Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
(29),
(30),
(31),
(32),
(33),
(34),
(35),
(36),
(37),
(38),
(39).
Уточнение метафизики из современной физики:
(40),
(41),
(42),
(43),
(44),
(45),
(46),
(47),
(48).
Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта:
(49),
(50),
(51),
(52),
(53),
Таким образом, физика в начале 20 века столкнулась с рядом философских проблем, отчасти общих для всей философии и связанных с более общими философскими проблемами онтологии и гносеологии, отчасти - принимавших специфическую именно для физики форму, форму вполне определенных проблем физики. И хотя с тех пор физика во многих областях добилась определенных успехов (в частности, была создана Стандартная модель через введение в рассмотрение т.н. калибровочных полей), проблемы, появившиеся еще в период формирования квантовой механики, никуда не делись.
Если говорить об онтологии, то проблема здесь состоит в том, как правильно, с точки зрения физики, понимать и трактовать объективно существующие физические системы и объективные процессы. Философская позиция, которая признает существование объективного мира, - в том числе объективное существование материального и физического мира, которые не зависят от нашего сознания, нашего наблюдения и измерений, - в самом общем случае называется «реализмом» (и моя философия также есть реализм). Однако главная проблема реализма состоит в том, чтобы правильно обосновать не только существование объективной реальности, но и то, как и почему мы - будучи отличными от той объективной реальности, которую мы познаем - тем не менее, можем ее познавать. И что означает наше знание об этой объективной реальности - ведь наше знание, очевидно, уже не есть сама эта объективная реальность, а есть то, как она соотнесена к нам, к нашему эмпирическому опыту и к нашему разуму, как она существует для нас.
«Наивный реализм» - который негласно был господствующей философской позицией большинства физиков, вплоть до середины 19 века - исходит из того, что вещи даются нам в эмпирическом опыте и рациональном познании так, как они существуют сами-по-себе, объективно. Однако и для физики, и еще ранее для философии стало ясно, что такой взгляд является слишком наивным и упрощенным, и что исключить человека - как наблюдателя и субъекта эмпирического опыта и рационального познания - из процесса познания мы не можем. Тогда что означает для физики объективное знание об объективном материальном и физическом мире? И как оно возможно?
И, как я показал ниже, для физики объективное описание объективной физической реальности, в сущности, подразумевает взгляд из какой-то абсолютной системы отсчета, «откуда-то сверху», то есть некий «взгляд богов», смотрящих на мир (мыслящих о мире) из единства Мирового времени и Мирового пространства. А это их единство есть единство бытия - Единство бытия всего нашего мира, всей Вселенной, и единство нашего разума. Так что все локальные физические системы могут быть приведены к одной системе отсчета путем математических преобразований, или переведены из одной локальной системы отсчета в другую, сохраняя инвариантность различных физических величин.
Но насколько обоснован такой взгляд? В сущности, как нетрудно понять, этот вопрос означает, что есть это единое Мировое время и единое Мировое пространство, как они существуют в нашем мире, в локальных физических системах, и существуют ли вообще. И мы на этот вопрос уже дали свой ответ. Конечно, актуально время и пространство всегда существуют лишь локально, в локальных физических системах, и единое для всей Вселенной и для всех локальных физических систем Мировое время и Мировое пространство существуют лишь потенциально, а для нас - лишь мысленно. Однако все локальные системы находятся в пространстве, и это локальное пространство не изолировано от пространства других локальных систем, а потому оно может быть связано в нечто одно - так что, теоретически, луч света, выпущенный из любой локальной системы в одной части Вселенной, может достигнуть любой другой локальной системы в любой другой части Вселенной.
