В свое время в Египте для получения водительских прав существовали самые легкие экзамены в истории. Нужно было проехать на машине десять метров вперед и десять метров назад. С тех пор ситуация в стране шибко-то и не менялась.
Наверное, начать надо с дорог. Дороги в городах, где интенсивный транспортный поток в отличном состоянии. Так же хороши шоссе, так сказать, федерального значения, связывающие различные губернаторства страны. Чуть в сторону - и начинаются выбоины с ухабами, до которых, впрочем, даже местным жителям кажется нет никакого дела. Кстати, природные условия для сохранения дорог почти идеальны. Скажем, в Верхнем Египте дождей не было с 1995 года, так что климатическое воздействие минимально, нужно только регулярно расчищать дорогу от песочных наносов и камнепадов в гористых районах. Дорожные знаки, указывающие где ты и куда ведет та или иная дорога тоже весьма информационны, все арабские надписи дублированы по-английски.
А теперь собственно о дорожных реалиях. Главным способом борьбы за солнечное место на дороге служит гудок. Т.е. две машины, одновременно хотящие проехать по одному месту сбавят скорость и начнут интенсивно сигналить, показывая взаимное нетерпение. Медленно они почти сблизяться друг с другом, потом один все-таки уступит, и пропустит другого. Но на следующем разьезде он обязательно компенсирует свою уступчивость. Еще преимуществом будут собственные габариты (что, впрочем и везде) или количество пассажиров. Грузовик или туристический автобус будет нагло переть напролом, а малолитражки шарахаться от них к обочине. Аналогично местные аналоги маршрутных такси, которые обвешаны пассажирами, как древние трамваи. Кстати привычных нам больших автобусов или троллебусов я вообще нигде видел.
Уважение к правилам и дорожным знакам прямо пропорционально цивилизованности местности. Если в Хургаде вдоль приморской дороги с раздельными односторонними полосами водители такси и автобусов двигаются в буквальном смысле на цыпочках, из-за обилия "лежачих полицейских" через каждые 20 метров у каждого отеля и из-за боязни задавить зазевавшегося туриста. В европеизированном Асуане ситуация чуток хуже, сигналят вовсю, но по выезду на главную прибрежную магистраль все начинают слушаться светофора и разметки, а может быть опасаясь заметной там дорожной полиции. В Луксоре, Кене или Эль-Гизе ездят как хотят в реальном смысле слова, полагаясь на наглость и громкость сигнала. Причем в Эль-Гизе, бедном пригороде Каира, где вечером обильные пробки водители демонстрируют повадки подобные московским с заездами на тротуары и зигзагообразными перестроениями. Между прочим, у них явно видна та же беда, что и в Москве, строительство новых и расширение старых дорог не успевает за стремительным ростом населения и его автомобилизацией. Как не странно, не смотря на обилие мятых крыльев и бамперов на дорогах, за все время в Египте я не видел ни одной аварии.
Еще египтяне - подлинные асы в умении использовать каждый сантиметр своей машины для перевозки грузов и пассажиров. Маршрутки вы уже видели, а во так возят грузы:
Автомобильный парк крайне разношерстен. Очень популярны старые фрунцузские Рено и Пежо, поддержанные японки. Куча итальянского Фиата-124 (т.е. папы нашей "копейки"), и самое забавное - ну просто дофига отечественных ВАЗ-21070. Я сначала дивился, видя стоящие в ряд "семерки", но по приезду в Москву навел справки - оказывается их там уже почти три года собирают. Ну и просто антикварные модели, типа "жуков" встречаются. Но местами на Юге чуть ли не самым распространенным транспортом являются... кареты, на которых египтяне катают туристов. Они абсолютно одинаковы во всем Верхнем Египте, и похоже, очень раздражают водителей многих лошадиных сил, которые, чертыхаясь, никак не могут объехать плетущуюся кибитку со одной- единственной кобылкой. Ну и на запятках обожают кататься египетские мальчишки.
Есть и вообще неидентифицуруемые антилопы-гну:
И тем не менее, не смотря на всю диковатость дорожного движения, передвижение в собственно арендованном автомобиле является самым удобным способом путешествия по Египту, и куча иностранцев выбирает именно автотуризм. Ты не связан с экскурсиями, можешь самостоятельно выстраивать свой маршрут и забираться в неизбитые туристические места с еще не исследованными камнями. В следующий раз предпочту поехать в Египет дикарем и арендовать машину, чтобы быть независимым от местных принимающих фирм, которые заинтересованы больше в том, чтобы ты оставил побольше денег в дружественном магазине шмоток или ювелирки, а не в свое удовольствие полазил по пирамидам. На крайняк можно в каждом городе нанимать свое собственное шахид-такси:
На этом все о траффике. А я приступаю к написанию самого величественного поста в этом журнале - про Пирамиды.
P.S.: Вам еще не надоело?
Часть I: Египет моими глазами Часть II: Хургада и подводная лодка Часть III: Храм в Карнаке Часть IV: Храм Хатшепсут, Долина Цариц и колоссы Мемнона Часть V: Вверх по Нилу Часть VI: Храмы в Эдфу и Ком-Омбо Часть VII: Асуан и плотины Часть VIII: Окрестности Асуана Часть IX: Стражи Абу-Симбела Часть X: Поезд Асуан - Эль-Гиза