После Далсниббы мы продолжили путь по горной местности. На обед мы остановились в местечке под названием Гротли. В этих краях местных жителей практически нет, однако посреди пустых камней, мхов и редких кустарников стоит скромный
отельчик для туристов, который и привлёк наши голодные желудки.
Оказалось, что привал был сделан не зря. С Гротли связана одна любопытная история. 27 апреля 1940 года здесь разыгралась целая драма.
В этот день отряд немецких бомбардировщиков Хейнкель-111 атаковал британские корабли у берегов Норвегии. Погода была крайне неблагоприятной, поэтому один из этих самолётов, ведомый Хорстом Шописом отбился от общей группы, потерял
ориентацию и залетел гораздо восточнее побережья - в горный район. Там его заметил английский самолёт-истребитель Скьюе, совершавший стандартный патрульный полёт. Завязался короткий воздушный бой. Британскому пилоту Ричарду
Партриджу удалось подбить немецкий бомбардировщик, который, дымя, ушёл на бреющем полёте за горный массив. Однако и у самого Ричарда дела обстояли не лучшим образом - двигатель его самолёта заглох, изрешеченный пулями. Требовалось
срочное приземление - и Партридж сумел-таки посадить самолёт на толстый лёд озера в совершенно дикой горной местности. Вместе со стрелком Робертом Бостоком они забрали из самолёта аптечку первой помощи, облили его керосином и подожгли
сигнальной ракетой - чтобы машина не досталась немцам, если они доберутся до неё первыми. Примерно в двух милях от озера они нашли хижину пастуха и устроились в ней на ночлег.
Немецкий же бомбардировщик тоже не упал и не разбился. Пилот Хорст Шопис с огромным трудом посадил машину на брюхо на лёд другого озера. Из четырёх членов экипажа в живых остались трое - сам Хорст, второй пилот и штурман, раненый в
руку. Стрелка убило ещё в воздухе во время перестрелки с англичанами. Не сумев похоронить товарища в скалах и снегу, они оставили его тело в самолёте, а сами побрели вниз, в долину, героически преодолевая 2-метровый слой снега. Через
четыре часа они с облегчением увидели внизу хижину, однако внутри обнаружили не норвежских пастухов, а британских пилотов сбившего их истребителя.
Ситуацию осложняло ещё то, что все немцы были вооружены личными пистолетами, а англичане оказались безоружными. Хорст Шопис уже потянулся было к кобуре, однако Ричард Партридж его опередил - и протянул ему руку. Немец после
секундного колебания пожал её, и перемерие было заключено. Англичане со своей аптечкой помогли немецкому штурману обработать и перевязать рану, а потом все пятеро разделили еду и кофе, найденные в хижине.
На следующий день их всех подобрал норвежский лыжный патруль, посланный на место падения самолётов. Эта часть страны была ещё не захвачена немцами, поэтому англичане вскоре вернулись к своим, а немцев отправили в лагерь для
военнопленных в Канаду. Хорст Шопис оставался в плену вплоть до окончания войны и вернулся домой в 1946 году. Как он позже признался, то, что его сбили над Норвегией, спасло ему жизнь - все до единого остальные пилоты его эскадрильи
погибли в налётах на Британию и на восточном фронте в России.
В 1977 году уже немолодые немец Хорст Шопис и англичанин Ричард Партридж договорились и вновь встретились в Гротли, на месте падения их самолётов. С тех пор они крепко сдружились и продолжали свою дружбу вплоть до смерти Партриджа в
1990 году. Хорст Шопис до сих пор жив, в этом году ему исполнится 100 лет. Вот такая реальная история.
В Гротли рядом с отелем мы увидели останки Хейнкеля-111, самолёта, который Хорст Шопис с таким трудом посадил на лёд озера. Однако это оказался лишь макет. За год до этого киношники решили экранизировать эту историю 70-летней давности и
проводили натурные съёмки в тех местах, где всё это произошло. Фильм выйдет в мировой прокат уже в 2012 году и будет называться "Into the White" (под каким именем его покажут в России - не знаю). Макет немецкого самолёта по просьбе
владельцев отеля не стали убирать, а оставили на месте. Теперь это здешняя достопримечательность.
Поглядев на самолёт, почитав вырезки из газет, выставленные в прихожей отеля (откуда мы и узнали, собственно, всю эту историю) и, конечно, пообедав, мы отправились дальше. Дорога шла вдоль красивейшей горной речки под названием Отта, и
мы, не утерпев, вылезли из машины и отправились на поглядеть на бурлящий поток.
