Русский след Западного пояса. Часть 3: о нынешнем (окончание)

Apr 08, 2015 02:12



....продолжение рассказа о том, куда ведёт русский след Западного пояса. Начало (общая часть и Прибалтика; ДИСКЛЕЙМЕР) здесь.

Кое-что по теме данного обзора можно написать и о Калининградской области - хоть и регион России, а всё же со своими заморочками особенностями. Здесь не покидает ощущение, что находишься за границей, каком-нибудь ещё одном и возможно непризнанном постсоветском государстве, например устроенном в начале 1990-х негражданами Прибалтики. Здесь говорят "там, в России"; около трети здешних храмов принадлежат католикам и лютеранам, а передача каждой бывшей кирхи РПЦ вызывает скандал, наездившийся в Польшу народ украшает лужайки у домов безумными композициями (хотя сейчас это и в остальной России появляется, но меньше), а всё вместе слагает безумную смесь Прибалтики с Дальним Востоком, где живут люди пришлые и пассионарные.... но на третье поколение таки породнившиеся с этой землёй, где ничего русского не было никогда и даже "дегерманизацией" её занималась не Россия, а поздний СССР в самом чистом своём виде.

2.


И хотя пока что сепаратизма тут нет и на подозрения в нём большинство калининградцев обижаются, всё же люди уже заражены этой идеей, пока ещё переживающей инкубационный период: у очень многих, даже вполне патриотичных калининградцев есть хорошо знакомая по всему Западному поясу убеждённость в своём культурном превосходстве над Россией. "Мы другие, мы европейцы" - слышишь тут очень часто, а "какой-нибудь Екатеринбург" в понимании местных означает "какая-нибудь задрипанная нищая гопницкая дыра". А то, что вот такой вот колоритный дядька с вилами за мной гнался не по главной улице Екатеринбурга и даже не по сибирской деревне, а по руинам немецкого конезавода под Черняховском, уже не столь важно:

3.


В общем-то, от такого мышления один шаг до "физиологической русофобии", и процесс этот, увы, идёт. В сущности, что даёт калининградцам основания считать себя какими-то особенными перед остальной РФ? В первую очередь - жизнь среди не ими построенных зданий да реуглярные поездки в Польшу и Литву ("мы видим, как европейцы живут на самом деле"). Пока что у калининградцев ещё есть осознание "Кому мы нужны? Мы дотационный регион!"... но это всё больше похоже на самоубеждение. Я всё же склоняюсь к мысли, что если в России не произойдёт радикального роста уровня жизни, то уже следующее поколение здесь вырастет с ощущением "эльфов под властью Мордора", а любые рациональные аргументы, цифры и факты будут разбиваться о "Надо просто от НИХ отделиться!".

4.


Схожие чувства у меня вызывает и Беларусь. Да, ближайший союзник России, самая русскоязычная страна мира, развивающаяся в первую очередь за счёт российского рынка сбыта, а извне воспринимаемая как чуть ли не очередной федеральный округ РФ, но... В Беларуси есть своя "мина замедленного действия".

5.


Первый её ингредиент, незначительный по объёму и выполняющий роль активатора - это змгары, то есть белорусские оппозиционеры-западники, аналог украинских "свидомитов". Последние литвинские шляхтичи среди перформатированного белорусского простонародья, для которых Беларусь - в первую очередь Великое княжество Литовское. Змгары малочислены и пока маргинальны, но по опыту общения - ГОРАЗДО агрессивнее украинских националистов. И один из лейтмотивов их рассуждений: "ненависть к России сейчас тут нарастает как снежный ком, все устали от Путина и его усатого наместника". То есть, с их точки зрения, всё хорошее в Беларуси - следствие менталитета потомков Великого княжества Литовского, а всё плохое - издержки путинизма-лукашенковщины.

6. "костёл с хрущобой" в Бобруйске.


