Продолжаю рассказ о русском следе в Западном поясе: если
в прошлой части речь шла о Прибалтике и Молдавии, где Россия всегда была гостем, то теперь отправимся в Западную Русь, с которой всё намного, намного сложнее.
! Дисклеймер !
Запрещены любые оскорбления, коверкание имён и названий, анально-генитальные сравнения, мат. Комментарий, содержащий подобное, будет удаляться независимо от содержания, после 2-3 таких комментариев - бан.
...В те времена, когда сетевые срачи на национальные темы были ещё весёлой народной забавой, одной из любимых тем было - кто же, черт возьми, является преемником Древней Руси? Тут можно вспомнить азы школьной программы - восточно-славянские племена, расселившиеся из междуречья Днестра и Днепра, постепенно объединились вокруг торгового Пути из варяг в греки, в узлах которого выросли три центра древнерусской цивилизации - Новгород, Полоцк и Киев. Я бы изобразил историю Руси в форме дерева, где все эти кривичи, словене, поляне, древляне были корнями, Киевская Русь - стволом, а всё что возникло на её осколках - ветвями, порой скрещивавшимися с другими деревьями леса... Единого преемника Древней Руси нет и быть не может.
2. кладбище в
белорусской деревеньке Бабцы.
Самой обособленной её частью мне представляется
Полоцк - ныне скромный город в Беларуси, важнейшие события в истории которого происходили более 1000 лет назад. В датских хрониках 12 века говорится, что где-то в 5-6 веках конунг Фродо I хитростью уничтожил Кольцо взял город Палатиски и убил его вождя Веспасия, и если за этим что-то стоит... то например Балтийское море выходит Полоцким морем! Есть гипотеза, что первое русское государство возникло именно вокруг Полоцка, с упадком которого возвысились периферии - Псков, Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, а "призвание варягов" в таком раскладе означает создание антиполоцкого союза и открытие обходного пути по Неве и Волхову вместо Западной Двины. А вот то, что в Полоцкой земле были самобытные имена (Всеслав, Звенислава и т.д.), что Владимир женил на себе княжну Рогнеду насильно, убив её отца Рогволда, о чём ещё в 12 веке сочинил красивую и жестокую легенду; наконец, что даже крестил полочан не Владимир, а исландский (!) миссионер
Торвальд Кондранссон в 1000-м году - вещи уже более достоверные. С той поры не осталось ничего, но всё же не случайно здесь, как в Киеве и Новгороде, в 11 веке построили Софийский собор. Полоцкой Софии повезло меньше всего - в нынешнем её здании 18 веке (тоже шедевр, но другой эпохи) от древнего храма остались лишь небольшие фрагменты:
3.
Ещё можно вспомнить (Ис)
Коростень в Житомирской области Украины, "столицу" диковатого народа древлян, в известного легенде убивших алчного до дани князя Игоря и подвергнутых страшной мести его вдовы-княгини Ольги. На городище у воды памятник княгине (якобы, в христианстве она раскаялась и построила на этом месте храм), а на горе - непокорному князю Малу, по одной из гипотез отцу ключницы Малуши из
Любеча, а стало быть деду незаконорожденного князя Владимиру.
4.
А вот древнерусские идолы лучше всего сохранила Подолия, откуда родом
Збручский идол, найденный в 1848 на правом (то есть австрийском) берегу этой пограничной реки и ныне обитающий в Кракове.
5.
Но корни сошлись в ствол, и тут можно рассказать ещё о многом. Например, о древнерусской топографии Киева с его
Ярославовым и
Владимировым городами, улицы которых украшали не только храмы 11-12 веков, но и несколько древнегреческих статуй из Херсонеса. Или о расцвете соседнего Чернигова (ведь именно там находится старейшее сохранившееся здание Руси -
Спасо-Преображенский собор, второй каменный после киевской Десятинной церкви), о
Змиевых валах и
Поросье - стране "ручных" кочевников, из которых выросли казаки. Или о том, что Киев не стал выбирать между Римом и Констнатинополем, общаясь с обеими сторонами расколотой церкви, и уже в 1228 году
на Подоле возник доминиканский монастырь, простоявший до времён Богдана Хмельницкого... но всё это лучше смотрите по ссылкам и тэгам.
