Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244,
245-253,
254-262,
263-271,
272-280,
281-289,
290-298,
299-307,
308-316,
317-325,
326-334,
335-348.
Глава сорок седьмая
1917 - 1918 УЧЕБНЫЙ ГОД:
КРАСНОАРМЕЙЦЫ В ЗДАНИИ
РЯЖСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ.
РЕЖИССЁР - Н.И. ПУШКАРЁВА
Тридцать первого марта 1918 года состоялся Ряжский городской учительский съезд, сформировавший своё отношение к советской власти. Учительский съезд «…считает необходимым войти в общение с советскими организациями, ведающими делом Народного образования, с сохранением автономии школы». Ряжский же «Комиссариат по народному просвещению» предлагает всем школам Ряжского уезда, согласно «декрета Комиссара Луначарского», прислать ему, в «Комиссариат», «Удостоверения» о своей общественно-педагогической деятельности «или от местного общества или культурно - просветительного кружка или местного учительского союза, или политической партии…». Кто же входит в Ряжский Комиссариат? Знакомые «гимназические» фамилии - И. Вышегородцев (уездный комиссар), Н. Кадилин (инструктор школ) и В. Княжко (секретарь).1
В этот же день, 31 марта 1918 года по новому стилю, состоялись общее собрание учащихся старших классов и общее собрание родителей, постановившие досрочно закончить занятия: к 25 марта (7 апреля). 2 Общие собрания решают, что учащиеся 8-го выпускного класса должны получить Аттестаты зрелости, а ученики 5-го, 6-го и
7-го классов - свидетельство о переходе в следующий класс. Будущий писатель Иван Макаров как раз переходит в седьмой. Причина? «В виду недостатка продуктов в столовых и другим многим и веским мотивам».
Но каковы же реальные «веские мотивы», о которых так скромно умолчали и преподаватели, и учащиеся старших классов, и их родители? В марте и апреле 1918 года в здании Ряжской мужской гимназии размещается Штаб «Народно-Социалистической Рабоче-Крестьянской Армии Советов Ряжского уезда», под руководством начальника штаба - А.А. Васильева - Карсавина.3 Встретится и сле-
дующее наименование этого штаба: Штаб Красной Армии Западного фронта. То есть в здании мужской гимназии разместятся солдаты и
349
«чины штаба» 20-го корпуса. Что получилось из этого размещения, можно понять по архивным документам.
Ватер-клозет в здании испорчен и «не может быть предоставлен в пользование солдатам помещающейся в здании гимназии, рабоче-крестьянской красной армии». Временные дощатые уборные в гимназическом дворе построят почему-то не сразу, и солдаты «загрязнят» весь двор, начнётся «сильное зловоние». Несмотря на многочисленные просьбы директора П.И. Постникова, гимназический двор не будет убран и к началу нового учебного 1918 - 1919 года; то есть через семь-восемь месяцев. Правда, «грязь» будет собрана уже в «бочки». Были и другие, более значительные неудобства.
Письмо «Г. Начальнику Штаба 20- го Корпуса» от того же директора П.И. Постникова: «По имеющимся у меня сведениям в комнате занимаемой Штабом 20-го Корпуса в здании вверенной мне гимназии проходила карточная игра и пьянство, причем туда завлекаются ученики…» (5 апреля 1918 г.). Или … Записка того же директора тому же
начальнику Штаба Красной армии, написанная фиолетовым карандашом: «В гимнастическом зале гимназии, который заняли красноармейцы, остался шкаф, запертый нутренным замком и забитый 6-ю гвоздями». В этом шкафу оставались: «190 кружек жестяных, 55 эма-лированных, 2 фарфоровых, 3 жестяных больших чайника, 2 белых стеклянных, 10 фарфоровых блюдечек, 1 большой железный таз…».
