Посиделки c 28-Aug-2012 до 8-Sep-2012 (учитель Росс, из Новой Зеландии вроде)
Служение (манагером) с 12-Sep-2012 по 23-Sep-2012 (учитель Йорген).
Итого: 7 десятидневок, 1 сатипатана, 3 служений.
Читал дневники Толстого, снова показалось важным записывать впечатления, так что - "упэрэд".
Первые посиделки ознаменовались небывалой интенсивностью.
Помниться прошлым годом в Дуллабхе я еле-еле смог высидеть очередную десятидневку, и только в этот раз я понял почему. Ответ кроется в силе атмосферы постоянного центра. Она очень строгая, и работа идет крайне интенсивная. Никогда не мог предположить, что постоянный центр будет так сильно отличаться от съемных лагерей по ощущения, обстановке, концентрации.
Но это так, если я дома мог отсидеть несколько часов не меняя позы, без какого-либо беспокойства или сложностей, то приезжая в постоянный центр, я, как правило, не могу отсидеть и получаса без движения. В прошлом году это меня просто выбило из колеи, типа, как же так, я, отсидевший ежедневно дома по нескольку часов больше года, на курсе не могу и часа высидеть без движения, я не мог с этим смириться, это меня раздражало, а следовательно ум не мог успокоиться, и все другие медитации я так же не мог высидеть "анисколечки".
В этом году я заранее знал, что сидеть, видно, будет крайне сложно, и уже не ожидал от себя каких-либо многочасовых "подвигов". Разумеется, ум от этого был сильно спокойнее, и следовательно я прекрасно отсидел свои желаемые многочасовые медитации.
В первый же день отсидел анапану непрерывно в течении 4,5 часов. Удивительно, но и при практике анапаны, некоторые санскары прекрасно проявлялись, интенсифицировались и уходили. По результатам дня было ощущение, что я УЖЕ отсидел десять дней, настолько было легко, свежо и чисто.
Последующие дни в деталях уже не помню, но стартовый задел был так силен, что более пары часов уже не мог высидеть, однако каждый вечер перед сном было необыкновенное ощущение, каждый день мне казалось, что я ЕЩЕ ОДНУ десяточку отсидел.
На какой-то день я вдруг понял, что гоняться за многочасовыми медитациями смысла нет, сначала нужно максимально
сфокусироваться на их качестве, а именно: 1) работа с внутренним диалогом, удлинять и удлинять промежутки чистого наблюдения, без мыслей и размышлений; 2) работа с телом, как говорит Гоенка в лекциях "для строго сосредоточения ума, нужно и строгое положение тела", поэтому максимально сосредоточиться на том, чтобы не было "ANY MOVEMENTS OF THE BODY", то есть никаких, даже самых минимальных движений тела, а не так, как я раньше только сохранял положение рук и ног, а вот наклоняться, даже в стороны, в сложные моменты себе позволял; нет, для серьезной практики это не допустимо; чем сложнее сидеть, тем меньше должно быть движений, каждое движение в этом случае - это реакция, а она лишь закрепляет боль, санскару, или что там вообще выходит; да и вообще пришло понимание, что боль возникает, именно когда реагируешь, если же с совершенно уравновешенным умом и строго неподвижным телом просто наблюдаешь - то ощущения боли уже как такового нет.
Еще в первый день вдруг не смог поворачивать шею, если бы на этом зациклился, то по опыту предыдущих курсов, промаялся бы с этим до конца сезона, а так, прошло быстро и не заметно даже когда.
На втором курсе из занятных санскар - это вдруг отрубившиеся ноги, я стал сильно хромать, еле ходил, но довольно быстро я это отнаблюдал, и оно ушло.
Ключевым и поворотным моментом в практике стал момент, когда во время перерыва один видно, новый, студент, но, по ощущениям от него, хорошо практикующий, подошел к Россу и спросил, что делать, у него со вчерашнего дня вылезла боль (в спине, или ногах) и до сих пор не прошла, нормально или это. Росс ответил, что все прекрасно, продолжай наблюдать, и ГЛАВНОЕ НЕ ПЫТАЙСЯ ОТ НЕЕ ИЗБАВИТЬСЯ.
Меня просто осенило после этого. Эта была та мелочь, которой мне не хватало, для качественного изменения своей практики.
Я пересмотрел свою работу, и правда, когда возникало какое-то тяжелое ощущение, то как бы я его не наблюдал, я почти всегда ощущал желание от него избавиться, то есть подспудно держал непринятие его, и работа из-за этого сильно стопорилась, а часто, прямо говоря, разваливалась. После же переосознания и изменения практики - я почувствовал, что просто перешел на другой уровень (к слову, более смекалистые это понимают значительно раньше, многие и на первом своем курсе, но это уже каждому свое, _через себя не перепрыгнешь_).
