За 50 лет со второй половины XIX века до начала Первой мировой войны население Либавы увеличилось почти в 10 раз. В 1863 году здесь жило около 10 тысяч человек, в 1914-м - уже 95 000. За эти десятилетия город подключили к имперской системе железных дорог, он стал крупным портом, через который осуществлялся экспорт украинского зерна, и важной военно-морской базой. При всем при этом, несмотря на почти 100-тысячное население, каковое имела не каждая губернская столица (а в Минске, например, в 1914-м жило лишь тысяч на 10 больше народа), Либава оставалась де-юре даже не уездным, а всего лишь заштатным городом Гробинского уезда Курляндской губернии. И это был крупнейший заштатный город Российской империи. В годы Первой республики население Лиепаи сократилось наполовину (до 45 000 человек в 1945 г.), в советское время достигло максимума (115 000 в 1991-м), а сейчас вновь уменьшается. В начале 2012 года по официальным тут жило около 82 000 человек, т.е. меньше, чем веком раньше.
Во второй "старогородской" либавской серии продолжаем осматривать Вецлиепаю.
1. С пешеходной улицы Зивью (Рыбной) я свернул на восток в район ул. Бариню (Сиротской). Здесь Лиепая совсем уж теряет туристический характер, сохраняя при этом атмосферную дореволюционную застройку, часто деревянную.
2. Но иногда и нет.
3. Порой попадаются совсем уж реликтовые постройки крайне достопримечательного характера, как этот архаичный деревянный комплекс на углу улиц Бариню (Сиротской) и Кунгу (Господской). Хороший такой перекресток.
4. Это т.н. "Домик Петра I", бывшая гостиница мадам Хойер, где, как считается, в 1697 году останавливался российский царь. В отличие от множества "домов Петра I" или "домов Наполеона", таковыми на самом деле не являющимися, в аутентичность этого как раз верится.
5. Мемориальная табличка.
6. Фасад, выходящий на Бариню, как видите здание фахверковое. Встречал информацию, что в Лиепае около 200 деревянных построек XVII-XVIII веков. В этой цифре я сильно сомневаюсь, скорее в таком случае сюда надо включать и XIX век, но почтенный возраст бывшей гостиницы на Кунгу сомнения не вызывает.
7. Прямо через дорогу от "домика Петра I" расположен и "Дом Карла XII", уже каменное здание, построенное в 1699 году для бургомистра Либау Иоахима Шредера, где спустя год остановился шведский король, чья армия в это время стояла зимним лагерем в Вирге, в 25 километрах от Лиепаи. Сейчас тут размещен Дом ремесленников. На торце дома видна дата его постройки.
8. В 5 минутах ходьбы от этих двух примечательных зданий расположена Куршская площадь (Куршу лаукумс), бывшая Рыночная (вероятно Старая рыночная в отличие от Новой рыночной, сейчас именующейся площадью Роз).
9. Основной интерес здесь представляет лютеранская церковь св. Анны, считающаяся старейшей в городе.
10. Первый раз церковь на Рынке Либау упоминается под 1587 годом, тогда Лиепая даже городом еще не была. Современное здание, разумеется, куда более позднее и в общем и целом датируется второй половиной XIX века.
11. До сих пор на Куршской площади размещается Центральный рынок Лиепаи.
12. Не пропустите его главный павильон, т.н. Петровский рынок, открытый в 1910 году.
13. Этот павильон расположен как раз между лютеранской церковью св. Анны и католическим костелом св. Иосифа, кафедральным собором Лиепайского диоцеза РКЦ.
14. Современное здание построено в 1894-1900 годах.
15. Рядом еще одна церковь - Иисуса Христа Святых последних дней, т.е. мормонская, на удивление прилично выглядящая в сравнении с большинством остальных их храмов.
16. Здесь же Лиепайская городская дума, занимающая здание бывшего Курляндского окружного суда 1899 года. За ним видны шпили костела.
17.
18. Неплохая дореволюционная застройка по соседству. Начальная школа №10.
19. Улица Куршу (Куршская). Справа виден павильон Петровского рынка.
20.
21.
22. Баптистская церковь св. Павла.
23. Ул. Куршу, 17.
24. Возвращаемся к Торговому каналу, за спиной остается костел св. Иосифа.
25. Деревянный модерн на перекрестке ул. Людвика (Людвиговой) и Кр.Валдемара.
26. Еще одна евангельско-лютеранская церковь.
27. Впереди видно здание бывшей Николаевской гимназии (1870).
28.
29. Здесь между тем в свое время 10 лет учился первый президент Речи Посполитой Габриэль Нарутович, уроженец Тельшей (ныне литовский Тельшяй), успевший побыть президентом всего 5 дней, пока 16 декабря 1922 года его не застрелил один нехороший правый экстремист.
30. Доходник на перекрестке ул. Валдемара и Авоту.
31. Улица Валдемара в сторону перекрестка с ул. Грауду (Зерновой).
32. Этот перекресток отмечен прекрасным доходным домом Редера, возможно красивейшим во всей Лиепае.
33. Он же на старой открытке.
34. На втором углу этого же перекрестка брутальнейшая четырехэтажка, с равным успехом могущая быть и до-, и послевоенной.
35. Застройка улицы Грауду.
36.
37. И еще несколько фотографий из этих же кварталов.
38.
39.
40. Перспектива ул. Радио с церковью св. Троицы вдалеке.
41. Я же вновь вышел к Торговому каналу. Вперед комплекс отеля "Променад" на набережной.
Отсюда и направимся в следующей серии к Балтийскому морю.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.
13.
Даугавпилс: Крепость.
14.
Краслава.
15.
Аглона.
16.
Лудза.
17.
Резекне: старый центр.
18.
Резекне: новый центр.
19.
Виляны.
20.
Варакляны.
21.
Екабпилс: Крейцбург.
22.
Екабпилс: Якобштадт.
23.
Саласпилсский мемориальный ансамбль.
24.
Рига имперская.
25.
Рига Первой республики.
26.
Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.
27.
Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР.
28.
Рига: панорамы с высотки Латвийской АН.
29.
Тукумс.
30.
Кандава.
31.
Талси.
32.
Вентспилс: Старый город.
33.
Вентспилс: Набережная.
34.
Кулдига: дорога в Центр.
35.
Кулдига: Центр.
36.
Лиепая: Кароста.
37.
Лиепая: Новая Либава.
38.
Лиепая: улица Лиела, площадь Роз.