(Итого: 1 двадцатка, 9 десяток, 2 сатипатаны, 3 служения)
Время проведения: с 30 августа по 10 сентября 2015.
Дуллабха, Йорген.
После двадцадки, даже спустя год, десятка кажется каким-то сущим детским лепетом. Даже при серьезной работе. По субъективным ощущуениям разница раз в 100 где-то.
Ну то есть возращение с десятки теперь вообще не кажется каким-то событием, как будто в соседнюю комнату прогулялся. Но это в том числе и заслуга ежедневных медитаций. Они вообще очень слились с жизнью и сложно различить уже.
Кстати, прошло полгода с двадцатки, а я по прежнему прекраснейше анапаню в любой момент времени, это уже в привычку даже вошло. Ощущения анапановские наблюдаются по малейшему желанию и в любой момент, чем я постоянно и занимаюсь -- балансирует, успокаивает, одновременно и тонизирует, и сохраняет практику.
Хотя медитировал я в этот раз довольно спокойно и методично.
За редкими исключениями это было всего три-четыре медитации в день:
Двухчасовая (с 4:30 до 6:30)
Трехчасовая (с 8:00 до 11:00)
осаток дня шесть раз провел в режиме двух медитаций: четырехчасовой (с 13:00 до 17:00) и трехчасовой (с 18:00 до 21:00)
и три раза в режиме одной непрерывной восмьичасовой медитации с 13:00 до 21:00
ну и мелочи...
В этот раз келья была индивидуальной и располагалась сразу за стенкой зала для медитации. Выстроились в одну ось: келья, учитель, место в зале. Длина оси -- где-то 4 метра.
Ну учитывая, что в келье я медитировал только первую утреннюю медитацию (с 4:30 до 6:30), то это не так важно, хотя обстановка более рабочая получается.
Дальше я буду часто использовать термин "Сунлун", "Сунлун-практика" и т.п. Нужно понимать, что здесь не имеется ввиду эксперимент со сменой традиции с Гоенки на Сунлуна или кого-то еще. Это не так.
Понимать это надо так: если почитать все предыдущие посты, станет понятно, что я постоянно искал способы усилить практику, меня практически всегда не удовлетворяла та скорость и глубина с которой я работаю.
В процессе этих поисков я год за годом находил для себя наиболее эффективные решения, как сделать практику медитации мощнейшей, сильнейшей, по настоящему эффективной.
(говорят, это все из-за развитой вирья-парами, ну хз)
(да, вирья -- это непреклонное усердие, а парами - наработанная склонность в прошлых жизнях. О_о кто сказал "прошлые жизни"?!)
На двадцадке особенно много таких эффективных штук для себя открыл. А в последний день двадцатки опытные товарищи рассказали, что есть и другие традиции випассаны (тхеравады) в Бирме, и назвали несколько имен.
Вернувшись домой, я полез читать про других учителей, как правило, никто не вдохновлял, было не особо интересно, все не о том. А потом я прочитал про Сунлун-саядо. И тут меня не по деццки вставило -- ведь то, что он описывает, и то, как практикует -- если не по букве, то по духу (а часто и по букве и по духу) моя выстраданная годами практика. Он озвучил многое из того, до чего я еще не дошел, но что вертелось "на языке", кристаллизовал мои находки, подтвердил мои предположения.
Я не учился у Сунлуна, я практикую в традиции Гоенки / У Ба Кхина. Но Сунлун стал учителем за которым я иду, как за Гоенкой. И так же, как я по кирпичику разобрал и разбираю для себя технику Гоенки, применяю, проверяю, то же самое теперь делаю и с Сунлун подходом. Благо это не что-то внешнее, а мои же собственные мысли, мои собственные улучшения гоенковской техники.
(Только не говорите, что улучшать Гоенку невозможно -- это не так, если вы не улучшаете технику и не адаптируете под себя, пробуя на себе, вы не занимаетесь тхеравадой вообще от слова совсем, а просто "слепо верите" и следуете ритуалам, это вредно)
Поэтому когда я говорю Сунлун здесь ниже -- я прежде всего имею ввиду именно свою практику в ее последнем варианте.
Дальше...
По прежнему искал ключики к практике.
По моему я уже писал, что перевод слова "Ум" на русский не правильно. Ведь у нас под умом понимается интеллект, а на востоке -- ум+сердце.
Поэтому, когда говорится об успокоении ума, нужно обязательно понимать, что прежде всего имеется ввиду успокоение именно сердца, лимбической системы и чего там еще у нас есть.
