Вот заметил для себя пользу от ведения дневника практики, поэтому продолжаю записывать de actu at visu (по опыту и наблюдениям), что происходит курс за курсом.
Первые осенние посиделки с 1 по 12 сентября 2010.
(Помощник Учителя на курсе: Йорген Стовассер).
Уж не знаю, в силу ли весеннего интенсива, или из-за поддержки практики летом, но курс прошел слишком легко. Ну т.е. ни каких-то особенных психологических заморочек не всплыло, ни каких-то заметных физических болей в теле замечено не было. Как нож по сыру в масле.
Состояние по завершению курса тоже было не особо примечательным в каком-либо плане, как будто банально отсидел свою домашнюю утреннюю медитацию.
Уже на следующем курсе я предположил, что, возможно, выбрал для себя слишком щадящий режим: все часовые медитации отсиживал без изменения позы (аддитана), а вот в двухчасовых мог один раз поменять позу, плюс, если сидеть вдруг становилось все же болезненно, позволял себе менять наклон спины, например, то выгнуть поясницу, то наоборот в одну погибель слегка скрючиться. Потом только уже понял, что это подхалявливание однако, т.к. хоть спину и разрешается выпрямлять, если она согнулась в процессе практики, но менять ее наклон из-за неприятных ощущений - огромная ошибка в практике.
Все больше и больше я убеждаюсь в том, что сами правила практики Випассаны в традиции У Ба Кхина, как преподает ее С. Н. Гоенка, очень просты, максимально просты из всего другого, что я знаю. Но удивительно, как несмотря на всю эту крайнюю простоту инструкций, все же можно допускать много грубейших ошибок. Разумеется, совершая, грубые ошибки, студенты Випассаны не могут получить от практики той пользы, которую она может дать. (это я прежде всего про себя)
Вторые осенние посиделки с 23 сентября по 4 октября.
Через полторы недели поехал снова отсиживать десятидневку, суммарно пятую по счету.
Вот если раньше, после первого своего курса в 2006-м, я так смотрел на старых студентов, которые отсидели кучу курсов, и думал, ну ничего себе, мне тут и одного хватило выше крыши и вообще по горло, а они ездят и ездят, так вот только сейчас понял, что все это количество не имеет ровным счетом никакого значения. Значение имеет лишь правильность практики. Ведь именно этот курс стал для меня значимым в плане понимания правильности практики - оказывается, я в прошлые разы не все понял верно, и часто практиковал неправильно.
Казалось бы, ну как можно практиковать неправильно технику, вся инструкция к которой может уместиться на одну страницу А4 и в которой нет места ни воображению, ни фантазиям, ни поклонению кому-либо или чему-либо, а есть только простое ощущение реальььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььь (в этот момент беспроводная клавиатура временно отрубилась).
А вот оказывается можно, какие-то базовые вещи, которые, вообще-то многие понимают еще на первом курсе, до меня дошли только на пятом. Поэтому количество курсов не показатель продвижения в практике. Как говорит Гоенка в вечерних лекциях, можно пройти десятки и сотни курсов, но если практиковать неправильно, то вы останетесь на том же месте.
Так вот, после крайне легкого предыдущего курса в этот раз я решил работать более строго.
Теперь все медитации отсиживал в адиттане, не меняя положения рук и ног, будь-то часовые, полутора-часовые или двух-часовые.
На часовых медитациях я максимально стремился к тому же, чтобы не менять положение и спины, и это очень сильно помогло. На двухчасовых или более длительных я себе разрешил менять наклон спины.
Также на прошлых посиделках мне удавалось сохранять внимание на ощущениях при том, что мысли могли часто, постоянно или регулярно отвлекаться, поэтому в этот раз акцент сделал на том, чтобы максимально прекратить обмысливание, и более плотно работать с ощущениями, не могу сказать, что это получилось на "хорошо", или даже на "удовлетворительно", но постепенно улучшалось. Этому также помогла беседа между курсами с теми, кто был на длительных курсах (двадцать и более дней), они рассказывали, что на длительных курсах, в первые дни, когда практикуется анапана, наблюдение за дыханием, считается хорошим признаком продвижения, когда период "безмыслия", т.е. полного сосредоточения на дыхании, был 15 минут и выше. В то время, как на 10-и дневном курсе, для старых студентов требуется обеспечить период непрерывного осознавания дыхания без всяких отвлечений всего лишь в течении 1 (одной) минуты, и то, это не считается чем-то простым.
