N.B. Почему пельмени могут иметь этимологию из народных языков России (реl᾽ńаń [пель нан] (коми, удм.) - ухо + хлеб ("хлебные ушки"): https://new-etymology.livejournal.com/20152.html - а пироги - не могут?
Родственники -ROOG
(их очень много, переходят "один в другого"; возможно, изначально солнечная RA-лексика - без солнца невозможны ни РОЖДЕНИЕ и продолжение РОДА, ни РОСТ, ни приготовление пищи, ни питание):
[ruzi; рузи] (перс.) - обед, полдник ("дневная еда", от рӯз (тадж., перс.) - день - См. солнечная RA-лексика - https://new-etymology.livejournal.com/293235.html ). ручак (серб.), ručak (хорв., босн.), ручек (макед.) - обед; prânz (румын.), pranzo [пранцо] (ит.), prandium (лат.) - обед. brunch [бранч] (англ.) - обед. N.B. согл. народно-научных этимологов из Оксфорда, brunch - якобы "сленговый гибрид", выведенный в 19 веке из breakfast + lunch.
fruit [фрут] (англ.), frutto [фрутто] (ит.), Frucht [фрухт] (нем.), frukt [фрукт] (шв.) - фрукт, плод. N.B. не рассматривая начальное ф- как подвижный формант, но как неотъемлемую часть корня, индо-германистские компаративисты увязали фрукт с гипотетическим "пра-И.Е." *bhrug- с гипотетическим значением "наслаждаться", чем и ограничились: https://www.etymonline.com/word/fruit .
Для пирога возможна также следующая контаминация. ✔ в Вологодских наречиях (там, где изначально говорили по-вепсски) встречается слово «пирог» в значении «земельный надел»: «участок земли на ревизскую душу» (по рукописи П.А.Дилакторского, 1902 г. ). Возможно, связано с piir, viir, piiri, piire, piirine [пийр, виирь, пийрь, пийре, пийрине] (эст.), pīr [пиир] (ливон.), piiri [пиири] (водск.), pird [пирд] (вепс.) - грань, граница, рубеж, черта, предел, межá, очертание, контур, ограждение; piir, piiri [пиир, пиири] (эст.) - предельный, ограничивающий, пограничный; piirang [пииранг] (эст.) - ограничение: https://new-etymology.livejournal.com/176925.html . Ср. берег, бряг; Ср. park [парк], parco [парко] (ит.) и т.д. - парк (огороженная территория; арх. - огороженная территория для охоты); Ср. Па́рки (лат. Parcae) - три богини судьбы в римской мифологии, cоответствовали мойрам в греческой мифологии. При этом Мо́йры, Μοῖραι - от μοῖρα, мойра, букв. «часть», «доля» (семантика «части», «участка», «доли», «надела»).
кальки: ✔ pie [пай] (англ.), piehus (арх. англ.), pighe (гэльск.), pie, pia ("средневековая латынь") - пирог (начинка, запеченная в тесте). <-> пай (доля), паек, паёк (рацион); N.B. не общесл. - рус., укр.; раi, пай (тур., крым.-тат., тат.) - пай, часть, участок; [Spoiler (click to open)]Ср. бай (ингуш.) - луг; байоюк (ойрот. алтайск.) - обильная, богатая котловина, лог; paik, р.п. paika, paiga [пайк, пайка, пайга] (эст., вепс., людик.), pāika [пайка] (ливон.), paikka [пайкка] (фин., водск., ижор.), paikku [пайкку] (карел.) - место, пространство, простор; https://new-etymology.livejournal.com/207671.html
Для сравнения важно также привести гипотезу для слова ПИРОГ от академика Зализняка, с общепринятой увязкой с ПИРОМ, ПИРШЕСТВОМ (которая, безусловно, также имеет веские для себя основания) : https://youtu.be/oLGcD1ACbZo?t=270
«…ну вот, давайте начнём с простых примеров, совсем наивных. Ну, какое-нибудь слово «пирожное». Простой школьный разбор покажет вам, что можно отделить окончание -ое. <…> производное от слова «пирог» …[которое] существовало уже несколько тысяч лет назад. Дальше слова «пирог» вы, наверное, не пойдёте, но лингвистика школьный разбор тут остановит, слово «пирог» здесь неделимое, и на некотором синхронном уровне здесь это будет правильный ответ, но если исторически продолжать этот разбор, то окажется, что и пирог тоже всё же членится на части, каждая из которых имеет свою историю. В пирог имеется редкий суффикс -ог - такой же, как, скажем, в слове «творог», где, правда, мы не очень понимаем, что такое корень -твар-, но история показывает, что это действительно старый корень, а -ог суффикс. Как в слове батог (тот же самый суффикс, только в женском роде, в слове острогá). <…> Тогда остаётся часть -пир-, и этот -пир-, вообще говоря, вы можете уже с чем-то отождествить <…> и ваша мысль о связи со словом «пир», когда люди «пируют» будет верной. Пирог есть некий испечённый продукт для пира. <…> но это событие хороших, не берусь сказать точно, тысяч лет назад.»
«Итак, мы дошли до слова «пир». Казалось бы, тут уже полная остановка, дальше деваться некуда, «пир» такое короткое слово - наверное оно целиком значит то, что оно значит. Но лингвистика позволяет увидеть и следующий шаг: «пир» тоже членится. Исторически это тоже членимое слово, слово, в котором имеется древнейший суффикс «-р», чистый «-р», который в некоторых словах и сейчас довольно прозрачный. Скажем, «дар» делится на корень «да(ть)», и суффикс «-р». Менее ясно для вас, но тем не менее, точно такую структуру имеет слово «жир», корень «жи(ть)», и и суффикс «-р». <…> Вы скажете, а что же такое «пи» в «пир»? «Пир» - это там, где пьют. Глагол «пи(ть)», с корнем «пи», который является «пра-индо-европейским», то есть это хорошие там 7-8 тысяч лет назад, и который фиксируется в санскрите в форме «пита», в греческом «πίνω [пино]» - пью, и т.д.
Фасмер: ПИР род. п. -а, арх. рус., ц.-сл. пиръ ἄριστον (Супр.), болг. пир, сербохорв. пи̑р "свадьба", словен. pȋr. Древняя основа на -u, откуда пирова́ть, болг. пиру́вам; см. Мейе, RS 6, 131. От пить, пью; см. Траутман, ВSW 228; Буга, РФВ 73, 336; Младенов 423, Уленбек, РВВ 16, 563. Невероятно объяснение из д.-в.-н. fîratac "праздник", вопреки Хирту (РВВ 23, 336). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-9639.htm
По «истории» Зализняка, в чётком согласии с версией в словаре Фасмера, люди собирались, чтобы выпить, бухнуть, 7-8 тыс. лет подряд, и называли сие действие «пир», от глагола «пи(ть)». Больше ничего.
Ну еще, как выразился Зализняк, «хорошие несколько» тысяч лет назад некие люди изобрели к этому действию закуску, и назвали её «пирог», с «редким» суффиксом «-ог» (причем назвали его так только в северных славянских говорах, по признанию Фасмера).
А если поразмыслить, с реальной привязкой к истории, в частности, к языческим обрядам? И сравнив с ошибочно выкинутыми из исследований «финно-угорскими» языками, и также с оставленной без внимания древней шумерской лексикой?
pōrɜ [пырз] (хант.), pūr [пуур] (манс.), pår [пор] (самоедск.) - пир, жертвоприношение, жертвенная еда; п1ури, пури (ингуш.) - еда; бувр (ингуш.) - съедает; пхьер, пхьор (ингуш., чечен.) - ужин; Пурим - празднество, пиршество 25 февраля, единственный день в году, когда иудеям разрешается крепко выпить[Spoiler (click to open)]; N.B. якобы от слова «пур», что означает «жребий»: http://spbdn.ru/nacionalnye-prazdniki/evrejskij-prazdnik-purim/ (очень сомнительно, равно как и многие другие этимологии, "вытягиваемые" из самого иврита); [bur, pūrǝ; бур, пуурэ] (шумерск.) - пир, жертвоприношение, жертвенная еда; гл. есть (питаться); pūrlili; пуурлили (манси) - праздновать, пиршествовать; [purulli; пурулли] (хатт.) - весеннее празднество; fira [фира] (шв.) - праздновать; Ср. feiern [файерн] (нем.) - праздновать; отсюда Ferien [фериен] (нем.), feriae [фериа] (лат.) - каникулы, отпуск; в римские времена также перемирие на войне; Ср. fair [фэйр] (англ.), fiera [фьера] (ит.) - ярмарка; [Spoiler (click to open)]Ср. fête [фет] (фр.), feste [фесте] (устар. фр.), festa [феста] (лат., ит.), fiesta [фьеста] (исп.) - праздник, также праздничный рынок; пир (общесл.), пиръ (ц.-сл.), пировать, пиршество.