовой ежедневной практике
Программа весьма насыщенная и пустая одновременно. А для нового неподготовленного человека так вообще кажется шокирующей:
Если кратко:
Подъем в 4:00
0.5 часа на умывание
2 часа медитации
1.5 часа завтрак
3 часа медитации
2 часа обед и отдых
4 часа медитации
1 час полдник
3.5 часа медитации и лекция
в 21:30 отбой
и так десять дней подряд, первые дни непривычно жутко, потом привыкаешь, дальше становится уже чем-то удобным и подходящим.
День последний
(возвращение домой)
Город встретил жарой, а квартира отсутствием горячей воды в ванной... аничча :)
Все таки ожидал, что период адаптации после возвращения будет более резкий, от уличного шума, от окружающей суеты сует.
Но оказалось достаточно мягко. Даже общее ощущение не сильно изменилось. Но тонкости в изменении отношения к происходящему, к окружающему весьма заметны. Значительно больше принятия себя и окружающего. Исчезли или уменьшились некоторые автоматические негативные переживания. Как-то побольше осознанности в жизни.
Так откуда же я возвращаюсь?
С десятидневного уединения в подмосковном коттеджике сотни людей, решивших посвятить это время одной из древнейших медитационных техник, буддийской випассане, в традиции Гоенки.
Уединение сотни людей? Такое возможно?
Почти вполне, если они соблюдают некий набор предписаний. Одним из которых является правило Благородной тишины - когда участникам не разрешается общаться между собой ни словами, ни жестами, ни взглядом, ни прикосновением.
Народа много, однако из-за сведения к минимуму контактов, создается ощущение, что ты почти один. Практически исключается влияние социальных ролей, игр.
А все для того, чтобы помочь участникам хоть на короткое время достичь состояния Успокоения ума. О том, что это и зачем, чуть позже.
Вечер перед первым днем
Приехал в подмосковный коттедж в воскресенье вечером. Вокруг красивый лес, тишина. На территории стоят несколько зданий, захожу в центральное. Длинный корридор с отвлетвлениями в "номера"
Заполняю анкету, мне выделяют койко-место :) Небольшая комната, в ней стоят шесть кроватей. Моя справа у окна. Доволен, место феншуйное :)
Постепенно стягивается народ. Шутки и желание наговориться перед десятидневным молчанием.
Начинается вводное собрание. На котором всех еще раз знакомят с правилами поведения на курсе, а они простые: не общаться друг с другом, не выходить за огороженную территорию, соблюдать расписание, соблюдать Шилу (правила нравственного поведения).
Вообщем все понятно, успел ознакомиться заранее, согласен.
Сама территория разделена на две части: мужскую и женскую. Отдельные столовые, отдельные корпуса.
С этого момента попросили соблюдать правило Благородной тишины, и народ разбрелся исследовать места, все молчат, тихо, спокойно.
Через час время вводной лекции и медитации.
Объяснили технику, называемую Анапаной, оказавшейся весьма элементарной в инструкциях.
Сидя в любой позе наблюдаем свое дыхание, а точнее его поток над верхней губой.
С энтузиазмом я минут 30 наблюдал, потом немного устал, однообразно как-то. Однообразно? Цветочки! ведь ближайшие три дня придется делать только эту технику по 12 часов в день. Я еще понятия не имел, что меня ожидает, какие мучения беспокойного ума, привыкшего к постоянно новым впечатлениям.
День первый
Звенит гонг. Отмечающий начало и завершение любого занятия, а также и перерывы.
На часах четыре утра. Надо вставать.
Ново, интересно. О, как же давно я так рано не просыпался. Идем в медитационный зал. Предвкушение настоящей работы и каких-то открытий.
Полчаса наблюдаю дыхание, вчерашняя скука потихнечку возвращается.
Прошел час. Так, сколько же можно? Неужели не будет никаких новых инструкций?
Второй час. Начинаю тревожится. Дался мне этот нос! Тупизм какой-то. Ведь за два часа можно сделать столько интересных дел, а не сидеть и наблюдать бесконечную череду вдохов-выдохов.
Наконец-то гонг. Завтрак. На удивление вкусный. Ведь морально, судя по описаниям знакомых, я был готов к весьма аскетическому питанию. А оказалась вкусная каша, салат, масло, хлеб, печенье, 5 видов специй, 5 видов чая(!!!), включая травяной и каркаде. Жить очень даже можно.
Остаток перерыва у всех прошел в разбредании по комнатам и додрыхивании недосыпленного сна.
Опять гонг. Зал.
Его можно разглядывать бесконечно. Большой светлый, в виде отдельного здания, но бесконечно сыро и холодно, возможно из-за того, что крыша протекает, а толстые бетонные стены всегда мокрые насквозь. Прохладно настолько, что даже когда на улице 30, в самом зале люди сидят укутанные в накидки и одеяла. Нормально, естественный такой кондишн.
Помощник учителя включает магнитофон. На заметку: все инструкции идут в записи. Учитель выполняет пока что только роль диджея - вовремя включить, вовремя выключить.
Низким протяжным басом Гоенка в очередной раз повторяет эту незамутненную инструкцию, которую я, вообщем-то, и в прошлый раз еще запомнил, слушать повторно немного утомительно.
Час снова наблюдаем дыхание. Перерыв 5 минут.
Еще час я пялюсь внутренним взором на кончик носа, постепенно понимая, что я где-то не там оказался.
Еще час, начинаю потихоньку беситься.
Ура, гонг, обед.
Суп. Очень вкусный, что радует, и чуток компенсируют мое неприятие этих тупых и бесполезнейших сидений. Второе. Чай.
Остался час отдыха, прошедший за осматриванием территории. Очень смешит веровочка с надписью "Женщины", за которой собственно начинается запретная территория противоположно-прекрасного пола. Ходим кругами. Оказалось, что можно просто лежать и смотреть в небо. Успокаивает.
Гонг. Все в зал. Полтора часа самостоятельной медитации на дыхании. Потом приходит учитель, и тогда это именуется уже Общей медитацией, а по сути ничем вроде не отличается. Еще полтора часа самостоятельной медитации.
Еле сдерживаю ярость. Я не могу 4 часа подряд смотреть на кончик носа! Я схожу с ума! Мне хочется двигаться! Хочется заняться чем-то интересным и полезным. Я уже убил 9 часов своей жизни на это дыхание, а результатов кроме злости нет никаких. Это безумие. Любая другая техника кажется во сто крат эффективней.
Гонг. Ура! Пулей вылетаю из зала.
Полдник - яблоко и чай.
Сижу на стуле, поглядываю кто что делает. Ничего интресного. Все также сидят и смотрят или в небо, или на противоположную территорию.
О, как же незаметно проходит этот час чаепития! И как бесконечно долго длится час медитации!!!
О, нет! Снова гонг.
Снова щелчок магнитофона, те же инструкции наблюдать свое дыхание со всей внимательностью какой возможно. Оцениваю это как скрытое издевательство. Куда уж там наблюдать, за 10 часов отсидел уже себе ноги и вообще однообразие утомляет.
Наконец-то, наконец-то гонг! Начинается лекция. Ну хоть какое-то разнообразие.
Тоже с магнитофона.
Ничего особо нового, непонятно как это связывается с этими посиделками, ну да ладно.
Сказали что самые сложные дни - второй и шестой. Ну посмотрим. Разве что-то может быть сложнее этого дня? Выдержу ли? и главное ради чего? Стоит ли этого мое любопытство и исследовательский интерес?
Еще час медитации! Во время которого уже подумываю, что а не пора ли вообщем прекратить это бесмыссленное время препровождение. В принципе, уехать можно свободно, никто не мешает, разве что обещание Учителю 10 дней не уезжать, а ведь об этом переспрашивали не один раз, дааа, не зря.
