Внимание:
По сравнению с вариантом, который был в изначальном файле (и, соответственно, по сравнению с тем, что было опубликовано в "Лабиринте Судеб") -
данная подглавка радикально модифицирована.
1.1.4. Коэффициент пластичности мира
В своё время, будучи подростками, мы наблюдали феномен общения со второй реальностью на примере самих себя и ряда окружавших нас сверстников, пытаясь при этом не только осмыслить его, но и систематизировать, и даже "математизировать" - поскольку, пребывая на оном этапе в стадии пылкой влюблённости в мистику высокой математики, мы подвергали неукоснительной "математизации" практически любой вызывающий наше внимание предмет. Разумеется, в этой "систематизации-математизации" было куда больше игры-шутки-забавы, чем действительной веры в завораживающие своей абстрактностью выкладки - однако понятие о "коэффициенте пластичности мира", которое мы тогда ввели, показалось нам достаточно интересным и тридцать с лишним лет спустя, в 2007, когда мы взялись за создание сего трактата. Подмигивая, хихикая и подталкивая друг друга локтями, мы написали тогда парочку подглавок - вот эту самую и следующую за ней - где тема коэффициента пластичности излагалась если и не прямо так уж на полном серьёзе, то достаточно близко к тому. Сейчас, по прошествии нескольких лет, наполненных интенсивными и плодотворными дискуссиями по альтеррологическим вопросам, нам самим показалось не совсем понятным, что же побудило нас выбрать эту несерьёзную тему из множества других несерьёзных тем, обсуждавшихся нами в детстве - и поставить её не только рядом, но даже и впереди столь серьёзной и важной темы как тема моделирования и погружения? За каким хреном понадобился нам-взрослым этот самый коэффициент пластичности, игривой псевдонаучностью напоминающий шутовские расклады несравненного Терри Пратчетта? Уж не для того же ведь, в самом деле, чтобы похвастаться перед читателями тем, какие "шибко умные" мы были в свои пятнадцать!.. Нет, всё-таки что-то насущное в этой идее определённо есть, подумали мы так примерно позавчера - и приняли решение оставить изложение вопроса как оно было сделано в 2007, присовокупив к нему кое-какие дополнительные соображения, позволяющие наметить ряд направлений для, если можно так выразиться, факультативных размышлений.
Итак, в бытность подростками мы ввели в рамках нашей "занимательной альтеррологии" такое понятие как "коэффициент пластичности мира", позволяющий судить о возможности "сдвинуть" реальность волевым усилием: в каком-то мире ты можешь изменить положение вещей по первому своему желанию, в другом - как ни напрягай волю, ничего изменить невозможно или почти невозможно.
Формула этого коэффициента, в соответствии с нашими тогдашними соображениями, представляла из себя дробь, где в числителе - так примерно "общее количество" доступного наблюдению мира, в знаменателе - количество наблюдающих его. Получалось, что для нашей первой реальности из-за большого числа наблюдателей, прежде всего - жителей Земли, коэффициент пластичности стремится к нулю, - а в мире, создаваемом кем-либо в полном одиночестве, коэффициент пластичности чудовищно высок. Мы находили, что первое - скучно, второе - опасно, чревато перерастанием в бред.
Конечно же, это - так сказать, "формула для средней школы". Вероятно, прибегнув к адекватному математическому аппарату, можно было бы выстроить некую в высшей степени сложную формулу, где учитывались бы в числе прочего не только "внутренние наблюдатели", т.е. альтерриты, но и степень их "обратной связи" с альтерристом (альтерристами) и между собой - а также, разумеется, интенсивность вмешательства Высших Сил.
Так изложили мы тему в 2007 - а вот что любопытственное хочется нам по этому поводу добавить теперь.
Нам представляется, что сама притягательность идеи "коэффициента пластичности" объясняется тем, что в этом образе скручены в жгут несколько довольно-таки разнонаправленных идей/тем/мыслеформ - с одной стороны, довольно-таки разнонаправленных, с другой - связанных с одной и той же исходной темой. Означенная исходная тема - это, по существу дела, та же самая тема критериев реальности, пересекающаяся с темой
творчества ("творить" = "делать прочным") и темой
растворчества, а несколько разнонаправленных идей/тем/мыслеформ мы сейчас вкратце перечислим ниже. Постараемся при этом не углубляться в них излишне - ибо каждая из них безусловно стóит отдельного рассмотрения, однако на данный момент наша с вами задача совершенно иная.
Идея/тема/мыслеформа 1:
Магия - работа с линиями судеб - демиургия
Тема "магических воздействий" волнует очень многие умы, притом волнует очень по-разному. В интересующем нас ракурсе в наибольшей степени подразумевается то, что называется "высшей стадией магии" (об этом можно прочитать, например,
здесь) - и что с нашей точки зрения магией вот уж совершенно не является. Однако из песни слова не выкинешь, да и другие стадии/виды магии могут оказаться отдельными цветками замысловатого букета, просвечивающего из-под переливающейся обёртки, называемой "тема коэффициента пластичности":)) Наиболее интересным из всего, что может быть тут сокрыто, представляется нам следующий момент. Демиургия, о которой говорит
a-str, называя её "способом дыхания", подразумевает полную взаимную зависимость между демиургом и теми, кто обитает "в нём", теми, "кем" он "дышит" - полную взаимную зависимость, которая парадоксальным образом оборачивается полной взаимной свободой. Демиург "дышит" своими созданиями, они, в свою очередь, "дышат" им - каждый даёт каждому полную свободу совершать свой "ход", свой "акт дыхания", и совокупность этих "актов дыхания", причудливым образом вкладывающихся друг в друга, образует плетение судебных линий, составляющих основу их общего мироздания. Можно делить количество означенного мироздания на количество личных единиц участников его сотворения, можно не делить - суть демиургического процесса от этого не изменится:))
Идея/тема/мыслеформа 2:
Разные уровни / разные степени "реальности реальности"
Когда мы вместе с нашими читателями
осмысляли вопрос о том, кто что понимает под словом "реальность", тема разных уровней/ степеней/ градаций реальности прозвучала вполне внятно. Допустим, в случае с человеком, неправильно разглядевшим номер трамвая, реальными являются не только этот человек, а также трамвай, номер трамвая и водитель трамвая - но и ошибка восприятия мёрзнущего на трамвайной остановке. Тот номер, который ему представляется - в данной ситуации не реален, но реален сам факт, что он ошибается. Это - разные градации реальности. Развивая эту мысль, можно сказать, что ошибиться номером трамвая может не один ожидающий, а двое, они могут даже вместе обсудить то, что им представляется - в таком случае следует констатировать и ещё один уровень-градацию реальности: реальна не только ошибка этих двоих - реален их разговор, основанный на ошибке, и в некоторых случаях разговор может быть даже важнее, чем факт их ошибки, он может иметь куда больше последствий, сплетающих ткань общей реальности. В качестве исходника для формулы, помогающей различать градации реальности, по ходу обсуждения была предложена совокупность "количество воспринимающих плюс количество каналов восприятия" (
elekravets). Определённое сходство с идеей "коэффициента пластичности" здесь явно имеется:))
Идея/тема/мыслеформа 3:
Неодинаковость / изменения коэффициента пластичности на разных уровнях воплощения
Вообразим демиурга, имеющего замысел родить / создать нечто (например, мир) из самого себя. Предположим, он безусловно один, и в этом отношении максимально произволен - первичный творческий акт он производит исключительно из себя самого: "Да будет…" или "Например, пусть будет…" или даже "Предположим, это будет…" (Заметим в скобках, что все эти акты смело можно квалифицировать как акты моделирования - см. следующую подглавку
о моделировании и погружении.) Коэффициент пластичности мира, вычисляемый по нашей детской формуле, будет на этой стадии предельно высок. Однако на следующем ключевом этапе - когда в мире не только формируются основные параметры жизнедеятельности, но и появляются живые существа - любой демиург, желающий иметь при себе мир, а не игрушку-имитацию, вынужден давать существам "свободу дыхания" и самому "дышать" с учётом этой свободы (о чём уже говорилось здесь в пункте 1). Соответственно, вычисляемый по нашей детской формуле коэффициент пластичности падает, а "реальность реальности", о которой говорилось в пункте 2, возрастает. Описали сложную фигуру, вернулись к исходной точке рассуждений:))
Всё это в совокупности напрямую приводит к разговору о моделировании и погружении - представление о которых мы даём
в следующей подглавке. Для лучшего понимания текущих подглавок мы рекомендуем читателям освежить в памяти вот эти тексты:
"Некоторые соображения о соотношениях свободы и необходимости / моделирования и погружения" "О вымышленном и настоящем - совсем вкратце" То или иное отношение к делу имеют также практически все тексты по метке "Критерии реальности" (как
здесь, так и
в "Доме у дороги").
***************************
Апдейт-2021: Уровни реальности
(сформулировано в январе 2020)
Ссылки по теме "уровни реальности" - сперва на давние разговоры:
(мысль-то движется, на месте не стоит:))
"Требуется скорая философская помощь" вот тут разговор о том, кто что понимает под "реальностью" - разные люди говорят разное (а мы дальше, потом, делаем свои выводы о сабже)
(отдельно отмечу:
воплощение - это переход из потенциального состояния в актуальное
лат. actualis - ДЕЙСТВУЮЩИЙ)
"Наши определения реальности и их практическое применение" тут наши с Татой определения реальности (всё это важно в тему дальнейшего развития мысли)
(отмечу цитату - Тата:
Для меня, видимо, наиболее значимым представляется аспект, связанный с взаимоотношением областей "я" и "не-я", а наиболее уловимым - определение, где используется термин-синоним: действительность.
Действительность - это то, что оказывает действие; область, где происходит действие, доступное моему восприятию.
Реальность - это совокупность причин изменений во мне (в моём "внутреннем я", которое я эмпирически отделяю от внешнего, от "не-я"), эти причины не являются непосредственными и обязательными следствиями моих желаний, вообще моей деятельности.
.....реальность прямо связана с взаимодействием - то, к чему ты прилагаешь усилия и ради чего (кого) меняешь свои планы и желания - то (тот, та, те) реальны для тебя, а через тебя - для мира вокруг тебя.)
"Коэффициент пластичности мира" (т.е. данный пост) тут впервые возникает тема "уровней реальности" - ещё на таком довольно примитивном уровне, можно сказать, потом оно всяко развивалось
"О связи реальности/ материальности с развитием, появлением новых существ и радостью" тут о том как мы видим "реальность = материальность" - это важно!
Внимание:
Из более поздних текстов - в ракурсе восприятия уровней реальности важны Татины размышления в посте
"Мир внутри меня" Теперь попытаюсь покомпактнее и вместе с тем повнятнее сформулировать про уровни ре, как мы сейчас это видим.
Суммирую максимально лаконично, чтоб не запутаться. Наша концепция выглядит так:
реальность / действительность / актуальность (всё это в самом общем смысле взятое) -
от "рес" (латынь) = "вещь, дело/ действие" -
это совокупность взаимодействий, существ-фактов-явлений, действующих друг на друга.
Напомню:
Вкратце говоря, материальным = реальным является для нас всё то, что происходит в сфере ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ воспринимающего "Я" с Мирозданием - независимо от того, происходит ли это взаимодействие "внутри головы" или "вне головы" и независимо от того, зафиксированы ли узлы "всеобщей связи" посредством мяса/железа или же слов/мыслей. Ключевым является, что эти связи ЗАФИКСИРОВАНЫ. Напомним, зафиксированность узлов "всеобщей связи" означает неотменимость - и, стало быть, воплощённость в отличие от замысла (
творить = делать прочным, неотменимым), то есть реальность/материальность в отличие от вымысла.
Реальность = материальность для нас - это значит: "я не один, но МЫ ВМЕСТЕ, и всё то, что мы вместе сделали - НЕОТМЕНИМО".
(отсюда) Если существа-факты-явления могут взаимодействовать НЕПОСРЕДСТВЕННО - то они находятся на одном уровне реальности.
Если существа-факты-явления НЕ могут непосредственно взаимодействовать, то есть либо не могут взаимодействовать никак, либо могут взаимодействовать ПОСРЕДСТВОМ деятельности существ - то они с большой вероятностью (но не на сто процентов, мало ли что бывает) находятся на разных уровнях реальности.
Например, игроки сидят за игральным столом - и на одном уровне реальности происходит движение фишек и бросание кубика, а также игроки шевелятся, сопят, бранятся и пр. - а на другом уровне реальности игровые персонажи проходят квесты. В норме эти уровни не должны смешиваться, реальность каждого из них отсчитывается по-своему, один уровень от другого не зависит.
Или, например, дети играют в комнате в космический полёт, входит мама и начинает ругать их за что-то бытовое, потом уходит - и в норме либо они могут просто продолжить свою игру, реальность которой нимало не пострадала от маминого прихода, либо, если всё это их ранило-смутило, они могут личностным образом вписать это явление в реальность свой игры - осознав потрясшее их явление как явление некоего космического монстра, с которым они справились и летят дальше. Уровни реальности при этом не смешиваются, существуют независимо друг от друга - но личностным образом оказываются соединены.
Если ты своей творческой силой и волей создаёшь новые уровни реальности, новые локусы в них - ты можешь в них взаимодействовать со всем, что ты в них обнаруживаешь или создаёшь, а также приглашать участвовать с тобой в этом процессе кого угодно из первореальных или второреальных существ, либо создавать их портреты и взаимодействовать с ними. В любом случае эти новые локусы, новые уровни реальности, будут жить по своим собственным внутренним законам, они будут самостоятельными континуумами - которые связаны с первой или второй реальностью только через личности участников: через тебя или кого угодно ещё, кто, как и ты, является актором как в этих новореальных локусах, так и в первой ре или в альтерре.
Если ты, например, перед сном отчасти грезишь, отчасти сочиняешь некую историю, по ходу отметая варианты и создавая альтернативы - то на одном уровне реальности существуешь ты, отчасти играющий отчасти грезящий отчасти вспоминающий что-то забытое и пр. - а на другом уровне реальности существуют истории и отдельные образы, пучки альтернатив, каждая из которых живёт по своим собственным внутренним законам. Всё это может быть эфемеридами, возникающими и исчезающими, а может иметь важное значение и продолжение через тебя лично во все те сферы, во все те уровни реальности, где ты действуешь, куда ты имеешь доступ.
***************************
К оглавлению трактата "Альтерра и мы"