Работает это отлично, шикарно!
Но вот трудно объяснить и повторить, что именно-то нужно делать.
В этот раз сформулировал для себя проще: когда поднимается санкара (болезненные ощущения) нужно сверхтщательно обратить внимание на плавность своего дыхания. Обязательно заметите рывки, если боль отчетлива или даже невыносима. Дальше -- проще, нужно выровнить свое дыхание, следить за тем, чтобы оно было а_б_с_о_л_ю_т_н_о ровным. Это работает. Проверил многократно. Доволен аки слон.
Это необходимое условие проработки санкар, но не достаточное.
Еще Гоенка в лекциях говорит о двух крыльях практики: Осознание ощущений и Уравновешенность.
Выравнивание дыхания -- это к Уравновешенности ума. Но чтобы санкара выходила -- еще нужно добавить максимально полное погружение в осознавание ощущения.
Какого ощущения?
По этому вопросу есть разные точки зрения:
1. Гонковская
2. Сунлуновская
По Гоенке нужно передвигать внимание сверху вниз, часть за частью, начиная с макушки головы и до кончиков ног, в любом порядке.
По Сунлуну нужно полностью сосредоточится именно на болезненном ощущении.
Сам Сунлун приводит такую метафору работы: "Как молотком забить гвоздь в доску. Где доска -- это болезненное ощущение, гвоздь -- ваше внимание, а молоток -- ваше усердие (вирья)".
На сколько хватило времени в этот раз я пробовал постоянно оба подхода.
Подход по Сунлуну -- это мощь и неимоверная сила.
Гипер-супер-дупер, это именно так, как и надо работать. Один раз удалось очень-очень глубокие санкары таким образом отнаблюдать всего за жалкие какие-то 3 часа, из которых первый час -- раскачка, и только два -- работа.
Исходя из своего опыта, я даже не представляю какое количество десяток бы потребовалось, чтобы проработать эти санкары гоенковскими посидушками по 1 часу. Десятки, сотни, наверное.
Но и работать по Сунлун-походу сложно.
Я так еще и не отыскал все ключики этой практики. Когда-то удается -- а когда-то нет, как ни стараюсь. Ощущения меня перебарывают, чего-то не хватает, и приходится...
приходится...
менять позу, как ньюбай
нет, конечно, приходится просто переходить к гоенковской методике: часть за частью наблюдать.
Гоенковская тоже работает, это очевидно, но по текущему опыту -- как-то не так интенсивно. Пока кажется, что некоторые ощущения этим способом все-таки прячутся от наблюдения (как при смене позы или отдыхе).
Хотя отсидеть по Гоенке 8 часов -- вообще не вопрос. Но успевают выйти мало санкар. Можно отсидеть 8 часов, а потом на следующее утро опять все поднимается, мне кажется, они просто боятся великого и ужасного Гоенку!
А вот после Сунлун-подхода очистка термоядерная. Так отсидев в трехчасовке пласт, который выходил, на следующей медитации мне часа два пришлось просто тупить от релакса а если серьезно, то искать способы, как быстрее докопаться до следующего пласта.
По этому вопросу тоже есть несколько подходов:
1. Несколько лет назад я обратил внимание на странный способ халявить, который я использовал.
Я начинал, как рекомендовано с головы и шел вниманием вниз, но очень медленно. Потому как при первом проходе, пока не дошел до болезненных ощущений в ногах, все очень комфортно и мило. Постепенно время этого первого прохода у меня стало занимать до одного часа! Шок и трепет.
Поэтому с двадцатки (или с прошлой десятки) я всегда работаю начиная с самого сложного: то есть с того места, где уже проявились, или последний раз проявлялись болезненные ощущения. Обычно это направление снизу-вверх.
2. Сунлуновский подход -- интенсивная анапана. До тех пор, пока санкары не поднимутся сами. Обычно около 45 мин. Но и санкары при этом выходят -- знай наших.
Пробовал -- работает отлично. Очень восхищен. Но нужно будет пробовать и дальше, еще есть неясности.
В частности, можно вообще заменить гоенковский подход: 3,5 дня анапаны и 5,5 дня випассаны (+ 1 метта день) на рекомендуемый Сунлуном: никакого искусственного разделения, исключительно все медитации начинаются с анапаны, пока не проявятся санкары, затем переключаться на випассану, пока пласт санкар полностью не выйдет.
Еще не пробовал, но очень чувствую, что это должно быть правильно, так как мне всегда мешали эти первые 3 дня, считал их если и не потерей времени, то крайне низко эффективными.