Разумеется, «по прошествии некоторого времени», шкаф был открыт, имущество «расхищено живущими в этом зале красноармейцами», которые до сих пор пользуются этой посудой. Что же директор мужской гимназии хочет от начальника штаба 20-го корпуса? «Возвратить» или «уплатить стоимость» украденного. Или … Бумага тому
же начальнику штаба А.А. Васильеву-Карсавину: «В виду повторяющихся выстрелов в здании гимназии, которые угрожают даже жизни учеников… (в двух местах пробит потолок, последний выстрел был произведен вчера 5 апреля)… сделать зависящее распоряжение о том, чтобы в здании гимназии выстрелы не производились».4 В дальнейшем, А.А. Васильев-Карсавин возглавит ЧОН Рязанской губернии, он значится её «командующим».5
Несмотря на присутствие в здании красноармейцев, учебные занятия продолжались... Педагогический совет гимназии привыкает к сотрудничеству с новой властью. Так, по его просьбе, отдел заготовок для действующих армий присылает для гимназической столовой
350
счёт на 173 рубля 10 копеек за несколько пудов «суповой смеси» и «смеси борща», отпущенный из Ряжского склада. Запрашивается у начальника инженерных снабжений Западного фронта отпуск «5 пудов стеариновых свечей», двух ящиков стёкол (для вставки разбитых окон большого размера); но в этот раз приходит отказ. Просит гимназия и суконные рубахи и шаровары «для нуждающихся учащихся
гимназии» из военных складов при городе Ряжске; ведь, судя по сохранившимся документам, самыми тяжёлыми для гимназии и гимназистов были именно первые месяцы 1918 года. Холод, голод, болезни, далее - политическая нестабильность и «эсеровский» мятеж, который впоследствии станет главной литературной темой романа Ивана Макарова «Чёрная шаль».
Не всякая нервная система выдержит такие встряски. У части гимназистов - «малокровие», «неврастения», «расстройство нервной системы»: последним предоставляются «отпуска» для выздоравления. Иван Макаров заболеет «малокровием» позднее, будучи активным членом РКСМ, занимаясь «союзной» комсомольской деятельностью, отражая «набеги мамонтовцев» в Раненбургском уезде Рязанской губернии, сражаясь красноармейцем на Южном фронте. Малокровие,
вероятно, проявится у него и впоследствии. Сам писатель так скажет о своём творческом процессе: «Я пишу до тех пор, пока кровь брызнет из носа, так болит голова … будущие исследователи найдут страницы моих испорченных рукописей. Это моя кровь…».
Весною того же 1918 года, Педагогический совет Ряжской мужской гимназии, под влиянием накопившихся учебных и жизненных проблем, решается на неординарный шаг: он отправляет в Москву «для личного ходатайства перед Комиссариатом Народного Просвещения…» временно исполняющего обязанности директора - Влади-
мира Николаевича Яскловского.6 Поездка Владимира Николаевича принесёт свои плоды. Но в апреле того же 1918 года, преподаватели мужской гимназии должны дать окончательный ответ: кто продолжит работать в советской школе?
В сохранившемся списке - десять фамилий, все они - прежние преподаватели мужской гимназии... Это, уже знакомый читателю, Владимир Николаевич Яскловский - преподаватель русского языка, Григорий Степанович Филиппов, сменивший также, знакомого читателю, Илью Ильича Онисифорова (история и латинский язык), это Алек-
сей Михайлович Можайский - (география и природоведение), Вик-
351
тор Дмитриевич Воскресенский, директор гимназии Пётр Иванович Постников - последние два преподаватели математики и физики, это Владимир Михайлович Лагов (история), в первые революционные годы заведовавший гимназической библиотекой и преподававший новый предмет - «пропедевтику» и Зинаида Порфирьевна Грязева - штатная преподавательница немецкого языка с 1912 года (с первого класса гимназиста Ивана Макарова - авт.) плюс Евгения Николаевна
Синеокова - Андреевская (французский язык). В следующем, 1918 - 1919 учебном году она станет «классной наставницей» в «макаровском классе».
Подаёт заявление о продолжение службы и «штатный» преподаватель рисования и чистописания Михаил Трофимович Панасенко, также, знакомый читателю. Михаил Трофимович преподавал эти предметы и у будущего писателя, начиная с первого класса. Он, штатный преподаватель рисования и чистописания Ряжской мужской гимназии с 1910 года, целенаправленно выписывал, в том числе и в Москве, различные учебные пособия по своим предметам. Впоследствии, они разойдутся по разным учебным заведениям города Ряжска. А что же директор Пётр Иванович Постников? П.И. Постников только просит «об определении его на вакантную должность штатного преподавателя математики и физики… в виду упразднения должности директора
гимназии».
В дополнительном списке преподавателей, оставшихся служить в мужской гимназии при советской власти, добавятся: Михаил Михайлович Дроздов, ранее преподававший в ней и пение, и гимнастику; Николай Данилович Добкин - гимназический врач, взятый взамен уво-лившегося, также врача, Ильи Кирилловича Пушкарёва, Сергей Николаевич Мишин - бывший священник и один из Законоучителей мужской гимназии; также, знакомый читателю. Сергей Николаевич Мишин - теперь «классный наставник» 1-го «нормального» и 1-го «параллельного» классов и даже председатель Родительского комитета».
