Vipassana, spring 2010, 4 courses, total 43 days

May 19, 2010 00:21



Аничча. Анатта.

Випассана.
2010 год.
Март - май.

Первый курс (11 дней) служил "менеджером курса", собственно "тот парень, с гонгом".
Одновременно было два учителя - Патрик и Андрэа. Патрик работал с мужчинами, Андрэа с женщинами. Особых эксцессов не было, все прошло достаточно спокойно, но сильно. Разве что, спать ночью времени оставалось совсем мало, да и днем не поспишь, т.к. всегда что-нибудь нужно сделать. На медитациях менеджеры сидят почти на всех, ведь зал нельзя оставлять "без присмотра", вдруг что, какая помощь потребуется.
Вот здесь я первый раз хорошо осознал, какой подарок делают служащие тем, кто приехал посидеть, ведь за ними полностью ухаживают, обеспечивают, обустраивают пространство, устраняют отвлекающие факторы, лишь бы дать возможность студентам как можно более глубоко попрактиковать.
Служащие тоже практикуют, но в свою личную внутреннюю практику они не могут так полностью погрузиться, как это делают, будучи студентами. Служащие практикуют другую сторону учения - они привыкают совмещать практику и повседневную жизнь, мирские обязанности. А это оказывается иногда очень не просто. Если студенты практикуют Метту (благие пожелания) лишь в последний день курса, то служащие заняты этой практикой непрерывно - и это очень сильно. Без метты, по-большому счету, нет и випассаны. Вот, например, в случаях, когда новые студенты не выдерживают и нарушая свое обещание остаться до конца курса во чтобы-то ни стало покидают курс ранее (обычно это около 5%), их не считают сколько-нибудь ознакомившимися с техникой випассаны.

Между курсами оказался небольшой перерыв, который мы использовали, чтобы отдохнуть и съездить на полдня во Владимир. (Лагерь снимали во Владимирской области).
Смотреть на людей было любопытно, после непрерывных полутора недель практики сосредоточения по 11 часов, ощущение, что взгляд превращается в рентген, настолько он становится уравновешенным и спокойным. Чужие заморочки начинаешь видеть, как на ладони, и, наверное, первый раз случилось так, что к чужим проблемам и тараканам я вместо раздражения почувствовал сострадание. Удивительный опыт, удивительный.
Но, конечно, что такое десять-одиннадцать дней? Вспышка, отблеск. Нужно дальше.



Второй курс (11 дней) я сидел привычным образом, как старый студент.
Было очень тяжело первое время. Ибо всегда после периодов спокойствия в практике начинают подниматься все более глубокие слои санскар (негативностей, автоматических реакций ума). И когда они проявляются, набирают силу, то штормит, сильно. Но затем, при правильной практике (см. первый отчет) и должном отношении, они теряют свою силу и уходят, уходят. Когда эта часть санскар искореняется и исчезает, возникает непередаваемое чувство радости и легкости, как будто тяжесть, которую так долго носил с собой по-жизни, растворилась.
Как правило после глубокой проработки уходят неприятные ощущения в теле, и можно часами сидеть с прямой спиной не шелохнувшись, практикуя дальше.
Но иногда затрагиваются такие слои, которые не уходят так быстро, они могут держаться всю медитацию. И следующую медитацию. И следующую. И все последующие в этот день. И все медитации в следующий день. И так далее. Но - аничча. Правильное отношение к технике, уравновешенный ум, и всё, рано или поздно, меняется. Уходят и они.
Вообще санскары, т.е. негативности, обусловленности, и вообще все то, что в обычной жизни, а если вы за собой наблюдаете, то понимаете, о чем я говорю, причиняет нам страдания, выходят и прорабатываются двумя основными способами.
Первый - это просто боль в теле, в каком-то определенном месте, или просто неприятные, раздражающие ощущения. Т.е. нет четкого понимания, в чем проблема. При правильной практике - они уходят.
Второй - на ровном уравновешенном фоне вдруг возникает резкий эмоциональный всплеск. По этому поводу Гоенка много говорит в вечерних лекциях, пользительно послушать. Совершенно поразительно наблюдать этот процесс, вскрытия абсцесса на уровне ума. При должном уровне осознавания, удается уравновешенно воспринимать, как этот абсцесс возникает, как он вскрывается, и как он уходит и исчезает. Сильные переживания. И небывалая легкость после.
Конечно, если "временно сдаться" и в действительно сложный момент выйти из зала, например, и пойти на природу смотреть, "дать слабину" - то, тоже, может возникнуть состояние похожее на легкость, но это скорее "облегчение", поверхностное. И при должном уровне практики это очевидно, это облегчение настолько прозрачно поверхностное, насколько отточенным умом видишь, что загрязнение-то, которое вылезло и прорабатывалось, никуда не делось. И насколько противоположно глубоким ощущается момент, когда негативность полностью проработалась и санскара исчезла - истинная радость, истинная легкость.