Почему Сунлун не выделяет время чисто на анапану?
Считает, что боль -- это и есть лучший способ сосредоточится. Это естественный процесс -- она приковывает к себе внимание, и степень концентрации растет намного быстрее, чем если просто наблюдать.
И это то, что я уже несколько лет как открыл для себя (еще один ключик).
Продолжая дальше тему усиленной и непрерывной работы.
Почему по Сунлуну нужно сидеть абсолютно неподвижно. А по Гоенке можно распрямлять спину, если согнулись.
Дело в том, что с опытом я заметил, что для опытного практика простой наклон тела становится равнозначен смене позы у новичка, а выпрямление спины -- практически то же самое, что и когда новичок встает по середине практики, чтобы отдохнуть. Вот так.
Это новое наблюдение. Буду проверять.
Еще метафора мне пришла.
Наблюдение за санкарами похоже на охоту кошки на мышек. Вы должны быть столь же внимательны, тихи и незаметны, чтобы мышка осмелела и появилась, высунулась из норки.
И тогда -- цап нет, к сожалению, дальше эта метафора уже не применима.
Но применима она касательно следующего момента.
Чем больше вы практикуете -- тем более внимательными и осторожными становятся мышки.
И если в начале своей практике чтобы спугнуть мышку нужно греметь кастрюлями (поменять позу), то теперь для этого достаточно чихнуть (сделать наклон тела).
Вот так, это очень круто, это вдохновляет.
Еще мысль, точнее реальный опыт: санкары редко выходят по одной, как правило поднимается сразу какой-то пласт. Как санкара-матка, а от нее потом волнами выходят санкары-детки. И нужно иметь адскую терпеливость, чтобы разглядеть это непосредственно во время сидения.
Потому что кажется, что санкара никуда и не выходит. Появляется-исчезает-появляется-исчезает-эта-музыка-будет-вечной-если-я-продолжу-сидеть.
Но это не так, и здесь помогает именно Сунлун-подход -- когда всем вниманием наблюдаешь это неприятное ощущение. Только в этом случае мне удается быстро рассмотреть -- что это отдельные санкары, и они действительно появляются и исчезают, и объеденены общей темой, и даже общей локализацией в теле и ситуациями и ощущениями.
Тут что любопытно, весь путь Сунлуна не противоречит Гоенке ни разу. Он его только шлифует и уточнят, что мне безумно нравится.
Пример, так у Гоенки тоже предписано наблюдать болезненное ощущение со всей внимательностью и стремлением, чтобы рассечь и устранить.
Но!
Внимание!
Как вы думаете сколько на это нужно потратить время по Гоенке?
Наверно уже догадались.
Две-три минуты (если правильно помню).
О_о 2-3 минуты? You are serious?
Теперь должно стать более понятно, что я имею ввиду "шлифует". Так как у Сунлуна это время не 2-3 минуты, а 2-3 часа минимум, а по взрослому так вообще всю ночь.
А, да, еще пробовал сидеть ночью. Ну чо, хорошо.
Правда не долго -- не более двух часов. с 21:10 до 23:10.
Работает нормально, практику усиливает. Но это только пару раз попробовал -- нужно еще, уже дома, на курсе не удобно всю ночь сидеть как-бы. Спать тоже нужно-то.
Ну и последняя метафора, на сладкое.
Всю работы Випассаны (или Тхеравады, как ее называть-то теперь) можно разделись на следующие разделы:
1. Генеральная уборка
2. Быстрая уборка
3. Не мусорить!
что под этим подразумевается?
1. Генеральная уборка
Это то, что вы делаете, приезжая на курсы, желательно длительные курсы.
Вы проводите генеральную уборку накопленных загрязнений в своем уме-сердце.
Это полезно, хорошо, но очевидно, что не достаточно.
Как часто вы ездите на курс? Раз в год? Ну попробуйте дома тоже раз в год поубираться.
2. Быстрая уборка
Поэтому нужно уметь делать быструю уборку, как только насвинячили.
Здесь имеется ввиду -- практиковать анапану, как только заметили, что ваше состояние сбилось, и вы УЖЕ в негативных эмоциях, переживаниях.
3. Основательная, но быстрая уборка
Если вы не только что-то рассыпали, когда достаточно быстро убраться, а насвинячили конкретно, ждать же год как-то не разумно -- нужно уметь сделать микро-генеральную.
Это -- випассана в повседневной жизни, в той части, которая про наблюдение ощущений в теле.