Но уезжать особо некуда, отпуск я спланировал так, что вернувшись домой, чем занятся оставшиеся две недели в душной москве я не придумаю, а покупать куда-то билеты уже поздно. Поэтому остаюсь. Да и хотел ведь узнать на собственном опыте. Да и когда еще выделю две недели отпуска на такое дурацкое занятие. Остаюсь.
Гонг, отбой. Долго ворочаюсь, не спиться.
День второй
Гонг не умолим. Четыре часа утра. Подъем.
Два часа самостотельной медитации в зале. Тот же нос, тот же безумный скачущий, скучающий ум.
Захватил одеяло, стало теплее. Утром вообще медитировать проще, мозг сонный, вроде спишь, а вроде и дыхание наблюдаешь.
С тем, что суть моего занятия от меня ускользает я уже почти смирился. Раз надо, будем наблюдать это чертово дыхание. Пусть и бессмысленно. Да и рано еще судить. День-то только второй.
Гонг, завтрак. Остаток времени - кровать и сладкие сны. Прерываются в неподходящий момент. Гонг!
Общая медитация.
Рядом кто-то чихает, кто-то сморкается, кто-то ерзает. Как же это начинает разражать.
Но что начнется после полудня! Когда уже полностью выспишься и сидеть на одном месте становится все тяжелее.
А вообщем день прошел легче, чем предыдущий. Потихоньку привыкаю. Сижу втыкаю дыхание, о чем-то думаю. То думаю, то не думаю, уже даже не знаю, когда думаю, а когда не думаю.
Желание уехать почти пропало. Особенно когда вспоминаю, что такую вкусную еду на курсе нам готовят т.н. служащие - старые участники, которые решили безвозмезно помочь нам во время практики. Задумываюсь, что если эти люди так отдают свое время, значит уж точно что-то нашли для себя. Становится интересно и любопытно что именно. Решаю узнать что.
День третий
Подъем. Два часа медитации. Уже не смешно.
Начинается тихая истерика. Куда выплеснуть свою энергию не знаю. Общаться нельзя. Контактировать нельзя. Шуметь нельзя. Заниматься спортом, йогой нельзя. Зато можно сидеть. Много сидеть. Сидеть и сходить с ума. Притащил еще одну подушку под ноги. Сиддхасана становится все более предпочтительней. Но более 10мин в одной позе не усидишь. А проще всего положить голову на колени и подремать. Периодически просыпаясь поглядывая на дыхание. Дышу там еще или нет. Ритм дыхания уже установился в мозгу жестко и прочно, как арматура в железобетоне.
Под вечер становится интересней. Оказывается, то дыхание не такое однообразное, если быть предельно внимательным. Оно очень разное. Здесь сильнее там слабее. Утром проходит чуть больше через одну ноздрю, а вечером через другую. Ощущения тепла, холода, совсем как не равномерно распределяются, кое-где покалывания.
Оказывается-то - такой маленький участок, и такой большой простор для исследования, чуть ли не бесконечный. Скука исчезла. Вовсю исследую тонкости дыхания.
Засыпаю довольный, радостный своему открытию.
День четвертый
Протекли 4 из шести туалетов. (на 25 мужчин).
Но это как-то не сильно беспокоит. Ну протекли и что. Два же работают. Хоть и очереди.
а после двеннадцати часов ежедневного сидения, стояние в очереди десять минут - воспринимается абсолютно как незаметное мгновение. Из лекций узнал (вспомнил) термин Аничча, что переводится "ничего, и это пройдёт". Воистину! Аничча! Чего беспокоиться.
Сегодня нам еще со вчера обещали дать технику Випассаны. Так долго ее ждал. Наконец-то будет что-то супер-новое, а то периодически кажется, что дыхание все же однообразно наблюдать.
И вот, после обеда, два часа, учитель объясняет технику! Ура!
Но, о, ужас, как занудно. Как однообразно. Сто раз повторяя одно и то же слово. Чего-то у них с записями не то. Или это специально? Начинаю потихоньку шуметь. Ведь так долго ожидаемая техника оказалась такой же скучной. Нужно всего лишь пробегать внутренним взором свое тело с макушки до кончиков ног, часть за частью, отслеживая и замечая ощущения.
Перерыв.
А теперь вводят новое правило - Адхиттана, или в переводе Медитация твердого намерения.
Это когда нужно сидеть непрерывно час не меняя позу, выполняя технику Випассаны.
Сижу десять минут, двадцать, ноги начинают болеть, еще пять минут, начинает болеть спина и грудь. Ну нафиг, мазохизм какой-то. Бесстыдно меняю позу. Всё достало. Еще раз меняю, еще, еще...
Если раньше было просто скучно, то теперь еще и очень больно.
Недоволен, жду полдника. Груша, каркаде. Радует.
Из лекций потихоньку узнаю, что сложно не только мне:) А также что я такого делаю и зачем. В чем суть випассаны.
Оказывается мы учимся уравновешивать свой ум.
Оказывается, что согласно буддийским возрениям - весь мир наполнен страданиями, и есть лишь один способ их полностью избежать - сделать свой ум уравновешенным, престать испытывать влечение к тому приятному, что ощущают наши органы чувств, а также отвращение к неприятным ощущениям. Что нужно понимать основной закон вселенной - простой и "несектанский" :)) - Все в мире меняется!. Anything is changing. Аничча, другими словами.
Т.е. если мы испытываем к чему-то страсть, а объект меняется, то мы начинаем испытывать страдание, так как наша страсть остается неудовлетворенной. И ведь правда, вон например страстная любовь во всех песнях граничит со страданием :)
А если мы к чему-то испытываем отвращение, то тем самым сразу приносим себе страдание, т.к. теряем равновесие ума, и начинаем испытывать неприятные переживания значительно дольше, чем они могли бы длиться по факту. Например, вам наступили на ногу - это одна секунда неприятных ощущений. Но если вы разозлитесь, да еще выскажитесь, да еще накопите в себе возмущение - вы будете страдать не одну секунду, а минут пять, десять, а некоторые так вообще еще неделю будут вспоминать этот случай и испытывать разные негативные ощущения раздражения ненависти злости, делая хуже от этого кому? только себе, ведь того объекта уже давно нет.
Еще из лекций узнаю, о понятии Санкары - мышечного телесного блока. Когда в теле запечатлеваются пережитые негативные эмоции в виде микроперенапряжений. Но так как тело мы свое полностью редко осознаем (полностью, это вплоть до малейшего ощущения от каждого участочка телесной оболочечки), то эти Санкары неосознаваемым образом влияют на наше обыденное поведение.
Вообщем верно, очень даже согласуется с современными западными воззрениями в психологии:)
День пятый
В Адхиттане сидеть невыносимо больно.
Это в теории все хорошо, но как же на практике?
Первые полчаса еще ничего, но к сорока минутам боль нарастает, и дальше начинаются адские муки.
Удивляюсь, что я сижу и терплю. Но не двигаться не получается, наклоняюсь, сжимаю кулаки. У меня будет наверное теперь железное терпение! Но какой извращенной ценой.
Адхиттана три раза в день по часу. Остальное время позу можно менять, что я с удовольствием и делаю. Ноги то впереди, то под себя, то сбоку, то еще как-то...
Нашел способ хоть как-то вытерпеть час - если войти в боль, напрячься, а потом расслаблять ее, но все равно, очень очень сложно.
Поговорил с учителем. Он сказал что я делаю неправильно. Что не нужно бороться с болью, это не эта техника, бороться неэффективно. Ведь борясь с болью я поддерживаю к ней отвращение, а значит испытываю и переживаю боль значительно дольше, чем она длиться по факту, а возможно и придумываю боль, и т.п. Цель ведь техники проста - не подавить ощущения, а, наоборот, добиться уравновешенности ума, когда ощущаешь только то, что есть, а не то, то напридумывал ум.
Вообщем больно. Видно выходят санкары. Но пока в это вериться слабо. Пока просто больно.
Я уже напридумывал себе кучу объяснений - затекают ноги, лежат неудобно, в груди видно травма была в детстве и т.п. т.п.
Очередная Адхиттана, очередной накат боли, и тут я решаю, что не буду ничего придумывать, а буду делать как рекомендует техника. Я говорю себе, так, ладно, больно, да, но это всего лишь боль, она не вечна, подумаешь боль, стоит ли ради нее так напрягать всё тело, так сбивать свое дыхание. Я расслабился с выдохом и просто продолжил перемещать внимание участок за участком по телу, стараясь ничего не упустить, получить ощущения от каждого кусочка тела.
Да боль есть, но она не имеет права отвлекать меня от моей работы, я ведь прохожу все участки тела, вот когда дойду до болезненного, то и буду его ощущать, а сейчас я поочереди ощущаю все остальные...
Самовнушение? Отчасти.
Но как только я перестал зацикливаться на боли, и бесконечно повторять про себя "аа, мне все надоело, у меня все болит, когда же это кончится, сколько там осталось времени" и проч. боль стала интересным образом преображаться. Она перестала окупировать все мое тело. При внимательном исследовании, она стала довольно четко локализоваться в теле, и даже перемещаться, а потом и вовсе растворилась. Ушла! Вся! О, как я был счастлив! Я просидел до конца часа совершенно неподвижно! Это импоссибль! А потом, продолжая перемещать внимание по телу, заметил очень легие струящиеся ощущения, высокие приятные вибрации, как снег и электрические искорки, освежающие.
Этого бы в жизть не получилось, терпи я боль. Техника работает, надо попробовать не отклоняться и дальше.
Сказал себе, что наверное какую-то Санкару все таки проработал.
День шестой
Нет, шестой день не был для меня слишком сложным. Никакого желания уезжать уже не было.
Я с интересом работал, пермещая последовательно фокус внимания по телу.
Наблюдая и отрабатывая не борьбу с болью, а уравновешенность ума и осознование, что всё в мире - Аничча. Всё пройдет.
Из лекций узнал о трех составляющих этой техники - Шиле (этический кодекс), Самади (концентрация) и Паньи (мудрость). И как они друг друга поддерживают.
Что например Панья - это осознование основного закона Аничча, и умение воспринимать все уравновешенно, не переживать влечений и не испытывать отвращений, воспринимать вещи, как они есть.
Так Шила поддерживат Самади и Панью - ведь если не будет соблюдаться этика (не причиняй вреда живым существам, не укради, не лги и проч.) то ум будет пребывать в состоянии страсти или отвращения, значит он не сможет сконцентрироваться, а значит не сможет и быть уравновешенным и воспринимать вещи как они есть.
Умение управлять умом (Самади) - позволяет лучше соблюдать Шилу, и ясно осозновать Панью.
Панья - уравновешенность ума и осознание закона непостоянства - поддерживает Шилу, мудрость предотвращает неправильные действия, и усмиряет ум.
Конечно, как человек критичного склада ума, не мог не поспорить о том, что так или иначе мы всегда причиням вред живым существам, да и что такое вообще живые существа? На лекции задал провокационный вопрос учителю "вот все мы повторяем в конце каждой медитации слова Бхаватам Саве Мангалам. Саду, Саду, Саду. которые означают - да будут все существа счастливы. да будет так, но в то же время как вы относитесь к комарам? они тоже должны быть счаствливы? это выше моих сил :))". Внятного ответа конечно не было. Да и у меня потом пропало желание заниматься теологическими спорами, их можно в своем уме вести вечно и на любую тему, меня же больше интересовала практика, и то, какие она даст результаты.
А вот при двенадцати часовой практике можно достаточно внятно эти законы о Шиле, Самади и Панье проверить, не вдаваясь в их обсуждение.
И о да, мой опыт однозначно говорил, что стоило моему уму хоть немного нарушить что нибудь одно, это влекло за собой почти неминуемое нарушение чего то еще. Например испытывая страсть к перерыву или обеду или еще к чему (кому) нибудь - сконцентрироваться (Самади) в медитации практически невозможно. А если невозможно сконцентрироваться, то Адхиттану не высидеть, т.к. боли становятся непреодолимыми, если же не сидеть Адхитанну, нарушается и Панья - теряется навык находится в уравновешенном состоянии ума. И дальше по кругу - Сансара в этой жизни.
День седьмой
О как же вылазиют эти Самкары!
Сколько же блоков в теле!
Стоит в одной медитации уйти, в следующей, или через одну начинается в другом месте.
Самое непонятное для меня было - это что Самкары не прорабатываются как отдельные жизненные ситуации, т.е. никогда мне точно не известно было что конкретно прорабатывалось. Просто появлялись внезапно боли, разной окраски в разных местах, а потом также внезапно полностью или частично уходили.
Потом уже, на десятый день, у старых студентов узнал, у кого как выходили Самкары раньше, например у кого-то временно могла отняться рука, или перекосить тело, или еще чего... Понял, что мне еще легко пока что.
Где-то в этот же день начали практиковать т.н. FreeFlow, т.е. Свободный Поток.
Точнее его специально и не практикуют. Просто так получается, что если в медитации проработать текущие грубые ощущения, Самкары, то тело начинает растворятся и по нему начинает струится сквозной легкий искрящийся поток чего-то воздушного. Ощущения незабываемые - очень возвышенные и гармоничные. Но для этого необходимо конечно иметь очень уравновешенный и спокойный подвласный ум (т.е. развитое Самади).
А у меня ум колебался, ох, как колебался, стоило мне в перерыве, например, на кого нибудь разозлиться, или о чем-нибудь сильно увлеченно помечтать.
Но как только удавалось сохранить ум уравновешенным практика шла значительно более быстрыми темпами. Жаль что я так поздно это понял :)
Да даже то что понял, не сильно меняет дело. Ведь Самкары работают автоматически, и эти мысли, эмоции, выбивающие ум, появляются тоже автоматически. Но можно было конечно осознавать и получше.
Следующим этапом в технике являлось переживание практикующим состояния Банго - когда тело полностью превращается в поток этих вибраций и растворяется на уровне ощущений, здесь происходит постижение особенно тонких слоев бытия. Но я до этого уровня не дошел))) Пока что только ФриФлоу, да и то не всегда и не везде. Банго это уже совсем серьезная практика, хотя и первые шаги, конечно, простыми не назовешь.
День восьмой
На длительной медитации решил сам себе устроить Адхиттану и сидеть не просто час, а подольше, поисследовать, посмотреть как получиться и что может получиться.
Вовсю применяя технику уравновешивания ума, начал очень спокойно и уравновешенно, не стремясь и не вовлекаясь, не испытывая отвращения и влечения. Тщательно отслеживая возникающие мысли, свое отношение. Аничча. Аничча. Аничча.
Полтора часа не двигаясь! Потом поменял ноги и еще два с половиной часа не меняя позы!
Не то чтобы болей совсем-совсем не было. Самкары проявлялись, но прорабатываясь уходили, спокойно уходили. Аничча. Потом могли приходить другие. Была просто спокойная уравновешенная работа над собой. Абсолютно и совершенно не сравнимая с моими первыми попытками в Адхиттане, когда было ощущение пытки.
А больше всего меня удивило то, что хоть я и ожидал, что от такого долгого сидения, да еще и с периодическими болями, сведет ноги, нарушится там кровообращение или еще чего, синяки будут.
А оказалось, что если просто правильно выполнять технику, спокойно, уравновешенно, то встав спустя эти три с половиной часа, я пошел совершенно нормально, и в теле было полностью ок, и было просто легко и хорошо. Я еще раз убедился в том, что все в мозгах, и при правильной практике результаты очень любопытные.
Совершенно смешная синхрония случилась в этот раз, когда я уже собирался завершать свою Адхиттану.