А второй ингредиент - примерно такой:
"Но с другой стороны, многие российские реалии, типа: голодных смертей призывников, минометных обстрелов банкиров, жен мэров вошедших в десятку Форбс белорусам ПРОСТО не объяснить... они отказываются в это верить и обвиняют меня в клевете на братский народ" .... "Я уж не буду уточнять вид и калибр оружия которым и сейчас частенько отстреливают сильных мира сего в России, как и не буду описывать, что и по сей день творят с парнишками в армии... вы и сами все это знаете. Я просто писал о том ,что много из ново-русского просто не переводится на белорусский... откосить и отмазаться, наехать, откатить и распилить, вписаться, крышевать, купить корочку, диплом, права, мигалку, поехать по встречке, отобрать бизнес, взять в заложники, взорвать аэропорт, мочить хачиков и урюков... Для белоруса откосить - это запасти сена корове, а замочить урюков... наверное сварить компот" ( комментарии к этому посту).
Белорусы много говорят о России, и мне часто доводилось слышать рассуждения о том, что де там все спиваются, никто не хочет работать, людей убивают на улице средь бела дня и т.д. "Ну как живём? Ну небогато живём, конечно, но спокойно - у нас например ДЕТЕЙ НЕ ПРОДАЮТ". То есть с точки зрения значительной части белорусов Россия - это место, где варвары живут.

7.


Как только эти два ингредиента соединятся - рванёт, а грань между ними год от года всё тоньше и тоньше. До гражданской войны дело, конечно, не дойдёт, Беларусь всё-таки весьма однородна, скорее она просто станет истерично-русофобским государством с активной "литвинизацией", развенчанием "ватного мифа о партизанах" (с непременных сносов памятников), разрывом экономиечских и культурных связей с Россией. Тем более белорусам будет, что предъявить СССР/России (о том, почему они не разграничиваются - см. начало первого поста): да, здесь не было "лесных братьев" (а может, кстати, и были - какой-нибудь один захудалый отряд пропаганда легко раздует до массового движения), но в 1930-е и 1960-е годы на Беларусь обрушивался невиданный даже в остальном СССР "культуроцид", уничтоживший добрую половину её исторического наследия - это безусловно будет подаваться как стремление России додавить остатки литвинизма в "почти что сломленной" Беларуси.

8. Благовещенская церковь 12 века - последняя из снесённого в 1960-е годы ансамбля 2 костёлов, 2 церквей и синагоги, да и то воссозданная в после распада СССР, как и собор на заднем плане.


Ну вот и подошли мы к самому сложному звену Западного пояса - Украине. От других стран её отличают следующие черты:
1. Огромный размер.
2. Неоднородность (старательно выравниваемая ныне) в истории, укладе и идеологии.
3. Тяжёлый быт: бедность, коррупция и организованная преступность.
4. Древнерусское прошлое и преемственность Киевской Руси.
О специфике Западной Украины и 5 её исторических провинций я когда-то уже писал... но на Западенщине свет клином не сошёлся, ни в наше время, ни исторически - не были западенцами ни Шевченко, ни Мазепа, ни Петлюра, и памятник Пушкину в 1904 году студенты-националисты взрывали в Харькове. В Галичине же 19 века, наоборот, был феномен "галицкого русофильства", о масштабах и степени влияния которого, впрочем, спорят по сей день, но австрийские процессы над русофилами или перешедшими в православие приходами - историческая данность. В этом и сложность, что украинская идентичность имеет несколько корней, и в Российской империи пытались отсечь одни, а в Австрийской - другие.

9.


Тем не менее, ключевое отличие галичан от всех остальных украинцев вполне чёткое - это греко-католичество, или униатство, о котором я подробнее рассказывал в своём посте о наследии Западной Руси. Ликвидированное в Российской империи в 1830-е годы, здесь оно продолжало существовать, служа противовесом и римо-католичеству поляков, и православному влиянию Российской империи. Причём помимо основанной литвинами Украинской греко-католической церкви есть ещё и Русинская греко-католическая церковь в Закарпатье, созданная в 1646 году Ужгородской унией при Габсбургах.

10. Воздвиженский собор (1730-е годы) в Ужгороде - главный храм РГКЦ.