А значит, хотя время и пространство всегда существуют локально, вся Вселенная все же связана единым Мировым пространством и единым Мировым временем. Так что можно сказать - с определенными оговорками - что Абсолютная система отсчета в нашей Вселенной все же существует, но она нигде не может присутствовать локально, и поэтому ни одна локальная система отчета не может быть абсолютной. То есть Абсолютная система отсчета существует как система отсчета для всей Вселенной, как единое для всей Вселенной Мировое время и Мировое пространство, и хотя она существует для локальных систем лишь уже как локальное время и пространство, и нигде не существует актуально, именно это Мировое время и Мировое пространство лежит в основе всех физических процессов, так как в любой локальной системе время и пространство должны быть приведены к единому Мировому времени и Мировому пространству - то есть синхронизированы со временем в других локальных системах, а те - с соседними, и т.д.
И поскольку это единое Мировое пространство и единое Мировое время есть то, как присутствует в нашем действительном мире бытие как Единство, то попытка мыслить и описать какие-то физические процессы из некоего единства, «из взгляда богов» - из единого времени и пространства - не только вполне обоснованна, а даже неизбежна, так как только таким образом мы можем описать какие-либо объективные процессы, происходящие в локальных физических системах и между ними. Взгляд из единого Мирового времени и Мирового пространства - предполагающий, что вся наша Вселенная связана одним временем и пространством - поэтому есть «взгляд из бытия», которое обнаруживается в единстве нашего разума, и только такой «взгляд из бытия» (то есть взгляд из единства нашего разума) может быть взглядом «объективным» - то есть взглядом, который позволяет описывать существование и поведение локальных физических систем «объективно», независимо от того, наблюдаются и измеряются ли эти локальные системы.
И по сути, если мы описываем физические процессы таким образом - в форме уравнений, включающих в себя пространственно-временные величины, а также правила преобразования этих величин при переходе из одной локальной системы в другую - мы тем самым описываем то, как единое Мировое время и единое Мировое пространство существуют как локальное время и пространство, для локальных физических систем. И поскольку синхронизация локального времени и пространства есть по сути приведение их к единому Мировому времени и единому Мировому пространству, мы тем самым описываем, как физический мир существует объективно, и как в нем происходит определение бытия через материю, а материи через бытие.
И проблема физики - но уже не философии - здесь скорее состоит в том, чтобы обнаружить и правильно описать те правила, через которые происходит эта синхронизация времени и пространства. Так, если в физике Ньютона эта синхронизация происходила «автоматически» - так, как будто движение систем отсчета на эту синхронизацию никак не влияет и все локальные системы отсчета существуют в одной абсолютной системе отсчета, а при переходе из одной системы отсчета в другую достаточно было лишь провести преобразования Галилея - то позднее стало ясно, что эта синхронизация времени и пространства происходит более сложным путем, и локальное время и пространство зависят не только от скорости движения одних систем отсчета относительно других, но и от гравитационного поля, то есть от присутствия вблизи этих локальных систем вещества с большой массой.
При этом важно отметить, что, строго говоря, представление о едином Мировом времени и едином Мировом пространстве вытекает из любого философского реализма. В самом деле, ведь если мы признаем, что наш мир существует объективно, независимо от нашего сознания, то вслед за этим мы должны признать, что и время и пространство есть нечто объективное в мире. Попытки трактовать время и пространство как нечто «субъективное», что свойственно именно сознанию человека, но не свойственно миру без человека и его сознания, могут быть, с философской точки зрения, признаны обоснованными только с позиции философского солипсизма. Но, как я показал далее при изложении своей философии, сам солипсизм (во всех его формах) по сути есть философское безумие, которое сраные бриташки и жиды уже несколько веков вполне сознательно пытаются навязать философии и всему человечеству для достижения своих чисто политических целей.
Что же касается философии Канта - в которой пространство и время трактовались именно как субъективные формы восприятия мира человеком, как априорные формы нашего сознания, но при этом и существование объективного мира не отрицалось (так что философия Канта, конечно, не есть солипсизм) - то этот вопрос я также более подробно рассмотрел далее. То есть показал, почему это учение Канта о природе пространства и времени - хотя в нем и есть несколько очень правильных и плодотворных идей (например, идея, что вся математика и геометрия есть описание пространства и времени как априорных форм возможного эмпирического опыта) - все же в целом является ошибочным.