Останется служить в мужской гимназии и будущий муж учительницы французского языка, преподаватель русского языка и словесности Вячеслав Владимирович Беневоленский, а также, преподавательница русского языка и словесности Надежда Ильинична Пушкарёва и Сусанна Ивановна Калустьян - преподавательница математики. Последние две - учительницы частной женской гимназии М.А. Карчагиной. Настоящее имя Сусанны Ивановны Калустьян-Шушаник; так на-
352
писано в её формулярном списке. Сусанна (Шушаник) Ивановна Калустьян (1883 г.р., 18 сентября) - армяно-грегорианского вероисповедания, перешедшая из Румынского подданства, окончила Высшие женские курсы в Москве по физико-математическому факультету, по отделению математических наук в 1914 году, причём, с дипломом 1
степени. До Ряжской частной женской гимназии М.А. Карчагиной Сусанна Ивановна служила учителем математики в старших классах Пронской женской гимназии им. В.Н. Фон - Дервиза. 7 И Надежда Ильинична Пушкарёва, и Сусанна (Шушаник) Ивановна Калустьян останутся в Ряжской мужской гимназии только до лета 1918 года: будут уволены, как состоящие в штате женской гимназии М.А. Кар-чагиной. Но в дальнейшем, Сусанна Ивановна Калустьян вернётся, теперь уже в школу 2-ой ступени № 2 г. Ряжска, в которой продолжит преподавать математику. Надежда Ильинична Пушкарёва станет «школьным работником» Ряжской школы № 3.
Одновременно с обеими учительницами, летом 1918 года увольняется из мужской гимназии и Михаил Алексеевич Храпов. Михаил Алексеевич - Георгиевский кавалер, имеющий боевые награды, замещал Михаила Михайловича Дроздова, вернувшегося с недолгой военной службы. 8 Любопытно, что М. А. Храпов служил подпоручиком и в 138-м пехотном полку, размещавшемся в городе Ряжске. В Ряжской мужской гимназии, одновременно с будущим писателем
Иваном Макаровым, у него учился сын - Григорий Храпов (учился очень хорошо - авт.). Дочь же Михаила Алексеевича - Анна Михайловна Храпова, чуть позднее станет учительницей начальных классов в одной из школ г. Ряжска.*9
По каким-то, возможно, существенным причинам, именно Надежду Ильиничну Пушкарёву - преподавательницу русского языка и словесности Ряжской мужской гимназии, называют среди тех, кто оказал сильное влияние на будущего писателя Ивана Макарова. Так бывает, запоминается тот, кто короткое время провёл с учениками, но нашёл с ними общий язык. Архивные документы свидетельствуют, что Надежда Ильинична вела русский язык в гимназические годы будущего писателя недолго: фактически полгода. Она значится в 6-м «макаровском» классе с ноября 1917-го по апрель 1918-го и ещё несколько месяцев, когда учебные занятия уже прекратились (до июля 1918 г. - авт.). В 7-м, последнем классе гимназиста Ивана Макарова, русский язык и словесность станет вести уже Владимир Николаевич
353
Яскловский. А ещё ранее, начиная с его первого класса, русский язык и словесность у будущего писателя преподавали следующие: Николай Васильевич Гринёв, Александр Сергеевич Замятин, Пётр Юлианович Смоленский… По разным причинам, они менялись слишком часто.
Несколько слов о Надежде Ильиничне Пушкарёвой. В Ряжском уезде значатся дворяне Пушкарёвы... Так, уже знакомый читателю, временный гимназический врач Пушкарёв Илья Кириллович (1854 г.р.), по данным С.В. Филимонова, окончил Петербургскую Императорскую медико-хирургическую академию, имел награды, в частности, ордена: Святого Станислава 3-й и 2-й степеней, Святой Анны, также, 3-й и 2-й степеней плюс Святого Владимира 4-й степени.10 С осени 1914 года Илья Кириллович Пушкарёв, выше уже говорилось об этом, замещает «штатного» гимназического врача П.В. Турьянского; в это время ему шестьдесят лет. Вероятно, Надежда Ильинична Пушкарёва - дочь Ильи Кирилловича Пушкарёва.