И настоящий "отец нации" тут отнюдь не Бандера, а Андрей Шептицкоий - греко-католический митрополит, возглавлявший УГКЦ в 1900-1944 годах. Царская администрация в 1914 сослала его в Суздаль, откуда он был освобождён Временным правительством; его арестовывали поляки, его брата с семьёй в 1939 году расстреляли чекисты. В начале войны он поддерживал фашистов, пока не осознал масштабов их зверств - Шептицкий ещё при Австрии опровергал "кровавый навет" на евреев, свободно владел ивритом, и во время войны укрывал евреев в своих монастырях, был единственным церковным иерархом в Европе, публично призывавшим остановить Холокост... В 1944 году он встретил советские танки, поздравил Сталина с победой и вскоре умер от инфаркта. Авторитет его был так высок, что фашисты не отваживались его арестовать за поддержку евреев, а Сталину он предлагал, если тот не тронет УГКЦ, "за 3 дня" убедить бандеровцев сложить оружие. Сталин, увы, не внял его просьбе, и это, возможно, была одна из главных его исторических ошибок: УГКЦ была включена в состав РПЦ, чем для униатов фактически был поставлен знак равенства между советским и русским, и вкупе с неприятием советской власти это был последний удар по галицкому русофильству.

11. над Львовом главный в УГКЦ собор Святого Юра, польский костёл Святой Эльжбеты и советская глушилка.


Но большая часть правления Шептицкого выпала на эпоху II Речи Посполитой, а в те времена главным врагом галицкого украинца был поляк. Тогдашняя Галиция была примерно как Дагестан лет 10 назад - зоной нестабильности с регулярными терактами и зашкаливающей преступностью. Сечевые стрельцы (украинские части австрийской армии) плавно эволюционировали в те силы, что ныне известны под словом "бандеровцы", первоначально боровшиеся именно с польской властью, кульминацией чего стала разгоревшаяся во время войны "Волынская резня", в которой были убиты десятки тысяч поляков и им сочувствующих. В общем, большевикам Галиция досталась с агрессивным и хорошо организованным подпольем, которое тут уже обратило оружие против нового врага. Так следом за отцом нации Шептицким галичане обрели героический эпос "Бандера".

11а.


Цепочка трагедий ХХ века привела к тому, что они оформились в исключительно амбициозный народ с мощной идеологией. Вот наглядный пример в Черткове - греко-католический собор 1990-х годов в форме тризуба:

12.


И если бы Западная Украина была отдельным государством, мы бы имели что-то среднее между Литвой и Молдавией, бедную гастрбайтерскую страну с этнографическим култом. Но галичане были здесь не одни - совсем рядом жили ещё десятки миллионов "испорченных совком" украинцев, для которых в свою очередь красивый западенский мир с опрятными городами европейской архитектуры, крепкими и оживлёнными сёлами, людьми, строящими огромные дома, не ожидая помощи государства и добрыми церквями, в которых можно фотографировать также выглядел весьма привлекательно. "Здесь я доверяю людям больше, чем на малой родине" - говорила мне одна львовянка родом с Восточной Украины, когда после майдана встала тень гражданской войны.

13.


Образно говоря, независимая Червонная Русь принялась делать то, что не доделала восемьсот лет назад - бороться с Залесской Русью за Киев. Смысл галицкого национализма - отнюдь не "Бей русских!", а "Русские - это мы", и не зря во Львове, Черновцах, Каменце-Подольском и много где ещё есть улица Русская. Своё объяснение есть и для униатства: ведь Русь не делала официального выбора между Римом и Константинополем, пустив католических монахов в Киев ещё в 1220-х годах. Мы считаем галичан "нашими людьми, которых ИСПОРТИЛИ поляки" - а галичане считают нас "своими людьми, которых ИСПОРТИЛА Золотая Орда". А раз испорчены - надо лечить...

14. митрополичий собор УГКЦ в Киеве, куда её центр переместился в 2012 году из Львова.


В принципе, я бы выделил в галицкой идее несколько ключевых принципов:
1. "Народное западничество" - Западная Украина была единственным восточно-славянским регионом, где западничество было по-настоящему массовым.
2. Образ жизни. Идеальный галичанин - это свободный, но набожный труженник-собственник с сильным национальным самосознанием. "Труженник-собственник", по Марксу - это крестьянин, но под это же определение прекрасно подпадают и малый бизнес, и гастрбайтерство. Главное - он не "винтик системы", а пусть небольшая, но самодостаточная единица, хорош организующаяся на низовом уровне, но плоховато взаимодействующая с государством. Как результат, самая чуждая среда для галичанина - коммунизм, а вот в реалиях типа наших 1990-х он как рыба в воде и от того же россиянина отличается способностью жить в этих условиях достойно.
3. Национальность и монокультурность.
4. Мессианство, то есть убеждённость в абсолютной правильности своего образа жизни и стремление им поделиться.
А вот всякие местные особенности эта идея учитывать вполне в состоянии, если они открыто ей не противоречат, и потому "галичанство" спокойно разрослось до "украинства" в его нынешнем виде. Думается, в условиях полной беспрепятственности Галич мог бы овладеть и Владимиром: тогда бы мы жили в изрядно ужавшейся Русской республике, где цари и императоры значились бы ставленниками то Орды, то Германии с Англией, героями дальнего прошлого были бы Разин и Пугачёв, а героем ХХ века - Власов, памятник которому общственность пыталась бы поставить на место мавзолея Ленина.

15.


И всё же не стоит переоценивать роль галичан: постсоветская Украина - это союз Галича и Новгорода против Владимира. Новгород в данном случае - это русскоязычная прозападная интеллигенция больших городов, что и у нас была властителями дум в Перестройку. Здесь же и просто неформальная молдёжь из микрорайонов, увлечённая романтикой борьбы эльфов против Мордора и в силу непростых отношений с родителями прекрасно понимающая, что Старший брат - это зло, он вечно мешает быть собой. Я не раз замечал, что национализм продвинутых украинцев из Харькова, Киева или Одессы - гораздо агрессивннее и навязчивее, чем у западенцев: последние были уверены в своих силах, спокойны и дружелюбны, этим же было физически необходимо свою идею постоянно доказывать. И хотя на Восточной Украине были свои традции национализма, всё же корни этого я вижу не в украинстве, а в самом что ни на есть русском западничестве, стремлении построить Нероссийскую Неимперию.

16. памятник в киевской Демиевке.


И, конечно, олигархия с её огромными капиталами, шедшими в том числе на политтехнологии. Олигархические кланы сложились в крупнейших промышленных центрах, и Донецк в продвижении своих политиков традиционно делал ставку на братство с Россией и советскую ностальгию, а Днепропетровск - на национализм и западничество. И в принципе всё это: олигархический феодализм с криминальными и советско-номенклатурными корнями, свобода слова, переходящая свободу оскорбления и экстремизма, постоянное бурление красивых идеологии и нищета - очень напоминает родные 1990-е. А в такой среде, конечно, самой привлекательной моделью оказалась галицкая.

17. Днепропетровск.


И наконец все эти силы сплотила концепция Альтернативной Руси: греко-католикам - распостранение их веры, идеологам и просто патриотам - преемственность Киевской Руси, русскоязычной интеллигенции - свободная страна, не запятнавшая себя бременем империи, обывателю - "зачем нам кормить ленивого и пьющего старшего брата?". Вот только дальше что-то пошло не так, и если (Прибалтику не считаем) в 1991 Украина по уровню ВВП на душу населения была страной №2 в бывшем СССР после России, к началу "нулевых" её оттеснили на 4-е место Беларусь и Казахстан, а к началу 2010-х она сползла уже на 6-е место, после Азербайджана и Туркмении. То есть, возникло непреодолимое противоречие: выбранный путь не может быть не верен, а жизнь почему-то лучше не становится...

18.


И чем сильнее Украина отставала от России и Беларуси, тем болезненнее становилась идеология, которой пейзаж украинсокго города или села буквально пронизан. Задолго до 2014 года у меня возникло ощущение, что Украина превратилась в самую враждебную России страну. Причём здешняя русофобия - в первую очередь культурно-историческая, и лишь затем - гражданская, а вот этнической русофобии (пресловутое "избили за русский язык") тут практически нет: всё же если в Прибалтике или Молдавии национальность - это врождённое свойство, то здесь национальность - это в первую очередь идеология, которую с одной стороны может исповедовать человек другого этнического происхождения, а с другой - которая становится чем-то вроде религии со своими набором обязательных к исполнению догм.

19.


Задолго до нынешней катастрофы появились все эти термины типа "свидомых" или "проф.украинцев". В сетевой дискуссии я таковых вычислял с 2-3 комментах чисто по стилю общения: навязчивость, демагогия (хотя у самых профессиональных - наоборот, очень проработанная аргументация с картами и выкладками... которая при мне не раз разбивалась как карточный домик, когда более компетентный, чем я, оппонент ловил их на подтасовках), но самое главное - постоянная аппеляция к гуманитарным категориям. Менталитет, цивилизационный выбор, религиозная принадлежность, особенности языка - всё это преподносилось как главные факторы уровня жизни, какие уж там экономические ниши и рынки сбыта! Ещё - весьма специфическая логика, заключавшаяся в том, что в причинно-следственных связях ключевую роль играли не события, а свойства. То есть, всё на свете происходит просто потому, что эти - такие, а те - сякие: например, рабы и свободные люди, или эльфы и орки... И что бы ни делал эльф (материться, хамить, убивать) - он эльф, а за что бы ни боролся орк - он орк, который не имеет достоинства и понимает только силу.

20.


Помню, как-то в комментах у Перископа один украинец доказывал, что все русские вырастают рабами просто потому, что мы называем детей изменённым на одну букву словом "рабёнок", а после ссылки на Фасмера заявил, что Фасмер - "пропагандон". Другой выводил у меня в комментариях концепцию русской лени от слова "неделя" - мол, у других славян этим словом ("нет дела") назывался только день для отдыха, а вы стало быть всю седьмицу бухаете? Строились какие-то дичайшие, настолько громоздкие, что я их даже не воспроизведу по памяти, историко-культурологические концепции, призванные продемонстрировать заведомую ущербность русских. Почему же тогда Россия богаче Украины? Сначала уповали на нефть, но нефть - это слишком техногенно, более подходящее объяснение - потому что всё хорошее в России от украинцев! И если в 2011-м они боролись с придуманным скорее не в Москве, а где-нибудь в Харькове тезисом "украинцев придумали в австрийском генштабе", в 2013-м доказывали, что "русских не существует, есть финно-угорские дикари с ордынском менталитетом, утопившие Русь-Украину в крови и присвоившие её имя", а в 2013-м и вовсе пришли к мысли, что Россия - проект украинской шляхты 17 века, вышедший из под контроля. В общем, со всеми этими концепциями украинские патриоты заигрались до полного ухода в параллельный мир, ведь только в параллельном мире можно было спрятаться от осознания, что Альтернативная Русь не удаётся.

21.


Сказалось и традиционно украинское незнание меры. И если в Прибалтике монументы своим ССовцам запрятаны где-то в глубинке, то здесь СС "Галичина" увековечена на знаменитом Лычаковском кладбище Львова. Агитки Геббельса выдаются за чистую монету, и подрыв советскими подпольщиками Успенского собора Киево-Печерской Лавры стал абсолютной аксиомой, а фашистские листовки о намерении депортировать всех украинцев до единого в Сибирь за то, что "при немцах узнали европейскую жизнь" выдаются за реальные планы советской власти, "даже сам Хрущов подтвердил!". Помню, я дня три не мог прийти в себя, когда один товарищ мне доказывал, что в расстрелах Бабьего Яра целиком и полностью виновна советская власть: мол, после подрыва Крещатика НКВДшниками у немцев выбора не оставалось, кроме как убить всех евреев... ничего не напоминает из прошлого года?

22.


Наконец, ко всему этому добавилась совершенно бесчеловечная концепция "ватников", означавшая в первую очередь полную бескомпромиссность: у людей, исповедующих иные взгляды нет ни достоинства, ни воли, а стало быть чужое мнение могло быть только проплачено российскми деньгами или прозомбировано российской пропагандой. То есть, в сухом остатке получалось: весь народ Украины в едином порыве за одну идею, а кто нет - те и не совсем люди, чего с ними считаться?

22а. перевод: "Оболонь - территория, свободная от донецких".


В общем, о роли России в нынешней ситуации можно спорить, но моя позиция основана исключительно на том, что ещё до весны-2014 на Украине был готов уже полный набор ингредиентов для гражданской войны, которые достаточно было лишь перемешать. Равно как и то, что почва для радикальной русофобии была подготовлена, и "никогда мы не будем братьями" было сказано за много лет до событий в Крыму.

23. Севастополь.


Специфическая логика, описанная выше, же берёт своё и тут. Вот допустим есть опыт Первой Чеченской войны и разрушения Грозного. Я весной думал, что не могут же они не учесть этого опыта, самого отрицательного в постсоветской истории, и не понять, какие последствия влоть до терактов в Киеве с захватом заложников это может привести. Наивный! Оказалось, что напротив - "разрушенным Грозным" украинские патриоты будут раз за разом оправдывать обстрелы донбасских городов.
В общем, не отрицая участия России в украинской войне, я считаю, что война эта зародилась внутри Украины и стала следствием нескольких несовместимых тенденций, прогрессировавших все годы её независимости и в феврале-2014 прошедших "точку невозврата".

24. а это в русской глубинке.


Напоследок - пару слов о Молдавии, хотя в ней ключевой момент - отношения не с Россией, а с Румынией, столь знакомым "старшим братом, от которого этот край искусственно оторвали", и мне тут как-то всё попадались "небратья" (причём независимо от того, за Россию они были или за евроинтеграцию). Русских в Молдавии 5%, украинцев - 8% населения, но все три народа православные, и между русским и молдаванином дистанция какая-то в самый раз: без отчуждения, как в Прибалтике, но и без взаимопревращения, как с белорусами и украинцами.

25а.


И хотя, говорят, в стране довольно сильная государственная русофобия (во многом поддерживаемая Румынией), бытовой русофобии я тут не замечал ни разу, и даже наоборот - часто встречал явную симпатию. Да и бедность тут ниже той черты, после которой ностальгия по СССР не изводится никакой пропагандой. Молдаване - кажется, единственный народ Западного пояса, не одержимый идеей культурного превосходства над русскими. При этом почти каждый встречный расскажет, где и кем он в России работал (один строил дачу, другой водил автобус и т.д.), а вот работавшие в Европе мне встречались на порядок реже - может, они просто богаче и не ездят общественным транспортом? Как бы то ни было, с молдаванами общаться мне было как-то даже легче, чем с белорусами.

25.


Да и просто есть ощущение, что Молдавия, получившая недавно безвизовый режим с Евосоюзом, от нас довольно далеко и нам особо нечего делить. Хотя вообще-то между нами вбит очень глубокий клин - Приднестровье:

26. русский солдат стережёт мост в Бендерах.


При этом за последний год у меня сложилось впечатление, что всяческие литовцы, украинцы (сами же, между прочим, когда-то воевавшие на стороне ПМР) и родная интеллигенция за территориальную целостность Молдовы радеют куда больше, чем сами молдаване. Молдавия хоть независимости ПМР и обещает никогда не признать, а отношения двух стран (признанной и непризнанной) на удивление конструктивны, между ними свой торговый оборот и человеческие контакты. Молдаване, как ни удивительно, уважают российских военных, которые пресекли войну и тем самым спасли немало жизней. В общем, как мне показалось, молдаване понимают приднестровцев намного лучше, чем украинцы - крымчан и донетчан, хотя всё же не могу понять, зачем молдавская власть с таким упорством цепляется за непризнание вполне состоявшегося государства.

26а.


Впрочем, присутствие России в ПМР очень заметно... а что, простите, нашей стране ещё было делать?

27.


