Эстония. Ида-Вирумаа. Highlights Нарва. Часть 1. Границы ключ переломлен пополам... Нарва. Часть 2. В поисках безысходности Нарва. Часть 3. Русский след Нарва. Часть 4 и последняя. Длинный Герман Силламяэ. Сталинский заповедникКохтла-Ярве. Эстонский Донбасс
Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа Нарва-Йыэсуу, она же Усть-Нарва. Возвращение на границуНа северо-востоке Эстонии благодаря добыче горючего сланца сформировалась полноценная полицентрическая агломерация численностью населения в 50 тысяч человек. Сейчас в нее входят города Йыхви (о нем будет отдельный рассказ) и Кохтла-Ярве, состоящий из восьми частей - поселков при шахтах. Кстати, из-за удаленности поселков друг от друга Кохтла-Ярве, несмотря на численность населения в 38 тысяч человек (из которых 80 процентов составляют русские) - второй по площади город страны.
По сравнению с советским периодом добыча сланца в Ида-Вирумаа сократилась в десятки раз - сейчас в стране действуют всего две шахты. Соответственно, Кохтла-Ярве, окруженный в основном закрытыми шахтами, стал приходить в упадок и запустение. Это, пожалуй, самый депрессивный город страны
Терриконы, разумеется, остались.
Все началось в 1902 году, когда русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. В 1916-м петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, - так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название "кукерсит".
В Первой республике новая отрасль была востребованной - уже с 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов в Ярве, "главном" поселке Кохтла-Ярве, был построен т.н. Соцгород - комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров. Сейчас эти дома выглядят далеко не так презентабельно, как, например, в Силламяэ, до которого - всего 30 километров на восток. Зелени, впрочем, не меньше. Сейчас Соцгород - это сердце всего Кохтла-Ярве (если, конечно, у такого города может быть сердце).
Самый центр Соцгорода - площадь Вирула.
Главное расположенное на ней здание - торговый центр с одноименным названием. В советское время в нем находился кинотеатр "Победа". Кстати, дом построен уже не в сталинское время - в 1964 году. Впрочем, не владея информацией, можно подумать, что это - новодел.
Кстати, вывесок на русском в Кохтла-Ярве гораздо меньше, чем в Нарве. Доля русскоязычного населения здесь поменьше - всего-то 80% против более, чем 90 в самом восточном городе Эстонии.
"Шахтерский след" в Ярве, как ни странно, мало просматривается. Впрочем, один артефакт стоит прямо на Keskallee (Центральной аллее) - памятник шахтерам, в народе отчего-то получивший название "Два непьющих".
Напротив этого момумента, какого-то, согласитесь, слишком уж схематичного, - мэрия.
Соседнее с мэрией здание - явно конца 40-х - начала 50-х, но какое-то уж слишком монументальное по сравнению с теми домами, которые его окружают.
Здесь, на Кескаллее, еще и велодорожки есть.
Среди сталинок в главной части Кохтла-Ярве "заброшки" почти нет. Почти.
Главная городская "страшилка" находится на окраине Ярве. Здание общежития, теперь уже бывшего, когда-то выкупили итальянцы, решив сделать там гостиницу и развлекательный комплекс. Однако на том этапе, когда жильцы были уже выселены, а реновация еще не началась, планы новых хозяев резко изменилось - дом стоит заброшенным уже десять лет и пугает всех, кто въезжает в Кохтла-Ярве со стороны Таллинна. Впрочем, списывать появление такого объекта именно на депрессивность города и желание всех жителей оттуда уехать было бы неверным - повторюсь, в этом здании располагалось общежитие, жильцам которого пришлось уехать не по финансовым причинам.
Но если бы только это здание по улице Калеви, 33... Всего в Кохтла-Ярве насчитывается около 50 заброшенных домов.
На въезде в город со стороны Нарвы установлена водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве. Утверждается, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря. Что-то похожее есть. Еще бы подкрасить...
А с другой стороны улицы - руины ветряной мельницы, стоявшей когда-то на хуторе.
Как и в Силламяэ, в Соцгороде Кохтла-Ярве изначально не нашлось места религии. Лютеранского храма здесь нет до сих пор, а вот православная церковь есть - она находится рядом с бывшей шахтой, чьи терриконы были показаны на первых фотографиях. Церковь довольно необычна по архитектуре (нет вообще никаких украшений и круглых форм, за исключением куполов) - так вот, она была построена в период Первой республики и освещена в 1938 году. В советское время, естественно, не работала (хотя в забое шахты, как известно, атеистов не бывает).
Памятник погибшим за свободу нашей Родины (имеется в виду СССР). Да, это северо-восток Эстонии.
Да, совсем забыл упомянуть транспорт, а в данном случае это важно. Дело в том, что по улицам Кохтла-Ярве колесит уникальный для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Она соединяет некоторые поселки города, а также Йыхви. Проезд стоит 64 цента. Автопарк представлен олдскульными "Мерседесами" - конечно, не такими разбитыми, как, например, на Украине или в Закавказье, но уж точно не новыми.
Есть, впрочем, в городе и обычные автобусы.
Маршрутка отвезла меня в Йыхви, где у меня неожиданно состоялась очень интересная и познавательная встреча, ставшая самым ярким впечатлением за всю поездку по северо-востоку Эстонии. Что это было - напишу в следующем посте.