Происходит "лечение" и очищение от того, что уже накоплено, и это очень важно. Но как вы понимаете, важно не только очищать те санскары, негативности, которые успели накопить к своим годам, но и не порождать, по-возможности, новых. А это уже возможно только при переносе практики Випассаны (Сатипаттханы) в повседневную жизнь. А это особенно сложно, ведь в повседневной жизни рядом нет Учителей, единомышленников (Сангхи) и столь насыщенного тишиной и вибрациями практики места.

Почему-то именно к концу десятидневки меня начинало штормить особенно сильно, но в этом ретрите, я уже чаще осознавал, что конкретно прорабатываю в своей жизни.

На третьем курсе служил "разнорабочим". Мыл туалеты, работал за ноутом, на кухне, помогал Учителю, вел финансовую часть курса.
Вообще голодать на курсе не рекомендуют, но организм как-то сам собой вышел на 5-и дневное голодание. Он бы и дальше оставался без пищи легко и непринужденно, но переключение обязанностей на социальные (общение с внешней средой) потребовал более грубой энергетики, и я легко вышел в момент, когда решил, что нужно принять пищу. Рис с гхи, о да, это здорово. Интересным эффектом после стало то, что после выхода рисом, далее почти полностью перешел на сыроедческую диету + рис, организм просто не хотел даже нюхать варенную пищу, она ощущалась как бы "пустой", "выпотрошенной". В то время как сырая пища просто блистала насыщенностью.
Вообще оказалось, что на курсе очень много сыроедов, для них даже всегда готовили отдельный сыроедческий стол. А так же много тех, кто ранее занимался активным голоданием: 10, 20, 30, 60 дней. Это я уже позже узнал, удивился.
Основные же "открытия" 3-го курса были связаны с применением випассаны в социальной жизни. Те моменты, которые в обычной жизни просто не хватает времени осознавать.

Четвертый курс был Сатипаттхана. Это углубленный курс для старых студентов. Распорядок дня идентичен обычному 10-и дневному курсу, но вечерние лекции другие. В них Гоенка рассматривает Маха Сатипаттхана-сутту ("Большая беседа о развитии осознанности" прочитанная Готамой Буддой около 2500 лет назад, часть Типитаки). Что позволяет сопоставить свою практику Випассаны и слова Будды.
Это был первый курс Сатипаттханы в России. Он же оказался самым большим курсом Сатипаттханы в Европе. Мощный, сильный, сложный. Вот представьте себе зал где-то на 150 студентов, где нет ни одного нового студента. Все старые, прошедние много курсов, и давно практикующие, точно знающие, зачем они сюда пришли. Даже в инструкциях Гоенка не вводил такое понятие как аддитану (сидение в течении часа неподвижно), так как и так, весь зал сидел практически все медитации как влитой с прямыми спинами, почти в полной тишине. Вибрации от практики разве что здание не раскачивали.

Много чего я пробовал практиковать в свое время. Но всегда на фоне у меня были опасения, что эти непонятные мне инструкции, требование что-то воображать, визуализировать, читать, петь, поклоняться и т.п. могут как-то повлиять на то, что я называл "своей сутью" и могут сбить меня с того, что я называл "своим путем".
И вот, пожалуй, я был просто поражен техникой випассаны, где все прозрачно, где не требуется выполнять замутненные инструкции. Все ясно и четко: соблюдай моральные нормы (шила), оттачивай и уравновешивай ум, наблюдая свое же дыхание (самадхи), наблюдай ощущения в своем же теле отточенным и уравновешенным умом, искореняя загрязнения, наблюдая реальность такой, какова она есть (панья), делись с другими своим покоем, гармонией, счастьем (метта) - и всё.

Много чего еще можно рассказать, но не нужно. Чужие описания никогда не заменят свой опыт. Только практика.

Теперь нужен 30-и дневный непрерывный курс. Я спросил у Йоргена, насколько длительный курс сложнее или глубже, чем обычный 10-и дневный или несколько десятидневных подряд. Он сказал, что категорически разные вещи, и глубина проработки несопоставима. О да, куда прорабатывать я не просто вижу, я полон этим осознаванием от ворсинок на коже до костного мозга. Аничча. Анатта.

Metta.



P.S. Запись на курсы для женщин начинается за несколько месяцев, и уже через 15 минут с начала регистрации она закрывается, т.к. количество желающих сильно превышает возможности съемного лагеря. Запись на курсы мужчин закрывается несколько позже, но тоже достаточно быстро.

Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм @my_dhamma - t.me/my_dhamma
Там переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.

История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года)
Ретрит по Випассане (весна 2008 года)
Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения
Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки
Ретрит по Випассане (лето 2011 года)
Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение
Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty)
Ретрит по Випассане (осень 2014 года)
Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (осень 2015 года)
Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курс
Домашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты


Previous post Next post
Up