К слову, фраза "через себя не перепрыгнешь" стала лейбмотивом моей практики на этом курсе. Только на нем я осознал, что бессмысленно ожидать после курса решение всех проблем, или достижения какого-то определенного уровня очистки. Это бессмысленно, так как идти приходится "маленькими шажочками", keep walkinkg. Шаг за шагом, шаг за шагом, и ровно на сколько я смогу выложиться за эти десять дней - на столько я и выложусь, и ни капельки больше. Это осознание принесло мне покой и удовлетворенность результатами. Я понял, что я отсидел так, как отсидел, и уже больше не закончу свой обзор, как все предыдущие словами "эх, не хватило мне еще несколько дней, недель, месяцев". Хватило, и хватило на столько на сколько было нужно. И не закончу обзор словами "я еще не до конца понял практику", я ее понял, полностью и ровно настолько, насколько смог понять на текущий момент.
Впервые на этом курсе удалось достичь весьма длительного (для меня, по внутренним ощущениям) прекращения внутреннего диалога. Я понял две вещи.
Первое - что отстутсвие внутреннего диалога никак не связано с просветлением, сверхмагией и т.п., также как молоток напрямую мало связан с уже построенным домом. Прекращение внутреннего диалога лишь позволяет улучшить практику, но сам по себе - он просто лежачий на полке инструмент, и просто отключив мысли - особых результатов не добьешься.
Второе - это прекрасное ощущение свежести, я вдруг ощутил себя, что я наконец-то просто существую, это ощущение уровня "Аааааа, вот это да, блин, ну и круто же, офигеть, все равно, что включить дворники у машины в проливной дождь". То есть само по себе отключение мыслей никаких ощущений не приносит, но осознание, что теперь ты функционируешь в другом режиме, более быстром, более четком, более прозрачном - приносит радость. Я осознал, что впервые _слушал_ лекции. Не комментировал услышанное, не обсуждал про себя, не улетал после каждой фразы в свои представления, не воображал и т.п. - я просто воспринимал то, что говорилось. Это необыкновенно, я вдруг понял, что может это чуть ли не первый раз в жизни, когда я действительно слушал другого человека хоть сколько-то длительное время. Ну и конечно я почерпнул из лекций и инструкций много нового, ага, восьмой курс, и много нового. Если бы с первого курса я просто слушал бы то, что говориться, а не трактовал, измышлял и т.п., то, наверно, мне не потребовалось бы столь длительное время для понимания столь банальных вещей. Но мы идем каждый со своей скоростью, это неизбежно.
Еще радует видеть, как другие люди растут, уже много лет я наблюдаю, как меняются люди, которые ездят на випассану, почему-то раньше я это не осознавал. Особо радует, когда я вижу, как меняются Учителя! Они развиваются на глазах!
На первом курсе этой осенью меня прибило на грибы. Наверно, если бы не они, я бы вернулся уже Буддой :) Довольно поздно я понял, что постоянный их поиск на территории центра, осматривание, обнюхивание, высушивание, весьма отвлекающая процедура. Благо, что в этом году их уродилось не просто много, а очень много, несколько полянок боровиков, целые полянки маслят и т.д. и т.п.
На втором курсе этой осенью я служил менеджером. Тогда еще подумалось, что эгоисты сначала служат курс, чтобы разогнаться, а потом курсик сидят, чтобы глубже погрузиться, а альтруисты наоборот. Так вот все оказалось не так, оказывается, только после очень качественных посидушек можно отслужить по-полной, с душой, эффективно, так, что прям каждый день радость прет от того, что делаешь. Нет, настоящие эгоисты сначала сидят, а потом служат.
Надо сказать, что из мужиков никто не свалил в этот раз. Из женщин только одна девчонка ушла. Но мне как-то еще до начала курса было понятно, что собрались люди очень серьезно работать, не знаю почему, но на них смотришь и видишь: нифига се, серьезные пацаны. И да, первый раз после курса я слышал столько восторженных отзывов, о том, что Випассана неимоверно глубокая практика, хотя и внешне простая, на курсах в арендованных лагерях мнения бывали не столь единодушны.
Четкая сегрегация полов не только у студентов, но и у служащих, не только на курсе, но и между курсами, четкие правила, ограничение какой-либо деятельности, не связанной с медитацией, постоянная непрерывная практика медитаций - это все очень помогает выстраивать и поддерживать атмосферу постоянного центра. Приезжая в Дуллабху сейчас, чувствуешь, что начинаешь практиковать уже просто заходя в ворота. Это круто. Это волшебно.
Возвращаясь к служению, таки да, в этот раз я активно поразвивал свою метту. Чувства радости, энергии постоянно вибрировали в теле, я ощущал себя этаким камертоном, направленным на студентов, помогая им сидеть на курсе. Помня, что пару лет назад, когда я служил менеджером, я так колотил в гонг, что мне потом передавали, что уши закладывало, в этот раз я придал сему действию особое значение. Во-первых утром будя студентов, и стуча в гонг, я предварительно отключал все свои мысли, во-вторых, я повторял про себя "бхавату саббе мангалам", ну и вообще настраивался на пожелание хорошей работы и счастья. К концу курса я настолько пропитался звоном гонга, что мне уже казалось, что он звенит во мне постоянно, хотелось петь, подражая его звуковым вибрациям.
Ну вот, это основное, что вспомнил.
Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм
@my_dhamma -
t.me/my_dhammaТам переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.
История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года) Ретрит по Випассане (весна 2008 года) Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки Ретрит по Випассане (лето 2011 года) Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty) Ретрит по Випассане (осень 2014 года) Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (осень 2015 года) Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курсДомашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты