Третий из посещенных мной монастырей Северной Молдовы (после
Руди и
Жабки) - Сахарна, расположенная близ города Резина (12 тыс. жителей) почти напротив приднестровской Рыбницы. И пожалуй, из всего увиденного в Молдове я поставлю Сахарну на второе место после Старого Орхея: собственно монастырь достаточно невзрачен, но за ним в днестровский берег врезается глубокое и разветвлённое ущелье, в закоулках которого чего только нет! Водопады, скалы, пещерный монастырь, святой источник, крепость доримских времён и наверное ещё что-нибудь мной не найденное. Вот только погода подкачала - единственный за всю поездку серый день...
Из Сороки в Рыбницу, как и в Каменку, автобус ходит раз в сутки - в 10:30 утра, хотя можно доехать на кишинёвской маршрутке до поворота и там пересесть на автобус, идущий в Рыбницу из Кишинёва или Бельц. В Резине рыбницкие автобусы не заезжают на автовокзал, и сойти лучше всего на остановке у памятника Щусеву (как уроженец Кишинёва, это пожалуй самый популярный "исторический русский" в современной Молдове) - отсюда раз в час в Сахарну ходит маршрутка.
2.
Если же пойти по бульвару практически на задворках примэрии, выйдешь к базару, за которым скрывается автовокзал. Расписание довольно неудобное - так, последний автобус на Кишинёв уходит в 16:30... но зато это именно автобус, а не маршрутка.
3.
Резина известна с 1485 года она как село (под тем годом в грамоте Стефана Великого впервые упоминаются сотни селений), в межвоенное время разросшееся как приграничный пункт, в 1940 году получившее статус города, а в 1967-69 годах затопленное Дубоссарским водохранилищем. Однако затем в Рыбнице начали строить цементный завод, сырьё для которого добывалось как раз здесь - мёртвая канатная дорога так и висит над Днестром, но её я покажу лишь когда доберёмся до Рыбницы. Оттуда же, из Рыбницы, лучше всего видно устройство Резины - не по размеру многоэтажный город на высоком берегу. Если бы не туман, я бы погулял по Резине только ради видов на Днестр и Рыбницу:
4.
Хорошо видно и то, что два города на разных берегах строились как единое целое, и резинские многоэтажки выдают в ней фактически дальний район Рыбницы. Отделение Приднестровья разорвало производственную цепочку и убило экономику Резины, своеобразная её "достопримечательность" - совсем не характерные для Молдовы заброшенные многоэтажки. Тут такой всего один квартал, но до чего ж похожий на казахский
Аркалык!
5.
В целом же, своей архитектурой Резина типична для Молдовы: 9/10 её городов были образованы из сёл в позднесоветское время, и потому при всей древности Бессарабии, города её в большинстве своём не историчнее, чем в Казахстане. Хотя под горой ещё осталась пара улиц, застроенных до затопления:
6.
Интересно, не румынский ли домик? Рискну предположить, что это изначально это было здание таможни:
7.
И туда, и обратно я ездил на такси - за 13 километров по дороге (по прямой - где-то 5-7) таксисты берут 70 леев (150-160р.). Меня угораздило опоздать на автобус всего на несколько минут и тратить час на ожидание я не мог. По дороге проехали село Стохная с довольно крупной тюрьмой на самом видном месте и небольшой церковкой в низине, и сделали пару остановок на берегу Днестра:
8.
Хорошо видны "рыбницкие небоскрёбы", абрис которых известен каждому приднестровцу. Вообще, Рыбница - по-своему очень интересный город, и о ней я ещё расскажу.
9.
С юга к Рыбнице примыкает село Гидирим, и на реку грустно глядят заброшенные дома нетипового проекта:
10.
Ну вот и Сахарна, нависающая над входом в ущелье скала Гримидон:
11.
Как и о большинстве молдавских достопримечательностей, о Троицком Сахарнянском монастыре на русском языке сведений очень мало, хотя есть
подробный сайт на молдавском, за помощь в переводе с которого огромное спасибо
silviya_m. Если вкратце, нынешнему Троицкому монастырю предшествовал монастырь Благовещенский, вырубленный в скалах ещё в Средние века, как и соседняя Ципова - в то тёмное время укромные днестровские ущелья были идеальными убежищем для православных монахов. По легенде монахам здесь явилась огненная фигура Богородицы на вершине Гримидона, на месте которой они обнаружили след женской ноги на камне, и построили над ним часовню. Троицкий монастырь у подножья же начался с деревянной церкви, которую в 1776 году построил монах Варфоломей (Чунгу), выходец с Украины. В последующий век обитель обзавелась двумя каменными церквями - летней Троицкой (1818-1821) и зимней Рождества Богородицы (1883), однако всю свою историю монастырь был небольшим (не более 20 монахов и послушников), в 1936-64 годах действовал как женский, а в 1964-91 - как психбольница... впрочем, советскую власть тут тоже можно понять - идеальное место, чтобы лечить души.
12.
От "пятачка" у входа три дороги - можно пойти вперёд и вниз в сам монастырь, можно вправо и вверх на Гримидон, а можно - вперёд без уклона к Святому источнику. Мне понравился третий вариант - уходившая в ущелье тропа манила:
13.
Хотя долины речки Сахарны прорезает всего-навсего высокий днестровский берег, пейзаж тут практически горный, и из-за стелящегося по вершинам тумана легко было представить, что горы поднимаются на километры:
14.
И сам не заметив как, я углубился в сумрачный туманный лес:
15.
Тропа вела по берегу порожистой Сахарны, и в одном месте камни оброзывавли явное подобие мостика (да и просто таких вот переходов по камушкам на речке много), где стоял даже указатель - но куда он указывал, было не совсем понятно, и я продолжил путь по левому берегу. На самом деле просто интересности расположены по обе стороны речки, и верны соответственно оба пути:
16.
А камней со следами в Сахарнянском ущелье очень много. И если на вершине горы отпечаток ноги Богородицы, на дороге валяется Бес-камень - по крайней мере у меня иных ассоциаций не возникает:
17.
В паре километров от монастыря тропа пришла в тупик, и если бы я не знал, ЧТО ждёт за этим тупиком - я бы скорее всего тут же и повернул назад. Но сдаваться просто так я не хотел, да и что-то иррациональное мне нашептало, что проход есть, просто с секретом. Сначала надо перейти речку по камням с левого бережка на правый, а затем... Сбоку от водопада видна самая настоящая природная "приставная лесенка" из нескольких ступеней - причём как на удачу здесь же наружу выходит толстый корень, за который при подъёме удобно держаться. В общем, я без труда влез даже несмотря на скользотину:
18.
Ещё пара сотен метров и - вот оно!
19.
Это место зовётся Цыгановой ямой - почти правильный круг с вогнутой стеной, куда изливается водопад. Тут наверх уже не влезешь, но водопад можно спокойно обойти:
20.
Жаль, что от дождя вода такая мутная... Но место потрясающе уединённое. Стена Цыгановой ямы обросла толстенным слоем мха. Не было бы так холодно и сыро - сел бы за водопадом да о вечном думал:
21.
Однако вместо этого я пошёл назад, снова спустился через "ступеньку", и вернувшись до уже упомянутой развилки, решил перейти на тот берег, тем более за деревьями я видел выше по склону троицу и кельи в скальном склоне.
На самом деле водопад и святой источник - это разные вещи, и указатели по идее должны приводить благочестивого человека сюда... но видать, не только в России указать верить не стоит. У троицы ещё одна тройная развилка: налево вниз - Святой источик, прямо вдоль Сахарны - Благовещенский пещерный монастырь, а налево вверх - гето-дакская крепость.
22.
Здесь в Сахарнянское ущелье вливается ещё одно, и именно в его склоне и бьёт Святой источник:
23.
Вода в нём чиста и вкусна:
24.
Далее я направился по высокому берегу к скальному монастырю, о котором также узнал только из указателя - в составленой перед отеъздом "дорожной шпаргалке" речь шла просто о Троицкой и Благовещенской церквях... Благовещенский монастырь, как я понимаю, опустел ещё до 1776 года, и восстанавливать его взялся в 1857 году старец Серафим, а последняя реконструкция пришлась на 1900 год. Ныне всё это смотрится очень внушительно - кельи и синие кресты хорошо видны с тропы к водопаду, но заснять их оттуда не дают ветки. Вблизи же монастырь такой:
25.
В скалах множество икон и записок - это явно место паломничества, и люди явно приходят сюда о чём-то попросить:
26.
Особенно много таких вот подарков в кельях. И - полное безлюдие:
27.
За монастырём тропа продолжается по довольно опасному карнизу над высоким берегом:
28.
И упирается в такой вот тупик... Вернее, почти тупик - хорошо виден изогнутый карниз шириной в пару десятков сантиметров. С рюкзаком да по скользотине я не рискнул пытаться идти дальше. Каменистый склон на заднем плане чарующе красив, и уже слышен шум водопада. Стоит добавить, что в 15 километрах южнее есть ещё один
скальный монастырь Ципова, крупнейший и старейший в Молдове - натуральная многоэтажка, вырубленная монахами в камне... вот только добираться туда очень сложно, нужен полный и не ноябрьский день.
29.
Наконец, больше для очистки совести и в качестве дани уважения, я решил сходить на гето-дакское городище. Как уже говорилось, геты и даки - это фракийские народы, жившие на месте Большой Румынии около двух тысяч лет назад - в последнем веке до нашей эры при царе Буребисте их союз достиг расцвета, а в первом веке нашей эры последний царь Децебал был свергнут и убит императором Траяном. Римляне правили Дакией полтора века, но за это время геты и даки, кочевники-скотоводы, успели перейти на "разговорную латынь", которая и легла в основу румынского языка - именно поэтому румыны и молдавне считают своими "родителями" Гето-Дакию и Рим. В Тёмные века они покинули Бессарабию, на какое-то время её заселили славяне-тиверцы, но постепенно молдаване вернулись на свою древнюю землю. Как бы то ни было, селению на этом месте около трёх тысяч лет, а крепостью оно стало, скорее всего, при Буребисте. Крепость стоит высоко - тропа быстро достигает высоты Гримидона, становясь с каждым шагом круче, уже и извилистее:
30.
На вершине, треугольном мысу меж двух "ветвей" Сахарнянского ущелья, ныне луг, в тумане пасутся коровы. Центр луга отмечает обелиск советского времени (городище раскопали в 1946 году), а вдали виден вал собственно гето-дакской крепости. Судя по всему, здесь угодья Сахарнянского монастыря, и хозяйственный двор за валом стережёт черный крест из двух брёвен:
31.
Когда был поставлен обелиск - предполагать не берусь, но явно не раньше 1946 года. Барельефы со сценами гето-дакской жизни явно были красивыми - но из четырёх осталось лишь два, да и те отвандалены:
32.
Можно подняться на вал, к середине которого подходит полукруглый бугор - явно тоже остатки укреплений. Оплыл он гораздо сильнее, чем большинство виденных мной прежде валов:
33.
Как нельзя кстати (иронизирую), именно в этот момент наполз туман:
34.
Пришлось ждать, пока рассосётся - лучший вид на ущелье открывается не с Гримидона, а именно отсюда:
35.
Отсюда же был снят заглавный кадр. Как на ладони монастырь с его двумя церквями и уже упомянутая в начале поста развилка трёх дорог:
36.
...Ещё когда я поднимался, внизу были слышны гулкие удары - но мне тогда показалось, это ветер доност из обители стук топора. А спускаясь, я увидел вот что, и с ужасом понял, что стучали эти камни. Мне стало не по себе - что бы было, пойди на пять минут позже?! Природные опасности я знаю куда как хуже городских...
37.
Спустившись, я набрал воды в Святом Источнике и поспешил к монастырю:
38.
В монастыре, куда я зашёл с задних ворот, игралась свадьба:
39.
Да и в принципе с тихими уединёнными Жабкой и Рудью Сахарна являла резкий контраст! Здесь появился тот свойственный России и Украине православный пафос - видно, что обитель расчтана на приём богатых гостей. Птички, конечно, милые - но всему своё место!
40.
А вот ульи хороши:
41.
Троицкая церковь - столь характерный для Молдовы даже начала 19 века трёхконховый храм:
42.
А у входа даже небольшой памятник Стефану Великому... Увы, качество фотографий тут ухудшилось - я не заметил, как в тумане объектив запотел:
43.
Вернувшись к исходной развилке по другой дороге, я отправился по третьей - на Гримидон. На самом деле он только кажется высоким - подъём туда, тем более по лестнице, гораздо короче и легче, чем на гето-дакское городище:
44.
По дороге - пустые кельи (или погреба?), которым может быть и 500 лет, и чуть за полвека:
45.
Ну вот и вершина:
46.
Часовенка явно новая... но внутри действительно след Богородицы. На самом деле "камни-следовики" - не такая уж редкость, и то, что святыней всей Молдавии стал именно этот следовик - скорее, "заслуга" ущелья. Фреска на стене же демонстрирует то самое Огненное видение - Она стояла прямо на этом месте...
47.
Рядом вот такая вот печь, обратите внимание на потёки воска:
48.
Прекрасно виден и сам монастырь, а гето-дакская крепость - вон на той плоской горе справа:
49.
Дева Мария и ульи (или это всё-таки птичники?):
50.
На выходе из ущелья - небольшое село Сахарна, над которым тоже нависает Гримидон - и с той стороны он едва ли не эффектнее:
51.
Вдоль крутого приднестровского берега кометой пролетает моторная лодка... пора спускаться:
52.
Я уже опаздывал на автобус, вниз с минуты на минуту должен был подъехать уже знакомый таксист, которого я вызвонил ещё находяся на гето-дакском городище. Но повторюсь - автобус сюда ходит каждый час и если бы не спешка из-за сумерек и последнего автобуса на Кишинёв в 16:30, к услугам такси прибегать бы не требовалось. Таксист довёз меня до тех самым заброшенных домов, откуда до автовокзала было минут 5 дворами, через непролазную дождевую грязь. Под заброшенной стеной - памятник чему-то: Приднестровью, Афгану, Чернобылю, жертвам репрессий?
53.
Напоследок - молдавские окна:
54.
Часа через три я был в Кишинёве. Меня встретили два Александра -
v_st и
deorditsa, я поужинал в "Ла Плачинте", куда захаживал и почти все последующие дни, знакомство продолжилось несколькими кругами на машине по ночному городу, и наконец я заселился в общагу, где в отремонтированной и оснащённой бойлером комнате под аренду мне предстояло прожить ещё неделю. И выходя из общаги в магазин, я вдруг понял, что туман ушёл окончательно, и над Кишинёвом горели яркие звёзды. О Кишинёве, случайной столице - в следующих нескольких частях.
МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое.
История и архитектура.
Вечное.
Молдавия сельская.
Настоящее.
Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы.
Могилёв-Подольский (Украина) и
Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра.
Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Железнодорожный вокзал.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Два музея и ВДНХ.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. Центр.
Бельцы. Предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
.