6.
Киевская София в барочной "шкуре" 17 века - главный храм Древней Руси.
Ствол Руси хорошо заметен - стоявшие на водном пути Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов и Киев, к западу от него вокруг князей объединялись местные славяне, а на востоке шла колонизация малолюдных финно-угорских земель. Вот оно, настоящее сердце Древней Руси -
днепровский порт Киева, где встречались грек и варяг. С золотым куполом - Ильинская церковь (1692), старейший на Руси по времени основания (945) храм византийского торгового подворья:
7.
И именно этот ствол зашатался в 12 веке вместе с одной из основ: набеги на Константинополь и его падение в 1204 году были для Киева фатальнее, чем набеги на сам Киев, ибо с гибелью Византии он оказался в тупике. Оставался, впрочем, запасной "путь из латин в басурмане" - Волга, что и привело к возвышению Владимира. Падение "ствола" раскололо Русь на несколько частей, пути которых начали неуклонно расходиться. На Севере продолжал богатеть торговый Новгород, ставший центром не княжеств, а республики. Никуда не делся Полоцк, которому на пятки наступали Гродно и Туров. Но самые амбициозные княжества породили два плодородных Ополья - одно (с Владимиром) в Залесской Руси, другое (с Галичем) в Червонной Руси. Первая стала ядром будущей России, а вторая - россыпь
Червенских городов, за которыми киевские князья воевали с польскими королями в 10-11 веках - ни что иное, как Западная Украина. Ну а Киеву оставалась роль города-регалии, добиваемого постоянной борьбой за право им обладать.
8. Юрьева божница (1098-25) в городке
Остёр под Черниговом.
Домонгольские храмы в пейзаже Западного пояса выглядят примерно как античные руины. Мой любимый среди них -
церковь Святого Пантелеймона в Галиче (1140-94), вернее одном из его разбросанных на километры предместий:
9.
Галицкое княжество, объединившее в 1140-е годы (чуть раньше переезда Андрея Боголюбского во Владимир) помимо Галича ещё
Теребовель, Холм и Перемышль (ныне польские Хелм и Пшемысль - "несобранные земли" Древней Руси) стало родиной русской белокаменной архитектуры, перенятой из романского зодчества, а лучше всего прижившейся в России. На стенах Пантелеймоновской церкви сохранились граффити: в древнерусских храмах явление нередкое, и это потрясающе - "общаться" с людьми, жившими тысячу лет назад.
10.
Рождественская церковь в нынешнем
Галиче, который на самом деле был одним из предместий древнего города - вроде бы, в основе начала 13 века, но с тех пор не раз и сильно перестраивалась. У подножья - макеты каменных храмов, которых тут известно целых 14, в том числе необычные для Руси ротонды и квадрифолии ("четырёхлистники"), а также деревянные церкви, от которых остались фрагменты керамических полов.
11.
Центр Галича был на высоком холме у нынешнего села
Крылос, но Успенский собор (1182) разрушен Батыем. В 16 веке из белокаменных обломков в границах старого фундамента построили Васильевскую часовню (1500) и Успенскую церковь (1582), на некоторых блоках остались элементы декора:
12.
Самый западный памятник домонгольской Руси - Успенский собор (1154-60) во
Владимире-Волынском, известном с 992 года, был построен Мстиславом Изяславовичем в Окольном городе (вид с вала детинца) и служил княжеской усыпальницей. Рядом епископский дворец (1492), но верхние части и собора, и колокольни - начала ХХ века.
13.
Васильевская церковь (1190) в городке
Овруч, преемнике древлянского Искоростеня. Верхняя часть - опять же новодел, но очень удачный - проект Щусева:
14.
