Сегодня в нашем проекте
сравнительная историческая урбанистика 1987 год.
30 лет - это совсем немного по историческим меркам и многие из читателей прекрасно помнят то время. Но как изменился мир! Во многих странах сменился политический режим, общественный строй, образ жизни. Тысячи городов преобразились до неузнаваемости.
Итак, оправляемся в прогулку на нашей "машине времени".
Среди европейских столиц за эти 30 лет сильнее всего изменилась Тирана. Сейчас это типичный мегаполис "Третьего мира", задыхающийся в автомобильных пробках. В 1987 году там не было частных автомобилей ВООБЩЕ. Да и общественного транспорта почти не было. Город принадлежал пешеходам и велосипедистам.
Грузоперевозки обеспечивал гужевой транспорт:
На центральной площади Тираны царили тишина и покой:
Пхеньян 1987 года отличался от братской Тираны только шириной пустых проспектов:
В КНДР тоже не было частных автомобилей. Из-за ничтожного трафика в Пхеньяне до недавнего времени практически отсутствовали светофоры. Их заменяли женщины-регулировщицы, ставшие одной из "туристических достопримечательностей".
Разительные перемены на улицах северо-корейских городов начались лишь в самые последние годы.
Хотя в КНР 1987 года уже шло к концу первое десятилетие рыночных реформ и процветала частная торговля, даже в столице на улицах было очень мало автотранспорта, почти как во времена Мао. Основная масса людей передвигалась пешком и на велосипедах.
Одна из торговых улиц в Пекине, 1987 год:
Через пять лет, в 1992 году, КНР одним рывком выйдет на производство в миллион автомобилей в год, но пока автомобильный рынок страны находился в зачаточном состоянии.
На одной из главных артерий Шанхая в 87-м траффик состоит почти полностью из автобусов и грузовиков:
Типичный траффик 87-го в китайском Сиане:
Центральный проспект в Сиане 1987 г.:
Но теперь они пришли к успеху:
В странах Восточной Европы (кроме Албании) автомобилизация к 1987-году была уже на довольно приличному уровне, хотя автопарк заметно отличался от западного в сторону однообразия.
Берлин-1987 поделили "Трабанты" и "Варбурги":
Лейпциг-1987 аналогично:
Бухарест 87-го поделили автопромы советский и французский (местного разлива!):
В Бирме тоже строили социализм с опорой на собственный силы, с 1962 по 1988 год. Но к моменту введения самоизоляции туда успели завести довольно много автомобилей, которые к 1987 году выглядели уже весьма архаично:
Настоящим символом старого Рангуна были автобусы, переделанные из канадских военных грузовиков времён Второй мировой:
Увы, после начала либерализации в 1988 году вся эта экзотика довольно быстро стала уходить в прошлое, а Рангун (или как там его теперь?) стали превращаться в заурядный мегаполис "Третьего мира" с хайвеями и многоуровневыми развязками.
Экзотический вид улиц прошлого далеко не всегда определялся общественным строем, в не меньшей степени он был обусловлен культурно-цивилизационными различиями.
В капиталистической Индии к концу 1980-х автопарк был гораздо более архаичный и однообразный, чем в странах советского блока.
Бомбей 1987 года:
Но колорит индийских улиц всегда отличался, конечно, не только обликом автопарка.
Grant Road в Бомбее 1987 года:
В индийской провинции 87-го ездили вообще на таком (Bikaner, Rajasthan):
Пакистан тоже никогда не строил социализм, но его улицы были также мало похожи на западные, как албанские или северо-корейские.
Пешавар в 1987 году:
Этому есть только одно название: хаос))
Город Пенанг в Малайзии развивался очень динамично, но восточно-азиатский культурный код делал своё дело:
Если кому-то кажется, что на улицах наших городов слишком много рекламы и прочего визуального мусора, то можно утешиться: бывает гораздо хуже!))
Бангкок 1987 года уже столкнулся с транспортным коллапсом:
Вместо успокоения трафика и развития общественного транспорта в последующие годы там будут безудержно строить автоэстакады.
Немного Африки.
Милая экзотика старого Антананариву, 1987:
Своего рода символом мальгашской столицы стали Ситроены 2CV и Рено 4L, которые в самой Франции к 1987 году стали уходить на покой (при том, что Ситроен 2CV довоенной разработки клепали аж до 1988 года!)
Траффик в угандийской столице Кампале, 1987 (сравните с пекинским того же года!):
На другом полюсе мира находятся города, улицы которых (на первый взгляд) не особо изменились за 30 лет.
Лондон кажется вообще образцом неизменности:
Там первыми в мире столкнулись с транспортным коллапсом и первыми нашли из него выход, отдав центральные улицы общественному транспорту.
Гонконг в 1987 году был ещё под властью Британии, от которой воспринял весьма консервативное отношение к городскому транспорту:
Токио к 1987-му уже давно достиг физического предела автомобилизации, дальше просто было некуда:
Да, угловатые седаны с тех пор сменили формы на более обтекаемые.
Седаны вообще, кажется, вышли из моды, уступив место хэтчбэкам.
В 1987 году этот процесс уже начинался, что можно наблюдать на примере парижского траффика:
Кстати, на заднем плане, кстати, commi-blocks detected!
Парижские улицы 1987-го, превращённые в одну сплошную автостоянку - для нас это было "воспоминание о будущем":
Но хоть поперёк тротуара не парковались, и на том спасибо.
Даже на самом пике автомобилизации Париж сохранял элементы цивилизованной городской культуры.
На главной городской артерии, Елисейских полях, в угоду автотраффику не убрали брусчатку, не накопали подземных переходов и не прибавили пару полос за счёт деревьев:
Ещё заметнее изменение автомобильной моды в США.
Вид на Капитолий со стороны Индепенденс-авеню. Ю.Абрамочкин, 1987 год:
Сейчас большинство американских машин потеряли свою яркую индивидуальности и не особо отличаются от европейских или азиатских. А в 1987 году всё ещё было по-другому.
Если до Москвы чумное поветрие городских автоэстакад доползло лишь в последние годы, до для Нью-Йорка 1987-го это была повседневность с 50-летней историей:
К тому времени лишь старики помнили, что когда-то их город вполне обходился без этих монструозных конструкций.
Справедливости ради, не менее типичный Нью-Йорк 87-го:
Нормальная, живая улица, где половина машин приходится на жёлтое такси.
Бостон 1987 года в объятиях автоэстакад:
Вроде бы теперь это уже история: в последние годы крупные эстакады в центре Бостона были демонтированы. Началось выздоровление города после долгой болезни.
Из собранного материала по 1987 году я здесь использовал лишь 20%, чтобы не перегружать мозг читателей менее значительными примерами.
Про улицы городов СССР 1987 года дадим отдельный пост.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977/
1977-улицы, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы, 1987/
СССР-1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.