КМВ. Кисловодск. Часть 1: Курортный бульвар

Jun 11, 2014 15:00



В Пятиградье, что под Пятигорем, у всего своё место: разве что показанный в прошлых частях маленький Железноводск ни с какой стороны нельзя назвать центром. Ессентуки - административный центр района и курортной зоны, Пятигорск - крупнейший город, центр повседневной жизни и до кучи Северо-Кавказского ФО, ну а Кисловодск - главный курорт, на который тут приходится около 40% всех здравниц и их посетителей. Довольно крупный город (129 тыс. жителей), он стоит в стороне, южнее самых южных лакколитов, у подножья Пастбищного хребта - первого из лестницы хребтов Большого Кавказа, вклиниваясь между Карачаево-Черкессией и Кабардино-Балкарией. Популярность Кисловодска понятна. Во-первых, тут совершенно другой, уже горный воздух, во-вторых, всё-таки питьевое лечение минералкой в наше время популярнее купального. А ничего подобного кисловодским нарзанам на КМВ обнаружить не удалось ни учёным, ни мне.

Кисловодск называют "городом Солнца" за обилие солнечных дней, но для меня он стал "городом Дождя", и назойливый дождь, ливший с утра до вечера, очень сильно испортил мне прогулку - так что вместо 4-5 частей, которых заслуживает этот город, будет всего 2 - о центре и непарадных районах. Ещё 2 части я напишу по итогам новых поездок 2022 года, с которых и в сегодняшний рассказ много добавлено. В первой части, солнечным вечером, пройдёмся по местному променаду к показанной на вводном кадре Нарзанной галерее. Кроме того, советую заранее прочитать пост о железной дороге КавМинВод, около 1/5 которого посвящено тупиковому и очень красивому вокзалу Кисловодска и видам города из окна электрички.

Курортный бульвар вытянут параллельно железнодорожной станции, отделённый от неё небольшим парком. Перед станционной горловиной проходит однопролётный виадук - с него и начнём прогулку:

2.


Ныряющая под арку улица Кирова выводит на Октябрьскую площадь - крупнейший городской перекрёсток 5 улиц, 4 из которых проезжие. В центре - Дом Связи (1970) с "зодиакальными" часами. Здесь сразу бросается в глаза чрезвычайная холмистость и просто мудрёность кисловодского рельефа. Видно и то, что город весьма оживлённый, если Пятигорск производит впечатление полумиллионника, то Кисловодску "на глаз" я бы дал тысяч 300 населения. При этом если формально Кисловодск сопоставим с Пятигорском (129 тыс. против 146), то фактически - меньше почти вдвое за счёт огромных пятигорских предместий. Что же касается народов, то если в Ессентуках самое заметное меньшинство - греки, а в Пятигорске - армяне, то здесь - карачаевцы, их 4% населения, и на московских или ставропольских кавказцев они похоже куда больше, чем на своих соплеменников в окрестных аулах.

3.


Местные "кислые воды" (не на вкус, а по pH - у остальных здешних вод он щелочной) были известны с незапамятных времён. Само слово "нарзан" восходит к то ли черкесскому, то ли аланскому нартэ-санэ, что означает "богатырский напиток". В 1793 году их детально описал Пётр Паллас, а в 1803 году рядом была построена Кисловодская крепость Азово-Моздокской линии, куда переместили часть гарнизона Константиногорской крепости (предшественник Пятигорска). Под защиту русских пушек стихийно потянулись отдыхающие, в первую очередь из кавказских офицеров и их семей. В 1812 году была построена первая купальня, а в 1822 году обустройство курорта взял на контроль лично Алексей Ермолов, под руководством которого к тому времени уже вовсю строился Пятигорск. Два Ермоловских детища и стали основой КавМинВод: в пятигорских Горячих Водах купались, а здешние Кислые Воды пили, и в написанном в 1838-40 годах "Герое Нашего Времени" Кисловодск производит впечатление вполне себе полноценного и благоустроенного городка. На самом деле городской статус Кисловодская слобода получила лишь в 1903 году (когда в ней жило около 6 тыс. человек), к тому времени наполнившись санаториями и дачами состоятельных обитателей всей России. При Советах, начиная уже с 1920-х годов, на смену особнякам пришли пансионаты, зачастую строившиеся тут по проектам лучших московских архитекторов. С 1825 года параллельно городу существовала ещё и Кисловодская станица, в 1959-м вошедшая в его состав. А ещё в Кисловодске в 1918 году родился Александр Солженицын...

3а.


От улицы с кадра №3 Курортный бульвар уходит налево, но я для начала повернул направо. Одно из первых впечатлений Кисловодска-2014 (в 2022-м такого не припомню) - жутчайшие подземные переходы с кислой вонью, на мой взгляд позор для любого города, а для курорта - втройне.

4.


Большинство из них были тупо закрыты, но пара-тройка действующих и относительно цивильных обнаружились уже тогда:

5.


Между тем, на той стороне (Куйбышева, 2) сохранилась едва ли не единственная на КМВ старинная синагога 1890-х годов. Она тут на заднем плане ( больше фото есть здесь), а большую часть кадра занимает дом раввина. Здешняя община из нескольких сотен горских и ашкеназских евреев была уничтожена фашистами в короткую оккупацию осенью 1942 года. Но старая синагога в теперешнем Кисловодске осталась единственным историческим культовым зданием.

6.


Помимо 5 улиц, кольцо пересекает ещё и маленькая быстрая речка Берёзовая (или Элькуш), разделяющая Курортный бульвар (слева) и проезжий Первомайский проспект - причём последний довольно быстро уходит в мрачноватую низину, где ни за что не догадаешься, что гуляешь совсем рядом с Променадом:

7.


Перспектива протянувшего на 700 метров бульвара, дальний конец которого - на вводном кадре. Бульвар не случайно параллелен железной дороге - это была часть тракта из Пятигорска, в 1836-41 году благоустроенная главным архитектором КавМинВод Джузеппе Бернардацци. Изначально тут была липовая аллея, но она очень быстро засохла, и вместо лип при Михаиле Воронцове (наместнике Кавказа в 1844-54 годах) высадили знакомые ему по прошлому генерал-губернаторству крымские тополя, из-за чего 1848 году за бульваром закрепилось название Тополёвая аллея. В 1930-е годы тополя зачем-то свели, бульвар при Советах сменил несколько названий и наконец в конце 1980-х вернулся к первоначальному. На месте деревьев теперь дорожки, а посредине - цветочные клумбы, на первой же из которых небольшой камень показывает уровень воды во время наводнения 2002 года.

8.


Когда-то по бульвару ходил ещё и трамвай колеи 1000мм, как в Пятигорске - здесь он появился на год позже (1904) и питался от той же ГЭС "Белый Уголь" в Ессентуках (см. ссылку в начале поста), сменив появившуюся в 1893 году конку. Самое странное же то, что трамвай здесь был исключительно грузовым - уникальный случай в тогда ещё даже не бывшем, а будущем СССР, куда более ожидаемый в каком-нибудь фабричном или портовом городе, чем на курорте. Но возил этот трамвай не что-нибудь, а бутылки с нарзаном от заводика близ питьевой галереи до склада на станции Минутка, откуда поезда доставляли целебный напиток по всей России и даже в Европу. Видимо просто иначе как по рельсам стеклянные бутылки возить в те времена было невозможно. В 1958 году разливной цех перенесли к площади с первых кадров, и линию на бульваре закрыли, а в 1966 производство переместилось непосредственно к складам и трамвай в Кисловодске отменили вовсе - с "метровой" колеёй, вагоны для которой закупались в Чехословакии и ГДР, советские градостроители не дружили и в те же годы позакрывали десяток вполне пассажирских систем (Выборг, Черновцы, Симферополь и др.). Фотографий Кисловодского трамвая сохранилось очень мало, и как я понимаю, ходил здесь туда сюда, позявякивая бутылками в ящиках, один-единственный старый вагон.

8а.



Здания у начала бульвара - ничего не нашёл об их происхождении, ассоциации с трамвайным депо, но вряд ли здесь могло быть таковое.

9.


А в целом набор построек на бульвар стандартный и за прошлые посты о КМВ успевший примелькаться. Вот Курортное управление в бывшем Доме офицеров (1850-56), приезжавших сюда подлечиться с Кавказской войны.

10.


Напротив - памятник военным медикам (1997), за забором на заднем плане сливаются Ольховка и Берёзовая:

11.


Бульвар делит пополам Вокзальная улица, по которой чуть-чуть отклонимся к железной дороге. В сгибе - Круглый бювет (1963), или просто "Грибок" на источнике №5:

12. 2022


С не по своей эпохе симпатичным интерьером:

13. 2022


На бювет глядит памятник Андрею Губину (1994) - писателю родом из Ессентуков, а за ним поднимается вокзальная улица, зажатая между подпорной стеной и сквером:

14. 2022


Поодаль висит Мостик Вздохов, которым мы любовались в посте о железной дороге - он был построен ещё в 1895 году, причём при участии великого Владимира Шухова, создателя гиперболоидных башен и первых нефтяных резервуаров. Памятник, конечно, не ему - просто под мостом примостился ниший:

15. 2022


Теперь вернёмся на бульвар. Участок за Вокзальной заслуживает карты - здания его вертикально сверху смотрятся не хуже, чем с земли. Только карта "лежит на боку" - север слева, юг спава:



Главные Нарзанные ванны (1901-04) - на мой взгляд, самое красивое здание всех КМВ. Увы, хотя я долго искал точку, с которой их видно целиком, кадр получился нерезким, а я второпях этого не заметил - но думаю, общее представление он всё-таки даёт.

16а.


Вид сзади:

16.


И с центрального фасада - совершенно необычные для России (чай не Англия!) мотивы Индии:

17.


Особенно хороши майоликовые панно, почему-то напомнивше мне творчество Рериха, и ни одно из них не повторяет другое:

18.


Но как и большинство КавМинВодских старых куплен, Нарзанные ванны не действуют - как мне объяснил в комментариях dubikvit (кстати, рекомендую его журнал всем, кто хочет о КавМинВодах узнать больше и без неизбежных для моего "взгляда гостя" ошибок), практически все большие санатории на КМВ имеют собственные ванны, а у приезжающих самостоятельно такой отдых непопулярен - ведь в большинство ванн пускают только по медицинской справке, предписывающей именно такое лечение. ИМХО, лучше бы открыли ванны по билетам для всех желающих, а чтобы туристы не навредили себе слишком частыми и долгими купаниями - можно ограничивать сеансы по времени и количеству (скажем, один раз в день по 15 минут на человека).

19.


Я бы по крайней мере не пожалел бы денег за то, чтобы искупаться в нарзане...

19а.


Напротив - ещё один типичный атрибут, Курортная поликлиника (с 1930 года), изначально - гостиница "Россия" (1902) из двух корпусов - зимнего:

20.


И летнего чуть дальше - очень красивое модерновое здание, занятое всякими магазинами, в том числе фарфора местного производства. Дальше - примыкающий к галерее санаторий "Нарзан" (1902-05), бывший Гранд-отель:

21.


Напротив них - конструктивистские Октябрьские ванны (1928):

22.


Куда ковыляет лечиться "голодный угнетённый люд"... вернее, уже освобождённый, а в ближайшем будущем здоровый, сытый и отмытый:

22а.


Вид назад с крыльца Нарзанной галереи:

23.


Над домами вырастают горы Боргустанского хребта (около километра над морем, метров 300 над городом) за Подкумком - прикрывая город с севера, он создает здесь тот особый предгорный микроклимат, отличающий Кисловодск от в общем-то степных Ессентуков и Пятигорска. И обратите внимание - если в тех городах ещё не прошли субботники, ещё не высажены цветы, и народу было немного, то здесь в середине апреля жизнь уже кипела:

24.


Слева от галереи - Пятачёк, торговое ответвление променада в сторону вокзала. На заднем плане поднимается Крестовая горка - "форпост" гигантского Курортного парка. Напротив Гранд-отеля - используемый по назначению Центральный магазин (1910) с уютным, хотя и многолюдным, кафетерием.

25.


Обойдём галерею справа, там чуть дальше - уже современный Гранд-отель, в основе - доходный дом ростовского армянина Степана Бештау (1862), который в начале ХХ века снимала медицинская лаборатория курорта:

26.


Длинная (135м) Нарзанная галерея (1848-50), как бы продолжающая бульвар - самое известное творение английского архитектора Самуила Уптона, чьи галереи и собственный дом тех же лет я уже показывал в Пятигорске и Ессентуках. Но здесь - его безусловный шедевр, и едва ли не больше всего в галерее впечатляет ассиметрия. Западный фасад, за которым собственно бюветы для курортников:

27.


И куда более скромный восточный фасад, где когда-то находились нарзановые ванны для солдат и офицеров (я было подумал, что тут был нарзанный завод, но как оказалось - он не сохранился):

28.


Северную "головку" галереи, показанную на вводном кадре, занимает ныне магазин одежды, на месте которого раньше (с 1920 года) была Курортная библиотека, а первоначально - общие "малые" нарзановые ванны. Южная "головка" - навес непосредственно над источником нарзана, часть питьевой галереи:

29.


А нарзановый завод примыкал к юго-восточному углу галереи - на это кадре справа. В плане галерея  вместе с ним (в качестве "собачки") напоминала ключ (не тот, что "источник", а тот, что от двери):

30.


В самой галерее - людно, чисто и очень уютно:

31.


Нарзан здесь трёх сортов - "общий", "сульфатный" и "доломитовый". Как я понимаю, химический состав у них один, но в разных пропорциях. В бюветах - холодный и подгоретый. И перепробовав все общедоступные воды КМВ, могу сказать, что с кисловодскими нарзанами не сравнится ничего; мой отец, которому я привёз также 8 литров 6 разных вод, со мной согласился. Больше всего запомнился доломитовый нарзан - вода со вкусом камня.

32.


А под навесом булькает и пузырится святая святых Кисловодска - собственно, Нарзановый источник:

33.


За галереей - небольшой сквер в преддверии Курортного парка, уставленный многочисленными ларьками, где торгуют сувенирами, антиквариантом, сборами кавказских и почему-то алтайских трав, мёдом, войлоком, мехом, картинами, чурчхелой, экскурсиями и в общем всем остальным, что может приглянуться курортнику.

34.


На необычайно мощном крыльце (1823) когда-то стояла Ресторация (фактически курзал), как и пятигорская "родственница", построенная Бернардации и описанная Лермонтовым в "Герое Нашего Времени".

35а.


Повезло ей меньше - если в пятигорской ныне НИИ Курортологии, то кисловодская сгорела в войну и была доломана в 1944-м, а в 1948-м её крыльцо превратили в оригинальным памятник Лермонтову. Под бюстом - цитата:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз -
Как сладкую песню Отчизны моей
Люблю я Кавказ.
Это юношеское стихотворение 1830 года (когда Лермонтову было 15-16 лет), ведь на Кавказе он впервые побывал в 1824 году именно как курортник.

35.


А в гроте под лестницей притаился Демон:

36.


На втором ярусе лестницы много гуляющих, на третьем в 2014-м встречали грязь и запустение. Ещё выше - проезжая улица Реброва, за которой в склон Крестовой горки вклинился Ребровский сквер с часовней Алексия Человека Божьего (1848, Бернардацци). Вернее, её репликой: в 1924 часовню снесли при расширении улицы, а воссоздали в 2017-20 годах как часть сквера.

37. 2022


Алексей Ребров родился в 1775 году, сделал карьеру чиновника в Астрахани и Георгиевске, а к моменту знакомства с Ермоловым уже слыл "живым архивом истории края". На службе у генерала Алексей Фёдорович активно способствовал превращению тревожного фронтира в модный курорт. Его усадьба в Пятигорске стала первым административным зданием образованного в 1830 году уездного города, а в Кисловодске теперешний Курс первые дачники знали как Реброву балку. Ребровский сквер лежит на месте его кисловодской усадьбы, в деревянном особняке (1823) которой гостили Пушкин и Лермонтов, а заодно - княжна Мэри, к которой Григорий Печорин наведывался через окно.

37а.


Как я понимаю, разрушать ценнейший памятник истории и деревянного зодчества начали ещё при царе, а окончательно доломали в 2000 году. Экскурсоводы, конечно, с утратой не смирились, а потому теперь как "Дом княжны Мэри" преподносят бывшие гостиницы "Европа" и "Италия" (1910) купившего Ребровскую усадьбу купца Власова.

38. 2022


Вернёмся в сквер за галереей. Рядом с летсницей Демона - Орёл, а на заднем плане типовое для КМВ почтовое отделение и пансионат "Факел":

39.


Вид на сквер с верхнего яруса:

40.


Колоннада (1912) - главный вход в Курортный парк и один из важных городских ориентиров, за ней оживлённый Первомайский проспект, переходящий тут же в проспект Мира:

41.


Идём обратно за галереей, между ларьков. Здесь я купил ещё одну вещь, необходимую для доставки минеральных вод в Москву - баул, благополучно по приезде развалившийся:

42.


А такие вот здесь дворики - изнанка Кисловодска весьма колоритна:

43.


44. 2022


Вверх по Пяточку, под пешеходный мостик - дорога на вокзал. В целом, Кисловодск в своей "парадной" части уже в 2014 был на голову выше любого другого курорта КМВ - и сонного Железноводска, и запущенных Ессентуков, и шумного Пятигорска. Те три явно не дотявают, а вот Кисловодск я бы поставил в один ряд с Трускавцом (даже пожалуй повыше) или Юрмалой. В 2022-м, само собой, эти сравнения скорее в пользу российских курортов.

45.


Взгляд назад:

46.


На холме - армянская церковь Святого Вардана Мамикояна - последний был князем и военачальником, и в 451 году погиб в Аварайрской битве с войсками Ирана - персы тогда победили армян и подавили их восстание, но оценив его масштаб и свои потери, падишах пришёл к выводу, что пытаться обращать армян в зороастризм (из-за чего восстание и началось) - плохая идея, и потому Вардан считается в армянской истории спасителем веры. В нынешнем Кисловодске армян 9% населения (то есть всё же больше, чем карачаевцев), и церковь свою они в 1992-97 годах построили на самом видном месте. Очень интересное сочетание - лишь только разбирая фотографии, я сообразил, что труба - не колокольня. С церковного двора наверное отличный вид на город:

47.


Проскочив под ещё один пешеходный мостик (1895), покидаем курортную толчею:

48. 2022


По лесенке слева от улицы или по мостику можно пройти к красивейшему зданию филармонии (1895-96), напомнившего мне архитектуру сецесси во Львове. Изначально это был курзал, построенный на средства Владикавказской железной дороги:

49.


Поэтому другой её фасад...

50.


...обращён к вокзалу, который, как уже говорилось, подробно показан в соответствующем посте:

51.


Оживлённая привокзальная площадь:

52.


С зданием бывшего Курбюро, где приехавшие наобум отдыхающие могли распределиться в какой-нибудь санаторий:

53.


Железная дорога подходит вплотную к Курортному парку, и западнее неё - променад и жилая часть города, а восточнее - местный Курс с привычными кварталами-санаториями. Вид со стороны Курса на филармонию, контору станции, краешек вокзала и пункт досмотра у входа на платформу.
А заодно - вот такая погода меня сопровождала большую часть следующего дня.

54.


В следующей части - о непарадном Кисловодске, старом и советском.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

Ставропольский край, Кавказ, дорожное, транспорт, КавМинВоды, Железноводск, трамваи, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up