На окраине Полоцка -
Спасо-Евфросиньин монастырь с Преображенской церковью (1128-56), увы, напрочь уделанной снаружи - сейчас ни за что не догадаешься, что это был первый в русской архитектуре храм с кокошниками, равно и что эта архитектурная деталь зародилась в Беларуси 12 века, а не в купеческой Москве парой веков позже. Внутри оконце кельи Ефросиньи Полоцкой - в миру княжна Предслава, она была первой женщиной на Руси, посвятившей себя науке и искусству - в её времена это было возможно только через монашество.
15.
Ещё две столь же уделанные снаружи домонгольские церкви стояли близ Полоцка в Бельчицком монастыре, и были разобраны на стройматериал местными ни то властями, ни то энтузиастами в 1920-е годы. А вот Благовещенскую церковь
в Витебске снесли в 1962 году вполне сознательно - но ныне хотя бы воссоздали:
16.
Борисоглебская Коложская церковь
в Гродно - "храм с протезом", причём искалечили её не люди, а обвал неманского берега. Хорошо видна уникальная кладка гродненских храмов с каменными и керамическими вставками в кирпичной стене.
17.
Ещё фундаменты - Нижней церкви в том же Гродно:
18.
Церкви Иоанна Богослова (1165-76) в волынском
Луцке, весьма необычной "при жизни":
19..
Собора в
Турове - крошечном и древнем (980) городке в самом сердце белорусского Полесья. Здешний храм 1170-х был крупнейшим на Руси западнее Киева, а обрушился не от войн и набегов, а от землетрясения в 1230-м году. Но куда больше в этой глуши впечатляют
древние каменные кресты - два из них хранятся в деревянной церкви и по легенде поправ все законы физики приплыли сюда из Киева, а третий на кладбище "растёт" из земли как деревце, видимо просто выталкиваясь почвой:
20.
А за Брестской крепостью, выходя дверью павильона к границе, раскопаны не храмы, а обычные кварталы деревянного города с мостовыми из полубрёвен и тесными курными домами:
21.
Ещё есть "висячие замки" Карпат (
Тустань,
Болехов,
Подкамень), на врезках - реконструкция и пазы от креплений:
22.
И это собственно и вся домонгольская архитектура Западной Руси.
Если во Владимиро-Суздальской земле сохранилась около трети имевшихся каменных храмов, а в Новгороде и вовсе больше половины, то по всей Западной Руси - единицы из десятков. Увы, не смогу порадовать наших ура-патриотов историей о том, как "враги УБИВАЛИ русских людей": всё было сложнее и растянулось на века. Традиция и прервана была не монгольским нашествием, часть вполне себе древнерусских памятников тут появилась и после него. Вот например Васильевская церковь во Владимире-Волынском (конец 13 века) - последняя из тех самых ротонд с аляповатыми пристройками 19 века:
23.
Белая Вежа (1271-88) в белорусском
Каменце - характерный для Галицко-Волынского княжества каменный донжон деревянного кремля:
24.
А у солеварни в
Дрогобыче здания, конечно, 19 века, но сам её колодец непрерывно действует с 1250 года (!). Были и другие сользаводы (
Долина), и даже само слово Галиция, по одной из версий, происходит от латинского "galis".
25.
...К концу 12 века Галицко-Волынское княжество стало сильнейшим в Древней Руси, и Даниил Галицкий, современник Александра Невского, даже овладел в 1239 году Киевом... но галициизации на следующий год помешала Орда. Княжество находилось в кольце врагов, и неясно, кто был злее - поляки, татары или другие русские князья. Пользуясь тем, что Русь так и не сделала официального выбора между православием и католичеством, Даниил в 1252 году обратился за помощью к Папе Римскому, от которого получил титул Короля Руси, впервые в православном мире. В 1256 году он основал названную в честь сына новую столицу Львов, где первыми храмами стали Никольская церковь (1292, облик 18 века) и костёл Иоанна Крестителя (1270)
у Старого рынка - именно с этого скромного храма началась вестернизация будущей Украины.
26.
