Випассана осень 2014

Sep 17, 2014 13:13

Випассана осень 2014
30.08.2014 - 10.08.2014



Об Учителе

Курс вел индийский учитель Випассаны Индравадан.
Очень подробно отвечал на вопросы учеников. Еще сидел бултыхал ногами во время медитаций. Это казалось немного забавным, так как я уже успел привыкнуть к учителям, которые сидят, как гора, неподвижно. Возможно здесь другая техника работы у учителя: это не время для самостоятельной работы учителя над собой, а время служить курсу.

Индра действительно не формально проводил интервью, а с большим интересом. Мог потратить по 5-10 минут на ученика.

Еще у него менеджерская привычка: дав совет, он требует отчитаться о его выполнении спустя полдня-день.

Подходил к нему с часто встречающимся вопросом о невозможности перемещать внимание без визуализации. Стандартные методы не работают. Есть вообще два типа людей: одни могут перемещать внимание только кинестетически, другим нужна визуальная карта. Предложил ему свой вновь найденный вариант - сначала ощутить всю руку, тем самым создав кинестетичскую карту тела, тогда визуальная карта уже становится не нужна. Индра одобрил, сказал, что это то, что нужно. Попробовал его применять, но все равно сложно.

Понял, почему у старых студентов анапана другая, чем у новых студентов: новые фокусируются на ощущениях под носом значительно раньше, а старые почти до последнего дня наблюдают лишь прикосновение дыхания, а не ощущения. Это нужно для для проработки слепых пятен. Когда на теле нет ощущений, большое слепое пятно, то с ним сложно работать, сложно удерживать внимание. Эта же привычка упрощает работу со слепым пятном. Были ситуации, когда значительная часть тела была слепым пятном, но я при этом очень эффективно работал. Это совершенно новый опыт.

Об эффективности

Раньше я оценивал эффективность курса по тому, сколько удалось отсидеть санскар, сколько их полностью вышло и чувствую ли я метту после курса.

Но в этот раз напоролся, видно, на очень плотный и глубокий комок санскар, которые целиком так к концу курса и не вышли. В правом колене и бедре.
Но курс тем не менее считаю крайне эффективным.

Теперь оцениваю курс по тому, насколько удается поддерживать уравновешенность ума.
То, о чем Гоенка говорит на 8-й лекции, как о главном и единственном мериле продвижения по пути.

Типы ощущений не могут служит критерием эффективности работы. Ни тем более количество вышедших санскар, потому как, если оценивать в выходящих санскарах свою работу, то тем самым поддерживаешь влечение и отвращение, и не продвигаешься по главному - уравновешенности.
Но это тот вывод, который можно сделать только на основании собственного опыта и после многих курсов. Бхавата-майа-панья.

Так как сначала нужно устояться в практике, а для этого нужно понять ее эффективность для себя. А лучшим способом понять то, что практика полезна, ощутить явный плюс - ощущение легкости, свежести и метты.

Про уравновешенность

Про уравновешенность я понял больше после нескольких очень длительных аддитан.

Вообще я отошел от длительных посидушек «ради посидушек». Если уравновешенности не хватает, чтобы не страдать от боли во время аддитаны, то и не стоит себя мучать. Но это, опять таки, только опыт после многих курсов. Сначала все-таки было полезно развить упорство в практике.
В первый день 4 часа отсидел с 13:00 до 17:00, во время анапаны, и еще несколько раз по 4 часа, уже во время випассаны.

Тем не менее все равно нужно постоянно стремиться выходить за свои пределы.

Поэтому в этот раз удалось достичь максимальной длительности непрерывной медитации в аддитане (не меняя положение рук и ног, не открывая глаз) - 8 часов. С 13:10 по 21:10.

И это было сидение без боли. То, что для меня ранее было не достижимо. Очень интересный опыт. Прежде всего удалось уравновесить ум до медитации, и дальше его поддерживать в таком состоянии.

Раньше я думал, что приезжаешь на випассану «постарадать», чтобы, в том числе, через боль почиститься, очистить ум. Теперь я понял, что болезненные ощущения и страдания это никак не связано с самой випассаной. Можно сидеть очень долго и без боли, если правильно выполняешь технику.
Это было на 8-й день.

Но так как длительная практика ради самой длительной практики любой ценой смысла не имеет, это я уже понял, то на следующий день не отсидел в аддитане и 3-х часов подряд. Уравновешенности ума было не достаточно.