Но если мы признаем, что пространство и время есть нечто объективное, а не есть просто субъективные формы нашего сознания - то из этого тут же следует необходимость признать существование единого Мирового времени и единого Мирового пространства. Я сейчас не касаюсь вопроса о том, что есть это Мировое время и Мировое пространство с точки зрения того, как они существуют - например, могут ли они быть определены только через материю и отношения между локальными системами отсчета, или они существуют и без всякой материи. Ответ на этот вопрос мы частично уже дали в рамках нашей метафизики: пространство и время есть то, как бытие присутствует в нашем мире в своем отношении к материи, это то, что позволяет сделать материю причастной бытию, а бытию - получить свое «воплощение» в материи и в мире актуальной действительности, в мире сущего, сделать бытие «сущим бытием». То есть пространство и время - это то, что позволяет «соединиться» материи и бытию, как двум метафизическим «началам» нашего мира, в реальность актуального мира. И чуть позже мы еще уточним метафизическую природу пространства и времени - то есть что они есть в отношении к бытию и в отношении к материи.
Сейчас же важно понять, что если мы говорим о том, что наш мир существует объективно, независимо от сознания человека - то есть исходим из философского реализма, и признаем, что наш мир, как актуальный мир, как Вселенная, един, а пространство и время есть нечто объективное в этом объективном мире, - то из этого прямо следует, что наш мир существует в некоем едином Мировом пространстве и едином Мировом временем.
С точки зрения нашей философии, это есть условие бытия нашего действительного мира, так как бытие есть Единство, и больше ничего (само по себе оно абсолютно бессодержательно). И это Единство нашему миру бытие придает через единство Мирового времени и Мирового пространства. С точки же зрения физики, это означает, что любые формы материи, любые физические системы, во-первых, существуют в пространстве и времени, а во-вторых, это локальное пространство и время локальных физических систем может быть соизмерено с локальным пространством и временем в других физических системах. Что и означает, что пространство и время едины для всей Вселенной.
Но из того, что во всей нашей Вселенной время и пространство - одно и едино, следует, что это единое Мировое время и единое Мировое пространство существуют как некая «абсолютная система отсчета». Я ставлю «абсолютная система отсчета» в кавычки, чтобы тем самым показать, что эта «система отсчета» как раз-таки никакой «системой отсчета» в обычном (принятом в физике) понимании не является, так как она не может быть системой отсчета ни для какой локальной физической системы. И в любой локальной системе отсчета существует свое локальное время и пространство, свойства которых могут меняться. Абсолютное пространство и время скорее следует понимать не как то, что есть, или что может быть обнаружено в какой-либо локальной физической системе - а как то, что должно быть. То есть как то, к чему должно быть приведено время и пространство в локальных системах - для того, чтобы наш мир был единым, или по той причине, что наш мир един и должен оставаться единым. И это долженствование - долженствование к единству - исходит из бытия.
И поэтому все физические процессы - как нечто объективное - могут пониматься как процессы синхронизации локального времени и пространства, чтобы привести мир в целом к единому Мировому времени и единому Мировому пространству. Или, скорее, это Мировое время и Мировое пространство, - как условия Единства мира и его бытия, - приводят все локальные системы в синхронность, задавая все правила этой синхронизации, которые мы определяем как «законы природы». И, таким образом, все физические процессы - как и все «законы природы», которые изучает физика и через которые мы описываем эти физические процессы - есть то, как время и пространство в локальных физических системах существуют в отношении времени и пространства в других локальных системах, и все они вместе - в своем отношении к Мировому времени и Мировому пространству. И именно в этом состоит «объективность» тех физических явлений и процессов, которые описывает физика, и именно это позволяет физике получать знания о том, как наш мир или отдельные локальные физические системы существуют «объективно».