Эстония. Ида-Вирумаа. Highlights Нарва. Часть 1. Границы ключ переломлен пополам... Нарва. Часть 2. В поисках безысходности Нарва. Часть 3. Русский след Нарва. Часть 4 и последняя. Длинный Герман Силламяэ. Сталинский заповедник Кохтла-Ярве. Эстонский ДонбассЙыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа
Нарва-Йыэсуу, она же Усть-Нарва. Возвращение на границу- А один парень решил, что уже готов к самостоятельной жизни, и попросил нас отпустить его в Таллинн. Отпустили. А его на следующий день мертвым нашли. От передозировки.
Я мог бы начать рассказ о Йыхви с рассказа о процентном соотношении эстонцев и русских (это, между прочим, самый эстонский город северо-востока страны, здесь представителей титульной национальности аж 33%, а русских всего 53%), но решал вынести во "вне ката" именно эти слова. Те полчаса, что я общался с настоятелем местного храма адвентистов седьмого дня
Виктором Ныммиком, мне, наверно, не забыть.
Набрел на этот храм в Йыхви совершенно случайно. Тогда я думал, что если чего-то нет в Викимапии, значит, этого не существует в принципе. Да, эта церковь в самой качественной из интерактивных веб-карт отсутствует. Открыли ее совсем недавно, осенью 2012 года.
Так получилось, что из Силламяэ ждать прямого автобуса до Кохтла-Ярве пришлось бы слишком долго, поэтому я решил ехать до Йыхви, а оттуда уже добираться местным транспортом. До 1990 года он был одним из районов Кохтла-Ярве, да и сейчас входит в
агломерацию.
Визуально автовокзал в Йыхви гораздо больше, чем
в Нарве. Это объясняется тем, что здесь он попросту "вписан" в здание торгового центра. Кассовый зал по площади не сильно больше, чем в самом восточном городе Эстонии.
Эстонскую речь в Йыхви можно услышать гораздо чаще, чем в Нарве или Кохтла-Ярве том же. Данные о национальном составе населения города я привел чуть выше. Тем не менее на центральной площади Йыхви располагается именно православная, а не лютеранская церковь. Как и многие другие православные церкви Эстонии, построен храм Богоявления в конце XIX века (освящена в 1895-м), а примечательна тем, что в ней в 1950-1958 гг. (время-то какое!) настоятелем служил Алексей Ридигер, будущий Алексий II. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Православной церкви Московского патриархата (а есть еще Эстонская Апостольская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией патриархата Константинопольского).
Чем отличается 10-тысячный эстонский городок от 10-тысячного российского городка? Правильно, если в первом будет гипермаркет, то во втором - в лучшем случае "Магнит" или "Пятерочка". Думаю, что эти торговые центры станут здесь своеобразной чертой эпохи. Но на центральной площади (Keskvaljak) города Йыхви их, страшно сказать, два (и это не считая того, в котором находится автовокзал - он все-таки чуть вдалеке). Один новый...
...другой - перестроенный советский универмаг, который изначально построили еще в 1975-м на месте здания почтовой станции XVIII века. Но фотография ниже примечательна вовсе не им, а машиной Mercedes Sprinter на переднем плане. Дело в том, что в Йыхви и Кохтла-Ярве существует очень редкий для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Зздесь она ходит по наиболее населенной части агломерации и соединяет Йыхви с главной частью Кохтла-Ярве, о которой рассказано в предыдущем посте, по пути проезжая поселок Кукрузе. Проезд стоит 80 центов, оплата водителю при входе. Еще в Эстонии маршрутки ходят между Нарвой и Нарвой-Йыэсуу и больше нигде.
Вообще Йыхви показался самым благоустроенным городом Ида-Вирумаа. Но связывать это с меньшей долей русских в численности населения не стал бы. Кстати, городские власти в этих краях очень часто кивают как на пример ухоженности и чистоты на город Кингисепп Ленинградской области.
В целом, конечно, Йыхви - это все-таки еще русский Северо-Восток.
Но вернемся на Центральную площадь. Как вы думаете, сколько этому зданию лет? А оно, между прочим, уже при Хрущеве было построено, в 1954 году. В данный момент тут находится мэрия и администрация волости (это в Эстонии административно-территориальная единица второго порядка, соответствует нашему району).
Здесь же, на Центральной площади, стоит памятник генерал-майору Александеру Тыниссону. Он был одним из крупнейших военных деятелей эпохи т.н. Эстонской войны за независимость 1918-1920 гг., завершившейся подписанием Тартуского договора, по итогам которого Россия стала первой страной, признавшей Эстонию. Говорят, что во время "эпопеи" с Бронзовым солдатом этот памятник хотели снести. Не очень, правда, понятно, почему памятник Тыниссону стоит именно здесь, ведь с Йыхви этого человека ничто не связывает.
Этот дом, судя по всему, был построен как минимум в эпоху Первой Республики, а то и раньше.
А вот в этом здании, также расположенном на Keskvaljak, находится служба занятости. Учитывая, что половина площади перекопана, думается, что косметический ремонт в скором времени доберется и до него.
За мэрией находится небольшой сквер, в нем - кирха предположительно XIII века (Йыхви же впервые упоминается лишь в 1478 г.). Так или иначе, это крупнейшая односводчатая лютеранская церковь Эстонии - но много ли народу, учитывая национальный состав Йыхви (и тем более Кохтла-Ярве) сюда ездит?
Рядом - памятник погибшим в войну за независимость.
Есть здесь и микрорайон сталинок, напоминающий о том, что всего 20 с небольшим лет назад Йыхви был частью Кохтла-Ярве.
И без российских артистов, как и в Нарве и Кохтла-Ярве, тут не обходится.
Но, повторюсь, в целом город выглядит гораздо более "по-европейски" (в обывательском понимании), нежели его соседи. Вот таких улиц в каких-нибудь Нидерландах полным-полно (на фото - шоссе, ведущее в Кохтла-Ярве и на таллиннскую трассу).
Я намеревался дойти по этой улице до ближайшей остановки, чтобы сесть там на автобус до Кохтла-Ярве. И совершенно случайно набрел на уже упомянутую церковь Адвентистов седьмого дня. Разумеется, это направление протестантизма в Эстонии не то чтобы популярно (подавляющее большинство местных верующих протестантов - лютеране), но адвентистская церковь, если верить списку храмов в эстонской Википедии, есть едва ли не в каждом уезде.
Ее пастор, Виктор Ныммик, человек очень интересной судьбы. Родился в Казахстане, наполовину русский, эстонский же родитель оказался в Степи в связи с репрессиями. Потом обосновался в Вильянди, служил в Советской Армии. Свободно и без всякого акцента говорит по-русски. Рассказал, как с нуля создавал этот храм - разумеется, не без спонсорской помощи. Подтрунил над "русскостью" Нарвы - как-то раз пришлось ему покупать стройматериалы, и стоял выбор, ехать за ними в Раквере или Нарву. По словам Ныммика, в Раквере товар был "сделан по европейским стандартам", ну а в Нарве, мол...
Но это все мелочи. Главное, что при храме действует центр реабилитации для наркоманов и заключенных. Их исправляют и возвращают на путь истинный, разумеется, по-протестантски - трудом. Люди помогают строить храм (отделочные работы еще идут), и в обмен на это получают еду и ночлег. Конечно, не всем удается вернуться к нормальной жизни - кто-то, как парень, слова о котором я привел в предисловии, гибнет "на свободе" в первые же дни.
В отражении в стекле - супруга пастора Элеонора. Тоже абсолютно "мирская" по поведению и манере общения женщина, хотя, разумеется, глубоко верующая. Собственно, когда я подошел к необычному зданию, именно она открыла дверь и позвала меня внутрь, после чего провела по всем этажам и показала, как у них все обустроено. В том числе в этой комнате живут люди, которые проходят здесь реабилитацию.
Вот так выглядит главный зал храма. Заполняется он не до конца - паства по объективным причинам не очень большая. Обратите внимание на белый экран - презентации часто используются во время богослужению, и вообще пастор считает, что все здесь должно быть оснащено по последнему слову техники.
На первом этаже находится кухня, куда может прийти любой человек. Мне еды, но я (несмотря на то, что есть очень хотелось) лишь выпил чая с печеньками - все-таки там живут люди, которым "серьезная" еда гораздо нужнее, чем мне.
До чего же все-таки интересно было слушать пастора. Кстати, каких-то проповедей, попыток "обратить меня в свою веру" я от него не услышал. Так, скорее просто беседа "за жизнь" вышла. Коснулся он и темы РПЦ, но не стал слишком увлекаться ее обличением - просто мимоходом упрекнул за слишком сильный, по его мнению, симбиоз с государством.
Мы общались минут 40. Могли бы и дольше, но ему нужно было ехать в колонию, где он периодически общается с заключенными.
Ну а я пошел на автобус и уехал в Кохтла-Ярве.