После длительных аддитан поднимется такой глубокий пласт санскар, что на следующий день, мне даже 1 час в аддитане было усидеть сложно.

Особенно отчетливо осозналось то, что Гоенка на 8-й лекции формулирует как «прогресс в пути измеряется только уравновешенностью и ничем другим».

Можно дать эффективную метафору эффективного сидения - серфинг. Главное оседлать волну, то есть достичь уравновешенности, и дальше ее поддерживать, поддерживать этот идеальный баланс ума, как у серфингиста. Ведь если его утратить - внизу ад. Прямым текстом. Этот ад нужно понимать, но не нужно его бояться. Также как не боится большой волны серфингист.

После первых 3-4 часов был критический переходный момент, когда накатила волна, и нужно было удержаться и встать на нее. Удалось. Вокруг бушевали какие-то совершенно дикие ощущения, но ум был абсолютно уравновешен и спокоен, поэтому волну удалось оседлать и дальше сидеть было уже намного-намного проще.

О самом курсе

Заметил, что санскары с мыслями очень связаны.
Действительно, оказывается, нужно останавливать мыслепоток. Иначе санскары плодятся и сидеть становится не эффективно.
Если я работаю над санскарой и одновременно что-то «обсасываю» в уме, то это как одной рукой из бочки вычерпывать воду, а другой доливать. Бессмысленно.
Применял метод «шторки» - когда осозвал, что думаю «напрасно», то закрывал шторкой мысленные картинки и возвращался к ощущению.

В целом очень ровно и стабильно прошел курс. Работать с «отсутствием мыслей» стал уже с первого дня, тем самым заложил хороший фундамент для всего курса. Просто старался как можно меньше думать о чем-либо вообще.

На анапане, как ни странно, почти не удавалось почувствовать прикосновение дыхания. Хотя обычно это проблемы не составляет. По-видимому санскары слепых мест появились уже на анапане. Сразу после анапаны ощущение прикосновения уже легко отлавливал. На випассане уже самое тонкое дыахние ощущал.
Даже Учитель вызвал к 12-ти часам, обсудить, почему не удается почувствовать дыхание.

Сидел на 1 месте. Но это не показатель, на курсе почти вообще не было сильных старых студентов.

О еде

Нужно подумать, как продвинуть идею отказа от вата-продуктов на курсе, вроде капусты, которая провоцирует газы у студентов. Хорошо, что я знал про это заранее и старался не употреблять такие продукты. Это помогает.

Чай перестал пить, так он имел отложенное мочеиспускание, что не удобно при очень длительных посидушках.

О сне

Обычно на курсе заснуть очень сложно, так как слишком повышается осознанность и наблюдение. Полночи-ночь не спать - это нормально для курса Випассаны.
Очень хорошо спал на курсе, в отличие от всех предыдущих. Возможно потому, что разработал и использовал технику засыпания. Разработал-то я ее и раньше, а вот ежедневно использовать пришлось впервые.
Состоит из двух элементов: кинестетических элементов и визуализации.
Применял ее для того, чтобы меньше хотелось спать днем и не засыпать на самых ранних утренних медитациях.
Кинестетическая часть: тяжесть, тепло и как бы утопание в кровати. Сначала представляешь, затем проверяешь, сохранилась ли инерция без представления.
Визуальная: ожидаешь появления каких-то образов. Непроизвольных. Потому что во сне контроля нет. Образы должны быть спонтанными.
Второе, образы не должны быть плоские, то есть оглядываться.
Третье, это эмоциональное вовлечение. Редко бывают сны, где бы мы не были эмоционально вовлечены.
Среднее время погружения в сон: 5 минут с момента, когда лег в кровать. Можно сказать техника прошла жесткую проверку. Не знаю более «стрессового» состояния невозможности заснуть, как на курсе.

Изменения в лагере

Сделали кельи для старых студентов. Ну как кельи, общее помещение и для каждого студента отдельное огороженное шкафами месечко, и занавеска у входа.

Появились полноценные мужские писсуары.

Утеплили здание, так что вообще не топили, хотя на улице утром и холодновато - без куртки и свитера не особо погуляешь.

Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм @my_dhamma - t.me/my_dhamma
Там переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.

История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года)
Ретрит по Випассане (весна 2008 года)
Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения
Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки
Ретрит по Випассане (лето 2011 года)
Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение
Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty)
Ретрит по Випассане (осень 2014 года)
Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (осень 2015 года)
Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курс
Домашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты
Previous post Next post
Up