Перематывая кассету, чтобы дать нам прослушать очередное наставление, Помощник учителя нажал Play, но вместо привычного начала голос Гоенки возвестил о завершении занятия. Народ слегка улыбнулся. Помощник пощелкал клавишами, перемотал чуть кассету, включил, но теперь уже голос переводчика сказал "теперь можете идти отдыхать, теперь можете идти отдыхать". Количество улыбок увеличилось. После очередной перемотки, в попытках отыскать начало наставлений, голос Гоенки, конечно же снова пожелал всем приятного отдыха. Тут уже смех было не остановить.
День девятый
Осознал, что Самкар у меня много, очень много, очень очень много, за десять дней полный анрил их проработать, слишком мало времени.
Начали проработку последней техники - Метта-Бхаваны.
О, это отдельная тема. О ней пока только пару слов. Т.к. я ее не очень проработал. Не готов был. Но интерсено очень, большое поле для исследования.
Практика Метта-Бхаваны полностью противоположна двум предыдущим - Анапане и Випассане. Т.к. последние работают исключительно в границах вашего одного тела. А Метта-Бхавана выходит за пределы индивидуального тела и работает уже с коллективом людей.
В данном случае она заключалась, казалось бы в простом посылании пожелания всем живым существам - разделить мой мир, покой, мою радость и гармонию.
Но самое интересное, что это больше чем просто пожелание.
Это совершенно ощутимая и совершенно энергетическая штуковина. Хотя на випассане очень и не любят слова типа "энергия".
Метта-Бхавану всегда практикуют в завершении длительной медитации, когда достигнуто состояние покоя, гармонии, уравновешенности. Если в конце медитации состояние не достигнуто и остались текущие не проработанные санкары - рекомендуется немного отдохнуть.
В первую практику Метта-Бхаваны у меня было мягко скажем не позитивное состояние, вылезли какие-то старые переживания, и я был просто зол, очень зол :) и раздражен
но! остальные-то начали ее практиковать, и тут прямо на моих глазах, моя злость стала куда-то таять, я был в шоке, просто таять и исчезать, я чувствовал вполне определенные ощущения света и гармонии сначала в области груди, а потом и дальше в теле.
из исследовательского интереса, я попробовал сопротивляться и пытаться удержать состояние злости, но это удалось очень плохо, полностью не ушла, но процентов на 80% была снижена.
(конечно можно попробовать объяснить это с той или иной другой техники, другой позиции, традиции, какого-нибудь гипноза, цигуна, дэир, нлп и проч. но я сознательно отказался на время практики от других точек зрения, чтобы не смешивать, всегда интересно исследовать и получать технику в чистоте, не подгоняя ее под свои старые убеждения - только так можно открыть не то, что и так известно, а что-то новое)
День десятый
Пол дня обычное расписание. Пол дня - упрощенное, т.е всего всего три-четыре общих медитации.
Сняли запрет на разговоры и убрали сегрегацию полов. Разговаривать было непривычно, но интересно)
Я думал, что не буду общаться, так как что обсуждать-то? и так все ясно. Оказалось нашлось что)
А еще взял поиграться Cannon350D и пока не заполнил флешку фотками не успокоился)
Ну и мое буйство не замедлило сказаться на медитации. Что ни говори, а страсть к фотографированию - такая же страсть, так же выбивающая ум из равновесия, нарушая Самади, а следовательно и Панью. Вообщем поглючило меня на медитации.
Но и вопросов всплыло много. На некоторые нашел ответ, на некоторые еще не успел.
Но то, что этот метод, метод работающий (при должной практике:) я теперь уверен.
Правда десять дней это лишь первые шаги, шаги младенца, предстоит, как и предлагал Учитель, по возвращении взвесить, как полученная техника согласуется с другими ценностями, с жизнью и решить, практиковать ли ее сейчас дальше и нет.
День одиннадцатый
Заключительная лекция утром. Медитация. Плавное возвращение в мир.
Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм
@my_dhamma -
t.me/my_dhammaТам переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.
История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года) Ретрит по Випассане (весна 2008 года) Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки Ретрит по Випассане (лето 2011 года) Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty) Ретрит по Випассане (осень 2014 года) Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (осень 2015 года) Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курсДомашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты