Часть VIII. Город Вытегра. Глава II. Подводная лодка в степях Украины лесах Вологодчины или Б-440 внутри и снаружи.
Утром мы поднялись, спустились на завтрак, погрузили вещи в машину, сдали номера и поехали в известный в русской истории град Кириллов, что на Белоозере, но через Музей боевой славы моряков в Вытегре.
Оказалось, что встали мы слишком рано - музей ещё не открылся, так что коротали время в скверике рядом. Заодно, сходили посмотреть на канал. Нет, не на этот.
В Вытегре не Беломорканал, а Волго-Балт. Собственно, он тут начинается.
Шлюз №1
На канале оживлённо, а вот речной вокзал в Вытыгре подкачал. Такие круизники тут швартуются и такая неприглядная будка.
Речной вокзал Вытегры. Продавцы сувениров ждут когда ошвартуется круизник.
Вот и к нашему сожалению такой плавучий отель здесь и ошвартовался. Так что подводную лодку Б-440 нам пришлось осматривать в плотной толпе.
Но не будем о грустном. Лучше о лодке.
Заложена Б-440 была 1 июня 1970 года (на 6 лет старше меня) на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.
Длина по ватерлинии составляет 91 метр, ширина - 8,5 метров, высота 12 метров. Подводное водоизмещение 2472 тонны. Подлодка могла погружаться на глубину до 280 метров, двигаться под водой со скоростью 15 узлов. Автономность плавания составляла 90 суток. Проект 641 как он есть.
16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971-1972, 1973-1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.
В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года[1] на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
В 1990-1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году переведена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для экспозиции музея. В Вытегорском заливе были произведены дноуглубительные работы, после чего Б-440 ошвартовалась у береговой черты по адресу город Вытегра, улица Комсомольская, 15. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка была открыта для посещения, командиром корабля-музея стал ветеран Тихоокеанского флота капитан 3-го ранга Валерий Hазаренко.
Б-440 на своей последней стоянке.
С другого ракурса.
Попала сюда лодка в знак памяти главного конструктора подводных лодок серии «К» Михаилу Александровичу Рудницкому, родившемуся и выросшему в Вытегре. А пришла эта идея в голову председателю Вологодского Морского собрания капитану I ранга в отставке Александру Штурманову, тогда замглавы Вытегорского района. Этот достойный офицер вышел сначала на губернатора Вологодской области, а потом на своего однокашника - на тот момент командира дивизии дизельных подводных лодок Северного флота. Колёсики провернулись и вуаля - Б-440, вместо того, чтобы пойти на иголки, стала музеем.
Вообще Вытегра дала стране какое-то фантастическое количество адмиралов в расчёте на 10 тыс. населения. Думаю, Кронштадт, Севастополь и Владивосток и то меньше. Вот, полюбуйтесь - адмиралы, родившиеся в Вытегре.
6 адмиралов из городка с населением в 10 тысяч!
Ну а мы отправимся внутрь лодки. Заранее вынужден извиниться за качество фотографий - народу было столько, что меня чуть не затоптали. Итак, мы поднимаемся по трапу и проходим в, прорезанный в борту носовой части корабля, порт. А дальше есть выбор: или вниз в аккумуляторную яму, где оборудована музейная экспозиция, либо по отсекам. Мы отправились вниз.
Здесь рассказывается о истории и боевом пути русского подводного флота.
Общий вид экспозиции
О самой подводной лодке Б-440, её боевой службе и членах её экипажа.
Модель лодки
И другим подводным лодкам-музеям.
Во второй яме экспозиция, посвящённая боям в Вытегорском районе во время Великой Отечественной войны и её участникам - вытегорам.
Ну а дальше мы отправились наверх - в отсеки. Часть фотографий, что я здесь приведу, найдена в интернете. Практически все общие планы - уж очень много народу набилось в лодку.
Лодка разделена переборками на 7 отсеков:
1 отсек - торпедный
2 отсек - жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами - аккумуляторные батареи.
3 отсек - центральный пост.
4 отсек - жилой отсек, с камбузом. Под палубами - аккумуляторные батареи.
5 отсек - дизельный.
6 отсек - электромоторный.
7 отсек - торпедный.
Схема подводной лодки проекта 641
Начнём с торпедного.
Торпедный отсек
Теперь через люк во 2-ой отсек и далее в 3-й.
Люк во 2 отсек
В переборках прорезаны порталы для прохода, так что через люки лазить нет необходимости, но желающие могут понабивать шишки и покрутить кремальеру - всё работает.
Пост управления движением.
Каюта командира
Офицерская каюта
Ещё одна
Ещё одна.
Офицерская кают-компания. Она же медотсек.
Мичманская кают-компания
Условия более чем спартанские. На боевых постах - тоже.
Пост гидроакустика
Штурманская рубка
Рубка радиометриста и ее оборудование для определения надводных целей
Ну а мы дошли до центрального поста.
Центральный пост вид с носа
Вид со стороны кормы
Перископ
Гальюн
Секретная часть и мичманские каюты
Камбуз
Ну а мы идём к кормовому люку. И попадаем в дизельный отсек.
Дизельный отсек.
Матросский гальюн.
Поднимаемся и попадаем в помещения для команды.
Так размещались матросы - прямо на боевых постах.
Тут же водолазное снаряжение
Спасательный гидрокостюм подводника и индивидуальный дыхательный аппарат.
Кормовой торпедный отсек. И тут койки.
Пора, пожалуй на волю - ну её к бесу такую службу! Не завидую я подводникам.
И вот тут нас поджидал приятный бонус. Как оказалось, организованным группам с круизника на верхнюю палубу нельзя, а нам - вольным стрелкам можно. Чертовски приятно было проследовать по трапу наверх мимо вытянувшихся рож маськовских хипстеров в пёстрых рубашечках и подвёрнутых узких штанишках, оттоптавших нам ноги и доставших своими комментариями космического апломба и космической же глупости. Сословная рознь, да.
Нафотографировались мы на свежем воздухе всласть.
Павел Валерьевич у кормового флага.
Я там же.
Павел Валерьевич у гюйса
Я там же.
Семейство Петровых
Любовь Александровна у рубки
Мы с Павлом там же.
Отдышались, спустились, осмотрели неведомо как занесённую в морской музей БМП-1 (что её смотреть - бэха и бэха).
БМП-1 в морском музее.
и поехали дальше. В Ферапонтов монастырь.
Предыдущие части:
Часть I Глава I;
Часть I Глава II;
Часть II Глава I;
Часть II Глава II;
Часть III Глава I;
Часть III Глава II;
Часть III Глава III;
Часть IV Глава I;
Часть IV Глава II;
Часть IV Глава III;
Часть IV Глава IV;
Часть IV Глава V;
Часть IV Глава VI;
Часть IV Глава VII;
Часть V Глава I;
Часть V Глава II;
Часть V Глава III;
Часть V Глава IV;
Часть V Глава V;
Часть V Глава VI;
Часть V Глава VII;
Часть V Глава VIII;
Часть VI Глава I;
Часть VI Глава II;
Часть VI Глава III;
Часть VII Глава I;
Часть VII Глава II;
Часть VII Глава III;
Часть VII Глава IV;
Часть VII Глава V;
Часть VII Глава VI;
Часть VII Глава VII;
Часть VII Глава VIII;
Часть VII Глава IX;
Часть VII Глава X;
Часть VII Глава XI;
Часть VII Глава XII;
Часть VII Глава XIII,
Часть VII Глава XIV,
Часть VII Глава XV,
Часть VIII Глава I