Речка оказалась прекрасной. Шумела она так, что на берегу приходилось кричать друг другу, чтобы хоть что-то расслышать. А самым удивительным был цвет воды - яркий, отчётливо голубой.
Девчонки немедленно стали позировать на прибрежных камнях:
Сигурд же стоял чуть поодаль и вспоминал эпизод из последнего романа Дяченок "Мигрант". Там герою по камешкам нужно было преодолеть бурный поток. И норвежская речка Отта была очень хорошей иллюстрацией того, что другой берег, казалось
бы, совсем рядом, а перебраться на него через этот необузданный поток воды - невозможно.
Попрыгав по берегу речки, мы отправились дальше, в небольшой городок Лом. Основная его достопримечательность - это старинная ставкирка - деревянная каркасная церковь, датируемая 1158 годом.
Древние норвежцы стали возводить такие церкви вскоре после обращения страны в христианство. Как говорят историки, прообразом для ставкирок послужили похожие строения южных соседей - датчан, которые стали христианами ещё раньше.
Тем не менее, именно в Норвегии сохранилось большое число каркасных церквей.
Ставкирка в Ломе небольшая, немного скособоченная, однако так и дышит стариной. Очень умиляет и то, что разнообразные кресты на ней спокойно соседствуют с языческими драконьими головами, коими викинги любили украшать свои дракары.
Внутри церковь тоже очень мила. Здесь особенно заметна, что вся она сделана руками простых деревенских плотников.
Эта "роскошная" по местным меркам деревянная люстра была сделана местным мастером и преподнесена в дар церкви. В истории даже сохранилось имя плотника, изготовившего её.
То же самое относится и к алтарю - в церковной книге отмечено, кто именно преподнёс в дар комунне это забавное произведение искусства.
Вокруг церкви, конечно, находится деревенское кладбище. На нём продолжают хоронить жителей Лома и до сих пор. Многие могильные камни украшены трогательными птичками:
Есть и целые фамильные склепы - в этом, например, покоится прах представителей некоей семьи Ростад начиная аж с 17 века!
От Лома на юг, через горы, идёт знаменитая 55-ая дорога. Когда я готовил поездку, большинство путешественников на форумах сходились во мнении, что это - самая красивая дорога в Норвегии. Однако, увы, нам оценить её в полной мере не
удалось - на всём пути лил сильный дождь, и всё вокруг было затянуто мутно-серой водяной пеленой. Хотя кое-что мы, конечно, увидели.
Вездесущие норвежские колокольчики. :-)
Вот это место нам особенно понравилось. Два бурных водопада несутся с гор, сливаются вместе в один поток и продолжают громогласное движение вниз. А вокруг - скалы, похожие на мавзолеи:
Затем дорога пошла по безжизненной, почти лунной долине. На склонах совсем близких гор голубели ледники. Кстати, можете оценить, насколько низко висят тучи.
Самый большой рукотворный "тролль" из камешков, виденный мною в Норвегии. Интересно, сколько времени понадобилось на его возведение? :-)
Дальше пошли места, отмеченные везде как "видовые". Мы подъезжали к очередной смотровой площадке, укрытой облаками, безнадёжно пялились в мутно-серый туман и двигались дальше. До сих пор обидно, что не увидели всех этих
красот. Лишь уже почти внизу, невысоко над последней долиной, нам удалось оказаться, наконец, ПОД облаком и что-то разглядеть. В этот городок мы и спустимся по головокружительному серпантину, закончив сей насыщенный впечатлениями
день.
Навигатор по отчётам о поездке в Норвегию:
1. Лапландия 2. Путь на Север 3. Нордкап 4. Киркепортен 5. Альта и дорога в Тромсё 6. Тромсё 7. Остров Сенья 8. Архипелаг Вестеролен 9. Лофотенские острова - музей викингов 10. Лофотенские пляжи 11. Лофотенские острова - Рейне 12. Прощание с Лофотенами 13. Водоворот Сальстраумен 14. 17-ая дорога 15. Тронхейм 16. Атлантическая дорога 17. Лестница троллей 18. Олесунн 19. Гейрангер-фьорд 20. Гейрангер и Далснибба 21. Лом и окрестности 22. Ледник Нигардсбреен 23. Снежная дорога 24. Берген 25. Язык Тролля 26. Дорога на юг 27. Осло 28. Парк Вигеланда в Осло