В этом случае, когда вы не просто сбили эмоцию, а конкретно в гневе, раздражении, страхе и прочей фигне уже по уши -- наблюдайте ощущения в теле. Так вы подчистите за собой.
4. Не мусорить!
О.
О.
Это достойно большой отдельной темы.
Это вообще центральная часть всей Тхеравады.
Если вы не учитесь не мусорить -- а, все бесполезно, посещайте курсы сколько угодно -- что в лоб, что полбу.
"Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят" -- да, это про этот раздел техники Випассаны. Или уж точнее ее надо называть тогда Сатипаттаной. (Випассана -- это всего подчасть Сатипаттаны)
Это про "атапи сампаджанья сатима" -- НЕПРЕРЫВНОЕ наблюдение за своими ощущениями, телом, умом, чувствами...
По прямым словам Готтама Будды в Сатипаттане-сутте имено это и ведет к просветлению. По его словам, десяти дней сампаджаньи хватит, чтобы стать просветленным.
Я не знаю, что такое "просветленным", это слово для меня ничего не значит от слова совсем. Я совсем даже более чем не хочу прерывать какой-то цикл перерождений и тому подобное, я вообще в них не верю, если уж разговор зашел.
Но я знаю, что это про "НЕ МУСОРИТЬ!". И я знаю, что это работает. И что без этого -- все остальное жалкая фигня и игра в песочнице.
Речь о том, чем просит заниматься Гоенка (мир ему и хвала) в последние два дня обычной десятидневки.
Но сколько десятидневок не было -- я не понимал, о чем вообще речь.
А вот после двадцатки понял и ощутил яснее некуда.
Вы не пропускаете ни секунды в пристальном наблюдении за самим собой -- вы должны всегда четко осознавать откуда появилось то или иное (мысль, чувства, ощущение) и как они проявляются, как исчезают.
НИ СЕКУНДЫ
(думал отчет будет коротким, а уже часа два пишу его, поэтому далее тезисно -- раскрою потом)
Вспомните фразу "Весь мир спит -- только йог бодрствует".
О чем это?
Вспомните вечный вопрос -- есть ли у человека свобода воли?
И при всем желании ответить - очевидно же есть! Много экспериментов (посттрансовые внушения, стимуляция отделов мозга прямая и т.п.) демонстрируют обратное.
Как же это понять?
Человек имеет свободу воли.
Не, не так.
Свобода воли есть.
(А вот есть ли человек? О_о)
Но она у человека обычного (то есть у всех нас) обусловлена. Как мячь, который летел бы прямо, в гравитационном поле начинает отклонятся. Центр притяжения, силы воздействия. Аттрактор.
Вот Будда говорит: "будьте свободны" -- так от чего же свободны?
Свободны как раз от этих аттракторов, влечений и отвращений.
Большинство людей настолько в них глубоко по уши, что, ничуть не оскорбляя их, можно назвать просто биороботами! Да, большинство людей на планете -- биороботы. (если кто не понял -- я и про себя тоже, что очевидно)
А как же от них освободится-то?
Постоянно и НЕПРЕРЫВНО наблюдая возникновение-исчезновение мыслей/чувств/ощущений/внутренних картинок -- понимаешь, что это НЕ ТЫ!
Да, это было самое серьезное мое открытие после двадцатидневного курса.
Это прямое переживание, его нет смысла объяснять и детализировать.
Могу лишь уточнить, что этому способствует наблюдение того, что то, что ты считал собой (я злюсь, это мое, моя идея, мое желание, мое раздражение...) может измениться в одно мгновение вплоть до противоположного, но при этом я, как наблюдатель, всего лишь продолжаю наблюдать.
Вот в этом случае -- ты становишься Йогом Випассаны, который бодрствует, он не подвержен случайным и постоянным изменениям, возникновению и исчезновению внутренних объектов.
И здесь ты находишь, что нет ничего твоего, не осталось в этом мире ничего твоего, ты по прежнему живешь полной и полноценной жизнью, эмоциональной, телесной, куда же без этого -- тело же работает, но ты уже никогда не будешь прежним.
P.S. ну и написать еще про то, почему Гоенка продвигает так работу со свободным потоком, и почему на вопрос Йоргена: "практикую я свободный поток или часть за частью", я шутканул (может и неуместно): "freeflow is for babiez, part by part forever"
Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм
@my_dhamma -
t.me/my_dhammaТам переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.
История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года) Ретрит по Випассане (весна 2008 года) Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки Ретрит по Випассане (лето 2011 года) Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty) Ретрит по Випассане (осень 2014 года) Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (осень 2015 года) Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курсДомашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты