Эстония. Город Нарва. Часть 1. Границы ключ переломлен пополам...

Jul 13, 2013 22:45

Эстония. Ида-Вирумаа. Highlights
Нарва. Часть 1. Границы ключ переломлен пополам...
Нарва. Часть 2. В поисках безысходности
Нарва. Часть 3. Русский след
Нарва. Часть 4 и последняя. Длинный Герман
Силламяэ. Сталинский заповедник
Кохтла-Ярве. Эстонский Донбасс
Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа
Нарва-Йыэсуу, она же Усть-Нарва. Возвращение на границу
Главная достопримечательность Нарвы - вовсе не "глянцевый" замок (впрочем, посвящу этому сооружению отдельный пост, так как оно действительно роскошно, а для любителей фортификации однозначно должно входить в список must see), а граница. Город расположен на берегу одноименной реки, по которой с 1991 года стала пролегать граница между двумя государствами - Россией и Эстонией.
Городов на пограничных реках много. Для Нарвы же река оказалась не просто границей, а "Берлинской стеной". Дело в том, что на противоположном берегу расположен российский город Ивангород. До 1945 года он был Ивановской стороной, районом Нарвы, но после Великой отечественной войны был передан из Эстонской ССР в состав Ленинградской области. Де-факто он составлял со своим эстонским соседом единый город вплоть до распада Союза. Планировка собственно Нарвы оказалась такова, что главный КПП в 1992-м пришлось строить прямо в центре города, на выезде на мост через реку. Уникальный случай - контрольно-пропускной пункт находится в 50 метрах от жилых домов, в чьих-то квартирах именно на него выходят окна. Или на очередь из автомобилей.



Здесь ставят эстонские штампы. На заднем фоне, за деревьями, - жилой дом.


Россия совсем близко - нужно только через мост перейти. По пятницам и выходным очереди могут достигать километров пяти - Хельсинки петербуржцам уже приелся, теперь они ездят еще и в Таллинн. Границу, кстати, можно пересекать не только на машине, но и пешком - что и делают местные жители, многие из которых живут на одном берегу реки Нарвы, а работают на другом. О таком традиционном для границ Шенгенcкой зоны "бизнесе" местных жителей, как перепродажа водки и сигарет, скромно умолчим.


Я был в Нарве в середине недели, поэтому с эстонской стороны очередь была довольно скромная - метров 100. КПП находится сразу за поворотом.


Вид на КПП со стороны одной из центральных площадей Нарвы.


Неслыханное дело - очередь из автобусов (они, напомним, проходят границу отдельно от грузовиков и легковых машин). Думал, что на границе шенгенской зоны подобное есть только на печально знаменитом из-за своих очередей погранпереходе Тересполь/Брест между Польшей и Белоруссией.


Один КПП - не то что бы мало для 80-тысячной Нарвы, но, так или иначе, в городе работают еще два пограничных перехода. Один из них - исключительно пешеходный и находится в нескольких километрах к югу от главного. Он открыт лишь с 07:00 до 19:00, и по нему нельзя проходить не только с багажом, но даже с ручной кладью, потому что отсутствует таможня. С эстонской стороны КПП называется "Нарва-2" (на штампах в паспортах, впрочем, он именуется просто "Нарва"), с российской - Парусинка.


Кстати, на этом КПП любой, у кого нет прописки в Ивангороде, может почувствовать себя Робертом Сноуденом. Дело в том, что эстонцы здесь впускают и выпускают всех (лишь бы вещей с собой не было), а вот российский пропускной пункт - т.н. "местный", то есть через него могут проходить лишь люди с ивангородской пропиской. Итак, представьте себе, вы проходите эстонскую границу, идете по пешеходному мосту (см. фотографию ниже), хотите вернуться на родину, а вас... не впускают. Если эстонская виза одноразовая, и обратно вернуться нельзя, то сам Сноуден вам позавидует.


Третий КПП находится на ж/д вокзале. Само здание не ремонтировалось с советского времени - и не известно, отреставрируют ли его когда-нибудь, потому что пассажирский железнодорожный транспорт в Эстонии спросом не пользуется. Автобусы просто-напросто быстрее.


Из Нарвы, третьего по величине города страны, ходит лишь дизель до Таллинна (раз в сутки) и проходящие таллиннские поезда в Москву и Петербург. Пока их не отменили (большинство людей ездит до Питера на автобусе, а тем, кому надо в Москву, там же пересаживаются на поезд), нужен КПП.


Напоследок еще немножко видов России, которая так близко (казалось бы - всего-то речку переплыть) - и в то же время так далеко. На противоположном берегу - церковь Святой Троицы, Ивангород, Россия.


Район частного сектора на берегу реки Нарва. Следующая опора линии электропередач находится уже в России.


Человек на шлюпке - разумеется, не рыбак (кстати, эстонцы против купания или рыбалки в Нарве не возражают, лишь бы вы не доплывали до середины реки), а пограничник.


Ивангород, ida-virumaa, Европа, Ида-Вирумаа, narva, Эстония, Ленинградская область, Россия, estonia, Нарва

Previous post Next post
Up