В общем, картину я нарисовал весьма безрадостную, и я считаю, что виноваты в нынешней ситуации в той или иной мере все, кто к ней причастен. Страны Западного пояса - они маленькие (даже Украина, с её 50-миллионным некогда населением: кто-то метко обозвал её "быком, который возомнил себя тушканчиком"), но влияние их на мир оказалось непропорционально велико: имея исключительно психологическое и стратегическое значение для России, клюнуть медведя они могли достаточно болезненно, чтобы тут взревел и наломал дров. И то, что с первых лет после распада СССР большинство из них заняли резко антироссийскую позицию, и предопределило повестку на многие годы вперёд. Большой Запад, в первую очередь США, их в этом безоговорочно поддержал, и тут возникает принципиальный вопрос, что же первично: Америка и Европа поддерживали их ценой ссоры с Россией потому, что "не могли поступить иначе", или же наоборот - эти страны лишь кинжал в Руке Вашингтона? В любом случае, напряжение в Восточной Европе, её постсоветской части, и стало главным камнем преткновения России и Запада.

28. две крепости на границе, слева европейская Нарва, справа русский Ивангород.


Что могли сделать сами эти страны? Не идти с Россией на демонстративный конфликт: не городить "неграждан", сохранить особый статус русского языка (по крайней мере в Эстонии, Латвии и на Украине), не ставить под сомнение героику Великой Отечественной и уж хотя бы не ломать памятники советскому солдату. Проще говоря, преодолеть страх, потому что именно страх, что Россия вернётся и вновь отберёт независимость породил "эффект самосбывающегося пророчества", от которого всем сделалось ещё страшнее.
России же при таком раскладе следовало признать за этими странами право на своих героев, даже если герои эти воевали с Россией (потому что да, мне не понятно, чем тот же Мазепа хуже, например, Салавата Юлаева?) и не противодействовать их курсу на евроинтгерацию. Если бы Россия этого не сделала - это бы очень сильно добавило правоты местным русофобам.

29. памятник в Остроге.


Что мог сделать Запад, в первую очередь Евросоюз, куда они так стремятся? Выступить в роли мудрого аксакала, примиряющего разгорячённых соседей. Россия в этом смысле тоже "страна, убегающая от Старшего брата" (в роли которого как раз-таки "коллективный Запад"), и преодолеть вековое недоверие очень сложно: всё, что может быть интерпретивано как враждебность, интерпретируется как враждебность. В данном случае именно Запад (США, Евросоюз, Германия и т.д.) имел возможность требовать от этих стран всего того, что описано в прошлом абзаце - уважать культурно-языковые права русской общины, не трогать историю Второй Мировой. Если бы Евросоюз, принимая какую-нибудь Латвию, образцово-показательно прикрыл лавочку с "негражданами" и признал противозаконной реабилитацию латшыского СС - это было бы самым наглядным доказательством того, что никакой антироссийской политики Запада нет. А так... вдруг она действительно есть?!

30. немецкое кладбище в Балтийске - самом западном городе России.


И ещё - раз и навсегда забыть разговоры об уравнении СССР и Третьего Рейха. Вернее, тут уж или уравниваем ВСЕ когда-либо бывшие на Земле тоталитарные режимы (например, когда в ряд Гитлера и Сталина добавляют ещё и Мао, это звучит абсолютно по-другому - просто список крупнейших диктаторов ХХ века), или каждый случай индивидуален и моего погибшего на войне прадеда не ждёт одна историческая яма с убившим его фрицем. Пока русский народ значился жертвой сталинизма, а красноармеец в Европе - освободителем от фашизма, в "миллионы расстрелянных лично Сталиным" (с) я охотно верил, но навязчивые попытки уравнять русское с советским, а советское с нацистским и стали главным поводом усомниться.

31.