По словам Ю. Веденина, именно Надежда Ильинична Пушкарёва, «влюблённая в свой предмет, была женщиной прогрессивной, умевшей «заразить» своих учеников такой же любовью к литературе, стремилась развивать у ребят фантазию, умению самостоятельно развивать мысли, свободно высказываться. Его школьные сочине-
ния получали высокие оценки, юноша с увлечением, иногда с юмором описывал сцены из деревенской жизни».11 Об этом же пишет и Маргарита Смирнова - московский журналист и литературовед. Но кроме преподавательской деятельности, Надежда Ильинична увлекалась и постановкой гимназических спектаклей. По крайней мере, в
двух, она выступила в качестве режиссёра. В том числе, и в вечере с «русалками-снежинками», на всю жизнь запомнившийся гимназисту Ивану Макарову. Этот вечер вспоминает главный литературный герой повести «Рейд Чёрного Жука» Игнатий Багровский, по прозвищу «Чёрный Жук»:
«Из поры юношества я помню одну ночь, вернее, рассвет. В гимназии у нас был вечер-спектакль. Ставили «Майскую ночь». Девушки-русалки, все в бледно-голубой фате, отчего они казались прозрачными, двигались по сцене в неслышном хороводе. И как бы издалека слышалось заглушённое - унылая свирель. У меня захватило дух от
потрясающего хоровода прозрачных девушек. Задыхаясь, я выбежал на улицу. Был или конец марта, или начало апреля. Звонкий утренник тихо пощёлкивал, вымораживая лужицы. Даль бледнела. У меня, ви-
354
димо, кружилась голова. Но тогда я отчётливо чувствовал, слышал, воспринимал и видел, как весь этот голубой и прозрачный хоровод вместе с музыкой спустился ко мне, окружил меня в своём неслышном танце. Музыка стала ещё глуше, а девушек внезапно появилось множество, как снежинок. Вот это видение всю жизнь для меня служило каким-то спасительным якорем. Казалось, вот вот пройдёт буря, и прорвётся какая-то временная плёнка, заслоняющая от меня мою настоящую жизнь, и я вновь услышу тихую радость свирели и увижу бледно-голубой хоровод девушек-снежинок».12
И в этой повести Макаров-писатель остаётся верен себе. Судя по архивным документам, реальный гимназический спектакль, действительно, состоялся в здании мужской гимназии 18 февраля (3 марта) 1918 года. В нём участвовали девушки - «русалки»: гимназистки женской гимназии М.А. Карчагиной… Сбор от этого вечера-спектакля пошёл в пользу «недостаточных» учеников и учениц обеих гимназий плюс на «усиление симфонического гимназического оркестра» мужской гимназии.Примечателен экономический расклад этого вечера «с русалками-снежинками»:
От продажи билетов выручено 1. 231 рубль 05 копеек;
от продажи программ - 88 руб. 30 коп.;
от «летучей почты» - 26 рублей;
от буфета - 687 рублей.
Итого: 2. 035 рублей 35 копеек.
Израсходовано:
печатание афиш и билетов - 40 рублей;
драматическому кружку - 225 рублей;
художнику - 50 рублей;
материал для костюмов русалок - 28 рублей;
плюс дополнительные средства: за «вышивку для рубашки», «за
авторское право», «парикмахеру», «красногвардейцу», «на починку очков, испорченных во время вечера»… Распорядителем вечера значится преподаватель Алексей Михайлович Можайский.
В каких условиях готовился этот реальный гимназический спектакль? Вечер назначен на 3-е марта, но город Ряжск «объявлен на военном положении». И временно исполняющий обязанности директора мужской гимназии Владимир Николаевич Яскловский запрашивает Ряжский Совет Советов: не встречается ли препятствий к проведению самого спектакля в здании мужской гимназии, а также, и генераль-
355
ной репетиции, назначенной на 2-е марта; а также, и на проведение уже 4-го марта - «Ученического утра»? А накануне, 16-го февраля или 1 марта по новому стилю, мужская гимназия просит у Ряжского Городского Самоуправления 30 фунтов керосина: в настоящее время «художественным кружком учащихся под руководством художника г. Григорьева изготовляется новая декорация. Работа над ней ведётся вечером, не хватает света».
