Путешествие по УЖД Антоновка-Заречное - 0 - Введение и оглавление

Mar 15, 2015 22:16




В 2012 году у меня наконец созрело желание, и появилось время и возможность посетить Антоновскую УЖД. Есть сожаление о том, что это желание появилось именно в 2012 году, а не в 2009 или 2010 - потому что зимой 2010-2011 года на этой узкоколейке демонтировали станцию Островск, вместе с которой УЖД потеряла часть истории, в частности два семафора из семи. Посещение Антоновской УЖД входило в наметившийся цикл моих путешествий по ряду исторических УЖД общего пользования на Украине, и если брать более глобально - в цикл фотопутешествий по железнодорожным глухоманям России и прочего бывшего СССР.

Если говорить об узкоколейках, я бы условно разделил их на два вида - капитальные и тяп-ляп. Тяп-ляпами является большинство сохранившихся технических узкоколеек - лесовозных и торфовозных, заводских. Их основной признак - небрежно уложенный и разболтанный путь, достаточный для проезда составов с удовлетворительной скоростью и сопутствующими нередкими сходами. На поворотах путь часто уложен прямыми рельсами, на стыках глубокие провалы. Противоположность - капитальные узкоколейки - это как правило УЖД общего пользования, сочетавшие в себе пассажирские и диверсифицированные грузовые перевозки, а также несшие социально значимую нагрузку, как то перевозку почты и взаимодействие со скорой помощью. На УЖД общего пользования путь уложен по нормам, близким к ширококолейным железным дорогам, в соответствии со всяческими расчетами и выверениями. Поезда там шли по графику, скорость достигала 40кмч, а сходы являлись внештатной ситуацией. И УЖД Антоновка - Заречное исторически является именно УЖД общего пользования.

То, о чем я сейчас говорю - скорее историческая справка. В настоящее время большинство УЖД общего пользования утратили свои общие функции, а многие из них и вовсе были утрачены вместе с путём и всем причитающимся. Антоновка - Заречное - это то, что сохранилось до наших дней от УЖД общего пользования. Хочу подчеркнуть, что таких объектов крайне мало, их единицы. И потому сохранившееся наследие очень ценно. Сейчас на Антоновская УЖД несет только функцию пассажирского сообщения, и является глубоко дотационным объектом, то и дело выносящимся на рассмотрение о ликвидации. УЖД имеет длину 106 километров, при чем это 106 километров качественно уложенного пути, сохранившего это качество с 50-х годов. А пассажирские сообщение - это всего одна пара поездов в сутки: утром поезд на Заречное, а вечером - обратно в Антоновку. Это расписание сохраняется уже десятилетиями. Об истории УЖД можно почитать в других источниках - интересуйтесь в комментариях, я дам ссылки. Здесь я не хотел бы переписывать справочные данные с других страниц. Достойные внимания детали я укажу в процессе основного повествования.

Но есть и нечто, придавшее данной поездке особую изюминку - это способ перемещения по объектам узкоколейки. Дело в том, что данная поездка неявно входила еще в один цикл, и даже в некоторую веху моей жизни и приключений - это путешествия по железнодорожным линиям на велодрезине. И для этой УЖД было специально сконструирована дрезина под два велосипеда, чтобы мы с отцом могли ехать по колее вдвоем. Именно благодаря дрезине сам формат путешествия вылился в интересный материал, а поездка была пропитана духом дороги, постоянного движения, и сопутствующей душевностью конца июля.




О дрезине я много рассказывать не буду, но приведу необходимую справку. Это моя авторская самоделка, не первая из серии велодрезин. Начал я с моделей для широкой колеи, а данная УЖД-дрезина была продолжением конструкторской мысли и адаптацией под реальность узкой колеи. Общая идея всех моих велодрезин одинакова - максимально использовать возможности велосипеда. По сути, дрезина - это велосипед и инструменты для его удержания в колее. Инструменты для удержания - это сборно-разборный каркас, в разобранном виде его можно перевозить на том же самом велосипеде, который впоследствии будет входить в состав дрезины. Что касается самого велосипеда, то он никак не модернизируется и ему не наносится какой-либо ущерб в угоду адаптации к железнодорожному применению. Каркас довольно легок, и состоит из алюминиевых профилей, болтов и стандартных колес от роликов. Двигательная система используется велосипедная, как есть - то есть, при движении по железной дороге используются те же педали и те же передачи. Если говорить о конкретной модели, использовавшейся для УЖД Антоновка - Заречное, то каркас с роликами весил 7 килограмм, и в разобранном виде крепился на багажнике велосипеда вместе с рюкзаком. То есть, вместе с дрезиной можно было ехать как ни в чем не бывало по тропинкам и дорогам. Дрезина изготавливалась в домашних условиях, и первый ее образец был забракован на испытаниях несмотря на то, что в дрезину было вложено много сил (испытывал я на Московской детской железной дороге, относящейся к узкоколейному стандарту):






Этот первый образец был попыткой вовсе снять с дрезины несущую нагрузку, и оставить дрезине лишь функцию удержания велосипеда в колее (за обода колес). Переднее колесо фиксировалось в неповоротном положении с помощью отдельно устанавливающегося фиксатора руля, а обода с двух сторон зажимались роликами. Но на испытаниях оказалось, что дрезину легко приподнимает, и ролики, соскакивая с ободов наверх, начинают лупить по спицам. Чтобы не усложнять и без того сложную конструкцию, добавляя к ней костыли, устраняющие побочные эффекты, я решил начать работу с нуля, и вернуться к хорошо уже себя показавшей идее - к конструкции, принимающей на себя часть веса велосипеда, и жестко поддерживающей передние колеса. К тому же, я выяснил, что алюминиевые профили в весе конструкции составляют меньшую долю, основная же доля веса обуславливается стальными болтами. То есть, выгоднее было взять более прочные балки, но в меньшем количестве - тогда была хорошая экономия на весе соединяющих болтов. Конструкция, выглядящая более массивной, на самом деле таковой не являлась, и весила 7 килограмм против 8 килограммов у предыдущего варианта:




В прочем, дрезина - это детище временное, делается она под задачу. Это уже далеко не первая конструкция, и многие болты и ролики, которые на ней применены, были сняты ранее с других дрезин, пошедших уже на лом. А когда дрезина собрана, ее лучше просто использовать, и больше не задумываться о ее происходжении.

Итак, давайте начнем наше небольшое, но и не маленькое путешествие:
( Перейти к глобальному оглавлению)
Previous post Next post
Up