Наконец, что могла сделать Россия? "Меньше слов, больше дела".
В Прибалтике - как мне кажется, стоило просто смириться с тем, что она уже не наша и все её выверты с историей и языком уже не наше дело (закрывают же наши глаза на те же самые вещи в каком-нибудь Узбекистане!). Зато - сразу ввести безвизовый режим для неграждан (в том числе натурализовавшихся бывших неграждан), наделить рядом преимуществ на территории РФ (скажем, в вузы поступать наравне с россиянами) и т.д. - я, увы, не юрист, всех форм подобной помощи описать не могу.
В Калининграде - сделать для области-эксклава исключение во всяких мерах типа автопошлин-2009 или эмбарго-2014.
На Украине - отложить в сторону концепцию Русского мира и разговаривать с украинцами как с отдельным народом, потому что кто бы ни обвинял меня за это в русофобии, но украинцы действительно отдельный народ со своей историей, языком и культурным кодом. Однако идентичность их, как уже говорилось, имеет несколько корней, и надо было всячески поддерживать тот, на котором она могла стать пророссийской; из Харькова можно было вылепить культурную столицу не хуже Львова. Украина же могла бы при распаде СССР вернуть России Севастополь (даже не весь Крым!) на выгодных для себя условиях (скажем, безвозмездное и свободное базирование в нём ВМСУ) - тогда бы пристрастности между двумя странами было бы на порядок меньше.
И лишь с Молдавией противоречия (Приднестровье) были с той поры неразрешимы.

32. Конармия где-то в Галиции.


Словом, надо было в сущности немного - всем уважать друг друга.
И в 2010-м свои первые поездки по Западному поясу я делал с убеждённостью, что противостояние России и Америки должно сойти на нет и скоро вместо Запада в мире будет Север. В 2014-м же я уезжал оттуда с осознанием, что война продлится ещё годы, а вражда и недоверие будут, видимо, всегда. Я этому не рад. И одно из лучших воспоминаний тех путешествий - полуторачасовая прогулка на деревянной ладье в компании эстонцев и американца к русской границе на Псковском озере...

33.


Напоследок - несколько кадров по дороге домой из Финляндии, первой непостсоветской страны в моих самостоятельных путешествиях и на мой взгляд единственной страны, сумевшей стать по-настоящему независимой от России - ведь вечный страх и попытка убежать тоже является формой зависимости:

34.


О Хельсинки у меня было 4 поста:
Первые впечатления о Европе.
Виды города и пейзажи.
Транспорт финской столицы.
Планировал ещё 5 об отдельных районах - но понял, что нет ни времени, ни сил.

35.


36.


37.


38.


Особого контраста с Россией-то и нет: по отдельности всё это можно увидеть и в Подмосковье, и в Ленобласти. Только в Финляндии это норма, а у нас - нечто редкое и замечательное.... но точки соприкосновения миров всё же есть. Ближе к границе уже и надписи дублируют по-русски - финнов это не унижает.

39.


Странный этюд на заправке у Котки с калло - финской цыганкой (!):

40.


На границе, вопреки расхожему мнению, финский пограничник был угрюм (хотя и говорил по-русски с едва заметным акцентом), а русская пограничница чуть-чуть повеселее. Ни до Выборга, ни за Выборгом я не увидел обещанных мусорных куч, покрывающих толстым слоем обочины, хотя честно вглядывался на предмет этого стереотипа. Всё, я вернулся на родину!

41.


В Финляндию, а также в Польшу, я когда-нибудь поеду снова, так же основательно, как в Прибалтику или на Украину... но я не знаю, доживёт ли до тех поездок моё активное присутствие в ЖЖ. По крайней мере на ближайшие год-два с европеистикой я беру паузу, а буквально через несколько дней и вовсе улетаю в Среднюю Азию.

Итоги Западного пояса (2010-14).
Рейтинги достопримечательностей. От Эстонии до Молдавии.
Пять стран, два региона. Особенности: Прибалтика.
Пять стран, два региона. Особенности: Западная Русь и Молдавия.
Межвоенка Западного пояса (от Финляндии до Румынии).
Пять стран, два региона. Что между ними общего?
Идишланд. Сгоревшая цивилизация.
Русские в Западном поясе. История и наследие. Прибалтика и Молдавия.
Русские в Западном поясе. История и наследие. Западная Русь.
Речь Посполитая Многих Народов. Немножечко альтернативной истории.
Русские и Западный пояс. Наше время. Общее и Прибалтика.
Русские и Западный пояс. Наше время. Западная Русь и размышления.

Эстония, Пруссия, дорожное, Литва, "Другая сторона", "Балтийские ветры", Приднестровье, злободневное, Латвия, Молдавия, Белоруссия

Previous post Next post
Up