Режиссёр Н.И. Пушкарёва готовила и «прощальный» вечер-спектакль первых выпускников Ряжской мужской гимназии (набор 1910 г. - авт.) с символическим названием «Дети солнца» (по пьесе М. Горького). Этот «прощальный» выпускной вечер гимназистов 8-го класса (с полным гимназическим курсом), проходил также, в соб-
ственном здании мужской гимназии: в воскресенье, 25 марта (7 апреля 1918 года). После спектакля был «БАЛ» до четырёх часов утра - играл духовой оркестр. Афиша этого спектакля-вечера сохранилась в архивах: он был, также, платным (по платным билетам), но весь сбор поступал «на нужды класса», то есть в пользу самих выпускников.13
Две известные на сегодня любимые женщины писателя Ивана Макарова - не простого происхождения. Елизавета Константиновна Плотникова - его официальная жена и мать его сына Января, в семье родителей которой жил некоторое время будущий писатель в г. Рязани, вероятно, из семьи значимых для Рязанской губернии людей. Плотниковы продолжали пользоваться определёнными «благами» и при Со-
ветской власти. Неофициальная, вторая жена - В.В. Вонлярлярская, не отказавшаяся от И. И. Макарова после его ареста и проведшая восемнадцать лет в тюрьмах, ссылках и на поселениях - потомственная дворянка. Причём, с рязанскими корнями: линия рязанских-касимовских Вонлярлярских прослеживается с давних времён.
Вера Валентиновна была старше Ивана Ивановича Макарова на два года, и до встречи с писателем, была замужем. Московский исследователь В. Г. Шилин нашёл земельное владение Вонлярлярских и в Рязанском уезде Рязанской губернии.14 Преподавательница русского языка в «макаровском» классе Надежда Ильинична Пушкарёва, также, дворянского происхождения. На момент её учительства в муж-
ской гимназии, она была не замужем, ей, примерно, 30 лет. В мужской гимназии учился, вероятно, её младший брат Борис Пушкарёв. Возможна ли юношеская влюблённость в неё будущего писателя? Ведь гимназисту Ивану Макарову было в ту пору всего семнадцать лет...
356
Так или иначе, но педагогическая, драматургическая, режиссёрская деятельность Надежды Ильиничны Пушкарёвой и других постановщиков разных спектаклей, разных пьес в городе Ряжске, даст мощный творческий толчок в развитие будущего писателя. Ведь самой первой литературной работой Ивана Макарова исследователи называют его пьесу «Дезертир», датированную 1920 годом. Пьеса предназначалась
для любительского драматического кружка (одна из версий: драмкружок села Салтыки - авт.), «Дезертир» называют и «пьесой - агиткой». Но начинающий писатель Иван Макаров опубликует её в 1924 году в рязанской губернской газете «Рабочий клич»: то есть считал удачной.
Остаётся добавить, что фамилия ряжских Пушкарёвых встречается и позднее. И этого Пушкарёва хорошо знал «активный работник» губернского комитета РКСМ, партийный советский служащий и даже заведующий Рязанским землеустроительным техникумом Иван Иванович Макаров!
Иван Иванович много читал и, видимо, часто брал книги в разных библиотеках г. Рязани. В 1921 году, в системе Рязанского губернского народного образования - ГубОНО, значится библиотекарь Владимир Степанович Пушкарёв, возглавляющий один из подотделов ГубОНО - библиотечный. В декабре 1924-го, библиотекарь В. С. Пушкарёв заведует «центральной» губернской библиотекой и, одновременно,
является заместителем хорошо знакомого рязанцам заведующего Губмузеем Степана Дмитриевича Яхонтова. В июне 1925-го и в июле 1926-го годов Владимир Степанович Пушкарёв - на названных двух должностях, но с середины июля 1926-го, освобождается от заведования центральной губернской библиотекой, продолжая «внештатно» заведовать РязгубМузеем. Через очень короткое время его назначат
на «штатную» должность заведующего Рязанским губернским музеем. То есть, Владимир Степанович Пушкарёв - первый штатный заведующий Рязанского губернского музея - ныне музея-заповедника «Рязанский кремль».15
1 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 5, л. 7.
2 ГАРО. ф. 937, оп.8, д. 43 , л. 7, 7 (об.).
3 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 13, л. 81, 60, 64, 102, 130, 134, 137.
4 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 13, л. 73.
5 Приокская правда. - Рязань, 26 августа 1970, № 200, с. 4.
6 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 12. л. 33.
7 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 37, л. 8.
357
Продолжение следует - страницы
358-366.