В 1299 году митрополит Всея Руси переехал из Киева во Владимир, причём отнюдь в Волынский. Неудачной была и попытка создать
Галицкую митрополию (1303) - второй же её владыка Пётр в 1309 году также уехал в Залесье и в 1325 году перенёс кафедру в Москву. Галицикая митрополия продолжила существовать, охватывая ещё и Молдавию но лишь углубляла разрыв Руси. В 1349 году Галицию подчиняла Польша, в 1434 учредившая Русское воеводство, но хозяевами этой земли на века стали католические магнаты - Потоцкие, Любомирские, Жолкевские и многие другие, принесшие с собой и соответствующую архитектуру. Большинством же населения, как и раньше, были русины - этим словом тут называли всех православных восточных славян. Самобытность русинской архитектуры лучше заметна даже не в Галиции, а в покорённой на полвека позже Подолии с её трёхконховыми ("трёхлепестковыми") храмами - вот например Петропавловская церковь (1580)
в Каменце-Подольском:
27.
А в деревнях нередки вот такие сюжеты - на одном холме замок для католической шляхты, на другом - храм-крепость для православных простолюдин, как например Покровская церковь (1467) в селе
Сутковцы:
28.
А Полоцк и Гродно ещё в 12 веке дистанцировались от борьбы за Киев и даже зодчество их не только не равнялось на киевскую традицию, но и обособиться от неё пыталось как можно сильнее. Ближайшим их соседом были литовцы, в те времена классические варвары - воинственные язычники, и примерно в годы не дошедшего сюда Монгольского нашествия литовский князь Миндовг покорил Городенское княжество, и приняв католичество, стал в 1253 году Королём Литвы. Как и Даниилу Галицкому, ему это не помогло, и уже в 1261-м Миндовг вернулся в язычество и принял русский титул великого князя - так появилось Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и всех прочих (это было его официальное название), где литовская знать стала той свежей кровью, что влилась в одряхлевшую Русь. Столицей нового государства в 1323 году сделался
Вильнюс на стыке литовских племён и славянской Чёрной Руси:
29.
В 14 веке это был полноценный древнерусский город - пусть и с языческим святилищем у княжьего двора и кварталами немецких купцов на посаде. История православных храмов Вильнюса примерно похожа - основаны в 1340-е годы язычником Ольгердом и его православной женой, тверской княгиней Иулианией; полностью перестроены в 1510-х князем Острожским (о нём позже); безобразно отреставрированы в каком-то азиатском стиле в 1860-е. Старейшая в городе церковь - Никольская:
30.
Крупнейший и самый оригинальный - Пречистенский собор, несмотря на псевдогрузинское оформление, в целом сохранивший силуэт:
31.
Пятницкая церковь не перестраивалась Острожским и до 1860-х годов была малоотличима от обычного дома:
32.
Троицкий монастырь, напротив, избежал "ориентализации" - при царе тут была тюрьма:
33.
А за пределами Вильнюса, как ни странно, каменное строительство практически замерло (не считая мощнейших готических крепостей - Луцк,
Новогрудок,
Лида,
Крево, Медининкай) - вообще, если судить по сохранившимся памятникам, меньше всего потрясения 13 века затронули Новгород, исправно строившийся весь 14 век. Но именно Литовская Русь стала в 14-15 веках "собирателем земель", поначалу заметно опережая в этой увлекательной игре Москву - ВКЛ овладело всей Беларусью, Волынью, Малороссией, Смоленщиной, Черноземьем, так что границы ВКМ и ВКЛ пролегали в нынешнем Подмосковье. ВКЛ было по сути первым в Европе государством с официальной политикой мультикультурализма, достигшей расцвета в 15 веке, когда литовцы наконец приняли Крещение. Тут даже архитектура не делилась по конфессиям - вот например характерные для ВКЛ готические храмы с башнями по углам - православная церковь Михаила Архангела в белорусских
Сынковичах:
34.
И бернардинский костёл Франциска Ассизского
в Вильнюсе:
35.
Убранство православного собора Духова монастыря -
там же:
36.
И всё же католичество неуклонно брало верх над православием, базилика вытесняла крестово-купольный храм, и вместо собирания русских земель ВКЛ само начало собираться Польшей. При этом и Польша, и Литва впали в безнадёжную олигархию, но если в Польше последняя была хоть как-то зарегулирована системой шляхетской демократии, то в ВКЛ всё более утрачивало признаки цельного государства. И хотя самым влиятельным родом был Радзивиллы, в данном посте уместнее вспомнить Острожских, ставших последними хранителями Литовской Руси. История этой ветви Рюриковичей показательна: Даниил Острожский в 1341 году бил поляков, а Константин в 1514-м - московитов; его сын Константин-Василий же в 1576-м основал Острожскую академию - первый университет восточно-славянского мира, а год спустя открыл крупнейшую в православном мире типографию, где небезызвестный Иван Фёдоров отпечатл Библию грандиозным для тех времён тиражом в 3000 экземпляров. В
Остроге и
Межириче сохранились 5-главые храмы 16 века, на своих московских ровесников непохожие ничем, кроме самой композиции.
37. Острог
Но единственная наследница Константина-Василия, овдовевшая Анна-Алоиза Хоткевич по смерти мужа тронулась умом и велела вынуть из могилы да перекрестить в католичество останки отца. Острожская академия закрылась в 1640 году, да и принадлежала Волынь к тому времени уже католической Польше, перейдя к ней вместе с Малороссией по условиям Люблинской унии 1569 года, когда Польша и Литва объединились в Республику Обоих Народов, проще говоря Речь Посполитую.
38. Межирич.
Скучающая литвинская олигархия к тому времени принялась играть в Реформацию, принимая то лютеранство, то кальвинизм, то что-нибудь ещё более экзотическое, и к моменту Люблинской унии больше половины элиты ВКЛ были протестантами. Простонародье же по всей Западной Руси и вовсе сохраняло верность православию, и взошедший на двуединый престол Стефан Баторий решил одним ударом обратить в католичество и тех, и других: в городах Речи Посполитой начали массово открываться иезуитские монастыри и коллегиумы (иногда - как в Вильно и Львове - поднимавшиеся до университетов). С задачей своей они справились - к середине 17 века почти вся аристократия вернулась в католичество, включая тех, кто в кальвинизм уходил из православия.
39. иезуитский собор Франциска Ксаверия и дворец Стефана Батория (справа)
в Гродно.
А в 1596 году к Люблинской унии добавилась
уния Брестская - Киевский митрополит Михаил Рогоза объявил о своём присоединении к католической церкви, но при этом с сохранением восточной обрядовости. Почва для неё, впрочем, готовилась почти 20 лет под руководством иезуита
Пётр Скарги. Так в Речи Посполитой появился один из главных её феноменов - греко-католичество, "народная религия", которая должна была как минимум обособить здешних православных, а как максимум - смениться для них римо-католичеством. Показательно, кстати, что Киевская митрополия к Киеву не имела ни малейшего отношения, её кафедра давно уже располагалась в Вильно, который и сделался центром униатства, за считанные десятилетия разошедшегося почти по всему ВКЛ, то есть - нынешней Белоруссии.
40. Витебск, "виленское барокко" - характерный стиль эпохи расцвета греко-католичества.
А вот украинские русины, напротив, униатство встретили в штыки, причём показывали в 17 веке на порядок более высокую политическую культуру, чем в 21-м - главным элементом борьбы стали не бунты и майданы, а православные братства:
41. Успенская церковь (1572-91) во Львове.
По сути дела такие Общества защиты прав православных по заветам профсоюзного движения Европы 19 века: "если хочешь что-то изменить - объединяйся с другими, кто хочет того же": в братства входили не только мещане и духовенство, но и купцы (зачастую греческого или южно-славянского происхождения, как например построивший колокольню с кадра выше
Константин Корнякт), и аристократия, способная отстаивать интересы братств через институт "шляхетской демократии". При братствах открывались школы (аналог коллегиумов), типографии (во львовской работал Иван Фёдоров), и в общем контрнаступление православия было столь успешным, что даже некоторые иерархи в 17 веке начали возвращаться обратно. Именно в 16-17 веках (начавшись, конечно, ещё до Унии) сложилась, например, галицко-волынская православная иконопись, совершенно непохожая на иконописные школы России:
42. из
музея в Луцке.
На территории Беларуси православие крепко держалось за Поднепровье, где в 17 веке в предместьях
Орши и Могилёва сформировалась даже своя православная архитектурная школа, от которой в ХХ веке всего один собор
Николаевского монастыря в Могилёве. Да
в Полоцке Богоявленское братство дало миру Симеона Полоцкого, впоследствии русского первопоэта.
43.
Униатство споткнулось о Киев, где важнейшими очагами сопротивления были Братский монастырь
на Подоле (из открывшейся при котором в 1615 году Братской школы выросла Киево-Могилянская академия) и Михайловский Златоверхий собор в Верхнем городе, 8 лет державший натуральную оборону при поддержке казаков, пока в 1620 году Иерусалимский патриарх не провозгласил уже православную и на самом деле Киевскую митрополию. Вообще, повторение истории в этом плане удивительно: из страха перед растущим влиянием Москвы и одновременно не воспринимая её как достойного противника, поляки во что бы то ни стало пытались обособить от её влияния население Восточных пределов, и хотя делали это осторожно, в итоге всё же наткнулись на ту грань, за которой действие породило ещё более сильное противодействие. Гранью этой оказались казаки, вопреки нашей историографии отнюдь не мечтавшие породниться с Москвой и регулярно с ней воевавшие на стороне Польши. Польша же, уверенная в своём совершенстве, их раз за разом обманывала, да и вдобавок православие казацкое оказалось непоколебимым - в общем, нараставшие не первый век противоречия наконец прорвались войной Богдана Хмельницкого, и её итог хорошо известен.
44.
Как знакомо: часть земель отправляются в Русский мир, в другой части вестернизация ускоряется по экспоненте. К 18 веку перевелись православные братства, и даже
Почаевская лавра, некогда сильнейший оплот сопротивления униатсву, стала главным греко-католическим монастырём:
45.
Как я понимаю, православие не исчезло совсем - но отступило в село, в эти трёхсрубные
украинские деревянные церкви, да и то лишь в Правобережной Малороссии.
46. Никольская церковь (1746) в Виннице.
Почему я так много пишу именно о греко-католичестве? Потому что свою задачу-минимум оно прекрасно выполнило: униатская Западная Русь оказалась обособлена от православной России. И присоединив эти земли по разделам Речи Посполитой в 1772-96 годах, Россия начала идеологическое контрнаступление, закрывая католические монастыри и организуя православные миссии: в Малороссии и Подолии удалось вернуть в православие более 2300 приходов и Почаевскую лавру. В 1839 году Полоцкий митрополит Иосиф (Семашко) провозгласил ликвидацию униатства в Российской империи, причём чья это была инициатива - униатского духовенства или властей - спорят до сих пор. Выходить из "тамбура" можно было в обе стороны, и шляхта и монашество предпочли католицизм; купцы, мещане и белое духовенство - православие, а крестьян никто и спрашивать не стал. К русской церкви перешло ещё 1600 приходов.
47. Преображенская церковь (1710) в
белорусских Смолянах.
А после Польского восстания 1860-х годов к делу подключились тяжёлые силы - генерал-губернатор
Михаил Муравьёв, у нас -Виленский, а у поляков -Вешатель. хотя занимался он не столько репрессиями, сколько политтехнологиями, которые сформулировал чиновник из его "команды", попечитель Виленского образовательного округа Иван Корнилов: "Русский язык и русская вера перестают называться холопскими; русского языка не стыдятся как прежде, а польским не щеголяют. Русское образование сильнее русского штыка" . Работал он вот здесь - ныне Президентский, а в 19 веке Генерал-губернаторский дворец (1819), перестроенный Стасовым из епископского дворца 1530-х годов:
48.
Русификация ВКЛ занимались, например, здесь.
49. сельская школа в
Строчице.
Или здесь - одна из бесчисленных "муравьёвок", церквей в русском стиле, строившихся тогда по всему бывшему ВКЛ. В основном они предельно неказисты, но задачу свою выполнили - униаты литвины всего за сотню лет стали православными белорусами, и даже на Волыни греко-католиков меньше, чем где-нибудь в Харькове или Одессе.
50.
И это, в общем-то, весьма наглядный ответ на вопрос "Куда делись древнерусские храмы?" - например, церковь на кадре выше, в посаде
Мирского замка, перестроена в 1865 году из костёла 16 века, а костёл в теории (не здесь) мог быть перестроен из домонгольской церкви. Две волны переосвящений и реконструкций (порой со сносом) не прошли бесследно, а в Литве можно наблюдать уже третью волну - многие закрытые при Советах церкви открылись в независимой стране как костёлы:
51.
Построенный Щусевым Троицкий собор (1905-11) Почаевской лавры олицетворяет домонгольский храм, прошедший все эти метаморфозы:
52.
Вот ещё монастырь на Казацких Могилах в
Берестечке (1907-14). А в целом, шедеврами российской архитектуры эти края небогаты:
53.
Самые впечатляющие памятники Российской империи тут не храмы, а крепости 19 века. Причём если в Гродно и
Каунасе укрепления просто опоясывают город, содержащий какие-то объекты инфраструктуры:
54.
То в
Бобруйске и Бресте крепости построены на месте Старых городов. Брестская крепость - не только героический мемориал, но и место, где в давно разобранном соборе была подписана уния:
55.
Да и "муравьёвки" не стоит путать с полковыми церквями, устроенными так, чтобы заходить и молиться строем:
56.
Даугавпилс.
И в целом губернии Западной Руси представляются мне одним из самых мрачных мест Российской империи - нищие, без больших городов (кроме 150-тысячного Вильнюса, а Минск, Витебск и Даугавпилс едва дотягивали до 100 тысяч), с
преимущественно еврейскими малыми городами, безнадёжно отставшие от остальной страны в развитии (тут же Вильнюс, доставшись России 3-м по величине городом империи, за 19 век вырос всего-то втрое, сползя во вторую десятку), но переполненные гарнизонами. Их печальную атмосферу в своё время хорошо описал Куприн в "Олесе" и "Поединке". Скудная застройка здешних уездных городков, прореженная войной, узнаётся сразу:
57.
Вокруг при этом жизнь кипела - совсем рядом были Рига, Киев, Одесса... Львов. Галиция к началу ХХ века была одним из самых процветающих регионов Австро-Венгрии - с населением 7 миллионов человек и одним из крупнейших в мире
районов добычи нефти. Там сохранилось и греко-католичество, ставшее в 19-20 веках "национальной религией" местных русин. Пышная застройка галицких городов тех же лет тоже хорошо узнаётся:
58.
...но "русским следом" это уже никак не назовёшь. В завершение рассказа - Покровский собор (1924-31) в белорусских
Барановичах с мозаиками и фресками снесённого в 1924-26 годах Александро-Невского собора в Варшаве:
59.
В следующей части - о современности.
Итоги Западного пояса (2010-14).
Рейтинги достопримечательностей. От Эстонии до Молдавии.
Пять стран, два региона. Особенности:
Прибалтика.
Пять стран, два региона. Особенности:
Западная Русь и Молдавия.
Межвоенка Западного пояса (от Финляндии до Румынии).
Пять стран, два региона.
Что между ними общего?
Идишланд. Сгоревшая цивилизация.
Русские в Западном поясе. История и наследие.
Прибалтика и Молдавия.
Русские в Западном поясе. История и наследие. Западная Русь.
Русские и Западный пояс. Наше время.
Речь Посполитая Многих Народов. Немножечко альтернативной истории.
Эпилог, или Еду я на родину!