Я хотел достичь непрерывности в 10 минут на 10-и дневке, но удались только несравненно более короткие периоды. Но даже при них стали заметны интересные явления.
Также, посчитав, что при правильной практике, сидеть неподвижно 1 час не составляет, вообще-то, никакого труда (а проблемы с этим возникают, как правило, в основном, у новых студентов, да и то, в начале курса, которые еще не знают, как практиковать правильно), и что даже час с копейками уже не сложно сидеть, я решил проверить практику на более глубоком уровне. Т.е. ну раз час сижу и работаю, то почему бы не посидеть два, три, четыре и более часов, ведь если техника работает, то я и много часов смогу практиковать непрерывно в одной позе.
На деле все оказалось не так просто и ясно, как предполагалось. Несколько дней не удавалось высидеть более положенных двух утренних часов, по причине соблазнительного гонга на перерыв, зверской боли, внезапно появляющейся к концу занятия и т.п.
Но на 7-й день удалось практиковать непрерывно в одной позе в течении 6-и часов (с часа дня, до семи вечера). Я даже не предполагал, что это будет столь познавательно, как говорится, проверим нашу практику нашей практикой. И вот только при такой длительной отсидке до меня наконец-то стали доходить слова в инструкции Гоенки, и то, насколько важно каждое из них. Каждое слово важно.
И тем не менее, все равно много еще белых мест. Так на следующий день никакой длительной отсидки уже не получилось, и это опять привело к пониманию на собственном опыте важности отдельных ньюансов. На 9-й день еще 5-ть часов не меняя позу удалось высидеть, но уже более осознанно, понимая, почему на 7-й день длительное сидение получилось, а на 8-й нет.
А вот, собственно, и все. В этом и минус 10-и дневных курсов, что мне по-настоящему глубоко погрузиться с практику просто не хватает времени. Ибо 9-й день - это последний день молчания, а на 10-й уже разрешают говорить, и даже, если сам сохраняешь молчание, о каком либо погружении дальше уже не может быть и речи. Вибрации окружающих столь ощутимы.
Посему даже после курса я не могу уверенно утверждать, что я понял технику действительно правильно полностью, ибо почти не было времени попрактиковать серьезно.
Недаром, в видео по Випассане в России, которое недавно сняли старые студенты для ТВ, помощник учителя Андрэа приводит метафору: если сравнить технику Випассаны с океаном, то на десятидневном курсе вы даже по-щиколотку в него не заходите, он предназначен, только для знакомства, а вся настоящая работа - впереди. Похоже, что это действительно так.
Но продвижение, конечно, штука весьма индивидуальная. Каждый движется исключительно со своей скоростью.
ЗЫ. Ах да, насчет Метты. Классически уже, на последний день, когда практикуют метта-бхавану, мой личный процесс очищения только начинается) поэтому говорить о какой-то Метте даже как-то неудобно, что-ли, не до этого, смотрю на то, что выходит и думаю, даа, и я это в себе ношу, и это тоже, и это, и это.
Но зато теперь иногда, правда редко, удается попрактиковать Метту в середине курса, бывает все же так, что какая-то отдельно взятая нечистота успевает искорениться под корень, и вот тогда, тогда... такой истинный покой, такая истинная гармония, такое истинное счастье, тогда невозможно не поделиться своим покоем, гармонией, счастьем со всеми живыми существами.
А затем, не теряя времени, поднимается следующая санскара...
P.S. После курса показали Йоргену г. Владимир и посадили на сапсан до Питера. Оказалось, вполне сносно понимаю англ., но вот с выражением своих мыслей предстоит поработать.
Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм
@my_dhamma -
t.me/my_dhammaТам переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.
История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года) Ретрит по Випассане (весна 2008 года) Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки Ретрит по Випассане (лето 2011 года) Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty) Ретрит по Випассане (осень 2014 года) Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (осень 2015 года) Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курсДомашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты